ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-62-49, факс 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
город Севастополь 29 июня 2016 года | Дело № А84-204/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.06.2016.
В полном объеме постановление изготовлено 29.06.2016.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Горошко Н.П., судей Карева А.Ю., Полынкиной Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кравченко А.В.,
при участии представителей: от Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя - ФИО1, доверенность от 17.05.2016 б/н, ФИО2 доверенность от 17.05.2016 б/н; от Общества с ограниченной ответственностью «Фирма ПВ» - ФИО3, доверенность от 06.06.2016 б/н;представитель Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя – не явился, уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 27.04.2016 года по делу № А84-204/2016 (судья Архипенко А.М.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Фирма ПВ» (пр. Героев Сталинграда, 52, <...>) (далее - ООО «Фирма ПВ»)
к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя (ул. Ленина, 2, <...>) (далее - Севреестр),
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента по имущественным и земельным отношениям <...> <...>),
об оспаривании решения,
установил:
ООО «Фирма ПВ» обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании недействительным решения Севреестра от 19.08.2015 №91/001/042/2015 об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения о возобновлении договора аренды земли от 25.11.2013 и дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земли от 25.11.2013, заключенных между Севастопольским городским Советом и заявителем; об обязании Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя зарегистрировать дополнительное соглашение о возобновлении договора аренды земли от 25.11.2013 и дополнительное соглашение о внесении изменений в договор аренды земли от 25.11.2013, заключенных между Севастопольским городским Советом и обществом с ограниченной ответственностью «Фирма ПВ».
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 27.04.2016 года по делу № А84-204/2016 признано недействительным сообщение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 19.08.2015 №91/001/042/2015-142 об отказе в государственной регистрации. Обязано Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Фирма ПВ» путем осуществления государственной регистрации дополнительного соглашения о возобновлении договора аренды земли от 25.11.2013 и дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земли от 25.11.2013, заключенных между Севастопольским городским Советом и обществом с ограниченной ответственностью «Фирма ПВ». Взыскано с Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в пользу общества с ограниченной ответственностью «Фирма ПВ» судебные расходы по делу в сумме 3 000 рублей (три тысячи рублей 00 коп).
Не согласившись с указанным решением, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение.
От ООО «Фирма ПВ» в материалы дела представлен отзыв, в котором указывает на необоснованность доводов апелляционной жалобы обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым заключен Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
В силу ст. 1, ст. 2 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон № 6-ФКЗ) Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов; со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
В соответствии со статьей 12 Закона № 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности и пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Частью 3 статьи 7 Закона № 6-ФКЗ предусмотрено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Согласно части 1 статьи 12.1 Закона № 6-ФКЗ до 01.01.2017 на территориях Республики Крым и города Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Во исполнение приведенной нормы Закона № 6-ФКЗ Законодательным Собранием города Севастополя принят Закон от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», который устанавливает особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя (статья 1).
Как следует из материалов дела, 26.05.2010 между Севастопольским городским Советом (арендодатель) и ООО «Фирма ПВ» (арендатор) заключен договор аренды (далее – Договор аренды), по условиям которого арендодатель в соответствии с решением Севастопольского городского Совета от 10.03.2010 №9656 предоставляет, а арендатор принимает в срочное платное пользование земельный участок площадью 0,1420 га для реконструкции и обслуживания временного рынка, без права капитального строительства с отнесением этих земель к категории земель жилой и общественной застройки, который находится по адресу: <...>.
Пунктом 3.3 Договора аренды определен срок его действия – 3 года.
К Договору аренды приложены: план земельного участка; кадастровый план земельного участка (кадастровый номер 8536400000:01:003:0028); акт определения границ земельного участка в натуре (на местности); акт приема-передачи объекта аренды.
Договор аренды зарегистрирован Севастопольским городским филиалом Государственного предприятия «Центр Государственного земельного кадастра», о чем в государственном реестре земель совершена запись от 15.06.2010 №041088400124.
25.11.2013 между Севастопольским городским Советом и ООО «Фирма ПВ» заключено Дополнительное соглашение о возобновлении договора аренды земли, согласно которому: на основании решения Севастопольского городского Совета от 17.09.2013 №5958 возобновить сроком на 3 (три) года с 15.06.2013, заключенный между Севастопольским городским Советом и ООО «Фирма ПВ» договор аренды земельного участка (кадастровый номер 8536400000:01:003:0028), расположенного по адресу: <...> предоставленного для реконструкции и обслуживания временного рынка, без права капитального строительства, зарегистрированный Севастопольским городским филиалом Государственного предприятия «Центр Государственного земельного кадастра при Государственном комитете Украины по земельным ресурсам» 15.06.2010 под №041088400124 в Государственном реестре земель, изложив пункт 3.1 в следующей редакции: «3.1. Договор аренды заключен сроком на 3 года с 15.06.2013.».
25.11.2013, руководствуясь решениями Севастопольского городского Совета от 17.09.2013 №5958 «О поручении председателю Севастопольского городского Совета ФИО4 подписания дополнительного соглашения о возобновлении ООО «Фирма ПВ» договора аренды от 26.05.2010, зарегистрированного 15.06.2010 под №041088400124, земельного участка общей площадью 0,1420 га, расположенного по пр. Героев Сталинграда, 48-А, предоставленного для реконструкции и обслуживания временного рынка, без права капитального строительства и внесении изменений в договор аренды земли от 26.05.2010, зарегистрированный 15.06.2010 под №041088400124», от 20.12.2011 №2163 «Об утверждении технической документации по нормативной денежной оценке земель в административных границах города Севастополя и введении ее в действие», от 07.02.2012 №2318 «О проведении мероприятий по введению в действие нормативной денежной оценки земель в административных границах города Севастополя», Севастопольский городской Совет и ООО «Фирма ПВ» заключили Дополнительное соглашение о внесении изменений в договор аренды земли (далее – Дополнительное соглашение), согласно которому в Договор аренды внесены изменения путем изложения его текстовой части в новой редакции.
Согласно пункту 1.1 Договора аренды в редакции Дополнительного соглашения арендодатель в соответствии с решениями Севастопольского городского Совета от 10.03.2010 №9656 и от 17.09.2013 №5958 предоставляет, а арендатор принимает в срочное платное пользование земельный участок площадью 0,1420 га для реконструкции и обслуживания временного рынка, без права капитального строительства с отнесением этих земель к категории земель жилой и общественной застройки, который находится по адресу: <...>.
В аренду передается земельный участок (кадастровый номер 8536400000:01:003:0028) общей площадью 0,1420 га. Договор заключен сроком на 5 (пять) лет с 15.06.2013 (пункты 2.1, 3.1 Договора аренды в редакции Дополнительного соглашения).
03.07.2015 ООО «Фирма ПВ» обратилось в государственное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Севастополь» с заявлением о государственной регистрации Дополнительных соглашений от 25.11.2013 к Договору аренды, представив на государственную регистрацию следующие документы: платежное поручение от 06.07.2015 №132 на сумму 22 000 рублей; договор аренды земельного участка от 26.05.2010 с приложениями (план земельного участка; кадастровый план земельного участка (кадастровый номер 8536400000:01:003:0028); акт определения границ земельного участка в натуре (на местности); акт приема-передачи объекта аренды); дополнительное соглашение о возобновлении договора аренды земли от 25.11.2013; дополнительное соглашение о внесении изменений в договор аренды земли от 25.11.2013; решение Севастопольского городского Совета от 10.03.2010 №9656; решение Севастопольского городского Совета от 17.09.2013 №5958; лист записи ЕГРЮЛ от 10.11.2014; устав ООО «Фирма ПВ» от 10.11.2014; свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения серии 34 №004233324 от 10.11.2014; выписка из ЕГРЮЛ от 10.11.2014; свидетельство о внесении сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ серии 34 №004233323 от 10.11.2014; сведения о юридическом лице из ЕГРЮЛ от 02.12.2014.
Уведомлением от 20.07.2015 № 91/001/042/2015-142 Севреестр информировал заявителя о приостановлении государственной регистрации на срок до 19.08.2015 включительно в связи с тем, что: на государственную регистрацию представлено дополнительное соглашение в единственном экземпляре; договор аренды, к которому поданы документы о регистрации Дополнительного соглашения, зарегистрирован не был; согласно сведений государственного кадастра недвижимости границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ земельного участка), и предложил заявителю устранить указанные нарушения.
Руководителем ООО «Фирма ПВ» 19.08.2015 в государственное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Севастополь» было подано заявление о приостановлении государственной регистрации на срок до 19.11.2015.
Вместе с тем, 29.10.2015 ООО «Фирма ПВ» было получено сообщение Севреестра от 19.08.2015 № 91/001/042/2015-142, которым государственный орган на основании абзацев 4, 10 и 14 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон №122-ФЗ) отказал заявителю в государственной регистрации аренды земельного участка по адресу: <...>, кадастровый номер 91:02:001003:910.
Основанием для принятия оспариваемого решения Севреестр указывает на следующие обстоятельства: на государственную регистрацию представлено дополнительное соглашение в единственном экземпляре; договор аренды к которому поданы документы о регистрации Дополнительного соглашения зарегистрирован не был; согласно сведений государственного кадастра недвижимости границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ земельного участка).
Согласно статье 2 Закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ) отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона 122-ФЗ одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Согласно пункту 1 статьи 20 Закона №122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, в частности, в следующих случаях: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абзац 4); не предоставлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10); в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек и границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в пункте 1 статьи 19 настоящего Федерального закона (абзац 14).
Как указывалось выше, дополнительные соглашения к Договору аренды земельного участка, расположенного по адресу: <...>, представленные заявителем на государственную регистрацию, заключены 25.11.2013 сроком на 5 лет, до вступления в силу Закона № 6-ФКЗ, следовательно, в порядке статьи 210 Гражданского кодекса Украины, положений Законов Украины «Об аренде земли» и «О государственной регистрации вещных прав на недвижимость» подлежали государственной регистрации.
Согласно пункту 8 статьи 3 Закона от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее – Закон № 46-ЗС) право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Закона №6-ФКЗ, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Закона города Севастополя от 23.04.2014 № 3-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» установлено, что все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
Таким образом, земли, находившиеся в государственной собственности Украины стали государственной собственностью города Севастополь.
Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Пунктом 13 статьи 3 Закона № 46-ЗС установлено, что в случае если договор аренды, договор сервитута на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, заключен (подписан сторонами), но не прошел государственную регистрацию в установленном на момент такого заключения порядке, договор подлежит государственной регистрации в том виде, в котором был заключен сторонами.
Согласно пункту 3 статьи 5 Закона № 46-ЗС до установления границ населенных пунктов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации границы населенных пунктов определяются в соответствии с документацией по землеустройству, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона, а в случае ее отсутствия – в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и детальными планами территории, утвержденными в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона.
Следовательно, все земли в границах города федерального значения Севастополя, за исключением частной и муниципальной собственности, независимо от принадлежности земельного участка к какой-либо категории, отнесены законодателем в состав собственности этого города.
Свидетельством о праве собственности от 07.02.2014 № 17469637 подтверждается факт государственной регистрации права коммунальной собственности города Севастополя на земельный участок с кадастровым номером 8536400000:01:003:0028 площадью 0,1420 га по адресу: <...>, который указан в качестве объекта аренды в Договоре аренды.
Земельный участок с кадастровым номером 8536400000:01:003:0028 площадью 0,1420 га по адресу: <...>, расположен на территории города Севастополя, а поэтому, с учетом вышеизложенных правовых норм, признается собственностью субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя.
В пункте 1 статьи 7 Закона № 46-ЗС закрепляется, что к правам, ограничениям (обременениям) прав на объекты недвижимого имущества, возникшим на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее – ранее возникшие права), применяется порядок их государственной регистрации, установленный Законом №122-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу пункта 2 статьи 7 Закона № 46-ЗС в случае осуществления сделки с недвижимым имуществом, находящимся в государственной собственности, регистрация права государственной собственности осуществляется одновременно с регистрацией перехода (обременения) права. Заявление о государственной регистрации права государственной собственности в орган государственной регистрации прав не требуется.
Пунктами 4, 5 статьи 7 Закона № 46-ЗС регламентировано, что в случае обращения заявителя с заявлением о государственной регистрации права, ограничения (обременения) права, зарегистрированного до вступления в силу Федерального конституционного закона, государственная регистрация права, ограничения (обременения) права осуществляется в порядке и сроки, установленные Законом о регистрации, с учетом положений настоящей статьи, на основании такого заявления, в котором указаны реквизиты документов, являвшихся основанием возникновения права, ограничения (обременения) права и хранящихся в органах и (или) организациях, осуществлявших регистрацию прав до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами. Представление заявителями таких документов в данном случае требуется только в случаях их отсутствия в названных органах и (или) организациях. Указанные в настоящем пункте документы включаются в состав дела правоустанавливающих документов, являющегося неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав.
Учитывая изложенное, в оспариваемом сообщении об отказе в государственной регистрации от 19.08.2015 № 91/001/042/2015-142 Севреестр необоснованно указывает на необходимость изначальной государственной регистрации права собственности на земельный участок города федерального значения Севастополь (арендодателя) по заявлению уполномоченного органа.
В силу прямого указания Закона №46-ЗС дополнительные соглашения от 25.11.2013 к Договору аренды не прошедшие государственную регистрацию в установленном порядке на момент заключения, подлежат регистрации в представленном заявителем виде.
Вывод суда первой инстанции о том, что с учетом особенностей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и кадастрового учета объектов недвижимости, установленных статьей 12.1 Закона № 6-ФКЗ и Законом № 46-ЗС, несоответствие описания границ земельного участка с кадастровым номером 8536400000:01:003:0028, площадью 1420 кв. м, с местоположением: <...>, требованиям земельного законодательства Российской Федерации не является достаточным основанием для отказа в государственной регистрации дополнительных соглашений от 25.11.2013 к Договору аренды, также является правомерным в виду следующего.
Из материалов дела следует, что из содержания представленного на государственную регистрацию Договора аренды в редакции Дополнительного соглашения, неотъемлемой частью этого договора являются: план земельного участка; акт определения границ земельного участка в натуре (на местности); кадастровый план земельного участка с кадастровым номером 8536400000:01:003:0028; акт приема-передачи объекта аренды (в нем отражено, что граница земельного участка закреплена на местности долговременными межевыми знаками).
граница земельного участка не установлена, невозможно определить объект аренды.
Доводы Севреестра, что согласно сведений государственного кадастра недвижимости границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ земельного участка), и том, что земельный участок, переданный в аренду заявителю, не соответствует требованиям статьи 607 ГК РФ, так как согласно сведениям государственного кадастра недвижимости граница земельного участка не установлена и невозможно определить объект аренды, являются не обоснованными.
Как следует из статьи 8 Закона № 46-ЗС сведения об объектах недвижимости, учтенных на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами (далее - ранее учтенные объекты недвижимости), с учетом предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены нормативным правовым актом Правительства Севастополя. В срок до 1 января 2017 года орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, включает в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости сведения о ранее учтенных объектах недвижимости, расположенных на территории города Севастополя, с учетом установленных настоящей статьей особенностей и предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащих такие сведения документов, в том числе документов государственного земельного кадастра, инвентарных дел (инвентаризационных документов), государственного фонда документации по землеустройству, обеспечивая при этом:
1) внесение в реестр объектов недвижимости соответствующего кадастрового округа сведений об объектах недвижимости с присвоением объектам недвижимости кадастровых номеров, в порядке, установленном Законом о кадастре, с учетом изменения адреса (описания местоположения) объектов недвижимости, категории земель и вида разрешенного использования земельных участков;
2) открытие в отношении каждого объекта недвижимости кадастровых дел и помещение в них документов, на основании которых осуществлены государственная регистрация земельных участков или государственный технический учет иных объектов недвижимости, независимо от языка, на котором они были составлены, а также документов, содержащих перевод на русский язык документов, составленных не на русском языке, в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
Представленные для регистрации документы в совокупности позволяют однозначно определить сведения об объекте аренды и его границах, которые были определены в установленном порядке на момент составления дополнительных соглашений.
На дату заключения Договора аренды условие договора об объекте аренды не должно было соответствовать положениям статьи 607 ГК РФ и статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, так как нормы российского законодательства к правоотношениям аренды земельных участков, возникшим в городе Севастополе до 18.03.2014, не применялись.
Статьей 4 АПК РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В соответствии с пунктом 6 статьи 20 Закона № 122-ФЗ если отказ в государственной регистрации прав признан судом необоснованным (не соответствующим основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе) и в решении суда указано на необходимость осуществить государственную регистрацию прав, она осуществляется без заявления о государственной регистрации прав на основании соответствующего решения суда, вступившего в законную силу и поступившего в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, и документов, ранее помещенных в дело правоустанавливающих документов.
Ввиду изложенного требование заявителя о возложении на Севреестр обязанности об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственной регистрации дополнительных соглашений от 25.11.2013 к Договору аренды на основании документов, ранее помещенных в дело правоустанавливающих документов № 91:02:001003:910 также подлежат удовлетворению.
Таким образом, при наличии установленной совокупности условий, необходимой для удовлетворения заявленных требований, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования. Представленные доказательства оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, доводам лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и не могут послужить основанием для отмены вынесенного судебного решения.
С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 06.05.2016 года по делу № А84-204/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Н.П. Горошко
Судьи А.Ю. Карев
Н.А. Полынкина