ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-4293/2021 от 21.04.2022 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. + 7(8692) 54-74-95

www.21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

28 апреля 2022 года

                                               Дело № А83-11192/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2022 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  28 апреля 2022 года.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кравченко В.Е., судей Приваловой А.В., Кузняковой С.Ю., при ведении протокола судебного заседания и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С., 

в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации города Судака Республики Крым и  Искры Сергея Алексеевича на решение Арбитражного суда Республики Крым от 01 ноября 2021 года по делу                   №А83-11192/2021, принятого по заявлению Администрации города Судака Республики Крым к Контрольно-счетной палате города Судака Республики Крым, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – Искри Сергея Алексеевича, Тамарли Людмилы Алексеевны  о признании представления недействительным,

установил:

Администрация города Судака Республики Крым (далее – Администрация г.Судака, администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с требованием, уточненным в заявлении от 02.08.2021 (т. 2 л. д. 124-125), принятого судом к рассмотрению в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными требований, изложенных в пунктах 7 и 11 мотивировочной части представления Контрольно-счетной палаты города Судака Республики Крым (далее - Контрольно-счетная палата г. Судака, контрольно-счетная палата, КСП, орган финансового контроля) от 19.04.2021 №02-02-02/2021/05.

Дело рассмотрено при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, граждан Искры Сергея Алексеевича и Тамарли Людмилы Алексеевны.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 01 ноября 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, Администрация города Судака Республики Крым обжаловало его в апелляционном порядке в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,  ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.    

В обоснование доводов апелляционной жалобы Администрации г. Судака указывает, что действующее законодательство не содержит норм возлагающих на граждан, в фактическом пользовании которых находятся жилые помещения, обязанности заключить договор их социального найма, следовательно, требования  контрольно-счетной палаты заключить договоры социального найма по всем жилым помещениям, зарегистрированным в Реестре муниципального имущества, находящимся в пользовании граждан без оформления договоров социального найма и, соответственно, без платы за пользование жилыми помещениями муниципальной формы собственности, изложенное в пункте 7 мотивировочной части оспариваемого представления, противоречит принципу свободы договора, закрепленного в статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ). Также ссылаясь на Административный регламент, утвержденный постановлением Администрации города Судака № 1445 от 30.12.2015, администрация отмечает о заявительном характере предоставления муниципальной услуги, связанной с заключением, изменением, прекращением договора социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Касаемо пункта 11 мотивировочной части оспариваемого представления, администрация указывает на его несоответствие требованиям конкретности и исполнимости. При этом также полагает, что право собственности гражданина  Искры С.А. на квартиру № 95 по адресу: г. Судак, ул. Октябрьская, 38, а также право собственности гражданки Тамарли Л.А., на квартиру № 97 по адресу: г. Судак, ул. Октябрьская, 38 уже зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее –ЕГРН), ввиду чего зарегистрированное в соответствии с законом  право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Кроме того, в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд поступила апелляционная жалоба Искры С.А., в которой апеллянт просит решение суда первой инстанции отменить полностью, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления Администрацией г. Судака в части незаконности требований представления контрольно-счетной палаты как заключить договоры социального найма по всем жилым помещениям, зарегистрированным в Реестре муниципального имущества, находящимся в пользовании граждан без оформления договоров социального найма так и в части отмены постановлений от 27.07.2018 №915 «О передаче жилого помещения в собственность гражданину Искра С.А.» с обеспечением возмещения стоимости квартиры в бюджет городского округа Судак Республики Крым, аналогично и в части касающейся гражданки Тамарли Л.А.  В обоснование доводов указывает на регистрацию права собственности, на квартиру № 95 по адресу: г. Судак, ул. Октябрьская, 38 в ЕГРН, ввиду чего оспаривание данного права заинтересованным лицом возможно только в судебном порядке, кроме того, действующим законодательством не предусмотрено императивное требование о проживании гражданина в городском округе Судак более 5 лет, как основание исключающее возможность предоставления служебного жилого помещения и передачу его в собственность.

Дополнительно, в предоставленных пояснениях от 02.03.2022, ссылается на решение Судакского городского суда Республики Крым по делу №2-845/2021 от 13.12.2021, которым отказано в удовлетворении требований прокурора города Судака к Администрации г. Судака, Искре С.А., Кочергиной Ю.А. заявленным по аналогичным пункту 11 оспариваемого представления контрольно-счетной палаты основаниям, и обоснованы тем, что Искра С.А. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма не состоял, и не имел права на приватизацию квартиры.

Представителем третьего лица Тамарли Л.А. также предоставлены пояснения в порядке ст. 81 АПК РФ, в которых третье лицо просит отменить решение суда первой инстанции, указывая на наличие у администрации как у собственника жилищного фонда полномочий на принятие решения о приватизации служебных жилых помещений без предварительного заключения договора социального найма.

Контрольно-счетная палата г. Судака в своем отзыве и дополнительных пояснениях  с доводами апелляционных жалоб не согласна, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем, состоявшийся судебный акт, по ее мнению, отмене или изменению не подлежит.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в итоговое судебное заседание не направили, что не является препятствием к рассмотрению апелляционных жалоб, в том числе с  учетом своевременного размещения соответствующей информации в сети Интернет, участием в предыдущих судебных заседаниях и подачей возражений и дополнительных  письменных позиций в развития своих доводов и возражений по всем обстоятельствам дела.

Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции установил следующие юридически значимые обстоятельства.

В соответствии с пунктом 2.1 Плана работы Контрольно-счетной палаты г. Судака на 2021 год, утвержденного распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты от 25.12.2020 №68-р, а также на основании Распоряжения председателя Контрольно-счетной палаты от 20.01.2021 №5-р «О проведении контрольного мероприятия» в период с 01.02.2021 по 31.03.2021 в отношении Администрации г. Судака проведено контрольное мероприятие «Проверка законности и эффективности управления, распоряжения и использования муниципального жилищного фонда городского округа Судак за период 2018-2020гг.», по результатам которого 31.03.2021 составлен соответствующий акт проверки №04-02- 02/2021/05, в котором зафиксирован ряд нарушений. Кроме того, 19.04.2021 органом финансового контроля в адрес  администрации вынесено представление №02-02-02/2021/05.

Согласно пункту 7 мотивировочной части представления №02-02-02/2021/05 Администрации города Судака указано на следующее нарушения:  не заключены договоры социального найма на жилые помещения муниципального жилищного фонда при фактическом пользовании гражданами (пункты 3.24, 3.37.3 Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего муниципального финансового контроля, утвержденного распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты г. Судака от 11.01.2021 №1).  В нарушение статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) в связи с неосуществлением полномочий главного администратора (администратора) доходов бюджета отделом управления муниципальным имуществом Управления жилищно- коммунального хозяйства и муниципального имущества, бюджет муниципального образования городской округ Судак Республики Крым упустил выгоду в части неполучения доходов от использования имущества, находящегося в собственности городских округов (плата за пользование жилыми помещениями (плата за наем) муниципального жилищного фонда городского округа Судак, по объектам, на которые не заключены договоры социального найма, либо заключены несвоевременно при фактическом пользовании, в размере 11 427 522,99 руб. (расчеты отражены в приложении №2 к акту). В нарушение статьи 34 БК РФ выявлены неэффективные расходы местного бюджета в сумме 2 364 885,70 рублей (разница между расходами на содержание муниципального жилищного фонда (3 651 067,16 руб.) и доходами от платы за найм жилых помещений (1 286 181,46 руб.).  Администрации города Судака предписано заключить договоры социального найма по всем жилым помещениям, зарегистрированным в Реестре муниципального имущества, находящимся в пользовании граждан без оформления договоров социального найма и, соответственно, без оплаты за пользование жилыми помещениями муниципальной формы собственности.

В соответствии с пунктом 11 представления от 19.04.2021 №02-02-02/2021/05, в нарушение статей 49, 50, 51, 53, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), (пунктов 3.24.10, 3.37.3 Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего муниципального финансового контроля, утвержденного Распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты г. Судака №1 от 11.01.2021), квартира площадью 39,1 кв.м, расположенная по адресу: г. Судак, ул. Октябрьская, 38, кв.95, кадастровой стоимостью 2 507 101,89 руб. неправомерно передана администрацией   бесплатно в собственность гр. Искре С.А., который в соответствии с требованиями ЖК РФ, не относился к числу нуждающихся в предоставлении указанной квартиры.  Аналогичный вывод о неправомерности передачи администрацией бесплатно жилого помещения  в собственность сделан в отношении гр. Тамарли Л.А, которая в соответствии с требованиями ЖК РФ не относилась к числу нуждающихся в предоставлении квартиры, площадью 37,20 кв.м., расположенной по адресу: г. Судак, ул. Октябрьская, 38, кв.97, кадастровой стоимостью 2 385 273,41 руб. Администрации города Судака предписано отменить постановление от 27.07.2018 №915 «О передаче жилого помещения в собственность гражданину Искре С.А.» либо обеспечить возмещение стоимости квартиры в бюджет городского округа Судак Республики Крым и отменить постановление от 28.11.2018 №1388 «О передаче в собственность Тамарли Л.А. однокомнатной благоустроенной квартиры №97 по ул. Октябрьской, 38 в г. Судаке Республики Крым» либо обеспечить возмещение стоимости квартиры в бюджет городского округа Судак Республики Крым.

Администрация города Судака, полагая, что представление №02-02-02/2021/05 в части пунктов 7 и 11 мотивировочной части не соответствует нормам действующего законодательства, а также нарушает ее права и законные интересы в сфере иной экономической деятельности, обратилась в суд первой инстанции с настоящими требованиями, изложенными в заявлении в порядке главы 24 АПК РФ.

Формирование предмета доказывания в ходе рассмотрения конкретного спора, а также определение источников, методов и способов собирания объективных доказательств, посредством которых устанавливаются фактические обстоятельства дела, являются исключительной прерогативой суда, рассматривающего спор по существу.

В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие хотя бы одного из указанной совокупности условий исключает удовлетворение заявленных требований, заявленных в порядке главы 24 АПК РФ.

 В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Однако, установленные главой 24 АПК РФ, особенности распределения бремени доказывания не отменяют общего правила доказывания, закрепленного в части 1 статьи 65 АПК РФ, согласно которому каждое участвующее в деле лицо должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих доводов и возражений, в чем конкретно выразились данные нарушения его прав и законных интересов и представить надлежащие доказательства наличия этих нарушений и неблагоприятных последствий.

Признавая пункт 7 мотивировочной части представления Контрольно-счетной палаты города Судака от 19.04.2021 №02-02-02/2021/05 законным и обоснованным, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) закреплено, что  имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

В силу статьи 19 ЖК РФ жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. Муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов; специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования; жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование, за исключением жилых помещений, указанных в п.1 и 2 настоящей части».

С целью повышения эффективности использования муниципального жилищного фонда городского округа Судак Республики Крым разработано Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом городского округа Судак Республики Крым, утвержденное решением 20 сессии 1 созыва Судакского городского совета Республики Крым от 25.12.2015 №377, с соответствующими изменениями (далее – Порядок №377).

В разделе 2 Порядка №377, установлены полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в соответствии с которыми Администрация г. Судака: владеет, пользуется и распоряжается муниципальным жилищным фондом в порядке, определяемом Советом, решает вопросы создания, приобретения, использования, аренды объектов муниципального жилищного фонда (Порядок №377, с изменениями); разрабатывает проекты планов и программ городского округа Судак, направленных на обеспечение жилыми помещениями граждан, организует их исполнение; организует строительство и содержание муниципального жилищного фонда, ведет учет муниципального жилищного фонда; определяет доход граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимость подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; ведет в установленном порядке учет граждан, проживающих на территории городского округа Судак и нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставляет в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда; заключает договоры по приобретению (отчуждению) жилых помещений; осуществляет муниципальный жилищный контроль на территории городского округа Судак; формирует муниципальный жилищный фонд в зависимости от цели его использования (жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования); организует учет муниципального жилищного фонда по его видам в зависимости от цели использования.

Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №131-ФЗ), органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

По правилу части 5 статьи 51 Федерального закона №131-ФЗ, органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 Правила ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества установлены Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.08.2011 №424 (далее – Порядок №424).

Решением 12 сессии II созыва Судакского городского совета №83 от 23.01.2020 «Об утверждении положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства и муниципального имущества администрации города Судака» функции по ведению реестра муниципального имущества городского округа Судак возложены на Управление жилищно-коммунального хозяйства и муниципального имущества.

В соответствии с пунктом 2 Порядка №424 объектами учета в реестрах являются: находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).

На основании Порядка №424 с целью организации работы по учету и ведению Реестра муниципального имущества городского округа Судак, распоряжением администрации от 09.06.2015 №227-р «Об организации работы по учету и ведению Реестра имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым» были утверждены: Положение об организации учета муниципального имущества и ведении Реестра муниципального имущества муниципального образования городской округ Судак Республики Крым; Правила ведения Реестра имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым (далее – Положение №227).

Согласно разделу II Положения №227 структура Реестра муниципального имущества состоит из трех разделов, первый из которых включает в себя сведения о недвижимом имуществе, в том числе наименование недвижимого имущества; адрес (местоположение) недвижимого имущества; кадастровый номер муниципального недвижимого имущества; площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества; сведения о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации (износе); сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества; даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество; реквизиты документов, являющихся основанием возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество; сведения о правообладателе муниципального недвижимою имущества; сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения».

В ходе проведенной проверки контрольно-счетной палатой установлено, что в предоставленном Сводном Реестре муниципальной собственности в части муниципального жилищного фонда городского округа Судак по состоянию на 31.12.2020, в части жилищного фонда числится информация по 400 объектам, общая площадь которых составляет 17 931,1 кв. м. общей балансовой стоимостью 65 682 106,87 рублей, общей кадастровой стоимостью 483 468 220,72 руб., при этом администрацией, в нарушение статей 81, 131 ГК РФ, статьи 18 ЖК РФ, не проведена регистрация права муниципальной собственности на 197 объектов жилищного фонда, что отражено акте проверки от 31.03.2021 №04-02-02/2021/05 (т. 1 л. д. 25-81).

В соответствии со статьей 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения муниципального жилищного фонда (действующий от его уполномоченный орган местного самоуправления) либо уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ. Отношения по договорам социального найма жилого помещения возникают из обязанности органов местного самоуправления на основании законодательства Российской Федерации, иных распорядительных документов по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

Частью 3 статьи 155 ЖК РФ установлено, что наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) устанавливается органами местного самоуправления (часть 3 статьи 156 ЖК РФ).

Решением 33 сессии 1 созыва от 28.07.2016 №485 «Об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наём) муниципального жилищного фонда городского округа Судак Республики Крым», в соответствии со статьями 155,156 ЖК РФ, Федеральным законом №131-ФЗ, на основании пояснительной записки управления экономического развития администрации города Судака установлен размер платы за пользование жилым помещением (платы за наём) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, в размере 21,78 руб. в месяц за один квадратный метр общей площади жилого помещения. Обязанность по внесению платы за наем возникает у нанимателя жилого помещения с момента заключения договора социального найма и (или) договора найма жилого помещения.

В соответствии со статьей 41 БК РФ доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, являются доходами местного бюджета.

Плата за пользование жилым помещением (плата за наем) является частью платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда (статья 154 ЖК РФ).

Администратором доходов бюджета муниципального образования городской округ Судак Республики Крым по платежам за наем жилого помещения является Отдел управления муниципальным имуществом Управления жилищно-коммунального хозяйства и муниципального имущества администрации города Судака, который в соответствии с функциями, определенными в Положении об Управлении жилищно-коммунального хозяйства и муниципального имущества, утвержденным Решением 12 сессии II созыва Судакского городского совета №83 от 23.01.2020, и закрепленными пункте 2.2 Порядка от 06.07.2020 №727, осуществляет бюджетные полномочия по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, в том числе пеней, штрафов по ним; взысканию задолженности по платежам в бюджет, в том числе пеней, штрафов; принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, в том числе пеней, штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление шкот возврата и процентов, начисленных за излишне взысканные суммы; представлению в Управление Федерального казначейства по Республике Крым поручений (сообщений) для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; принятию решения о зачете (уточнении) платежей в бюджет и представлению соответствующего уведомления в Управление Федерального казначейства по Республике Крым; формированию и представлению главному администратору доходов бюджета сведений и бюджетной отчетности, необходимой для осуществления его полномочий в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета городского округа Судак; предоставлению информации, необходимой для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетом системы Российской Федерации, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в соответствии с порядком, установленным Федеральном законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; принимает решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет городского округа Судак; осуществляет иные полномочия администратора доходов бюджета в соответствии с БК РФ.

При  проведении контрольно-счетной палатой проверки Реестра муниципального недвижимого имущества в части жилищного фонда по состоянию на 31.12.2020 установлено отсутствие договоров социального найма на 342 объекта недвижимого имущества. Также проверкой установлено, что список правообладателей муниципального имущества по договорам социального найма, подготовленный начальником отдела управления муниципальным имуществом, не соответствует данным, находящимся в Реестре муниципального имущества.

В Реестре муниципального имущества по состоянию на 31.12.2020 года не учтено 17 договоров социального найма, в том числе, 6 договоров, расторгнутых в 2021 году. Данная информация о правообладателях подлежит учету и отражению в Реестре муниципального имущества.

На основании чего органом финансового контроля сделан обоснованный вывод о нарушении статьи 160.1 БК РФ в связи с неосуществлением полномочий главного администратора (администратора) доходов бюджета отделом управления муниципальным имуществом Управления жилищно-коммунального хозяйства и муниципального имущества, бюджетом муниципального образования городской округ Судак Республики Крым. 

Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственным органом оспариваемого акта, решения, возлагается на соответствующий орган.

Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

В связи с этим неэффективным расходованием бюджетных средств может быть признано в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены участником  бюджетного процесса с достижением наилучшего результата.

При рассмотрении настоящего дела контрольно-счетная палата доказала законность, обоснованность и исполнимость оспариваемого представления (в части пункта 7).

Установление способа устранения нарушений возложено на лицо, допустившее нарушения, исходя из конкретных обстоятельств им способствовавших. Лицо, допустившее нарушение, самостоятельно принимает конкретные меры, которые позволят устранить и не допустить впредь эти нарушения.

Администрация города Судака не привела доводов и не представила доказательств нарушения его законных прав и интересов оспариваемыми пунктами представления, не указала, какие именно неблагоприятные последствия для нее может повлечь рассмотрение информации, содержащейся в Представлении.

При этом, отклоняя довод администрации о том, что пункт 7 оспариваемого представления  противоречит принципам свободы, закрепленным в статье 421 ГК РФ, при наличии заявительного порядка предоставления муниципальной услуги, связанной с заключением, изменением, прекращением договора социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, судебная коллегия отмечает, что законодательство Российской Федерации не содержит норм, обязывающих граждан заключать договоры социального найма муниципальных жилых помещений. При этом отсутствие письменного договора социального найма не препятствует фактическому осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления соответствующих документов.

Вместе с тем  по смыслу пункта 1 статьи 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения, либо по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.

При этом отдельно следует обратить  внимание на обязанность администрации, закрепленную в пункте 5.3.1 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом городского округа Судак Республики Крым, утвержденное решением 20 сессии 1 созыва Судакского городского совета Республики Крым от 25.12.2015 №377, о необходимости извещения граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, о необходимости  представления заявления о заключении договора социального найма жилого помещения, при наличии такого свободного жилого помещения.

Учитывая изложенное, а также оценив полномочия, возложенные на муниципальный орган вышеназванным Положением, а также Положением № 227 об организации учета муниципального имущества и ведении Реестра муниципального имущества муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, Правилами ведения Реестра имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, в  совокупности с положениями Решения 33 сессии 1 созыва от 28.07.2016 №485 «Об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наём) муниципального жилищного фонда городского округа Судак Республики Крым», в которых установлен размер платы за наем, и определено, что обязанность по внесению платы за наем возникает у нанимателя жилого помещения с момента заключения договора социального найма и (или) договора найма жилого помещения, нормы Порядка осуществления органами местного самоуправления и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями бюджетных полномочий главных администраторов, администраторов доходов бюджета муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, устанавливающие бюджетные полномочия муниципального органа по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, судебная коллегия приходит к выводу, что в рассматриваемом случае осуществление обязанностей, возложенных на администрацию, не нарушает и не может нарушать принципы, закрепленные в статье 421 ГК РФ.

Вместе с тем, доводы апелляционной жалобы Администрации города Судака и гражданина Искры С.А. о незаконности пункта 11 представления от 19.04.2021 №02-02-02/2021/05 заслуживают внимания, исходя из следующих мотивов.

Признавая указанный пункт представления органа финансового контроля законным, суд первой инстанции со ссылкой на статью 53 ЖК РФ, сделал вывод о том, что квартира площадью 39,1 кв.м., расположенная по адресу: г. Судак, ул. Октябрьская, №38, кв. 95, с кадастровой стоимостью 2 507 101,89 руб., передана бесплатно в собственность гражданину Искре С.А. неправомерно, в связи с тем, что Искра С.А. не относился к числу нуждающихся в предоставлении указанной квартиры, не состоял на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и не имел права состоять на учете, поскольку с момента снятия с регистрации в квартире №27, пр. Текстильщиков, 12 в г. Ленинске-Кузнецком Кемеровской области 23.05.2017 прошло менее 5 лет.

Также судом сделан аналогичный вывод о неправомерности бесплатной передачи в собственность Тамарли Л.А, квартиры площадью 37,20 кв.м., расположенной по адресу; г. Судак, ул. Октябрьская, 38 кв. 97, с кадастровой стоимостью 2 385 273,41 руб., но по основаниям искусственного ухудшения указанным лицом своих жилищных условий, в связи с оформлением дарственной на 1/4 долю квартиры № 2. по ул. Чехова, 11, с. Морское, г. Судак, Республики Крым, в которой Тамарли Л.А. была зарегистрирована до 2017 года.

Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.

Статьей 265 БК РФ определено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

На основании пунктов 1, 2 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

 При этом согласно пункту 2 статьи 267.1 БК РФ под проверкой в целях настоящего Кодекса понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Результаты проверки, ревизии оформляются актом. Полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля по составлению представлений и (или) предписаний установлены статьей 270.2 БК РФ.

Под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (пункт 2 статьи 270.2 Кодекса).

Представление контрольно-счетной палаты по своей правовой природе является ненормативным правовым актом, содержащим индивидуальные предписания.

В представлении контрольно-счетной палаты должны быть указаны конкретные причины и условия, законные и обоснованные меры для их устранения, при этом данные меры должны быть реальными и исполнимыми в указанный срок.

Следовательно, представление как ненормативный правовой акт, выносимый по результатам проведения мероприятий по контролю в бюджетной сфере и направленный на устранение выявленных нарушений, должно отвечать принципу правовой определенности и содержать четкие указания на конкретные действия, которые следует совершить обязанному лицу в целях его надлежащего и своевременного исполнения, с тем, чтобы лицо, на которое возлагается обязанность по исполнению представления, могло однозначно определить, в соответствии с какими конкретно нормами права, какие действия и в какие сроки оно должно совершить в целях устранения выявленных нарушений и приведения существующих правоотношений в соответствие с положениями действующего законодательства, а также во избежание неблагоприятных последствий, которые может повлечь неисполнение представления.

Из материалов дела следует и не опровергается контрольно-счетной палатой, что право собственности на спорную квартиру, 39,1 кв.м., расположенную по адресу: г. Судак, ул. Октябрьская, №38, кв. 95, переданную бесплатно гр. Искре С.А. 15 августа 2018 года было зарегистрировано за указанным лицом в ЕГРН.

Право собственности на квартиру площадью 37,20 кв.м., расположенной по адресу; г. Судак, ул. Октябрьская, 38 кв. 97, бесплатно переданную гр. Тамарли Л.А. также было зарегистрировано в ЕГРН (запись от 12.12.2018, общая долевая собственность на ½ квартиры). В дальнейшем Искра С.А. на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 05.03.2019 передал в собственность за плату Кочергиной Ю.А. квартиру 39,1 кв.м., расположенную по адресу: г. Судак, ул. Октябрьская, №38, кв. 95.

В пункте 11 представления контрольно-счетной палаты от 19.04.2021 №02-02-02/2021/05 в качестве мер по устранению выявленного нарушения администрации города предписано отменить постановление от 27.07.2018 №915 «О передаче жилого помещения в собственность гражданину Искра С.А.» и  отменить постановления от 28.11.2018 №1388 «О передаче в собственность Тамарли Л.А. однокомнатной благоустроенной квартиры №97 по ул. Октябрьской, 38 в г. Судаке Республики Крым», либо обеспечить возмещение стоимости квартиры в бюджет городского округа Судак Республики Крым.

Между тем, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г.  №10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

Как указано выше, право собственности Искры С.А. и Тамарли Л.А. на названные квартиры на момент внесения представления уже было зарегистрировано в ЕГРН, следовательно, оценивая пункт 11 оспариваемого представления, судебная коллегия констатирует, что, указанная мера по устранению выявленного нарушения в виде отмены уже исполненных (реализованных)  постановлений муниципального органа в указанном порядке, не являющимся судебным, является как неэффективной так и незаконной, а содержание оспоренного пункта 11 представления в указанной части,  свидетельствует об отсутствии  реальной возможности у муниципального органа, устранить в указанный срок и в указанном порядке, выявленные нарушения, т.е. является неисполнимым для администрации.

Касаемо альтернативной меры по устранению выявленных нарушений, указанной в пункте 11 представления, а именно – «обеспечить возмещение стоимости квартиры в бюджет городского округа Судак Республики Крым», судебная коллегия констатирует, что в данной части указанная мера не отвечает принципу адресности и исполнимости. При реализации представления в указанной части, возникает  неоднозначность в понимании требований контрольно-счетной палаты. Указанные требования по устранению выявленных нарушений, в отсутствии понятного механизма, исходящего из функций и полномочий муниципального органа для исполнения представления в указанной части, фактически адресованы не только администрации города, но и к неопределенному кругу лиц, которые возможно будут задействованы при исполнению пункта 11 представления, что исключает такое свойство указанного ненормативного правового акта как эффективность.

Таким образом, в рассматриваемом случае, оценив по правилам главы 7 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в совокупности с установленными обстоятельствами, установив, что поименованные жилые помещения в спорный период уже были зарегистрированы за физическими лицами, а постановления муниципального органа, послужившие основанием для бесплатной передачи, указанных квартир фактически реализованы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что пункт 11 мотивировочной части представления Контрольно-счетной палаты города Судака Республики Крым от 19.04.2021 №02-02-02/2021/05 является незаконным, следовательно, решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене.

Приходя к такому выводу, судебная коллегия также учитывала факт вынесения  решения Судакским городским судом Республики Крым от 13.12.2021 по делу №2-845/2021, которым отказано в удовлетворении требований прокурора города Судака в интересах муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, к Искре С.А., Кочергиной Ю.А. о признании постановления Администрации г. Судака от 02.07.2018 №775 « Об исключении квартиры №95, расположенной по адресу: Республика Крым, городской округ Судак Республики Крым, ул. Октябрьская, дом №38, из муниципального специализированного жилищного фонда муниципального образования городской округ Судак Республики Крым» в части разрешения приватизации указанной квартиры Искре С.А. незаконным; о признании незаконным постановления Администрации города Судака от 27.07.2018 №915 «О передаче жилого помещения в собственность гражданину Искра С.А.»;  признании недействительным договора передачи жилого помещения – квартиры №95; признании недействительным договора купли-продажи квартиры №95, заключенного между Искрой С.А. и Кочергиной Ю.А.; прекращении права собственности Кочергиной Ю.А. на указанную квартиру; об исключении из ЕГРН записи о регистрации права собственности Кочергиной Ю.А. на квартиру №95; о признании права собственности на указанную квартиру за муниципальным образованием городской округ Судак Республики Крым в лице Администрации города Судака; о возложении обязанности на Кочергину Ю.А. вернуть в собственность муниципального образования городской округ Судак Республики Крым квартиру №95. В рамках указанного дела судом давалась оценка законности осуществленной приватизации в отношении квартиры площадью 39,1 кв.м., расположенной  по адресу: г. Судак, ул. Октябрьская, №38,кв. №95.

Указанное судебное решение в законную силу не вступило.

Условием предоставления судебной защиты истцам (заявителям), обратившимся в суд с соответствующими требованиями, является установление наличия у них принадлежащего им субъективного материального права или охраняемого законом интереса, установления его нарушения и факта нарушения прав истцов именно ответчиками.

Таким образом, исполнение  пункта 11 представления Контрольно-счетной палаты от 19.04.2021 №02-02-02/2021/05 в качестве меры по устранению выявленного нарушения должна привести к устранению выявленных нарушений, однако, исходя из вышеописанных и установленных обстоятельств  исполнение пункта 11 обжалованного ненормативного акта  не приведет к этомувпорядке главы 24 АПК РФ.

Иные возражения участников судебного разбирательства оценены судом апелляционной инстанции, но не могут влиять на другую квалификацию спорных отношений в рассматриваемом случае, в свою очередь, иное регулирование спорных правоотношений не отвечало бы задачам арбитражного правосудия, изложенным в статье 2 АПК РФ.

При этом судебная коллегия также  отмечает, что то, обстоятельство, что в судебном акте не отражены все имеющиеся в деле доказательства либо доводы участвующих в деле лиц, не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной оценки и проверки (Определения ВС РФ от 05.07.2016  №306-КГ16-7326, от 06.10.2017  №305-КГ17-13953, от 19.10.2017).

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 №46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов в апелляционном порядке по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина для физических лиц составляет 150, 00 рублей.

При обращении с апелляционной жалобой Искра С.А. уплатил государственную пошлину в размере 3000, 00 руб. по квитанции №438221120211 от 22.11.2021.

На основании статьи 333.40 Налоговой кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю апелляционной жалобы.

Таким образом, поскольку на момент обращения заявителя с апелляционной жалобой, им была уплачена государственная пошлина в размере, превышающем, установленный подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату заявителю из доходов федерального бюджета в размере 2 850 рублей.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с проигравшей стороны.

Согласно пункту 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 №46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при частичном удовлетворении требования неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку, расходы по уплате государственной пошлины в полном объеме взыскиваются с противоположной стороны по делу.

Кроме того, пунктом 19 названного постановления разъяснено, что законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах не предусмотрено освобождение надлежащего ответчика от обязанности по возмещению судебных расходов по уплате государственной пошлины в связи с тем, что он не наделен полномочиями самостоятельно (в отсутствие правового акта иного лица, органа власти, в том числе суда) совершить действия, позволяющие истцу реализовать свои права, законные интересы, о защите которых он обратился в суд.

Аналогичные положения закреплены в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 №1.

Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия полагает необходимым взыскать  с Контрольно-счетной палаты города Судака Республики Крым в пользу Искры С.А. расходы по уплате государственной пошлине в размере 150, 00 рублей.

Руководствуясь статьями 266, 268, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

      постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Крым от 01 ноября 2021 года по делу №А83-11192/2021 отменить в части отказа в удовлетворении заявления Администрации города Судака Республики Крым о признании недействительным требований, изложенных в пункте 11 мотивировочной части представления Контрольно-счетной палаты города Судака Республики Крым от 19.04.2021 №02-02-02/2021/05.

Принять в этой части новый судебный акт – «признать недействительным требования, изложенные в пункте 11 мотивировочной части представления Контрольно-счетной палаты города Судака Республики Крым от 19.04.2021 №02-02-02/2021/05».

Взыскать с Контрольно-счетной палаты города Судака Республики Крым в пользу Искры Сергея Алексеевича 150, 00 рублей (сто пятьдесят)  государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.

Возвратить Искре Сергею Алексеевичу из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2 850, 00 рублей (две тысячи восемьсот пятьдесят), по квитанции №438221120211 от 22.11.2021.

В остальной части решение Арбитражного суда Республики Крым от 01 ноября 2021 года по делу №А83-11192/2021 оставить без изменений.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                                      В.Е. Кравченко

Судьи                                               А.В. Привалова         

                                                                                                                  С. Ю. Кузнякова