АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
358000, г. Элиста, ул. А. Пушкина, 9. Тел/факс (847 22) 5-42-14
арбитражного суда апелляционной инстанции
Элиста
11 января 2007г. Дело № А 22/2248-06/1-230/Ар105
Арбитражный суд апелляционной инстанции Республики Калмыкия
в составе: председательствующей судьи Конторовой Д.Г.
судей Чурюмовой Р.Д. и Шевченко В.И.,
при ведении протокола судебного заседания председательствующим,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Инспекции ФНС по г. Элиста
на решение суда от 11 декабря 2006г. по делу № А 22/2248-06/1-230,
принятого судьей Алжеевой Л.А.,
при участии
от ООО «Экспресс- Тур» – ФИО1,
от налогового органа – юриста ФИО2,
установил:
Решением арбитражного суда РК от 11 декабря 2006г. удовлетворено заявление ООО «Экспресс – Тур» и постановление Инспекции ФНС по г. Элиста от 9 октября 2006г. о привлечении общества к административной ответственности за осуществление наличных денежных расчетов с населением без применения контрольно- кассовых машин по ст.14.5 КоАП РФ с наложением штрафа в сумме 30000 руб. признано незаконным.
В обосновании решения суд указал, что при расчетах с пассажирами за оказание услуг по перевозке автобусами внегородского сообщения обществом выдавались билеты, относящиеся к бланкам строгой отчетности, приравниваемых к чекам, что исключает возможность привлечения к ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.
В апелляционной жалобе Инспекция ФНС по г. Элиста просила решение суда отменить и в удовлетворении заявления общества отказать, ссылаясь, что выдаваемые обществом билеты пассажирам не соответствуют утвержденным письмом Минфина РФ от 23.10.1996г. № 16-00-30-58 образцам билетов на проезд в наземном пассажирском транспорте общего пользования РФ как бланков строгой отчетности, в частности, по цвету сетки, которая должна быть голубой.
В судебном заседании представитель налогового органа ФИО2 поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества ФИО1 просил оспариваемое решение суда оставить без изменения.
Выслушав пояснения представителей сторон и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа.
Постановлением Инспекции ФНС по г. Элиста от 9 октября 2006г. ООО «Экспресс – Тур» привлечено к административной ответственности за осуществление 8 сентября 2006г. наличных денежных расчетов при оказании услуг по перевозке пассажиров без применения контрольно- кассовых машин и выдачи документов строгой отчетности по ст.14.5 КоАП РФ с наложением штрафа в сумме 30000 руб.
Оспариваемым решением суда названное постановление признано незаконным.
Судом первой инстанции сделан вывод о том, что применение контрольно-кассовой машины при выдаче обществом автобусного билета на рейс «Элиста – Москва» не требовалось, так как билет относился к бланкам строгой отчетности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.05.2003г. № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику. Согласно пункту 2 этой статьи организации и индивидуальные предприниматели согласно порядку, определенному Правительством Российской Федерации, в случае оказания услуг населению могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи бланков строгой отчетности.
В силу пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003г. № 16 "О некоторых вопросах применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" до момента издания Правительством Российской Федерации соответствующих нормативных правовых актов использование организациями и индивидуальными предпринимателями приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, не является основанием для возложения на них ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.
Перевозка пассажиров является одним из видов услуг, оказываемых населению, поэтому может осуществляться с использованием бланков строгой отчетности (билетов) без применения контрольно-кассовой техники.
Как видно из материалов дела, 8 сентября 2006г. в кассе предварительной продажи билетов, принадлежащей ООО «Экспресс – Тур», кассир ФИО3 реализовала один билет стоимостью 1060 руб. на рейс автобуса «Элиста-Москва».
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.03.2005г. № 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" требования к реквизитам бланков, предназначенных для осуществления наличных денежных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования, предусмотренные пунктом 6 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов, касаются бланков строгой отчетности, утверждаемых в соответствии с данным Положением.
Поскольку такие бланки в настоящее время не разработаны, формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с Положением об осуществлении наличных денежных расчетов, но не позднее 1 января 2007г. Аналогичное положение содержится в постановлении федерального арбитражного суда Северо – Кавказского округа от 21.09.2006г. № Ф08-4241/2006-1816А.
Из приобщенных к материалам дела копии выданного билета (л.д.52) и образца билета (л.д.62) видно, что бланки билетов содержат все обязательные реквизиты для бланка, предназначенного для осуществления наличных денежных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования, предусмотренные п.6 названного Положения.
Поэтому доводы налогового органа о том, что выданный обществом билет не может быть приравнен к бланкам строгой отчетности и в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не являются обоснованными.
Налоговым органом в апелляционной жалобе указано единственное основание несоответствия выданного билета бланку строгой отчетности: белый цвет сетки билета, со ссылкой на письмо Министерства финансов РФ от 23.10.1996г. №16-00-30-58 «Об утверждении форм документов строгой отчетности», которым предусмотрен голубой цвет сетки билета.
С учетом отсутствия разработанных форм бланков строгой отчетности по постановлению Правительства РФ от 31.03.2005г. №171 суд апелляционной инстанции полагает, что иной цвет сетки билета не влечет за собой безусловного признания факта совершения обществом адмправонарушения.
Руководствуясь ст. ст.258, 268-271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
п о с т а н о в и л:
Решение арбитражного суда РК от 11 декабря 2006г. о признании незаконным постановления Инспекции ФНС по г. Элиста от 9 октября 2006г. о привлечении к административной ответственности ООО «Экспресс – Тур» по ст.14.5 КоАП РФ с наложением штрафа в сумме 30000 руб. оставить без изменения, а апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в двухмесячный срок в федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке.
Председательствующий судья Д.Г. Конторова
Судьи Р.Д. Чурюмова
В.И. Шевченко