ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
11 февраля 2021 года | Дело № А83-11430/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2021 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Кравченко В.Е.,
ФИО1,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г.,
при участии в судебном заседании:
представителя ООО «СД-Карьер» – ФИО2,
иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 ноября 2020 года по делу № А83-11430/2020, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СД-Карьер» к консультанту отдела экологического надзора г. Судак Управления экологического надзора Восточно-Крымского региона – государственному инспектору ФИО3, Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым, об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
установил:
22.06.2020 общество с ограниченной ответственностью «СД-Карьер» (ОГРН: <***> - л.д. 28, 160 т. 1, далее - ООО «СД-Карьер» или заявитель) подало нарочно в Арбитражный суд Республики Крым (суд первой инстанции) заявление о признании незаконным и об отмене вынесенного 09.06.2020 должностным лицом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым (ОРГН: 1149102000860, далее - Минприроды Крыма или административный орган) постановления о назначении административного наказания № 014081-187, которым ООО «СД-Карьер» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) в виде предупреждения (л.д. 7-11 т. 1).
Требования мотивированы тем, что заявитель пользовался недрами (разведка и добыча песчаников, пригодных для производства камня бутового) без нарушений лицензионных условий и требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, который предусматривает варианты уровня добычи полезных ископаемых; заявитель ежегодно уточнял годовой объем добычи минерального сырья, что согласовано со Службой по экологическому и технологическому надзору Республики Крым; 2-хмесячный срок давности привлечения к административной ответственности истек; протокол об административном правонарушении не содержит описания состава вменного административного правонарушения.
Решением суда первой инстанции требования удовлетворены, оспоренное постановление признано незаконным и отменено по тем мотивам, что заявитель пользовался недрами на основании выданной и действующей лицензии; нарушений условий лицензии и требований утвержденного в установленном порядке технического проекта административным органом не установлено и не доказано; протокол об административном правонарушении составлен без участия законного представителя заявителя, не уведомлённого о месте и времени составления протокола, что является существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности и нарушает права заявителя (л.д. 137-151 т. 3).
Минприродой Крыма подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судебный акт принят при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела (л.д. 7-11 т. 4).
Отзыва на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании представитель заявителя с доводами апелляционной жалобы не согласился, так как административным органом существенно нарушен порядок привлечения к административной ответственности, что привело к принятию незаконного постановления; заявитель пользовался недрами на основании действующей лицензии; Минприродой Крыма не установлено и не доказано событие административного правонарушения.
Представитель Минприроды Крыма в судебное заседание не явился.
О месте и времени заседания Минприрода Крыма и его должностное лицо извещены определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2020, копии которого получены по почте 25.12.2020, что подтверждается почтовыми уведомлениями (л.д. 2-5 т. 4).
24.12.2020 информация о судебном заседании размещена на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 6 т. 4).
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
09.06.2020 государственный инспектор Республики Крым по охране природы – консультант отдела экологического надзора г. Судака Управления экологического надзора Восточно-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым ФИО3, рассмотрев в отсутствие законного представителя заявителя материалы дела об административном правонарушении, приняла постановление о назначении административного наказания №014081-187, которым ООО «СД-Карьер» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, и с учетом применения части 1 статьи 4.1.1 ООО «СД-Карьер» привлечено к административной ответственности в виде предупреждения (л.д. 14-24 т. 1).
11.06.2020 по почте заявитель получил копию этого постановления, что следует из его пояснений и почтового уведомления по трек-коду 29800044018000 (л.д. 187 т. 1).
О месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении на 09.06.2020 ООО «СД-Карьер» извещено, 26.05.2020 по почте получило заказное письмо с копией определения административного органа от 18.05.2020, что подтверждается этим определением и почтовым уведомлением о вручении отправления заявителю по трек-коду 29800046014673 (л.д. 179-180 т. 1).
Протокол об административном правонарушении № 14081 составлен 12.02.2020 тем же государственным инспектором Минприроды Крыма ФИО3 (л.д. 163-164 т. 1).
Согласно почтового уведомления по трек-коду 29800046014727, копия протокола получена заявителем по почте 18.05.2020 (л.д. 165 т. 1).
Однако о месте и времени составления 12.02.2020 протокола об административном правонарушении № 14081 ООО «СД-Карьер» административным органом извещен не был.
Направленное административным органом уведомление от 29.01.2020 № 31/0187 почтовым отправлением (трек-код 29800042017722) по адресу: г. Судак, <...>, не являющегося по сведениям ЕГРЮЛ адресом (местом нахождения) заявителя, не является надлежащим уведомлением ООО «СД-Карьер» о месте и времени составления 12.02.2020 протокола об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
ООО «СД-Карьер» имеет действующую лицензию СИМ 50679-ТЭ на разведку и добычу песчаников пригодных для производства камня бутового месторождения Бугаз (л.д. 50-63 т. 1) с приложением № 1 - Условиями пользования недрами (л.д. 20-26 т. 2), утвержденный ТКР-МПИ Минприроды Крыма Технический проект на разработку и рекультивацию месторождения песчаников «Бугаз» на территории городского округа Судак Республики Крым (л.д. 72-147 т. 1).
Из названных протокола об административном правонарушении и постановлении о назначении административного наказания следует, что субъективная сторона правонарушения выразилась в том, что ООО «СД-Карьер» добывало полезные ископаемые с нарушением требований утвержденного Технического проекта на разработку и рекультивацию месторождения песчаников месторождения Бугаз на территории городского округа Судак Республики Крым в части несоблюдения уровня добычи полезных ископаемых :
в 2017 году по техническому отчету надлежало добыть 1,2тыс.куб.м., а по статотчетности по форме 5-гр – добыто 1,1тыс.куб.м.;
в 2018 году по техническому отчету надлежало добыть 1,2тыс.куб.м., а по статотчетности по форме 5-гр – добыто 0,28тыс.куб.м.;
в 2019 году по техническому отчету надлежало добыть 1,2тыс.куб.м., а по статотчетности по форме 5-гр – добыто 0,159тыс.куб.м.
В подтверждение совершения административного правонарушения административным органом представлены (в том числе) вышеназванная лицензия с Условиями пользования недрами (приложение № 1 к лицензии), Технический проект, поданные заявителем статотчеты по форме №5-гр. (л.д. 150-153 т. 1), акт внеплановой выездной проверки № 10/05.1-2020 от 28.01.2020, проведенной с участием представителя ООО «СД-Карьер» ФИО4 – ответственного за руководство горными работами на месторождении «Бугаз» (л.д. 40-47 т. 1).
Заявитель не оспаривает поданных им показателей статотчетности и предусмотренных Техническим проектом объемов добычи полезных ископаемых, но указывает на то, что уровень разработки месторождения уточняется ежегодным планом развития горных работ, о чем Службой по экологическому и технологическому надзору Республики Крым приняты поданные заявителем Планы развития горных работ на 2017, 2018, 2019 годы (л.д. 154-157 т. 1, 3-19, 28-138 т. 2).
В соответствии со статьей 23.2Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (в ред. от 08.12.2020, далее - Закон о недрах), пунктами 8 и 13 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного Постановление Правительства РФ от 03.03.2010 № 118 (в ред. от 12.11.2020, далее - Положение № 118) в проектную документацию включаются обоснованные варианты проектных решений, в том числе в проектную документацию на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, размещение в пластах горных пород вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, а также на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых - в отношении объема работ, сроков начала и завершения работ; технико-экономических показателей разработки месторождения полезных ископаемых, в том числе уровней годовой добычи полезных ископаемых, степени извлечения основных и попутных полезных ископаемых из недр.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Из установленных обстоятельств следует, что административным органом не установлено и не доказано в действиях ООО «СД-Карьер» события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ. Напротив, ООО «СД-Карьер» при пользовании недрами действовало в соответствии с требованиями закона, в том числе уточнив уровень разработки месторождения по Техническому проекту.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Таким образом, принятое административным органом постановление правомерно признано судом первой инстанции незаконным и отменено.
Кроме того, суд первой инстанции обосновано принял во внимание доводы заявителя о существенном нарушении процедуры привлечения к административной ответственности (не уведомление о месте и времени составления протокола об административном правонарушении).
Так, согласно пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Исходя из требований частей 1 и 3 статьи 25.15 КоАП РФ, части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ составление протокола об административном правонарушении без участия законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, возможно только при условии извещения юридического лица заказным письмом с уведомлением о вручении по месту нахождения юридического лица, определяемому по выписке из ЕГРЮЛ либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что эти требования закона существенно нарушены. Такое нарушение не позволило административному органу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Что также является основанием для отмены оспоренного постановления.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; изложенные в нем выводы соответствуют обстоятельствам дела; иных оснований (в том числе безусловных) для отмены судебного акта не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 ноября 2020 года по делу № А83-11430/2020 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий О.Г. Градова
Судьи В.Е. Кравченко
ФИО1