ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. / факс 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
12 мая 2016 года
Дело № А84-2884/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2016 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Омельченко В.А.,
Приваловой А.В.,
при ведении протокола секретарем Ждера А.Р.,
при участии:
от заявителя, публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в лице филиала публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в г. Севастополь - не явился;
от заинтересованного лица, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Севастополю в лице Отдела государственной инспекции по безопасности дорожного движения Управления МВД России – ФИО1;
от заинтересованного лица, Севастопольской таможни – ФИО2;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в лице филиала публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в г. Севастополь на решение Арбитражного суда города Севастополя от 18 марта 2016 года по делу № А84-2884/2015 (судья Архипенко А.М.)
по заявлению публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" (ул. Киевская, 8 "Є", г. Вишневое, Киево-Святошинский район, Киевская обл., Украина, 08132)
в лице филиала публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в <...>, <...>)
к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по <...>, <...>)
в лице Отдела государственной инспекции по безопасности дорожного движения Управления МВД России (ул. Промышленная, 1, <...>)
заинтересованное лицо - Севастопольская таможня (пл. Нахимова, 5А, <...>)
об оспаривании действий,
установил:
Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных публичным акционерным обществом "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в лице филиала публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в г. Севастополь требований о признании незаконными действий Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Севастополю в лице Отдела государственной инспекции по безопасности дорожного движения Управления МВД России (далее - орган государственной регистрации транспортных средств) по отказу в перерегистрации автомобиля ГАЗ 3307, 2004 года выпуска, государственный регистрационный номер СН5714АА (далее - автомобиль ГАЗ 3307) (л.д. 149-156 т. 1).
Судебный акт мотивирован тем, что принадлежащее заявителю транспортное средство является имуществом иностранного юридического лица, поскольку заявитель зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц-предпринимателей ФИО3, свои учредительные документы в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации по правилам статьи 19 Закона № 52-ФЗ не привел. В целях обеспечения законности пребывания этого транспортного средства на таможенной территории Евразийского экономического союза оно должно быть помещено под соответствующую таможенную процедуру. Заявителем не представлено необходимых документов (паспорт транспортного средства) для регистрации указанного транспортного средства.
Филиал публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в г. Севастополь (далее - филиал ПАО "ЭК Севастопольэнерго" в г. Севастополь или заявитель) подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить судебный акт и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что судом первой инстанции решение принято при неправильном применении норм материального права, изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе указано на то, что после государственной регистрации филиала юридического лица заявитель приобрел право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации, то есть привел свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Транспортное средство таможенную территорию таможенного союза со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов не пересекало, а потому необходимость таможенного оформления этого транспортного средства законодательством не предусмотрена (л.д. 6-10 т. 2).
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Севастополю (далее – УМВД России по г. Севастополю) не согласно с ее доводами, поскольку заявитель является иностранным юридическим лицом, а потому регистрация транспортного средства по законодательству Российской Федерации требует проведение таможенных процедур и получение необходимых документов (л.д. 30-35 т. 2).
В судебном заседании представители УМВД России по г. Севастополю и Севастопольской таможни не согласились с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в лице филиала публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в г. Севастополь в судебное заседание не явился. О месте и времени судебного заседания этот филиал был извещен определением от 14 апреля 2016 года, копию которого получил 18 апреля 2016 года, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д. 2-4 т. 2).
Учитывая эти обстоятельства, необязательность явки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании представителя филиала публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в г. Севастополь.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
Публичное акционерное общество "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" зарегистрировано по законодательству ФИО3 с присвоением идентификационного кода 05471081, имеющее по законодательству ФИО3 филиал публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в г. Севастополь с кодом ВП 39582032 (л.д. 50, 10-40 т. 1).
18 марта 2015 года внесена запись об аккредитации на территории Российской Федерации за номером (НЗА) 10150003699 сроком до 31 декабря 2019 года филиала публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в г. Севастополь, расположенном в Российской Федерации, <...>, о чем выдано соответствующее свидетельство (л.д. 46-47 т. 1).
Согласно пунктам 1.3, 1.4 Положения о филиале публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в г. Севастополь этот филиал является обособленным подразделением общества и не является юридическим лицом, филиал действует от имени общества (л.д. 41-45 т. 1).
05 ноября 2015 года филиал публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в г. Севастополь письменно обратился в Отдел государственной инспекции по безопасности дорожного движения Управления МВД России с просьбой перерегистрировать автомобиль ГАЗ-3307 (л.д. 107 т. 1).
К заявлению приложены документы:
выданное 25 апреля 2012 года Севастопольским МРЭО свидетельство о регистрации транспортного средства – марки ГАЗ, модели 3307, типа автоподъемник-С, с регистрационным № СН5714АА, 2004 года выпуска, зарегистрированного за публичным акционерным обществом "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" (л.д. 107 т. 1),
диагностическая карта (л.д. 98 т. 1), страховой полис (л.д. 92 т. 1),
доверенность на получение документов о перерегистрации автоподъемника ГАЗ 3307 (л.д. 108 т. 1).
21 ноября 2015 года Отделом государственной инспекции по безопасности дорожного движения Управления МВД России дан филиалу публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в г. Севастополь письменный ответ, которым разъяснен порядок регистрации транспортных средств, принадлежащих иностранным юридическим лицам, в частности после проведения таможенным процедур (л.д. 55-56, 105-106 т. 1).
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения) на территории Российской Федерации осуществляется государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения; такими показателями являются (в том числе) количество транспортных средств; порядок ведения государственного учета в области обеспечения безопасности дорожного движения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Часть 3 статьи 15 этого Закона устанавливает, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации № 938), пунктом 4 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24 ноября 2008 года N 1001 (ред. от 13 февраля 2015 года, далее - Правила регистрации автомототранспортных средств) установлено, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
При этом, пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации № 938, пункты 7, 8 Правил регистрации автомототранспортных средств, пункт 15 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД Российской Федерации от 07 августа 2013 года N 605 (далее - Административный регламент), пункт 9 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказами МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23 июня 2005 года (ред. от 11 ноября 2015 года, далее - Положение о паспортах ТС) предусматривают, что регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, производится на основании паспортов транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Пункт 22 Административного регламента предусматривает, что основанием для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, к рассмотрению является отсутствие одного или нескольких необходимых для проведения регистрационного действия документов, предусмотренных пунктом 15 Административного регламента, либо если представленные документы не соответствуют предъявляемым к ним требованиям.
Положение о паспортах ТС регулирует вопросы компетенции оформления паспортов на ТС. Так, согласно пункту 7 этого Положения подразделения Госавтоинспекции выдают паспорта в отношении транспортных средств:
1) изготовленных организациями-изготовителями до 1 июля 1993 года или ввозимые в Российскую Федерацию до 1 июля 1997 года, при предъявлении их для регистрации,
2) зарегистрированных в подразделениях Госавтоинспекции до указанных дат, в случае изменения регистрационных данных либо при снятии их с учета в установленном порядке,
3) отнесенные к единичным транспортным средствам, изготовленным в Российской Федерации или выпускаемым в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу при наличии выданного на них Свидетельства.
В иных случаях паспорта на транспортные средства выдаются иными уполномоченными лицами и органами. В частности, организациями-изготовителями, таможенными органами, уполномоченными ФТС России.
В связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов Правительство Российской Федерации 27 апреля 2015 года издало Постановление N 399 "О некоторых вопросах государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Республики Крым и г. Севастополя" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации № 399), которое действует с дополнениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2015 года N 1171.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации № 399 собственники транспортных средств из числа юридических лиц, зарегистрированных на территории Республики Крым в соответствии с законодательством ФИО3 до 18 марта 2014 года, обязаны до 1 апреля 2016 года заменить в установленном порядке регистрационные документы и государственные регистрационные знаки, выданные на транспортные средства до 18 марта 2014 года в соответствии с законодательством ФИО3.
Подпункт "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации №399 предусматривает, что до 1 января 2018 года регистрация транспортных средств, находящихся во владении юридических лиц, зарегистрированных на территории Республики Крым в соответствии с законодательством ФИО3 до 18 марта 2014 года, не имеющих документов, подтверждающих их право собственности на транспортные средства, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации без выдачи паспортов транспортных средств на основании:
документов, подтверждающих государственную регистрацию в качестве российского юридического лица;
регистрационных документов и государственных регистрационных знаков, выданных на транспортные средства в соответствии с законодательством ФИО3 до 18 марта 2014 года;
документов, подтверждающих полномочия заявителя на владение транспортным средством и (или) представление интересов собственника транспортного средства (доверенность, договор лизинга либо иной договор), оформленных в соответствии с законодательством ФИО3 и действовавших на 18 марта 2014 года;
страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Как следует из установленных обстоятельств, собственником автомобиля ГАЗ 3307, зарегистрированного на территории города Севастополя в соответствии с законодательством ФИО3 до 18 марта 2014 года, является юридическое лицо, не являющееся российским юридическим лицом.
В связи с чем, нормы Постановления Правительства Российской Федерации № 399 на возникшие между заявителем и органом государственной регистрации транспортных средств применению не подлежат.
Тот факт, что это иностранное юридическое лицо имеет с 18 марта 2015 года аккредитованное в Российской Федерации (город Севастополь) филиал не влияет на разрешение заявленных требований и применение норм законодательства, регулирующего государственную регистрацию транспортных средств российских юридических лиц, так как аккредитованный филиал иностранного юридического лица не является зарегистрированным российским юридическим лицом, имеющим право заменить в установленном порядке регистрационные документы и государственные регистрационные знаки на ранее зарегистрированные транспортные средства по законодательству ФИО3.
Пункты 24.2 и 28 Правил регистрации автомототранспортных средств устанавливают, что регистрация транспортных средств иностранных юридических лиц производится по месту нахождения филиалов, являющихся обособленными подразделениями иностранных юридических лиц, на срок действия документов, подтверждающих аккредитацию филиала на территории Российской Федерации, после их таможенного оформления в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил с выдачей свидетельств о регистрации транспортных средств и регистрационных знаков на срок пребывания транспортных средств на территории Российской Федерации, указанный в документах, выданных таможенными органами Российской Федерации.
Таким образом, для государственной регистрации транспортного средства автомобиля ГАЗ 3307 необходимо применять нормы законодательства о государственной регистрации транспортных средств иностранного юридического лица.
Заявитель такой порядок не выполнил.
Доводы заявителя о нарушении органом государственной регистрации транспортных средств статьи 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ (ред. от 29 декабря 2015 года) "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" являются ошибочными.
Действительно, статьей 12 этого Федерального конституционного закона предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами ФИО3, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Однако такая легитимность выданных по законодательству ФИО3 документов относится к основаниям для обмена их на аналогичные документы и государственные регистрационные знаки Российской Федерации.
Такой позиции придерживается судебная практика, что следует из Решения Верховного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2016 года N АКПИ15-1430 по делу по административному исковому заявлению М.В. о признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 2015 года N 1171 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2015 г. N 399".
Таким образом, представленное для регистрации свидетельство о государственной регистрации ТС, выданное до 18 марта 2014 года государственным органом ФИО3, могло быть основанием для его замены на паспорт транспортного средства при условии, что заявитель является юридическим лицом, расположенным на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года и в последующем зарегистрированным как российское юридическое лицо. Это свидетельство о государственной регистрации ТС не является паспортом транспортного средства, выданным в соответствии с Правилами по выдаче свидетельств о регистрации транспортных средств.
Представленные заявителем документы о регистрации иных транспортных средств за ним, как за филиалом иностранного юридического лица, не относятся к данному делу, и потому на основании статьи 268 АПК РФ не могут быть приняты как доказательства.
Предметом обжалования являются действия по отказу в государственной регистрации, имевшие место 21 ноября 2015 года. А потому иные обращения и ответы на них (л.д. 101-104 т. 1) не относятся к предмету рассмотрения по данному делу.
Представленный акт приема-передачи на баланс филиала 31 декабря 2014 года автотранспортных средств (л.д. 134-136 т. 1) не изменяет статуса филиала как лица, не являющегося российским юридическим лицом, зарегистрированным до 18 марта 2014 года по законодательству ФИО3, и потому не влияет на разрешение заявленных требований.
На основании изложенного Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, так как действия органа государственной регистрации транспортных средств соответствуют требованиям норм законодательства Российской Федерации по регистрации транспортных средств и не нарушают прав и законных интересов заявителя; судом первой инстанции решение принято при правильном применении норм материального права, изложенные в нем выводы соответствуют обстоятельствам дела; иных оснований для отмены (изменения) судебного акта не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 18 марта 2016 года по делу № А84-2884/2015 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в лице филиала публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в г. Севастополь оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий О.Г. Градова
Судьи В.А. Омельченко
А.В. Привалова