ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. / факс 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
Дело № А83-3446/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2015 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Карева А.Ю.,
ФИО1,
при ведении протокола секретарем Равза Р.Р.
при участии:
от заявителя, общество с ограниченной ответственностью "Межрегиональный центр "Натаси" – не явился;
от заинтересованного лица, Администрация города Симферополя Республики Крым – ФИО2;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональный центр "Натаси" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 20 февраля 2015 года по делу № А83-3446/2014 (судья Толпыго В.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональный центр "Натаси" (295000, ул. Объездная, д. 8, г. Симферополь)
к Администрации города Симферополя Республики Крым (295000, ул. Горького, д. 15, г. Симферополь)
о признании недействительными и отмене пунктов распоряжения,
установил:
24 ноября 2014 года Межрегиональный центр "Натаси" (20 января 2015 года зарегистрированный по законодательству РФ как ООО "Межрегиональный центр "Натаси", ОГРН <***> – л.д. 31-33 т. 2, ранее зарегистрированный в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц-предпринимателей ФИО3 с иден. кодом 20716249 - л.д. 27, 35-44 т. 1, далее МЦ "Натаси" или заявитель) обратился в Хозяйственный суд Республики Крым с заявлением к Администрации города Симферополя (ОГРН <***> – л.д. 63 т. 1, далее Администрация или заинтересованное лицо) о признании недействительным и об отмене пунктов 1.5 и 2.5 распоряжения и.о. главы Администрации г. Симферополя № 211-р от 18 ноября 2014 года "О демонтаже движимого имущества – временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности, размещенных без разрешающих документов на территории г. Симферополя" (л.д. 7-9, 29 т. 1).
Заявление обосновано тем, что глава Администрации принял решение об аннулировании ранее выданного паспорта привязки и о демонтаже временного сооружения с превышением полномочий, временные сооружения соответствуют выданному паспорту привязки, других оснований для аннулирования паспорта привязки нет (л.д. 9-13 т. 1).
Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении заявления по тем мотивам, что глава Администрации решением Симферопольского городского совета наделен полномочиями по изданию правовых актов в сфере размещения временных сооружений с целью упорядочения вопросов размещения временных сооружений; заявитель в нарушение паспорта привязки вместо двух торговых павильонов по 25 кв.м. разместил один павильон площадью 50 кв.м., установка была проведена с нарушением 6-тимесячного срока (л.д. 137-142 т. 1).
Заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и заявление удовлетворить. Основанием для отмены судебного решения заявитель считает принятие судебного акта при неправильном применении норм материального и процессуального права; несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что глава Администрации не имел полномочий на принятие решения об аннулировании паспорта привязки и о демонтаже временных сооружений, на момент принятия оспоренного акта ненормативного характера Устав городского округа, которым предусмотрены полномочия главы Администрации на принятие решений об аннулировании паспорта привязки, не был опубликован; изменение параметров торгового павильона было согласовано, о чем также свидетельствует договор о долевом участии в содержании инфраструктуры города (л.д. 5-7 т. 2).
Отзыва на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица с доводами апелляционной жалобы не согласился, так как в полномочия главы Администрации входит рассмотрение вопросов о демонтаже временных сооружений, возведенное заявителем временное сооружение не соответствует паспорту привязки, об изменениях в паспорте привязки заявитель уполномоченный орган не извещал.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания заявитель извещен определением от 16 июля 2015 года, копию которого получил 25 июля 2015 года, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д. 137 т. 2).
Учитывая эти обстоятельства, необязательность явки в судебное заседание заявителя, достаточность доказательств для рассмотрения дела по апелляционной жалобе, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании представителя заявителя.
На основании статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд заменил наименование и реквизиты заявителя в соответствии со сведениями Единого государственного реестра юридических лиц РФ (л.д. 31-33 т. 2), о чем указано в протоколе судебного заседания (л.д. 34 т. 2).
На основании статьи 268 АПК РФ арбитражный апелляционный суд истребовал и приобщил к делу дополнительные доказательства и заверенные копии ранее представленных суду первой инстанции доказательств (л.д. 12, 19-20, 29-33, 48-81, 94-99, 105 т. 2), установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
18 ноября 2014 года исполняющим обязанности главы Администрации г. Симферополя ФИО4 принято распоряжение № 211-р "О демонтаже объектов движимого имущества – временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности, размещенных без разрешительных документов на территории г. Симферополя" (л.д. 11-13, 53-55 110-111 т. 1), согласно подпункту 1.5 пункта 1 и подпункту 2.5 пункта 2 решено:
- в связи с несоблюдением требований паспортов привязки и норм действующего законодательства при установке временного сооружения аннулировать выданный МЦ "Натаси" паспорт привязки размещения временных сооружений – торговых павильонов в количестве двух от 05 февраля 2014 года за № 403;
- осуществить демонтаж объектов движимого имущества – временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности субъекту МЦ "Натаси" - группа временных сооружений в количестве двух штук по ул. Лермонтова, в районе дома № 3.
Это распоряжение опубликовано 19 ноября 2014 года на официальном сайте Симферопольского городского совета в рубрике "Распоряжения председателя горсовета" и 21 ноября 2014 года в газете "Южная столица" № 46 (1188) (л.д. 48, 64 т. 2).
Этот акт ненормативного характера принят с учетом решения (оформленного протоколом № 4) заседания комиссии по проверке законности размещения объектов строительства, нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь, созданной по распоряжению главы администрации № 184-р от 10 ноября 2014 года (л.д. 52-53, 69 т. 2), и акта комиссионного выезда от 14 ноября 2014 года (л.д. 112-113 т. 1, л.д. 70-71 т. 2).
Согласно акту комиссионного выезда МЦ "Натаси" вместо двух торговых павильонов площадью по 25 кв.м., разрешенных к установке по паспорту привязки, установил один павильон общей площадью 50 кв.м.
Из заверенной копии паспорта привязки № 403, утвержденного 05 февраля 2014 года Главным управлением архитектуры, строительства и регионального развития Симферопольского городского совета, следует, что заявителю разрешена установка группы временных сооружений - торговых павильонов по адресу: ул. Лермонтова (район дома № 3): поз.1 – 25 кв.м., поз. 2- 25 кв.м. по 5 х 5м каждый. Срок действия паспорта до 05 февраля 2015 года. Установка временного сооружения согласована с учреждениями МЧС, ГАИ, СЭС, энерго- и водо-поставляющими организациями, телекоммуникационной организацией (л.д. 122-123 т. 1, л.д. 72-73 т. 2).
Сведений о внесении изменений в паспорт привязки от 05 февраля 2014 года № 403 или в его приложения в Управлении архитектуры и градостроительства Администрации города Симферополя отсутствуют (л.д. 130 т. 1, л.д. 74 т. 2).
03 февраля 2014 года заявитель заключил договор № 38 паевого участия (взноса), 24 сентября 2014 года заявитель во исполнение обязательств по этому договору оплатил 15.500 грн. (л.д. 14-16, 46-48, 19, 52 т. 1).
Заявитель не оспаривает тех фактов, что ему было разрешено размещение двух павильонов с габаритами 5 х 5 м, но им установлен один павильон с габаритами 4.5 х 9 м. Такую установку одного павильона заявитель объясняет необходимостью, поскольку при установке двух павильонов по утвержденному паспорту привязки павильоны заняли бы часть тротуара.
Факт установки одного павильона с габаритами 4,5 х 9 м подтверждается представленными заявителем фото, новыми эскизным проектом № 27/14 и схемой размещения (л.д. 17-18, 21-26, 49-50, 56-62, 94-101 т. 1, л.д. 117-120 т. 2).
Эти новые эскизный проект и схема размещения одного павильона с органом строительно-архитектурного надзора, МЧС, ГАИ, СЭС, энерго- и водо-поставляющими организациями, телекоммуникационной организацией на момент принятия распоряжения о демонтаже павильона не согласованы. Только в 2015 году заявитель получил письменные согласования размещения с ПАО "Укртелеком" (не зарегистрированного в Республике Крым по сведениям Единого государственного реестра юридических лиц Российской Федерации) и ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" (л.д. 96-99, 105 т. 2).
Согласно представленным заявителем ксерокопиям писем заявитель обращался в орган строительно-архитектурного надзора за разрешением на изменение паспорта привязки и сообщал об установке одного павильона с измененными габаритами.
Так, 05 августа 2014 года (до проведения проверки и принятия оспоренного акта ненормативного характера) МЦ "Натаси" подало в Главное управление архитектуры, строительства и регионального развития заявление, которым просило разрешение на внесение изменений в паспорт привязки торговых павильонов в части изменения габаритов до 5,4 х 9 м; это заявление зарегистрировано за вхд. № к 196/08-05 05.08.2014; (л.д. 12, 100 т. 2); заинтересованными лицом не доказан факт неподачи такого заявления, так как не представлен журнал входящей корреспонденции ввиду выхода из строя электронной базы регистрации входящей корреспонденции (л.д. 144 т. 2), а представленный журнал передачи вхд. корреспонденции не является журналом входящей корреспонденции (л.д. 131-134, 115 т. 2).
27 января 2015 года (после проведения проверки и принятия оспоренного акта ненормативного характера) ООО "МЦ "Натаси" подало в Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Симферополя заявление, которым сообщило об установке двух временных сооружений (павильонов) с габаритами 5.4 х 4,5 м каждый, приложив фотофиксацию и эскизный проект; это заявление зарегистрировано за вхд. № 152/08-05 27.01.2015; из приложенного листа эскизного проекта следует, что запроектирован один павильон размером 9 х 5,5 м (л.д. 124-125 т. 1, л.д. 101, 115-116 т. 2).
В соответствии со статьей 19 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" местное самоуправление на территориях Республики Крым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении, а также в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым; на территории Республики Крым формируются органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Республики Крым; до завершения формирования этих органов местное самоуправление на указанной территории осуществляется органами местного самоуправления, действующими на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
Пункт 2 статьи 15, статьи 12 и 132 Конституции Российской Федерации (далее Конституция РФ) устанавливают, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно; органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно статьям 34, 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ) в компетенцию администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) входит разрешение вопросов местного значения городского округа, к которым относятся (в том числе) размещение и содержание малых архитектурных форм, осуществление муниципальногоземельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Решением сессии Симферопольского городского совета от 29 сентября 2014 года №16 "О назначении исполняющего обязанности главы администрации города Симферополя" (л.д. 106-107 т. 1, л.д. 54-56, 65-67 т. 2) исполняющим обязанности главы администрации города Симферополя назначен ФИО4, которому поручено обеспечивать осуществление полномочий по решению вопросов местного значения, издавать распоряжения в части обеспечения осуществления исполнительно-распорядительных полномочий органа местного самоуправления.
Решением сессии Симферопольского городского совета от 13 ноября 2014 года №64 "О наделении исполняющего обязанности главы администрации города Симферополя полномочиями по изданию правовых актов в сфере размещения временных сооружений" исполняющий обязанности главы администрации города Симферополя наделен полномочиями по изданию распоряжений в сфере размещения временных сооружений на территории муниципального образования городской округ Симферополь в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Республики Крым и актами местного самоуправления (л.д. 108 т. 1, л.д. 50-51, 68 т. 2).
18 ноября 2014 года решением 4 сессии 1 созыва Симферопольского городского совета № 71 ФИО4 назначен на должность главы администрации города Симферополя (л.д. 109 т. 1).
Положением об организации размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности на территории г. Симферополя, утвержденного решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета от 07 мая 2012 года № 1071 (л.д. 111-121 т. 1, л.д. 75-87 т. 2) установлено:
пункт 2.3 - основанием размещения временного сооружения (далее ВС) является паспорт привязки ВС, выданный Главным управлением архитектуры согласно установленной форме с учетом решения Исполнительного комитета в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Положения по форме, утвержденной Министерством регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства;
для размещения группы ВС (но не более пяти) разрабатывается единый паспорт привязки ВС с привязкой каждого отдельно ВС с отображением благоустройства прилегающей территории и инженерного обеспечения (на топографо-геодезической основе М 1:500);
для оформления паспорта привязки заказчик обращается в Главное управление архитектуры с дополнительным заявлением об оформлении паспорта привязки; оформление паспорта привязки осуществляется в соответствии с п.п. 2.9-2.11 Положения;
пункт 2.10 - паспорт привязки включает: схемы размещения ВС и благоустройства на топографо-геодезической основе М 1:500, эскизы фасадов ВС в цвете М 1:500 для стационарных ВС, технические условия относительно инженерного обеспечения ВС, реквизиты заказчика;
пункт 4.1 – установка ВС осуществляется согласно паспорту привязки и на основании договора паевого участия (взноса), отклонение от паспорта не допускается;
пункт 5.2 – действие паспорта привязки ВС аннулируется при несоблюдении требований паспорта привязки при установке ВС;
пункт 5.4 – в случае аннулирования паспорта привязки такое ВС подлежит демонтажу собственником ВС в течение 5-ти рабочих дней с момента вышеперечисленных оснований;
пункт 6.7 – ВС, которые размещены с отклонением от паспорта привязки, считаются самовольно размещенными ВС и подлежат демонтажу;
пункты 7.8-7.10 - решение о демонтаже самовольно установленных (размещенных) ВС принимается Исполнительным комитетом с учетом предложений органов, которые выявили самовольное размещение ВС, о демонтаже владельцу ВС выносится предписание, владелец в течение 5-ти рабочих дней со дня вынесения предписания может обратится в Исполнительный комитет с инициативой устранить выявленные нарушения и привести разрешительную документацию для размещения ВС в соответствии с законодательством и настоящим Положением; в этом случае рассмотрение заявления осуществляется в порядке, установленном соответствующими актами органов местного самоуправления;
в случае не выполнения требований демонтаж осуществляется по решению Исполнительного комитета после истечения 10-тидневного срока с момента официального обнародования такого решения.
Юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе; они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора, что следует из статьи 1 ГК РФ.
Статьей 13 ГК РФ установлено, что ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
На основании изложенного Двадцать первый арбитражный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального и процессуального права, изложенные в нем выводы соответствуют обстоятельствам дела, иных оснований для отмены (изменения) судебного акта нет. Заявитель без соблюдения установленного порядка разместил торговый павильон, заявителем не соблюдены требования утвержденного паспорта привязки, обращение заявителя за разрешением на изменение паспорта привязки не является документом, позволяющим разместить павильон с иными габаритами, чем установлено паспортом привязки. А потому у административного органа были основания для принятия решения об аннулировании паспорта привязки и о демонтаже павильона как самовольно возведенного; ненормативный акт принят в пределах полномочий, без нарушений требований законодательства и не нарушает прав заявителя. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 20 февраля 2015 года по делу № А83-3446/2014 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональный центр "Натаси" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий О.Г. Градова
Судьи А.Ю. ФИО5
ФИО1