ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-365/20 от 11.06.2020 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

19 июня 2020 года  

                                                 Дело № А84-4693/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2020 года

            Постановление изготовлено в полном объеме  19 июня 2020 года

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего                                         Градовой О.Г.,

судей                                                                         Омельченко В.А.,

                                             ФИО1,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Хлебинской Е.Г.,

с участием в судебном заседании:

представителей Управления федерального казначейства по г. Севастополю – ФИО2, ФИО3,

представителя Государственного бюджетного учреждения «Севастопольский Автодор»  - ФИО4,

иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления федерального казначейства по г. Севастополю  на решение Арбитражного суда города Севастополя от 19 декабря 2019 года по делу № А84-4693/2018,

принятое по заявлению Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя

к Управлению федерального казначейства по г. Севастополю,

заинтересованные лица - Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), Государственное бюджетное учреждение «Севастопольский Автодор»

о признании незаконным и об отмене предписания,

установил:

07.12.2018 нарочно Департамент  транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя (ОГРН: <***> - л.д. 26, 30-33 т. 1,  далее - Департамент  транспорта) подал в Арбитражный суд города Севастополя заявление о признании незаконным и об отмене направленного 19.10.2018  Управлением федерального казначейства по г. Севастополю (ОГРН: <***> - л.д. – 34-39 т. 1, далее -Казначейство) предписания № 74-18-12/2427 о принятии мер по возмещению ущерба в суммах 30.401.772,42руб., 39.656.600руб., 50.000.000руб., 134.236.666,56руб., причиненного федеральному бюджету (л.д. 9-14 т. 1).

Требования обоснованы тем, что Департамент  транспорта в соответствии с целями и условиями заключенного 29.07.2016 Правительством Севастополя с Росавтодором Соглашения № 48/91-С о предоставлении иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования местного значения и дополнительного соглашения  от 24.04.2017  к нему за счет иных межбюджетных трансфертов федерального бюджета запланировал и израсходовал на выполнение подрядных работ  по ремонту автодороги регионального значения 39.656.600руб. и 50.000.000руб; принял меры по контролю за выполнением этих работ подрядчиком, в том числе о взыскании неустойки за несвоевременное выполнение работ, которая взыскана по решению суда частично. Иной межбюджетный трансферт (за счет которого оплачены выполненные подрядные работы по ремонту автодороги) не является межбюджетной субсидией или субвенцией и на него не распространяется статья 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации; планирование и расходование этих расходов проведено по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг», что соответствует приказу Минфина России № 65н от 01.07.2013; расчета и доводов причинения бюджету ущерба в сумме 134.236.666,56 руб. в оспариваемом предписании и в акте проверки не приведено.

Решением суда первой инстанции предписание признано недействительным по тем мотивам, что Департамент транспорта израсходовал средства иного межбюджетного трансферта в суммах 39.656.600руб. и 50.000.000руб. по целевому назначению - на ремонт  автомобильной дороги общего пользования регионального значения 67 К -1 Ялта – Симферополь, км 43+140 – км 54+340; принял меры ко взысканию с подрядчика неустойки за нарушение срока выполнения работ; Департамент транспорта в соответствии с условиями заключенного Соглашения № 48/91-С направил на финансовое обеспечение деятельности на автодорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения средства в сумме 1.277.340.800руб.; Казначейством не установлены и не доказаны обстоятельства неадресного и нецелевого использования денежных средств федерального бюджета в суммах, указанных в оспариваемом предписании (л.д. 66-85 т. 5).

Управлением федерального казначейства подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит отменить решение суда первой инстанции по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального права и процессуального права, изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела (л.д. 94-103 т. 5).

Отзывов на апелляционную жалобу не поступило.

В судебном заседании представители Казначейства поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель ГБУ «Севастопольский автодор» с ее доводами не согласился.

Представители иных участников в судебное заседание не явились.

О месте и времени судебного заседания эти участники извещены определением от 14.05.2020, копии которого получили, что подтверждается почтовыми уведомлениями (л.д. 149-151 т. 5).

16.05.2020 информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 152 т. 5).

Учитывая эти обстоятельства, а также необязательность явки указанных лиц, достаточность доказательств для рассмотрения дела, суд апелляционной инстанции определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании неявившихся лиц.

На основании статьи 268 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее - суд апелляционной инстанции) исследовал доказательства в совокупности и установил следующие обстоятельства.

19.10.2018 руководителем Управления федерального казначейства по г. Севастополю ФИО5 на основании результатов проведённой плановой выездной проверки (акт № 74-18-12/2427 от 23.08.2018 – л.д. 62-109 т. 1) направлено предписание                           № 74-18-12/2427 (л.д. 15-24 т. 1), резолютивной частью которого на Департамент  транспорта возложены обязанности в срок до 30.11.2018:

1) принять меры по взысканию неустойки по государственному контракту от 02.09.2016 № 9РД-ЕП «Ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения 67 К-1 Ялта – Севастополь, км 43+140 –км 54+340» за несвоевременное исполнение своих обязательств по контракту в сумме 30.401.772,42 руб., так как непринятие таких мер является нарушением Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063;

2) возместить в доход федерального бюджета израсходованные не на цели, предусмотренные Соглашением от 29.07.2016 № ФДА-48/91-с «О предоставлении в 2016 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету города Севастополя на финансовое обеспечение дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования местного значения», средства целевого межбюджетного трансферта в сумме 39.656.600 руб., так как средства трансферта израсходованы не в соответствии с их назначением, что является нарушением статьи 78.1 БК РФ;

3) возместить в доход федерального бюджета израсходованные не на цели, предусмотренные Соглашением от 05.05.2017 № ФДА-48/91-С-1 «О предоставлении в 2017 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету города Севастополя на финансовое обеспечение дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения» Государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», средства целевого межбюджетного трансферта в сумме 50.000.000руб., средства трансферта израсходованы не в соответствии с их назначением, что является нарушением статьи 78.1 БК РФ;

4) возместить в доход федерального бюджета допущенный перерасход средств федерального бюджета в сумме 134.236.666,56 руб. по Соглашению от 29.07.2016                              № ФДА-48/91-с «О предоставлении в 2016 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету города Севастополя на финансовое обеспечение дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования местного значения», так как  условия софинансирования расходных обязательств не соблюдены, что является нарушением статей 129-142.8, 162, 158 БК РФ, Приказа Минфина России от 31.03.2017 № 53н;

5) принять организационные меры по недопущению возникновения причин и условий таких нарушений, в том числе разработать ведомственный нормативный правовой акт, регулирующий порядок определения нормативных затрат на оказание подведомственными государственными учреждениями города Севастополя государственных услуг, ведомственный нормативный правовой акт, регулирующий порядок осуществления контроля за использованием субсидии, предоставленной по соглашению о порядке и условиях предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат (затрат), связанных с оказанием в соответствии с государственным заданием государственных услуг (работ);

6) о результатах исполнения предписания проинформировать не позднее 03.12.2018.      

29.07.2016 между Федеральным дорожным агентством и Правительством Севастополя заключено Соглашение № ФДА-48/91-с «О предоставлении в 2016 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету города Севастополя на финансовое обеспечение дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования местного значения», которое предусматривало перечисление трансфертов в бюджет г. Севастополя (получатель - Департамент транспорта) для осуществления совместных действий в сфере дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования г. Севастополя, финансовое обеспечение которой осуществляется с использованием иных межбюджетных трансфертов федерального  бюджета    (л.д. 110-219 т. 1, 65-124 т. 3).

Это Соглашение № ФДА-48/91-с предусматривало размер трансферта в сумме 500.000.000руб. (пункт 1.3) и, помимо трансферта, направление на финансовое обеспечение дорожной деятельности в 2016 году средств бюджета Российской Федерации в объеме не менее 1.200.000.000руб. (пункт 2.2.1).  

08.11.2016, 06.12.2016 и 24.04.2017 по соглашению сторон в Соглашение                                      № ФДА-48/91-с внесены изменения и дополнения, в том числе 24.04.2017  внесены изменения в пункт 1.3, согласно которых этот пункт дополнен словами: «в том числе в 2017 году – неиспользованные остатки трансфертов в размере 78.799.400руб.», о чем подписано дополнительное соглашение № 3 (л.д. 92-126 т. 3,  220-222 т. 1, 24-25 т. 2, 125-126 т. 3). 

Программой (планом) дорожной деятельности  иных мероприятий в сфере дорожного хозяйства г. Севастополя на 2016 год к Соглашению № ФДА-48/91-с с учетом дополнений от 06.12.2016 предусмотрен ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения 67 К -1 Ялта – Симферополь, км 43+140 – км 54+340 за счет средств федерального бюджета (л.д. 100 т. 3).

05.05.2017 между Федеральным дорожным агентством и Правительством Севастополя заключено Соглашение № ФДА-48/91-С-1 «О предоставлении в 2017 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету города Севастополя на финансовое обеспечение дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения» Государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» (л.д. 47-59 т. 1).

02.09.2016 между государственным заказчиком ГКУС «Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства» и подрядчиком ГУПС «Севастопольский автодор» (ОГРН: <***> – л.д. 13-22 т. 3) заключен государственный контракт                         № 9РД-ЕП на ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения 67 К -1 Ялта – Симферополь, км 43+140 – км 54+340, цена контракта определена в 98.419.280руб., конечный срок выполнения подрядных работ – 30.11.2016 (л.д. 1-20 т. 2, 111-129 т. 4).

14.09.2016, 06.03.2017 и 07.03.2017 в этот контракт по соглашению сторон внесены дополнения и изменения, в том числе 14.09.2016 в пункт 2.7 контракта, согласно которого источником финансирования является бюджет города Севастополя и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджету города Севастополя (л.д. 21-23 т. 2).

Департамент транспорта на ремонт вышеназванной автомобильной дороги по заявкам подрядчика ГУПС «Севастопольский автодор»  № ЗКР7400/17-1128 от 26.07.2017,  № ЗКР7400/17-8821 и № ЗКР7400/17-8822  от 11.12.2017 перечислил безналично на финансовое обеспечение государственного задания за счет субсидии из федерального бюджета:

26.07.2017платежным поручением № 79450 заIII квартал 2017 года 19.828.300 руб.  (л.д. 61 т. 1),

11.12.2017 платежным поручением № 283647 за IV квартал 2917 года 19.828.300 руб.  (л.д. 60 т. 1),

всего 39.656.600руб.,

11.12.2017 платежным поручением № 283647 50.000.000руб.(л.д. 121 т. 2).

В подтверждение выполнения условий вышеназванного государственного контракта представлены акты выполненных работ и акты сверки взаимных расчетов (л.д. 29-32 т. 2, 130-151 т. 4, 1-23 т. 5).

  Но подрядные работы были выполнены с нарушением предусмотренных государственным контрактом сроков, в связи с чем, 04.07.2018 Департамент транспорта направил  подрядчику претензию об уплате неустойки (л.д. 62-67 т. 4),  и по истечении срока на ее удовлетворение предъявил в Арбитражный суд  города Севастополя встречный иск по делу № А84-2825/2018, который 07.09.2018 принят к производству Арбитражного суда города Севастополя, в последующем эти требования уточнялись  (л.д. 32-34 т. 3, 22-23, 48-52 т. 4).   

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Севастополя по делу №А84-2825/2018 от 06.05.2019 встречный иск  Департамента транспорта к ГБУ «Севастопольский Автодор» о взыскании неустойки за просрочку исполнения обязательств (нарушение срока выполнения и сдачи работ) по названному выше государственному контракту  удовлетворен частично, взыскано 2.546.499,88руб. (л.д. 14- 21 т. 4).

По результатам завершения  2016 и 2017 финансовых годов составлены отчеты об исполнении бюджета, в  том числе по расходам по вышеназванному государственному заданию (л.д. 33-109 т. 2).

В соответствии с частью 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (в ред. от 08.06.2020, далее - БК РФ) бюджетным нарушением признается совершенное финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным  заказчиком нарушение:

- положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (пункты 1, 3);

- условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию (пункт 6).

Согласно частям 1 и 2 статьи 269.2 БК РФ  органы внутреннего государственного финансового контроля полномочны осуществлять контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов; для чего вправе проводить проверки и направлять объектам контроля предписания.

При этом, частью 3 статьи 270.2 БК РФ установлено, что под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения; предписание должно  содержать обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.

Согласно части 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных услуг юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного имущества; и з бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

В соответствии с частью 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями (в том числе) по обеспечению  результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.

Пунктом 13 Положения о формировании и финансовом обеспечении выполнения государственного задания государственными учреждениями города федерального значения Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 15.01.2015 № 07-ПП (в ред. от 09.11.2017) полномочия по контролю за соблюдением государственными казенными учреждениями требований и условий, установленных для них государственными заданиями, осуществляют главные распорядители средств бюджета города Севастополя, в ведении которых находятся указанные учреждения.

Пункт 6 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 №1063 (в ред. от 15.05.2017, далее - Правила №1063) предусматривал порядок начисления пени за просрочку исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом.

Неисполнение требований этих Правил Казначейством указано в оспариваемом предписании в качестве нарушения бюджетного законодательства.

Но с 08.09.2017 эти Правила утратили силу. С 09.09.2017 начали действовать новые Правила,  утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 №1042, которые также предусматривают порядок определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина России от 01.07.2013 №65н (в ред. от 02.11.2017, далее - Указания № 65н), бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, а также группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемой для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Указания №65н  устанавливают принципы назначения, структуру, общие требования к порядку формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также порядок присвоения кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Назначение кодов бюджетной классификации Российской Федерации осуществляется согласно настоящим Указаниям №65н и в соответствии с принципами единства, стабильности (преемственности), открытости назначения кодов.

Согласно Указаний №65н существенными требованиями утвержденной структуры разделов, подразделов классификации расходов бюджетов, необходимыми к соблюдению органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами местной администрации, находящимися в их ведении государственными (муниципальными) казенными учреждениями, органами управления государственных внебюджетных фондов, а также наиболее значимыми учреждениями науки, образования, культуры и здравоохранения, указанными в ведомственной структуре расходов бюджета, являются ( в том числе) расходы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание действующей сети автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значений, местного значения, в том числе в границах населенных пунктов муниципальных образований, и искусственных сооружений на них необходимо отражать по соответствующим разделам, подразделам классификации расходов, в рамках которых отражаются расходы на обеспечение выполнения функций органа государственной власти (органа местного самоуправления) или казенного учреждения, за которым на праве оперативного управления закреплены вышеуказанные дороги (государственного (муниципального) органа (учреждения), являющегося заказчиком строительства вышеуказанных дорог).

Из установленных обстоятельств следует, что Департамент транспорта осуществил расход бюджетных средств в соответствии с целями, предусмотренными  Соглашениями  №ФДА-48/91-с от 29.07.2016 и №ФДА-48/91-С-1 от 05.05.2017 – на обеспечение дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», запланировал и израсходовал бюджетные средства на ремонт автодороги. Нарушений требований Указаний  №65н со стороны Департамента транспорта, которые привели к причинению ущерба федеральному бюджету, не установлено.  Департамент выполнил возложенные на него полномочия по контролю за соблюдением ГУПС «Севастопольский Автодор» требований и условий по государственному контракту, предъявил требования о неустойке, которые в определенном размере удовлетворены вступившим в законную силу решением суда.

Таким образом, отсутствовали обстоятельства для направления предписания о принятии мер по взыскании неустойки, поскольку заявитель принял такие меры; законодательный акт, нарушение которого вменено заявителю, не действовал; в последующем, в судебном порядке исковые требования Департамента транспорта о взыскании неустойки удовлетворены частично.  В связи с чем, предписание в этой части не соответствует требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы несостоятельны.

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения возлагается на орган, который принял акт, решение.

В оспариваемом предписании Казначейством указано на то, что Департаментом транспорта в 2017 году нарушены условия софинансирования расходных обязательств по Соглашению № ФДА-48/91-с от 29.07.2016, в связи с чем Департамент транспорта обязан возместить бюджету 134.236.666,56руб. (л.д. 21-22 т. 1), однако ни в предписании, ни в акте проверки, на основании которого направлено предписание, не приведено обстоятельств, которые стали основанием для направления предписания по этому эпизоду. Расчет суммы ущерба в 134.236.666,56руб. не приведен. Доказательств причинения федеральному бюджету ущерба в названной сумме не представлено.

На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права и процессуального права, изложенные в нем выводы соответствуют обстоятельствам дела; иных оснований (в том числе безусловных) для отмены судебного акта не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268-271Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд                            

постановил:

Решение Арбитражного суда города Севастополя  от 19 декабря 2019 года по делу № А84-4693/2018 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Управления федерального казначейства по г. Севастополю – без удовлетворения.      

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд города Севастополя.

Председательствующий                                                                          О.Г. Градова

Судьи                                                                                                                      В.А. Омельченко

                                                                                                           ФИО1