ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-3409/2022 от 06.10.2022 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

       13 октября 2022 года  

                                           Дело № А83-21162/2020

Резолютивная часть постановления объявлена  06 октября   2022 года

            Постановление изготовлено в полном объеме    13 октября    2022  года

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                         Градовой О.Г.,

судей                                                                    Кравченко В.Е.,

                                    Яковлева А.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания  Ивановой И.Д.,

при участии в судебном заседании:

генерального директора ООО «Строительная компания «Олдим» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную  жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Олдим» на решение Арбитражного суда Республики Крым от 30.06.2022 по делу № А83-21162/2020,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Олдим»

к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация Сакского района Республики Крым, Администрация Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым,

об оспаривании действий, понуждении осуществить определенные действия,

установил:

Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении требований ООО «СК «Олдим» о признании незаконными действий Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым по отказу в изменении категории земельного участка и вида разрешенного использования, оформленных в письме № 52247/01-10/1 от 26.10.2020, по тем мотивам, что категория и вид разрешенного использования земельного участка внесены в ЕГРН, изменение этих сведений не входит в полномочия МИЗО.

ООО «СК «Олдим» подало апелляционную жалобу, в которой просит судебный акт отменить и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что судом первой инстанции решение принято с нарушением норм материального права, так как испрашиваемый земельный участок расположен за границами населенных пунктов, а потому изменение категории земельного участка и вида разрешенного использования относится к компетенции МИЗО.

Отзыва на апелляционную жалобу не поступило.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, представители иных участников в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

На основании статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции, исследовав доказательства в совокупности, установил следующие обстоятельства.

Заявитель является арендатором земельного участка площадью 150.000кв.м. КН: 90:11:240901:201 (ранее КН: 012438800:09:001:0355), расположенного по адресу: Республика Крым, Сакский район, Штормовской сельский совет (за границами населённого пункта), права на который возникли на основании зарегистрированного 06.09.2010 за № 041002500017 договора аренды от 22.03.2010 о предоставлении в аренду без торгов сроком на 49 лет для строительства и обслуживания благоустроенного пляжа с центром водных видов спорта для потребностей территориальной громады Сакского района.

Права на земельный участок по законодательству Российской Федерации не переоформлены. Объекты недвижимого имущества (здания, сооружения) на земельном участке отсутствуют. Эти обстоятельства участниками не оспариваются.

25.09.2020 ООО «СК «Олдим» подало в МИЗО заявление, которым просило привести в соответствие категорию и вид разрешенного использования земельного участка с КН: 90:11:240901:201  с условиями договора аренды земельного участка и действующей градостроительной документацией. К заявлению приложены (в том числе) копии договора аренды земельного участка от 22.03.2010 и зарегистрированной в Службе госстройнадзора Крыма 11.02.2019 за № РК 08319021771 декларации о начале выполнения строительных работ.

26.10.2020 письмом № 52247/01-10/1 Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым отказало заявителю в изменении категории и вида разрешенного использования земельного участка, так как земельный участок поставлен на кадастровый учет с категорией «земли водного фонда», вид разрешенного использования – «общее пользование водными объектами», земельный участок по целевому назначению не используется,  полномочия по изменению категории и вида разрешенного использования принадлежат органу местного самоуправления по месту расположения земельного участка.

Действительно, по сведениям ЕГРН и публичной кадастровой карты земельный участок КН: 90:11:240901:201 имеет категорию - земли водного фонда, вид разрешенного использования - общее пользование водными объектами. Такие сведения соответствуют принятому 29.09.2015 Администрацией Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым постановлению № 10-з об отнесении земельного участка к категории – земли водного фонда, вид разрешенного использования – общее пользование водными объектами (код 11.1).

В соответствии с подпунктами 4 и 6 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции  15.10.2020, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений, далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе на земли особо охраняемых территорий и объектов и земли водного фонда.

Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ  указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов; виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Статьей 8 ЗК РФ предусмотрен порядок перевода земель из одной категории в другую, такой перевод осуществляется в отношении (в том числе):  пункт 2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; пункт 3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Таким законом является Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ (в редакции от 01.05.2019) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Статья 2 Закона № 172-ФЗ устанавливает:

- для перевода земельных участков из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую  в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (часть 1);

- в ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются (в том числе) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую (пункт 3 части 2);

- для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы (в том числе) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами (пункт 4 части 4);  согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую (пункт 5 части 4), которое направляется заинтересованным лицом в уполномоченный орган (часть 4.1).

Одним из оснований для отказа в переводе земельных участков в составе земель из одной категории в другую является наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами, что предусмотрено пунктом 2 статьи 4 Закона N 172-ФЗ.

Статьи 10 и 12 Закона № 172-ФЗ устанавливают особенности перехода земельных участков  особо охраняемых территорий и водного фонда.

Так, согласно части 2 статьи 10 Закона № 172-ФЗ перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) допускается в случае: 1) создания особо охраняемых территорий; 2) создания туристско-рекреационных особых экономических зон; 3) в иных установленных Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами случаях.

Статья 12 Закона №172-ФЗ предусматривает, что  перевод земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается в случаях: 1) создания особо охраняемых природных территорий; 2) установления или изменения границ населенных пунктов; 3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов; 4) прекращения существования водных объектов, изменения русла, границ и иных изменений местоположения водных объектов, в том числе связанных с созданием искусственных земельных участков в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Пункт 3 статьи 8 ЗК РФ предусматривает последствия нарушения  установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую - признание недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Исследованные доказательства свидетельствуют о том, что установленный федеральным законодательством порядок перевода земельного участка из одной категории в другую, изменение вида разрешенного использования земельного участка заявителем не соблюден; не представлено обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; отсутствует положительное  заключение государственной экологической экспертизы;  наличие обстоятельств, с которыми закон связывает возможность перевода земельного участка водного фонда в земли особо охраняемых природных территорий, не доказано  как  при  рассмотрении  МИЗО поданного заявления, так и при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций.

Доводы заявителя о неправильном установлении категории земельного участка и вида разрешенного использования выходят за пределы рассмотрения настоящего дела, так как предметом рассмотрения по данному дела является законность отказа в переводе земельного участка из одной категории в другую и изменение вида разрешенного использования, а не законность отнесения земельного участка к определенной категории и виду разрешенного использования. Решения и действия по установлению категории и вида разрешенного использования принято и совершены не МИЗО, эти решения и действия могли быть оспорены заявителем в установленном законом порядке.

Представленные заявителем письменные доказательства (переписка, судебные акты), касающиеся обстоятельств, предшествующих подаче заявления в МИЗО, не относятся к рассматриваемому делу, и оценке не подлежат.  

Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии у МИЗО полномочий по принятию решения об изменении категории и вида разрешенного использования земельного участка  КН: 90:11:240901:201  исходя из следующего.

В соответствии с Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утвержденным  Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 № 157 (в редакции от 04.08.2020):

- пункт 1.1: Минимущество является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляет отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, которое находится в его ведении;

- пункт 2.6: осуществление в пределах компетенции Минимущества контроля за использованием и сохранностью имущества, в том числе земель и земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, в порядке, установленном Советом министров Республики Крым;

- к основным функциям Минимущества относится:  осуществление от имени Республики Крым в установленном порядке управления и распоряжения имуществом и землями, находящимися в собственности Республики Крым (пункт 3.2); оказание государственных услуг в сфере имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым в пределах своей компетенции (пункт 3.6);

- пункт 4.72.15: Минимущество в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет полномочия по принятию решений по установлению категории земель, находящихся в собственности Республики Крым, а также по установлению и изменению вида разрешенного использования земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, в установленном порядке.

Таком образом, Министерство не наделено полномочиями по принятию решений об изменении категории и вида разрешенного использования земельных участков, не находящихся в собственности Республики Крым, каковым является земельный участок КН: 90:11:240901:201.

На основании изложенного Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права, изложенные в нем выводы соответствуют обстоятельствам дела, иных оснований для его отмены не установлено, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Крым от 30   июня   2022   года  по делу №А83-21162/2020  оставить без изменения.

Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Олдим» -  без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                                                        О.Г. Градова

Судьи                                               А.С. Яковлев                                                                                                                             В.Е. Кравченко