ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-3334/2022 от 13.10.2022 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

       20 октября 2022 года  

                                           Дело № А83-10033/2021

            Резолютивная часть постановления объявлена    13 октября   2022 года

            Постановление изготовлено в полном объеме       20 октября   2022  года

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                              Градовой О.Г.,

судей                                                                         Кравченко В.Е.,

                                                                                              Яковлева А.С.,

при ведении протокола секретарями  судебного заседания: до перерыва -  Ивановой И.Д.,  после перерыва  -   Голышкиной Ю.С.,

при участии в судебном заседании:

представителя Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго»  – Щеглова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную  жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю на решение Арбитражного суда Республики Крым  от 21  июня  2022 года по делу                                   № А83-10033/2021 

по заявлению Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго»

к Межрегиональному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю,

 при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым,

 об оспаривании предписания,

установил:

ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в суд первой инстанции подано заявление о признании недействительным предписания Крымского управления Ростехнадзора №19-14/2021от12.04.2021обустранениинарушенийзаконодательствавобластигосударственногоэнергетическогонадзора.

Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены частично, пункты 1,52-205,206,207,208, 209, 213, 214, 215, 231, 232, 233, 234, 239, 240, 241, 252, 253, 255, 274, 287, 410, 411,412, 425, 426, 427, 428, 429, 434, 435, 436, 447, 448, 449, 450, 453, 454, 455, 456, 457, 458, 459,460,461, 462, 463, 464, 467-480 предписания признаны недействительными, в остальнойчастив удовлетворениитребований отказано; с Крымского управления Ростехнадзора впользу заявителя взысканы понесенные судебные расходы в виде государственнойпошлины вразмере3.000 руб., из федерального бюджета заявителю возвращена излишне уплаченная  государственная пошлина в размере3.000 руб.

Судебный акт мотивирован тем, что охранные зоны устанавливаются законом, надзорный орган не установил обстоятельств, связанных с обязанностью установки счетчиков тепловой энергии; заявитель представил документы, касающиеся требований по ведению документации в сфере энергетики; вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции заявитель признан невиновным в совершении административного правонарушения  в части  эпизодов.

Крымским управлением Ростехнадзора подана апелляционная жалоба,  в которой надзорный орган просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального права. В апелляционной жалобе приведены только доводы о несогласии с решением суда о частичном удовлетворении требований.

Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» не согласно с ее доводами и просит решение суда оставить без изменений, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

В судебном заседании (с перерывом) представитель заявителя поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменений.

Представители иных участников в судебное заседание (в том числе после перерыва) не явились. О месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

На основании статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.

12.04.2021 начальником Межрегионального отдела по надзору за тепловыми установками и сетями, котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями Крымского управления Ростехнадзора на основании акта проверки № 19-14/2021 от 12.04.2021  выдано предписание №19-14/2021от12.04.2021обустранениинарушенийзаконодательствавобластигосударственногоэнергетическогонадзора, пунктами 1,52-205,206,207, 208, 209, 213, 214, 215, 231, 232, 233, 234, 239, 240, 241, 252, 253, 255, 274, 287, 410, 411,412, 425, 426, 427, 428, 429, 434, 435, 436, 447, 448, 449, 450, 453, 454, 455, 456, 457, 458, 459,460,461, 462, 463, 464, 467-480 которого на ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» возложена обязанность в срок до01.08.2021 устранить нарушения:

1) пункт 1 – в нарушение требованийпунктов 1 и 2статьи 23.2 Закона «Отеплоснабжении» №190-ФЗ, пунктов 2 и 4 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей  неустановленыохранныезоныэксплуатируемыхтепловыхсетей;

2) пунктами 52-205 – в нарушение требование подпункта 2.5.1 ПТЭТЭУ, пункта 15 Правил коммерческогоучета отсутствуютприборыучетаотпускатепловойэнергиивточкепоставкитеплоносителя от котельных, расположенных в Республике Крым:

г. Симферополь и Симферопольский район: ул. 1-й Конной Армии, 37 А, ул.Артиллерийская,85А, ул.Аэрофлотская,18, ул.Баррикадная.57А,пер. Батумский, 2, пер. Заводской, 52,ул.Коммунальная,69,ул. Объездная, 9, ул. Пушкина/ И. Козлова, 44/1, ул.Севастопольская,32А,45А,ул.Сергеева-Ценского,4,ул.Училищная42Б,ул. Гайдара, 3а/8А,ул.Жуковского/Луначарского,23/1,ул. Чехова, 23, ул.Элеваторная,8А,пос. Молодежное,ул. Строителей, 2, ул.Беспалова,27А,ул. Воровского, 19, ул. Глинки, 66-А, пр. Кирова,47 А, ул. Крымская, 4-Б, ул. Ленина, 17, ул.Ломоносова,1-А,ул. Луговая, 73-А, ул. Носенко, 68, ул.Пахотная,1А,ул. Радищева, 69 А, 78, пер. Северный, 17, ул. Совхозная, 4 А, ул.Тургенева,11А,пер.Фруктовый,13,с. Лозовое, 1, с. Строгановка,ул. Лечебная, 1 А, с. Перевальное,ул.Октябрьская,43А,с.Пионерское,ул. Майская, 1 А;

г. Белогорск, пл.КрасногоОктября,6,

г. Алушта, ул.Лесная, 1, ул.Виноградная, 4А, ул. Туристов, 3, ул.Б. Хмельницкого,11/1, 11/2, 11/3, 11/Г,

пгт. Партенит, ул.Партенитская, 7, с.МалыйМаяк, ул. Морская, 9, ул. Утренняя, 5, с.НижняяКутузовка,ул. Алуштинское шоссе 1,

г. Джанкой, ул.Крымская, 59, ул.Интернациональная,62А,ул.Советская, 51, 13 А, ул.Ватутина, 1 А, ул.КрымскихПартизан,82,ул.Совхозная, 19 А,  18 А,

пгт.Красногвардейское, ул. 50 лет Октября, с. Петровка, ул.Дальняя,1А, с. Марьяновка,ул. 8 Марта, 6,

пгт. Октябрьское,ул. Цурцумия, 15, ул.Кондрашина,68А,

пгт.Первомайское, ул. Героев Подпольщиков, 14 А, ул. Ленина, 162, ул. Школьная, 7, с. Правда, ул.Школьная, 22 Б,

пгт.Нижнегорский, ул. Молодежная, 28 А, ул. 50 Лет Октября, 51, ул. Молодежная, 12 А, ул. Гагарина, 8, ул. Школьная, 14,

пгт. Советский,ул.Железнодорожная,5а,

пгт. Раздольное,ул.Школьная,16,ул. Евпаторийское шоссе, 14 А, ул. Ленина, 13, ул. 30 лет Победы, ул. Красноперекопское шоссе, 23,

пгт.Черноморское,ул. Индустриальная, 5, ул. Кирова, 81,

Джанкойский район: с.Заречное,ул.Киевская,22а, ул. Кошевого, 25, с.ЗаветЛенина, ул. Шевченко, 42, с. Изумрудное,ул. Краснознаменная, 1, с.Крымка,ул. Бобылева, 23, с.Мирновка,ул. Новая, 4, с. Новостепное,ул. Бульварная, 11, с.Чайкино,ул. Ленина, 3, с.Яркое,ул. Садовая, 37а, с. Мартыновка,ул. Гагарина, 59, с.Марьино,ул. Днепровская, 57, с.Победное,ул.Ленина,58,с.Маслово,пер. Школьный, 1, с. Яркое поле,ул. Мичурина, 29а, с.Лобанове,ул. Ленина, 1,

Красногвардейский район: с. Александровка, ул. Школьная, 58, с.Петровка,ул. Горького, 13, с. Клепинино,ул. Октябрьский массив, 7, 20, ул.Колхозная,3(ул.Калинина,9),ул.Колхозная,10(ул.Калинина,10),ул. И. Франко, 1а, с.Карповка,ул.Школьная, 1, п.Красногвардейское,ул.Б. Хмельницкого,76,с.Восход,ул. Переверзева, 6, с.Краснознаменка,ул.Дружбы,1а,с.  Краснознаменка,ул.Школьная,1,с. Ленинское,ул. Октябрьская, 1, с.Пятихатка,ул. Ленина, 5, с.Полтавка,ул. Центральная, 1 (школа), ул. Центральная,1(ДУЗ),с.Янтарное,ул. Кубракова, 1,

г. Феодосия ул.Чкалова, 175 А, пер.Танкистов, 3А, ул.Куйбышева, 19 А, ул.Горького, 10 А, ул.Украинская, 11А, ул.Федько, 113 А, ул.Симферопольскоешоссе,29В,ул.Володарского,28А,ул.Челнокова, 2 Б, ул.Победы, 2 А, ул.Ленина, 8 А, ул.Чехова, 15А, ул.Курортная, 38 А, ул.Чкалова,62А,ул.Революционная,16А,ул.Дружбы, 44 А, ул.Симферопольское шоссе, 41 Р

пгт. Приморский,ул. Гагарина, 22 А, ул.Десантников,3Г,

г. Судак, пер.Солнечный,18,

г.Керчь,ул. Гудованцева, 6, ул.Еременко,32,ул.Кирова, 79 В, ул.Вокзальноешоссе,46,ул.Свердлова, 57, ул.Магистральноешоссе,3,ул. К.Маркса,10Б,пер.Кооперативный, 31, ул.Шлагбаумская, 32, ул.Островского,110А,ул.Ульяновых, 2 Г, ул.Пролетарская,15А,ул.Фурманова, 63 А, ул.Ученическая, 15, ул.Славы, 4, ул.Вокзальноешоссе,64,

пгт. Багерово, ул.Мира, 4

пгт. Ленино, ул.Курчатова, 1, ул.Шоссейная, 1, ул.Дзержинского, 10,

г. Щелкино, 1(Виток-Колви);

3) пунктами 206-209, 213-215, 231-234, 239-241, 252, 253, 255, 274, 287, 410-412, 425-429, 434-436, 447-450, 453, 454-464 в нарушение требование подпункта 2.7.1, пункта 13.2, пункта 13.6ПТЭТЭУ непроведенотехническоедиагностированиекотлов различных марок, расположенных:

в г. Симферополе, ул.Севастопольская,д.32-А - котелмаркиНИИСТу-5, ул. Коммунальная, д. 69 -маркиКВГМ-30, ул. Объездная, д. 9 - маркиКВГ-7,56-150,1 и марки КВГ-7,56-150,2,ул.    Беспалова, д.     27-А     - маркиSteel-861 1 и марки Steel-861 2, ул. Радищева, д. 78 - марки КВГ-7,56,  ул. Радищева, д.69А -  марки Steel-1080 №1 и Steel-1080 №2 ; ул. Кирова, д.47А - марки Steel-2500 №1 и Steel-2500 №2;  ул. Гайдара, д.3а – марки КВГМ-10 №1 и КВГМ-10 №2; ул. Дзюбанова, д.9  -  марки КВГМ-10 №1, 

в г. Евпатория - ул. Тимирязева, д.8. -  марки  КВГ-5,2-115СН №2 и КВГ-5,2-115СН №3; ул. Толстого, д.75 – марки НИИСТу -5; 

в пгт. Советский  - пер. Больничный, д.3 – марки  КСВа-0,63,

в пгт. Октябрьское – ул. Кондрашина, д.68-А- марки КСВа-2,0;

в г. Алушта – ул.Виноградная, д.4 – марки КВГМ-10 №1, марки КВГМ-10 №2 и марки КВГМ-10 №3,

в с.Нижняя Кутузовка  - ул.Алуштинское шоссе, д.1 – марки Факел №1 и Факел №2,

в г.Керчь – ул. Магистральное шоссе,д.3 – марки КВГМ-20 №1 и КВГМ-20 №2, ул. Свердлова, д.57 – марки ПТВМ-30, ул.   Вокзальное шоссе,д.64-А -  марки НИИСТУ-5 №1, марки НИИСТУ-5 №2 и марки НИИСТУ-5 №3,ул. Славы, д. 4 -  марки НИИСТу-5 №2,

 в пгт. Ленино – ул.Шоссейная, д.1  -  марки КСВа-1,25 №1,  КСВа-1,25 №2 и марки   КСВа-2;

 в пгт.Щелкино -  марки Uniterm6000 №1, Uniterm6000 №2, Uniterm6000 №3, Uniterm4500,КОЛВИ-3000 №1, КОЛВИ-3000 №2,

 в г.Ялта  -  ул.Свердлва, д.45  -  марки КВГМ-10 №1, КВГМ-10 №2, ул. Тимирязева, д.12 – марки КВГМ-10 №1, КВГМ-10 №2, КВГМ-10 №3,

 в  пгт. Массандра, ул. 16 апреля 1944г., д.2  – марки КВГМ-10;

4) пунктами 467-470 – в нарушениетребованияподпункта1.8.1. ПТЭЭП не представлены акты разграничения сетей по имущественной (балансовой)принадлежности между энергоснабжающей организацией и потребителями, отсутствуют исполнительныерабочиесхемыпервичныхивторичныхэлектрических соединений и производственныеинструкциипоэксплуатацииэлектроустановок, должностныеинструкциипокаждомурабочемуместу,

5) пунктами 471-474 – в нарушение подпункта 1.8.9. ПТЭЭП отсутствуют оперативный журнал, журнал учёта работ по нарядам и распоряжениям, журналиликартотекадефектовинеполадокнаэлектрооборудование, производственнаяинструкцияпопереключениямвэлектроустановках,

6)  пункт 475 – в нарушение подпункта 1.4.7. ПТЭЭП отсутствуютдокументы,подтверждающиепрофессиональнуюподготовкуработников, принимаемых для выполнения работ в электроустановках, соответствующуюхарактеру работы (протокол проверки знаний, дипломы, выписка из семестровых и экзаменационных ведомостей),

7)  пункт 476 – в нарушение подпункта 1.6.7.ПТЭЭП поистеченииустановленноготехническойдокументациейсрокаслужбы не проводилось техническоеосвидетельствование электрооборудования,

8) пункт 477 - в нарушение подпункта 1.6.1. ПТЭЭП необеспеченопроведениетехническогообслуживания,планово-предупредительныхремонтов,модернизациииреконструкцииоборудованияэлектроустановок,

9) пункт 478 - в нарушение подпункта 1.6.4.ПТЭЭП не разрабатываются долгосрочные планы технического перевооружения иреконструкцииэлектроустановок,

10) пункт 479 - в нарушение подпункта 1.5.3.ПТЭЭП не разработаны и не выполняются мероприятия по повышению надежности,экономичности и безопасности электроснабжения ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» иегоструктурныхподразделений,

11) пункт 480 -  в нарушение подпункта 1.7.2.ПТЭЭП,пункта 1.2.18. ПУЭ ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» допускает электроснабжение котельных(согласно Приложения № 1 к акту проверки от 12.04.2021 № 19- 14/2021) по III категориинадежности электроснабжения, тем самым нарушается функционирование особо важныхэлементовкоммунальногохозяйства,бесперебойнаяработакоторыхнеобходимадлябезаварийного остановочного производства с целью предотвращения угрозы жизни людей,атакжесоздаютсяусловиядлянарушениянормальнойдеятельностизначительногоколичествагородскихисельскихжителей.

Из акта проверки № 19-14/2021 от 12.04.2021 следует, что в период с 06.04.2021 по 09.04.2021, 12.04.2021 (общая протяженность проверки 5 рабочих дней/35 часов) надзорным органом на основании изданного распоряжения № РП-420-89-о от 18.03.2021 проведена внеплановая выездная проверка ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго», в которой принимали участие  должностного лица заявителя  - замгендиректора по техвопросам Куликов С.Г. и начальник службы производственного контроля Пилипенко А.В.

В акте проверки указано на то, что в хозяйственном ведении ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» находится 229 котельных, работающих на газообразном, жидком и твердом топливе, топливоиспользующее оборудование – 141 водонагревательный котел  различных марок. Иных обстоятельств проверкой не установлено.

На акт проверки заявителем поданы возражения, которые надзорным органом не удовлетворены.После выдачи предписания заявитель обращался с просьбой продлить срок исполнения предписания, на которую надзорным органом дан ответ.

Вступившим в законную силу постановлением судьи Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 28.04.2021 по делу №5-920/2021 ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 9.11 КоАП РФ (протокол № 25-14/06-2021 от 20.04.2021 за исключением котлов, указанных в пунктах 52, 53, 54,60,84,85,86,255,256,257,272,273,274,304,305,306,307,308,309,97,98,100,119,21,270,271,279,280,281,292,293,294,295,298,299,300,301,302,303,51,132,58,59,76,77,78,79.

Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2021 по делу № А83-11600/2021 признано незаконным и отменено постановление Крымского управления Ростехнадзора от 12.05.2021 № 24-14/06-2021 о привлечении ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго»  к административной ответственности по статье 9.11 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20.000 руб. Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 01.04.2022  этот судебный акт оставлен без изменения.

В соответствии со статьями 104 (подпунктом 2 пункта 1), 105 (пунктом 28) и 106 (подпунктами 1, 2 и 9 пункта 1) Земельного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются, в том числе, в целях безопасной эксплуатации объектов энергетики. В частности, могут быть установлены охранные зоны тепловых сетей. Охранная зона - зона с особыми условиями использования территории, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы теплосетей и вокруг других объектов данной системы в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения. Охранная зона теплосетей является территорией с особыми условиями использования.

В пункте 33 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации МДС 41-3.2000, утвержденных приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 21.04.2000 № 92, определено, что для обеспечения сохранности тепловых сетей должны устанавливаться охранные зоны, в пределах которых ограничивается хозяйственная деятельность.

В соответствии с пунктами 1 - 3 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.08.1992 № 197 (далее - Типовые правила, Правила №197), охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера. Охране подлежит весь комплекс сооружений и устройств, входящих в тепловую сеть: трубопроводы и камеры с запорной и регулирующей арматурой и контрольно-измерительными приборами, компенсаторы, опоры, насосные станции, баки-аккумуляторы горячей воды, центральные и индивидуальные тепловые пункты, электрооборудование управления задвижками, кабели устройств связи и телемеханики. Охрана тепловых сетей осуществляется предприятием, в ведении которого находятся тепловые сети, независимо от его организационно-правовой формы. Предприятия, организации, граждане в охранных зонах тепловых сетей обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев.

Согласно пункту 4 Правил № 197 охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки. Минимально допустимые расстояния от тепловых сетей до зданий, сооружений, линейных объектов определяются в зависимости от типа прокладки, а также климатических условий конкретной местности и подлежат обязательному соблюдению при проектировании, строительстве и ремонте указанных объектов. В пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту, в том числе загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы. В пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений.

Таким образом, пункт 2 Правил № 197 возлагает на предприятие обязанность по охране тепловых сетей, а в соответствии с пунктом 4 Правил № 197 охранные зоны тепловых сетей считаются уже нормативно определенными в параметрах, определенных данным пунктом.

Из оспариваемого предписания и акта проверки не представляется возможным установить, какие именно действия по установлению охранных зон тепловых сетей должно было совершить, но не совершило ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго». Надзорный орган при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции не представил доказательств в подтверждение неисполнения заявителем обязанности по установлению охранных зон.

Как указано выше постановление Крымского управления Ростехнадзора от 12.05.2021 № 24-14/06-2021 о привлечении ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго»  к административной ответственности по статье 9.11 КоАП РФ, в том числе по эпизоду не установления охранных зон, в судебном порядке признано незаконным и отменено.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон №  190-ФЗ) указанный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

В силу пункта 7 статьи 19 Закона № 190-ФЗ коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов.

На основании пункта 5 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 (Правила № 1034), коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.

В соответствии с пунктом 15 Правил № 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется во всех точках поставки и точках приема.

В свою очередь пунктом 19 Правил № 1034 установлено, что узлы учета оборудуются в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности трубопроводов, с учетом реальных возможностей на объекте.

В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Закона № 190-ФЗ владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Положениями статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении»  от 27.11.2009 №  261 (далее  - Закон об энергосбережении) определены порядок и сроки установки узлов учета.

При этом законом установлена дифференциация указанных правил, в том числе, в зависимости от вида (характера) объектов, потребляющих соответствующие ресурсы, объема потребления.

Так, согласно пункту 4.1. статьи 13 Закона об энергосбережении для Республики Крым и города федерального значения Севастополя собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии и ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.01.2019.

На основании пункта 8 статьи 13 Закона об энергосбережении до 01.01.2019 собственники объектов, которые указаны в частях 3 - 7 настоящей статьи и максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, обязаны обеспечить оснащение таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии, указанными в частях 3 - 7 настоящей статьи, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 01.01.2019 для Республики Крым и города федерального значения Севастополя (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4, настоящей статьи, частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), до 01.01.2021 (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 - 7 настоящей статьи, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час) и до 01.01.2021 для Республики Крым и города федерального значения Севастополя (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

Вместе с тем, в силу   части 1 статьи 13 Закона об энергосбережении требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).

Кроме того, реализация части  12 статьи 13 Закона об энергосбережении осуществляется ресурсоснабжающими организациями с соблюдением порядка, установленного частью 10 статьи 13 указанного Закона.

В настоящем случае из дела и акта проверки, предписания не представляется возможным установить где именно надзорным органом выявлено отсутствие приборов учета (непосредственно в котельных, в точках поставки тепловых ресурсов потребителям и др.), что понимается под "точкой поставки", указанной в акте проверки и предписании. Также надзорным органом с учетом приведенных выше норм закона о дифференцированной обязанности по установке приборов учета   не приведено нормативного обоснования возложения на предприятие соответствующей обязанности по установке приборов учета.

В отсутствие сведений о точках поставки, характере объектов, снабжение которых осуществляется тепловой энергией, невозможно сделать вывод о нарушении предприятием установленных правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.

Как указано выше постановление Крымского управления Ростехнадзора от 12.05.2021 N 24-14/06-2021 о привлечении ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго»  к административной ответственности по статье 9.11 КоАП РФ, в том числе по эпизоду не установления приборов учета, в судебном порядке признано незаконным и отменено.

Представленные суду первой инстанции письменные доказательства свидетельствуют о том, что ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» проводило техническоедиагностированиекотлов, имело акты разграничения границ балансовой принадлежности, схемы, должностныеинструкции, производственныеинструкции, справку о наличии актов об осуществлении технологического присоединения  в которых определены (установлены) границы балансовой принадлежности между энергоснабжающей организацией и потребителем  в лице ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго»,   вело оперативный, агрегатный, специальный  журнал  котельной  по ул.  Гарнаева, 67а, журнал учёта работ по нарядам и распоряжениям, журналиликартотекудефектовинеполадокнаэлектрооборудование, имело производственную инструкциюпопереключениямвэлектроустановках,  документы,подтверждающиепрофессиональнуюподготовкуработников, принимаемых для выполнения работ в электроустановках, соответствующуюхарактеру работы (протокол проверки знаний, дипломы, выписки из семестровых и экзаменационных ведомостей), проводило  техническоеосвидетельствование электрооборудования (представлены приказы о проведении и графики, акты), обеспеченопроведениетехническогообслуживания,планово-предупредительныхремонтов,модернизациииреконструкцииоборудованияэлектроустановок (представлены годовой график планово-предупредительного ремонта, ремонтный журнал, справка и акты об отремонтированных), разработал  долгосрочные планы технического перевооружения иреконструкцииэлектроустановок (долгосрочный план тех. перевооружения, распоряжение о проведении ежегодного анализа  технико-экономических показателей работы электрохозяйства), разработал и выполнял мероприятия по повышению надежности,экономичности и безопасности электроснабжения ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» иегоструктурныхподразделений, представил приказ о подготовке расчетных материалов для корректировки тарифов.

А потому обстоятельства, послужившие основаниям для выдачи предписания в части пунктов 475-479 надзорным органом не установлены и не доказаны, а представленные доказательства подтверждают выполнение ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» обязанности в области энергетики.

На основании изложенного Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права, иных (в том числе безусловных) оснований для отмены судебного акта не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Крым от  21   июня   2022   года  по делу №А83-10033/2021   оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю -  без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                                                        О.Г. Градова

Судьи                                               А.С. Яковлев                                                                                                                            В.Е. Кравченко