ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-4110/2021 от 13.10.2022 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

       20 октября   2022 года  

                                           Дело № А83-21355/2021

Резолютивная часть постановления объявлена        13 октября 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме          20 октября  2022   года

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  судьи                             Градовой О.Г.,

судей                                                                         Кузняковой С.Ю.,

                                                                                   Яковлева А.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания  Голышкиной Ю.С.,

с участием в судебном заседании:

представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю - ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю на решение Арбитражного суда Республики Крым от 31.05.2022 по делу № А83-21355/2021, принятое по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Крымская железная дорога» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью «Доррем», общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Снабжение комплектация сбыт», об оспаривании решения и предписания,

установил:

ФГУП «КЖД» обратилось в суд  первуй  инстанции с  требованиями о признании недействительными принятого и выданного  04.10.2021 Крымским УФАС России  решения и предписания о признании в действиях комиссии заказчика нарушения части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе и о возложении на заказчика (его комиссию) обязанности внести изменения в документацию о закупке, провести закупку с учетом требований закона и решения антимонопольного органа.

Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены; признаны недействительными принятое и выданное решение и предписание антимонопольного органа; с Крымского УФАС России в пользу  ФГУП «КЖД»  взысканы понесенные расходы в виде государственной пошлины в сумме 3.000руб.

Судебный акт мотивирован тем, что антимонопольным органом не представлено доказательств невозможности поставки товара несколькими поставщиками, Закон о закупках  не ограничивает определение поставщика наличием множественности производителей закупаемого товара, сужение круга участников закупки при достижении эффективного расходования денежных средств на приобретение товара не свидетельствует о нарушении принципа  недопущения ограничения конкуренции.

Крымским УФАС России подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований  по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального права.    

Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что ФГУП «КЖД» не согласно с ее доводами, так как закупочная документация соответствует требованиям закона, не нарушает принципов конкуренции.  ООО «ДорРем» так же подан отзыв на апелляционную жалобу, в котором этот участник выразил на свое согласие с доводами антимонопольного органа.

В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержал доводы апелляционной жалобы. Представители иных участников в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания извещены в установленном законом порядке.

На основании статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции, исследовав доказательства в совокупности, установил следующие обстоятельства.

17.09.2021 ООО «ДорРем» в Крымский УФАС России подана жалоба на действия (бездействие) заказника, в которой заявитель просил обязать заказчика внести изменения в документацию о закупке, исключив указание на конкретное наименование товара или предусмотреть возможность поставки эквивалента товара.

04.10.2021 Комиссией по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Крымского УФАС России по делу №082/07/18.1-1626/2021 принято решение №082/06/106-154/2022реш, резолютивной частью которого: 1) жалоба признана обоснованной, 2) признано в действиях заказчика  нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, 3) решено выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, 4) решено передать материалы дела для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Процедура рассмотрения антимонопольным органом дела участниками не оспаривается, рассмотрение дела антимонопольным органом осуществлено при участии посредством видео-конференц-связи представителей ФГУП «КЖД», ООО «ДорРем» и ООО «ТД «СКБ».

04.10.2021  антимонопольным органом по делу №082/07/18.1-1626/2021 выдано предписание №082/06/106-154/2022предп, резолютивной частью которого предписано:

1)  заказчику, комиссии заказчика отменить протоколы,  составленные в рамках процедуры закупки (при наличии), внести изменения в извещение, документацию о закупке  в соответствии с  требованиями Закона о закупках и с учетом решения от 04.10.2021  по делу №082/07/18.1-1626/2021 и разместить измененную документацию на официальном сайте;

2) оператору  электронной площадки обеспечить возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания и не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания возвратить заявки участников, поданные в рамках процедуры, прекратить блокирование операций по счетам для проведения  операций по обеспечению  участия в закупке, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в закупке, в отношении денежных средств в размере  обеспечения заявки на участие в закупке,

3)  заказчику осуществить  дальнейшее проведение  процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с   требованиями Закона о закупках и с учетом  решения от  04.10.2021 по делу №082/07/18.1-1626/2021,

4)  заказчику комиссии заказчика, оператору электронной площадки в срок  до 07.11.2021 исполнить настоящее предписание и представить в Крымское УФАС России       подтверждение исполнения настоящего предписания  в письменное виде, а также по  электронной почте по адресу:to82@fas.gov.ru.

Антимонопольным органом решение и предписание мотивированы тем, что заказчиком необоснованно ограничена конкуренция, поскольку  закупочная документация  (извещение №32110619897) предусматривает закупку товара с определенным наименованием, производимого одним товаропроизводителем (шпал железобетонных типа II для нераздельного анкерного рельсового скрепления с резьбовым прикреплением рельса к шпале (подтип ШП-350, ШП-350К),с элементами промежуточного скрепления ПФК-350,  производитель этого товара АО «БетЭлТранс») без обоснования потребности именно такого товара, каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность заказчика, в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке, причина невозможности использования эквивалентных товаров.

Действительно, 07.09.2021 в ЕИС на сайте:  https://zakupki.gov.ru, размещено извещение №32110619897 о проведении на РТС-тендер электронного аукциона по Закону № 223-ФЗ по заявке ФГУП «КЖД» на поставку железобетонных шпал для нужд заказчика, по которому дата и время окончания срока подачи заявок – 23.09.2021 08:00.

23.09.2021 аукционной комиссией заказчика подведены итоги рассмотрения заявок:  на аукцион 22.09.2021 08:35  подана одна заявка – ООО «ТД «СКС» (соответствует требованиям документации), аукцион признан несостоявшимся.

По утвержденной 07.09.2021 заказчиком Документации электронного аукциона на поставку шпал железобетонных для нужд ФГУП «КЖД» (раздел IV. Техническое задание) следует, что предметом закупки являются 8.512 штук шпал железобетонных типа II для нераздельного анкерного рельсового скрепления с резьбовым прикреплением рельса к шпале (подтип ШП-350, ШП-350к) с элементами промежуточного скрепления ПФК-350, страна происхождения РФ: 1) подтип ШП-350 колея 1520мм – 4.943 шт., 2) подтип ШП-350к 3.569шт. колея 1535мм – 257шт., 1532мм – 6шт., 1530мм – 3.186шт., 1.528мм – 30шт., 1526мм – 30шт., 1524мм – 30шт., 1522мм- 30шт.

В пункте 3 раздела IV. Технического задания указана нормативная документация: ГОСТ 33320-2015, ТУ 5864-274-01124323-2011, РЧ: 2011-09.00.000; проект на выполнение капитального ремонта пути на объектах – ст. Севастополь, 1-й  главный путь, перегон Инкерман 1-Севастополь, ст. М.Горы, 1-й  главный путь: 363-ДИ-02-01/20-6-ПЗ (ГГЭ-00006-21/КМЭ-26709 от  19.04.2021),  363-ДИ -02-01/20-2-ПЗ (ГГЭ-00257-20/КМЭ-26521 от  01.04.2021), 363-ДИ-02-01/20-4-ПЗ (ГГЭ-00275-20/КМЭ-26525  от 30.03.2021.

Пункт 5 раздела IV. Технического задания предусматривает требования к качеству товара:  качество  поставляемой продукции должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации к товарам такого рода   и подтверждаться копиями  (заверенными печатью предприятия  претендента) действующих документов, подтверждающих соответствие товара  установленным требованиям действующего ГОСТа и Технического регламента Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры  железнодорожного  транспорта» (ТР ТС 003/2011),  полученных в порядке, установленным  Техническим регламентом  Таможенного союза «О  безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (ТР ТС 003/2011) предоставляются  вместе с товаром.

Из представленнях суду первуй инстанции доказательств следует, что предложение о поставке шпал железобетонных типа II для нераздельного анкерного рельсового скрепления с резьбовым прикреплением рельса к шпале (подтип ШП-350)с элементами промежуточного скрепления ПФК-350, страна происхождения РФ поступило 08.10.2020 от АО «Комплексное сервисное обслуживание» (г. Москва), 15.04.2021 от ООО «Нижегородский партнер» (г. Нижний Новгород), 14.04.2021 от АО «Компоненты рельсовых креплений» (г. Москва).

Согласно письменних пояснений заказчика закупка железобетонных шпал со скреплением «Пандрол» (ШП-350) без применения эквивалентных типов скрепления обусловлена спецификой работ, для которых закупаются шпалы с таким креплением, а именно ремонтом существующих строений железнодорожных путей  - замена верхнего строения пути на новые материалы с устройством бесстыкового пути на железобетонных шпалах; на ранее отремонтированных путях использованы скрепления «Пандрол», показавши положительные характеристики, особенно при эксплуатации кривых участков пути; проектная документация на капитальный ремонт путей (с положительным заключением государственной экспертизы) предусматривает использование скрепления «Пандрол», в связи с чем, использование иных скреплений потребует внесение изменений в проектную документацию с прохождением государственной экспертизы, а также технического переоснащения и закупку другого набора комплектов  путевого инструмента  и средств малой механизации для сборки и эксплуатации железнодорожных путей, для чего на 2021 год не предусмотрено финансирования.

В подтверждение этой позиции заказчик представил проектную документацию, справку о наличии  путевого инструмента  и средств малой механизации для сборки и эксплуатации железнодорожных путей, инструкцию об укладке шпал.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ (в ред. от 01.07.2021) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»  целями установленного им регулирования является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 указанной статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, что предусматривает пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно требованиям части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Из приведенных норм права в их взаимосвязи следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о закупках должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Вместе с тем, Закон о закупках к числу основных принципов, которыми руководствуются заказчики при проведении закупок, относит, в том числе целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (пункт 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.

В этой связи возможное сужение круга участников закупки не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о защите конкуренции, если при этом достигается эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг.

Соответственно, указание заказчиком в Документации электронного аукциона особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Данный подход соотносится с позицией, закрепленной в пункте 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018.

Антимонопольный орган при рассмотрении дела по жалобе ООО «ДорРем» не установил обстоятельств, свидетельствующих о необоснованных ограничениях конкуренции, так как производитель товара АО «БетЭлТранс» имеет несколько дилеров, а представленные суду первой инстанции доказательства свидетельствуют о том, что заказчику предложения по поставке товара представили три юридических лица.

Доводы о необходимости указания в закупочной документации слов "или эквивалент" получил надлежащую оценку судом первой инстанции, и подлежит отклонению на основании  приведенных выше обстоятельств.

Суд апелляционной инстанции полагает, что оценка представленных участниками дела доказательств произведена судом первой инстанции с соблюдением положения статьи 71 АПК РФ, основана на правильном применении норм материального права, а сделанные судом  выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка и они не опровергают вывода суда первой инстанции, а указывают на не согласие с оценкой доказательств и направлены на переоценку доказательств.

На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права, иных (в том числе безусловных) оснований для отмены судебного акта не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Крым от  31   мая 2022   года  по делу №А83-21355/2021   оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю -  без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                                                        О.Г. Градова

Судьи                                               А.С. Яковлев                                                                                                                           С.Ю. Кузнякова