ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-3550/2022 от 25.10.2022 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

25 октября 2022 года                                                       Дело № А84-3574/2022

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кузняковой С.Ю., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю на решение Арбитражного суда города Севастополя от 25 июля 2022 года по делу А84-3574/2022, принятое в порядке упрощенного производства по заявлению Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» в лице филиала Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» «91 финансово-экономическая служба» об оспаривании решения и требования Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю,

установил:

Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота» в лице филиала федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «91 финансово-экономическая служба» (далее – заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю о признании незаконным решения от 19.04.2022 № 3 о привлечении к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учета в системе обязательного пенсионного страхования и требования  от 20.05.2022 № 092S01220001625 об уплате финансовых санкций.

Определением Арбитражного суда города Севастополя от 24.05.2022 заявление принято в порядке упрощенного производства на основании статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производстваи 25 июля 2022 года по делу принято решение путем подписания резолютивной части решения.

03 августа 2022 года суд составил мотивированное решение по делу.

Решением суда первой инстанции заявление удовлетворено. Суд признал незаконным и отменил полностью решение пенсионного фонда от 19.04.2022 № 3 о привлечении к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Дополнительным решением от 03.08.2022 суд признал незаконным и отменил полностью требование пенсионного фонда  от 20.05.2022 № 092S01220001625 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Не согласившись с принятым решением, пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 25.07.2022 отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований. Считает решение суда незаконным, необоснованным, поскольку сведения, представленные учреждением о страховом стаже за октябрь-декабрь 2016 года в отношении застрахованного лица, не были приведены в соответствие в части специального трудового стажа, что свидетельствует о непредставлении в установленный срок сведений о застрахованных лицах. Кром того, указывает, что органы пенсионного фонда могут реализовать свое право на получение необходимых сведений независимо от периода прошедшего времени.

Учреждением отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

Апелляционная жалоба, информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещены арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru.

         В соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ Двадцать первый арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.

Из материалов дела следует и судом установлено, что в связи с поступлением запроса клиентской службы (на правах отдела) в Нижнегорском районе пенсионным фондом была проведена проверка первичных документов учреждения на предмет установления факта льготного характера работ застрахованного лица Середы Татьяны Михайловны за период 2013-2019 годов, по результатам которой 22.12.2021 составлен акт № 82. Из указанного акта следует, что периоды работы Середы Т.М. в должности судового повара и камбузника в войсковой части 64994 подтверждены, но подтвердить занятость в течение полного рабочего дня не представляется возможным.

20.01.2022 пенсионным фондом в адрес учреждения направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, с указанием необходимости предоставления в течение пяти рабочих дней откорректированных сведений в части специального трудового стажа Середы Т.М. за 4 квартал 2016 года, за 2017 и 2018 годы. Граничная дата представления сведений — 26.01.2022.

Страхователем 26.01.2022 были представлены сведения о страховом стаже в отношении вышеуказанного застрахованного лица по форме СЗВ-КОРР с типом формы «корректирующая», в том числе за 4 квартал (октябрь-декабрь) 2016 года, а также письмо от 26.01.2022 № 350 из которого следует, что подтверждением работы (занятости в течение полного рабочего дня) на указанных должностях являются табеля учета рабочего времени, подписанные капитаном судна и командиром войсковой части. Кроме того, учреждением указано, что при принятии решения оно руководствовалось также разъяснениями ГУ-УПФУ РФ в г. Севастополя от 09.11.2018 № Б-3136-10.

По результатам рассмотрения материалов указанной проверки и возражений учреждения пенсионным фондом составлены акты о выявлении нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе от 18.03.2022 № 3, а затем приняты решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе оспариваемое решение от 19.04.2022 № 3.

20.05.2022 во исполнение  названного решения в адрес страхователя направлено  требование №092S01220001625 об уплате в срок  до 15.06.2022  финансовых санкций в размере 500 руб., которые в добровольном порядке  уплачены не были.

Не согласившись с законностью принятых решения и требования, учреждение обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Апелляционный суд, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, пришел к следующим выводам.

Статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ)  установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.

Согласно части 2 статьи 11 Закона №27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным
законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) необходимые сведения, перечисленные в данной части, том числе периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрено применение финансовых санкций к страхователю в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 указанного Федерального закона.

В силу статьи 16 Закона № 27-ФЗ органы Пенсионного форма
обязаны, среди прочего, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным. Кроме того, органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете, в том числе представленных страхователями, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению зарегистрированного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Пенсионным фондом Российской Федерации, сообщив об этом зарегистрированному лицу.

 Частью 5 статьи 17 Закона №27-ФЗ и пунктом 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах (далее - Инструкция), утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, установлено, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон № 400-ФЗ), пунктом 9 части 1 статьи 30 которого предусмотрено назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет и 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомагательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Согласно ч. 6 ст. 30 Закона № 400-ФЗ условия назначения страховой пенсии по старости, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в п. 9 ч. 1 указанной статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Порядок исчисления периодов, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установлен Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 (далее - Правила N 516).

В силу пункта 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Середа Т.М. в период с 2013 по 2019 года являлась работником войсковой части 64994 в должности согласно записей в личной карточке.

По результатам специальной оценки условий труда на рабочих местах в войсковой части 64994 должность Середы Т.М. являлась должностью, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, (приказ командира войсковой части 64994 от 01.09.2016 № 662).

Согласно представленной форме СЗВ-КОРР в отношении Середы Т.М. за период работы с октября по декабрь 2016 года в сведениях об особых условиях труда учреждение указывало код 27-9.

Из материалов дела следует, что страхователь представил в пенсионный фонд такие сведения, какие учитываются им самим. Проверкой не установлено, что, указывая в индивидуальной отчетности в отношении Середы Т.М. основания для досрочного назначения трудовой пенсии, учреждение представляло заведомо недостоверные сведения.

Привлекая учреждение к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений, пенсионный фонд не только не конкретизировало основание привлечения к ответственности (неполнота или недостоверность представленных сведений), но и не доказало их фактическую неполноту либо недостоверность.

При этом из установочной части оспариваемого решения следует, что поскольку сведения в части специального трудового стажа не были приведены в соответствие, пенсионный фонд пришел к выводу о непредставлении в установленный срок сведений о застрахованных лицах согласно ч. 5 ст. 17 Закон № 27-ФЗ, которой предусмотрено, что страхователь обязан устранить в течение пяти рабочих дней имеющиеся расхождения, указанные в Уведомлении.

Само по себе то обстоятельство, что пенсионный фонд не смог определить время, занятое работником в течение рабочего дня на выполнение соответствующих видов работ, не свидетельствует о наличии правонарушения. Также правонарушение не подтверждается непредставлением учреждением корректирующих сведений в отношении спорного лица в ответ на уведомление заявителя в отсутствие доказательств фактической обязанности учреждения эти сведения представить.

Таким образом, суд приходит к выводу о недоказанности состава вмененных учреждению правонарушений.

Кроме того, суд первой инстанции обоснованно заключил о пропуске пенсионным фондом срока давности привлечения к ответственности на момент вынесения оспариваемого решения от 19.04.2022 № 3.

В рассматриваемом случае периодом, в котором установлено правонарушение, является 4 квартал 2016 года.

Пенсионный фонд полагает, что реализовать свое право на получение необходимых сведений органы пенсионного фонда могут независимо от  периода прошедшего времени.

В силу статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

На основании статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

В рассматриваемом случае начало срока привлечения к ответственности по решению от 19.04.2022 исчисляется с даты представления страхователем соответствующих сведений за 4 квартал 2016 года.

Ввиду изложенного решение от 19.04.2022 вынесено за пределами трехлетнего срока давности привлечения к ответственности.

Кроме того,  с 01.01.2017 Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ введены положения статьи 17 Закона № 27-ФЗ, согласно которым страхователь не может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения, если со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал или должен был узнать о правонарушении, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности).

В силу пункта 4 статьи 109 НК РФ истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований учреждения.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием для отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь ст. 268, п. 2 ст. 269, ч. 1 ст. 270, ст. 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Севастополя от 25 июля 2022 года по делу А84-3574/2022, принятое путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства (мотивированное решение составлено 03 августа 2022 года) оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю  - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                           С.Ю. Кузнякова