ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
15 апреля 2021 года | Дело № А84-3006/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2021 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Карева А.Ю.,
Лазарева С.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Веселовой Е.Н.,
с участием в судебном заседании:
представителя Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым – Таловер П.П.;
представителя Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - Шуст Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым на решение Арбитражного суда города Севастополя от 15 февраля 2021 года по делу №А84-3006/2020,
принятое по заявлению Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота»
к Государственному комитету по ценам и тарифам Республики Крым,
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
26.06.2020 нарочно Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота» (ОГРН: 1149204069002 - л.д. 24-29 т. 1, далее - ФКУ «Управление ЧФ» или заявитель) подало в Арбитражный суд города Севастополя (суд первой инстанции) заявление (с уточнением) о признании незаконным и об отмене вынесенного 18.06.2020 Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым (ОГРН: 1149102017954 - л.д. 20-23 т.1, далее - ГКЦТ РК или административный орган) постановления № 11-06/2-08 о прекращении дела о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) за малозначительностью (л.д. 7-12 т. 1, 8-9, 61 т.2).
Требования обоснованы тем, что отсутствует событие административного правонарушения, так как заявитель не является теплоснабжающей организацией и в соответствии с законодательством Российской Федерации не обязан предоставлять сведения о своей деятельности по теплоснабжению; котельные (через которые вырабатывается теплоноситель) входят в состав имущественных комплексов военных городков и обеспечивают теплом здания, расположенные на территории этих военных городков, так как иной сети для обеспечения теплом этих зданий не создано.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены, оспоренное постановление признано незаконным и отменено по тем основаниям, что ФКУ «Управление ЧФ» не является теплоснабжающей организацией, а значит субъектом вмененного административного правонарушения, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, что является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (л.д. 95-98 т. 2).
ГКЦТ РК подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит отменить решение суда первой инстанции и в удовлетворении заявленных требований отказать, по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального права и процессуального права (л.д. 104-110 т.2). В апелляционной жалобе указано на то, что ФКУ «Управление ЧФ» является теплоснабжающей организацией, так как осуществляет деятельность в сфере теплоснабжения и взымает плату за оказанные услуги по поставке тепловой энергии.
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что ФКУ «Управление ЧФ» не согласно с доводами апелляционной жалобы, по мотивам, приведенным в отзыве (л.д.118-121 т.2). В отзыве указано, что ФКУ «Управление ЧФ» не осуществляет вид деятельности в сфере теплоснабжения,
В судебном заседании представительГКЦТ РК поддержала доводы апелляционной жалобы; просила решение суда первой инстанции отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать, представитель ФКУ «Управление ЧФ» против доводов апелляционной жалобы возражала по мотивам, приведенным в отзыве.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
18.06.2020 заместитель председателя Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым Пономарев А.А., рассмотрев при участии представителя по доверенности ФКУ «Управление ЧФ» Шуст Н.М. протокол об административном правонарушении № 11-06/2-08 от 05.06.2020 и материалы дела об административном правонарушении, вынес постановление № 11-06/2-08, которым прекратил производство по делу по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, признав правонарушение малозначительным, и освободил ФКУ «Управление ЧФ» от административной ответственности, ограничившись устным замечанием (л.д. 13-17, 51-61 т. 1).
Протокол об административном правонарушении №11-06/2-08 составлен 05.06.2020 заведующим отделом контроля в топливно-энергетической сфере контрольно-ревизионного управления председателя Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым Сундуковым В.В. также при участии представителя по доверенности ФКУ «Управление ЧФ» Шуст Н.М. (л.д. 74-80 т. 1).
Согласно протокола и постановления, административное правонарушение выразилось в том, что ФКУ «Управление ЧФ», как субъект регулируемого вида деятельности в сфере теплоснабжения, по состоянию на 18.06.2020 не предоставило за IV квартал 2019 года сведений о своей деятельности в сфере теплоснабжения, тогда как предоставление таких сведений является обязательным в соответствии с приказом Федеральной антимонопольной службы № 1288/18 от 13.09.2018.
В подтверждение осуществления ФКУ «Управление ЧФ» регулируемого вида деятельности в сфере теплоснабжения административным органом представлены следующие доказательства:
- отчет о проведении систематического наблюдения и анализа соблюдения стандартов раскрытия информации Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым, согласно которого на территориях Симферопольского района в пгт. Гвардейское, Черноморского района с. Оленевка, Сакского района с. Витино, городов Феодосии и Евпатории ФКУ «Управление ЧФ» производит тепловую энергию не в режиме комбинированной выработки и поставляет ее потребителям, но пункт 20 (е, ж), 22 и 24 не выполнило (л.д. 122-128 т. 1),
- скриншоты (л.д. 129-131 т. 1),
- Положение о квартирно-эксплуатационном управлении Черноморского флота, утвержденное приказом командующего Черноморским флотом № 6672дсп от 31.12.2015, в пункте 8 раздела III которого указано на то, что в функции КЭУ ЧФ (подразделение заявителя) входит ведение учета и контроля за предоставлением топливно-энергетических ресурсов платным субабонентам и своевременной оплатой за предоставленные услуги (л.д. 96-109 т. 1);
- поданные КЭЧ ФКУ «Управление ЧФ» заявления об установлении тарифа на теплоэнергию в 2020-2021 годах с приложением документов, из которых следует, что тепловая энергия поставляется в жилой фонд, расположенный на территории воинских частей вышеуказанных населенных пунктов (л.д. 133-146 т. 1),
Приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым № 12/5 от 21.03.2019 и № 50/6 от 07.11.2019 установлен тариф установления тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ФКУ «Управление ЧФ» в пгт. Гвардейское, г. Феодосии, с. Оленевка Черноморского района, г. Евпатории, с. Витино Сакского района на 2019 год и на 2020 год по тем же населенным пунктам и дополнительно – г. Ялта, гора Ай-Петри.
По сведениям ЕГРЮЛ заявитель вправе осуществлять только один вид деятельности – код 84.22 Деятельность, связанная с обеспечением военной безопасности (л.д. 24-29 т. 1).
В соответствии со статьей 19.8.1 КоАП РФ не предоставление теплоснабжающими организациями сведений о своей деятельности, если предоставление таких сведений является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Часть 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (в ред. от 01.04.2020, далее - Закон № 190-ФЗ) обязанность по раскрытию информации возлагает на теплоснабжающие организации, теплосетевые организации, органы регулирования; такая информация подлежит раскрытию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации.
Такой стандарт раскрытия информации утвержден Постановлением Правительства РФ от 05.07.2013 № 570 (в ред. от 12.07.2018, с изм. от 30.04.2020, далее - Стандарт раскрытия информации № 570).
По Стандарту раскрытия информации № 570 (подпункт «б» пункта 1) одним из видов субъектов раскрытия информации являются единые теплоснабжающие организации, теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, функционирующие в поселениях и городских округах, не отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения, а также функционирующие в поселениях и городских округах, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении», до окончания переходного периода в ценовых зонах теплоснабжения (далее - регулируемые организации).
Такие регулируемые организации, согласно пункта 15 Стандарта раскрытия информации № 570, обязаны раскрывать информацию (в том числе) об основных показателях своей финансово-хозяйственной деятельности, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемых видов деятельности); об основных потребительских характеристиках оказываемых регулируемых услуг; об инвестиционных программах и отчетах об их реализации; о наличии (отсутствии) технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения; о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для производства регулируемых услуг; об условиях, на которых осуществляется оказание регулируемых услуг, и (или) об условиях договоров о подключении (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.
Данные требования по объему раскрытия информации связаны с установленными частью 1 статьи 7 Закона № 190-ФЗ принципами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в частности:
1) обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей;
2) обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя;
3) обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения;
4) стимулирование повышения экономической и энергетической эффективности при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения;
5) обеспечение стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями за счет установления долгосрочных тарифов;
6) обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, процесса регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;
9) обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.
А также приведенными статье 2 Закона № 190-ФЗ понятиями :
пункт 11: теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей);
пункт 8: теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности;
пункт 16: теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей);
При этом, согласно положениям части 1 статьи 27 Закона № 190-ФЗ теплоснабжающая организация и (или) теплосетевая организация должна быть членом саморегулируемой организации в сфере теплоснабжения и вправе осуществлять деятельность в сфере теплоснабжения только при наличии выданного этой саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к осуществлению определенных вида или видов деятельности в сфере теплоснабжения.
Как установлено, заявитель не является членом саморегулируемой организации в сфере теплоснабжения и не имеет свидетельства о допуске к осуществлению определенных вида или видов деятельности в сфере теплоснабжения; его видом деятельности не является теплоснабжение, он вправе осуществлять единственный вид деятельности - связанный с обеспечением военной безопасности; административным органом не установлены и не доказаны надлежащими доказательствами факты владения заявителем на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, а также продажи заявителем тепловой энергии конкретным потребителям или теплоснабжающим организациям, что является обязательным условием для определения статуса теплоснабжающей организации.
Приведенные в судебных актах по делу № А83-14759/2018 выводы о наличии у ТСН «Звездный 1П» долга в размере 650644,82 руб. за потребленную тепловую энергию, поставленную ФКУ «Управление ЧФ», в силу части 2 статьи 69 АПК РФ не является основанием для освобождения от доказывания, так как по настоящему делу и делу № А83-14759/2018 различные участники, обязательными и не подлежащими доказыванию при рассмотрении нового дела являются не выводы арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, а установленные обстоятельства; по делу № А83-14759/2018 вступившим в законную силу судебным актом установлено, что ФКУ «Управление ЧФ» предлагало ТСН «Звездный 1П» заключить договор о возмещении затрат на переданную теплоэнергию, а не договор поставки (передачи) теплоэнергии.
Установление Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым тарифа на тепловую энергию само по себе не свидетельствует об отнесении ФКУ «Управление ЧФ» к теплоснабжающей организации в соответствии с требованиями пункта 11 статьи 2 Закона №190-ФЗ, и доказательств, опровергающих данное обстоятельство, административным органом не представлено.
Аналогичная правовая позиция приведена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 22.10.2020 №Ф10-3974/2020 по делу №А83-21303/2019; в передаче дела на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации отказано.
Исходя из положений части 6, 7 статьи 210 АПК РФ, статьи 26.1 КоАП РФ обстоятельства, не указанные в постановлении по делу об административном правонарушении и не являвшиеся основанием для привлечения лица к административной ответственности, не могут свидетельствовать о совершении правонарушения, за которое лицо привлечено к административной ответственности. При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд не должен подменять административный орган в вопросе о доказанности события, наличия вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Как установлено, заявитель не совершил противоправного, виновного действия, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность, так как не является теплоснабжающей организацией, обязанной предоставлять сведения о своей деятельности, связи чем, нет события административного правонарушения.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального и процессуального права, при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение дела; иных (в том числе безусловных) оснований для отмены решения суда не установлено, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 15 февраля 2021 года по делу № А84-3006/2020 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий О.Г. Градова
Судьи С.Г. Лазарев
А.Ю. Карев