ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-3606/2021 от 02.12.2021 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

       09 декабря 2021 года  

                                           Дело № А83-9992/2021

Резолютивная часть постановления объявлена       02 декабря  2021 года

            Постановление изготовлено в полном объеме         09 декабря   2021  года

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                        Градовой О.Г.,

судей                                                                   Кузняковой С.Ю.,

                                                                            Яковлева А.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания  Голышкиной Ю.С.,

лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени  судебного разбирательства, явку представителей  в судебное заседание не обеспечили,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Администрации города Симферополя Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым  от 23 сентября  2021 года по делу   № А83-9992/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Средняя общеобразовательная школа «Азъ Буки Веди»

к Администрации города Симферополя Республики Крым,

при участии третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований на предмет спора, - муниципального казенного учреждения Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, 

о признании незаконным бездействия,

установил:

18.04.2021 через систему «Мой Арбитр» общество с ограниченной ответственностью «Средняя общеобразовательная школа «Азъ Буки Веди» (ОГРН: <***>, ранее зарегистрированное с 23.02.2007 по законодательству Украины с ИНН <***> - л.д. 17, далее – ООО «СООШ «Азъ Буки Веди»  или заявитель) подало в Арбитражный суд Республики Крым (суд первой инстанции) заявление о признании незаконным бездействия Администрации города Симферополя Республики Крым (ОГРН: <***>, далее – Администрация) по не рассмотрению поданного 28.12.2020 заявления  о предоставлении в порядке завершения оформления прав  на земельный участок  площадью 12.000 кв.м., КН:90:22:010205:157, расположенный  по адресу: <...> в районе дома № 4, в аренду сроком на 15 лет  (л.д. 11-15).

Требования мотивированы тем, что решением органа местного самоуправления от 29.12.2011 заявителю разрешена разработка проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства творческих мастерских; заявитель по почте до 01.01.2021 подал в Администрацию заявление о предоставлении земельного участка в аренду в порядке завершения оформления этого права.

Решением суда первой инстанции требования удовлетворены, признано незаконным бездействие Администрации по не рассмотрению заявления о предоставлении земельного участка; на Администрацию возложена обязанность в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда  рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка в порядке завершения права. С Администрации в пользу заявителя взысканы понесенные судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме  3.000руб. (л.д. 78-87).

Судебный акт мотивирован тем, что заявитель до истечения установленного законом срока (до 01.01.2021)  направил (28.12.2020) по почте в Администрацию заявление о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления права; получение этого заявления Администрацией после 01.01.2021 не свидетельствует о подаче заявления с пропуском срока.

Администрацией подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит решение суда первой инстанции отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального права; заявление о предоставлении земельного участка в аренду в порядке завершения оформления права подано (поступило в Администрацию) по истечении установленного законом срока  (л.д. 96-101).

Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что заявитель не согласен с ее доводами по мотивам, аналогичным мотивам, приведенным в заявлении об оспаривании бездействия Администрации (л.д. 126-131).

В судебное заседание уполномоченные представители участников  судебного разбирательства не явились.

О принятии апелляционной жалобы к производствуучастники извещены определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2021, копии  которого  получили, что подтверждается почтовыми уведомлениями (л.д.92-94).

27.10.2021 информация о принятии апелляционной жалобы к производству и о судебном заседании на02.12.2021 размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда (далее – суд апелляционной инстанции), о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 95).

Учитывая эти обстоятельства, а также необязательность явки в судебное заседание представителей участников дела, достаточность доказательств для рассмотрения дела, суд апелляционной инстанции определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании участников судебного разбирательства и их представителей.

На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства, которые подтверждены совокупностью доказательств.

29.12.2020 по почте ценной бандеролью заявитель направил в адрес Администрации заявление о предоставлении земельного участка, приложив (в том числе) выписку из решения Симферопольского городского совета № 313 от 29.12.2011, выписку из ЕГРН на земельный участок, материалы землеустройства; данная корреспонденция получена Администрацией 13.01.2021, о чем свидетельствуют квитанция о почтовых услугах, опись вложения и сведения сайта Почта России по трек-коду 29500054742697 (л.д. 21-22).

Письмом № 319/40/05-09 от 18.01.2021 муниципальное  казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым (ОГРН:<***>) сообщил заявителю о невозможности рассмотрения вышеназванного заявления, так как оно поступило в Администрацию 14.01.2021, в названный Департамент – 15.01.2021. Это письмо заявитель получил по почте 23.01.2021 простой корреспонденцией, что подтверждается почтовым штемпелем на конверте  (л.д. 23-26).

Доказательств принятия Администрацией решения об отказе в предоставлении заявителю земельного участка, в том числе по основанию просрочки подачи заявления, не представлено.

Из поданных заявителем в Администрацию заявления и приложенных к нему документов следует:

 29.12.2011 Симферопольским городским советом принято решение № 313, пунктом 2.30 резолютивной части которого  частной организации «Средняя общеобразовательная школа «Азъ Буки Веди» разрешена разработка проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 1,2га по ул. Уральской  (в районе дома № 4), микрорайон Белое-1, в г. Симферополе для строительства творческих мастерских, для дальнейшего предоставления в аренду сроком на 15 лет (л.д. 38).

22.06.2015 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок площадью 12.000кв.м., расположенный по адресу:  ул. Уральская (в районе дома № 4), микрорайон Белое-1, в г. Симферополе, что подтверждает выписка  из ЕГРН от 18.12.2020 (л.д. 39).

В заявлении от 28.12.2020  о предоставлении земельного участка ООО «СООШ «Азъ Буки Веди» указало на предоставление земельного участка в порядке завершения оформления права, начатого по вышеназванному решению Симферопольского городского совета (л.д. 19).

Ранее заявителем также было подано по почте  аналогичное заявление от 30.06.2020 (л.д. 50-52); доказательств рассмотрения этого заявления не представлено. 

В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (в ред. от 29.12.2020, далее - Закон № 6-ФКЗ) до 1 января 2023 года на территории Республики Крым особенности регулирования земельных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Такие особенности установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (в ред. от 14.12.2020, далее - Закон № 38-ЗРК) и Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 № 313 (в ред. от 19.03.2020, далее - Порядок № 313).

Так, согласно частей 1 и 7 статьи 13 Закона № 38-ЗРК завершение оформления прав на земельный участок, начатого до вступления в силу Закона № 6-ФКЗ, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, принятых с 14.10.2008 по 21.03.2014, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству, по поданному не позднее 01.01.2021 заявлению о предоставлении земельного участка.

Пункты 5 и 7 Порядка № 313 предусматривают, что заявление о завершении оформления прав на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, с приложением копии решения о разрешении на разработку документации, заинтересованное лицо подает в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований.

Пункт 13 Порядка № 313 устанавливает, что уполномоченный орган в срок не более чем 60 календарных дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка рассматривает поступившее заявление и по результатам рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

- принимает решение о предоставлении земельного участка;

- принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью шестой статьи 13 Закона                             № 38-ЗРК.

В соответствии со статьей 194 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 08.12.2020, далее - ГК РФ):

- если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока; однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции (пункт 1);

- письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сданными  в срок (пункт 2).

 Законом № 38-ЗРК и Порядком № 313 не запрещена подача заявления по почте и не определено, что это действие по подаче письменного заявления  может быть совершено только в уполномоченном на предоставление земельного участка органе.

Как установлено, письменное заявление о предоставлении земельного участка сдано в организацию связи до истечения 24 часов последнего дня срока 31.12.2020, а именно сдано 29.12.2020, а потому заявитель подал такое заявление в установленный частью 7 статьи 13 Закона № 38-ЗРК срок.

Доводы Администрации о подаче заявления 14.01.2021 не соответствуют фактическим обстоятельствам дела;  Администрация ошибочно отождествляет дату поступления по почте названного заявления с установленной частью 7 статьи 13 Закона                            № 38-ЗРК  конечной датой  подачи заявления – до 01.01.2021. А потому такие доводы правильно отклонены судом первой инстанции и не принимаются во внимание судом апелляционной инстанции.

По поданному в установленный законом срок заявлению о предоставлении земельного участка в аренду уполномоченный орган – Администрация, решения не приняла. А письменный ответ МКУ Департамента развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым не является таким решением, так как этот Департамент не наделен полномочиями по распоряжению земельными участками муниципальной собственности.

Так, решением Симферопольского горсовета Республики Крым от 25.06.2015                     № 286 (в ред. от 30.06.2021) утверждены структура и штатная  численность Администрации города Симферополя Республики Крым (приложение 1) и положения отраслевых (функциональных) органов (структурных подразделений) Администрации города Симферополя Республики Крым (приложения 2-40).

Согласно приложения 33 к названному решению горсовета - Положение о Муниципальном казенном учреждении Департаменте развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым (далее - Департамент):

пункт 1.1 – Департамент  является самостоятельным отраслевым (функциональным) органом Администрации города Симферополя Республики Крым;

пунктами 2.1 – 2.5 определены  задачи Департамента:  участие в разработке, формировании и проведении единой политики в сфере имущественных и земельных отношений; функции ведения реестра муниципального имущества и земель городского округа Симферополь;  разработки и реализации  муниципальных программ, связанных с регулированием имущественных и земельных отношений; обеспечение полномочий  Администрации по организации и проведению приватизации объектов муниципальной собственности и по передаче в аренду  объектов муниципальной собственности городского округа Симферополь;

пунктами 3.5, 3.14, 3.22, 3.24  к функциям Департамента отнесены : подготовка и формирование документов для проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на недвижимое имущество и сделок с ним в пределах компетенции Департамента; ведение реестра муниципального имущества городского округа Симферополь; осуществление подготовки документов, необходимых для заключения договоров аренды  или дачи согласия на заключение таких договоров другим уполномоченным органам;  осуществление работы с письменными и устными обращениями юридических и физических лиц в пределах компетенции Департамента;

пунктом 4.13 Департаменту предоставлено право вести переписку с органами государственной власти и органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, надзорными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от организационно-правовой формы, организациями физических и юридических лиц по вопросам в пределах своей компетенции.

Действуя в пределах этих полномочий, Департамент дал заявителю письменный ответ на заявление о предоставлении земельного участка в аренду, но данный ответ не является решением уполномоченного органа (каковым является Администрация) об отказе в предоставлении земельного участка. В связи с чем, суд первой инстанции правильно, в соответствии с обстоятельствами дела, пришел к выводу о незаконном бездействии Администрации по принятию решения по своевременно поданному заявлению о предоставлении земельного участка в аренду. Для восстановления нарушенного права заявителя суд первой инстанции избрал надлежащий способ – возложил на Администрацию обязанность рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка в порядке завершения права.

На основании изложенного Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений и при правильном применении норм материального права, изложенные в нем выводы соответствуют обстоятельствам дела, иных оснований для его отмены не установлено, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Крым от 23  сентября 2021 года по делу №А83-9992/2021 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Администрации города Симферополя Республики Крым -  без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                                                   О.Г. Градова

Судьи                                               А.С. Яковлев                                                                                                                С.Ю. Кузнякова