ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 483-4783/17 от 30.08.2018 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. / факс 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

6 сентября 2018 года

Дело № 483-4783/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 30.08.2018.

В полном объеме постановление изготовлено 06.09.2018.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Голика В.С., судей Градовой О.Г., Малышевой И.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Лесик А.В.,

при участии представителей: от Государственного унитарного предприятия города Севастополя «Управляющая компания «Стрелецкая бухта» - Михайловой Н.В., доверенность от 09.01.2018, №1; от Государственного жилищного надзора города Севастополя – Сытникова А.П., доверенность от 12.11.2017,б/н,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия города Севастополя «Управляющая компания «Стрелецкая бухта» на решение Арбитражного суда города Севастополь от 20.03.2018 года по делу № А84-4783/2017 (судья Минько О.В.),

по заявлению Государственного унитарного предприятия города Севастополя «Управляющая компания «Стрелецкая бухта» (299045, г. Севастополь, ул. Дмитрия Ульянова, 16)

к Государственному жилищному надзору города Севастополя (299011, г. Севастополь, ул. Ленина, 2)

о признании незаконным и отмене предписания,

установил:

Государственное унитарное предприятие города Севастополя «Управляющая компания «Стрелецкая бухта» (далее – ГУПС «УК «Стрелецкая бухта») обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Государственному жилищному надзору города Севастополя (далее – Госжилнадзор) о признании незаконным и отмене предписания от 09.10.2017 №199.

Решением Арбитражного суда города Севастополя от 20.03.2018 года по делу № А84-4783/2017 в удовлетворении требований Государственного унитарного предприятия города Севастополя «Управляющая компания «Стрелецкая бухта», отказано.

Полагая, что указанное решение принято судом при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, а также с нарушением норм материального права, ГУПС «УК «Стрелецкая бухта» обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда первой инстанции, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, отменить, заявленные требования удовлетворить.

В представленном отзыве на апелляционную жалобу Госжилнадзор возражая против доводов апелляционной жалобы, поддержал решение суда первой инстанции.

Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,с целью проверки фактов, изложенных в обращении гражданки Солдаткиной Т.И. (вх. №2302 от 13.09.2017) по вопросам залива квартиры №16 в многоквартирном доме №10А по ул. Гавена в г. Севастополе при подготовке системы отопления к отопительному сезону, наличия сквозной трещины на наружной стене дома в районе квартиры №16 и образования трещины на балконной плите, распоряжением Госжилнадзора Севастополя от 04.10.2017 №1238/ШАС назначена внеплановая выездная проверка в отношении ГУПС «УК Стрелецкая бухта».

В рамках данной проверки, результаты которой нашли отражение в акте проверки от 09.10.2017 №1238/ШАС, выявлено нарушение ГУПС «УК «Стрелецкая бухта» требований пунктов 4.2.1.1, 4.2.4.2, 4.2.4.4, 4.3.1, 4.3.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170, выразившегося в ненадлежащем содержании и ремонте общего имущества многоквартирного дома №10А по ул. Гавена в г. Севастополе (железобетонная балконная плита в районе квартиры №16 указанного дома содержит трещины, оголение арматуры и обрушение штукатурного слоя).

09.10.2017 по результатам вышеуказанной внеплановой выездной проверки Госжилнадзором вынесено предписание № 199 в адрес ГУПС «УК «Стрелецкая бухта», подписанное старшим инспектором отдела жилищного надзора Шубиным А.С. (далее – Предписание).

Согласно указанному предписанию, в связи с установлением административным органом нарушения в доме №10А по ул. Гавена в г. Севастополе, а именно неисправность потолков в квартирах прогибы, трещины, наличие трещин и местных разрушений облицовки штукатурки (наличие трещин, отслоение штукатурки, облицовки наружных стен), повреждение или износ металлических покрытий выступающих частей стен (балкон), отслоение штукатурки/окрасочного слоя облицовки балкона, предписано в срок до 23.10.2017 восстановить штукатурный слой потолка в квартире 16 по адресу ул. Гавена, д. 10А, устранить повреждение стены, заделать трещину на наружной стене в районе квартиры 16, восстановить штукатурный слой балкона квартиры 16, восстановить прочность сцепления бетона с металлом балкона.

Предписание получено уполномоченным представителем Гречишкиной Е.А.

Усмотрев в действиях ГУПС «УК «Стрелецкая бухта» признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 7.22 КоАП РФ, 10.10.2017 старшим инспектором отдела жилищного надзора надзорного управления Госжилнадзора Севастополя Шубиным А.С. в отношении ГУПС «УК Стрелецкая бухта» составлен протокол №1022 об административном правонарушении.

18.10.2017 начальник Госжилнадзора Севастополя Дагриджан В.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении заявителя, вынес постановление, которым ГУПС «УК «Стрелецкая бухта» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, и назначено ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с указанным Предписанием, ГУПС «УК «Стрелецкая бухта» обжаловало его в судебном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, посредством принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.

Статья 2 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон № 294-ФЗ) определяет государственный контроль (надзор) как деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 1 Закона № 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении лицензионного контроля.

Частью 1 статьи 17 Закона № 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Положениями части 1 статьи 10 Закона № 294-ФЗ установлено, что предметом внеплановой проверки является помимо прочего соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона (часть 4 статьи 10 Закона № 294-ФЗ).

Также частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, является поступление в орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.

Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

В силу части 1 статьи 19 Закона о лицензировании к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 настоящей статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Порядок лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами установлен главой 19 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение № 1110).

В соответствии с пунктом 3 Положения № 1110 лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми частью 1 статьи 8 Закона о лицензировании, являются:

а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;

в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В пункте 13 Положения № 1110 указано, что при проведении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право, в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно части 1 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона № 294-ФЗ и положения Закона о лицензировании с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи, в силу которой внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Закона о лицензировании, а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, основным видом деятельности ГУПС «УК Стрелецкая бухта» является управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.

21.09.2016 Госжилнадзором Севастополя предприятию выдана лицензия №110 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. При этом многоквартирный жилой дом по адресу: ул. Гавена, 10А, г. Севастополь, не включен в приложение к лицензии. В то же время, судебная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что указанное обстоятельство при наличии действующей лицензии не исключает признание деятельности управляющей компании в качестве лицензионной.

Кроме того, ГУПС «УК Стрелецкая бухта» оказывает услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома №10А по ул. Гавена в г. Севастополе на основании соответствующего договора от 09.06.2017 №16 и отвечает за содержание данного дома в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.

Таким образом, учитывая указанный выше договор и лицензию у ГУПС «УК Стрелецкая бухта» возникла обязанность по соблюдению вышеизложенных стандартов и правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, в том числе по обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме №10А по улице Гавена и обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан в этом доме.

Постановлением Правительства Севастополя от 23.03.2016 № 221-ПП утверждена новая редакция Положения о Главном управлении государственного жилищного надзора города Севастополя.

Согласно п. 3.1 Положения к функциям Госжилнадзора относится, среди прочего, осуществление регионального государственного жилищного надзора посредством организации и проведения проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к управлению многоквартирными домами.

В соответствии с пунктом 10.3.1 указанного Положения Управление участвует в осуществлении государственного жилищного надзора.

Из содержания вышеуказанных норм следует, что Госжилнадзор является органом государственного жилищного надзора и осуществляет контроль в отношении управляющих организаций, для выполнения своих функций имеет право на проведение соответствующих проверок и издания по их результатам актов императивного характера, обязательных для исполнения субъектами, которым они адресованы, в том числе предписаний.

В данном случае уполномоченное должностное лицо Госжилнадзор осуществило проверочные мероприятия на основании обращения гражданки Солдаткиной Т.И. (собственника квартиры № 16, расположенной по адресу: ул. Гавена, 10А, г. Севастополь) о нарушениях ГУПС «УК «Стрелецкая бухта» лицензионных требований при управлении многоквартирным домом 10А по ул. Гавена в г. Севастополе на предмет соблюдения требований части 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Исходя из содержания пункта 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, Госжилнадзор вправе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.

Таким образом, предписание от 09.10.2017 № 199 выдано Государственным жилищным надзором города Севастополя в пределах предоставленных ему законодательством полномочий.

Исходя из части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, которым может являться управление управляющей организацией на основании заключенного с нею в соответствии со статьей 162 настоящего Кодекса договора управления многоквартирным домом.

В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация по заданию другой стороны - собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В рассматриваемом случае, ГУПС «УК Стрелецкая бухта» приняло на себя обязательства по предоставлению услуг по управлению поверенным жилым домом в соответствии с требованиями действующих правил и норм, из чего следует, что лицом, ответственным за содержание проверенного жилого дома, на момент проведения проверки, являлся заявитель.

Согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491).

Согласно пункту 10 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

В соответствии с пунктом 42 Правил № 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Состав общего имущества многоквартирного дома предусмотрен пунктом 2 Правил № 491, статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми к общему имуществу многоквартирного дома относятся в том числе, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование), крыши, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции), ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила № 170), определяющие правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и является обязательным для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.

В силу пункта 1.1 Правил № 170 требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту должны соблюдаться собственниками жилищного фонда, уполномоченными управляющими и иными организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29.09.2010 № 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.

Соответствующая обязанность по поддержанию в исправном состоянии общего имущества в силу положений договора управления и требований законодательства возложена на заявителя как на управляющую организацию.

Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда, изложенные в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, определяют параметры и условия, которые в полном объеме должны быть исполнены ответственными лицами и которым в целях обеспечения безопасности жильцов и сохранности жилого фонда в любом случае должны отвечать конструкции жилого дома.

Таким образом, Правилами № 170 прямо установлены обязанности управляющей организации по обеспечению исправного состояния жилого дома.

В соответствии с пунктами 3.1.3 договора на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома № 10-А по ул. Гавена, заключенного между ГУПС «УК «Стрелецкая бухта» и собственниками помещений данного дома от 09.06.2017 № 16 предприятие в течение срока действия договора за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по содержанию жилого помещения в многоквартирном доме в рамках действующего тарифа.

Перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования, утверждены постановлением Правительства Севастополя от 28.12.2016 № 1286-ПП.

Согласно приложению 2 (Перечень работ (услуг), выполнение которых осуществляется за счет платы за содержание и ремонт жилого помещения) к постановлению Правительства Севастополя от 28.12.2016 №1286-ПП, установлено, что на лиц, оказывающих услуги по содержанию и ремонту одно-двухэтажных многоквартирных домов (общежитий), возложены обязанности по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включающем в себя работы (услуги) по текущему ремонту в многоквартирном доме (пункт 3 приложения) в рамках необходимого минимального перечня.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 4 Минимального перечня предусмотрены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания перекрытий и покрытий многоквартирных домов при выявлении нарушений условий эксплуатации, прогибов, трещин и колебаний; выявление наличия, характера и величины трещин в теле перекрытия и в местах примыканий к стенам, наличия, характера и величины трещин в штукатурном слое, следов протечек на потолке - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.

Пунктом 9 Минимального перечня предусмотрены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, в том числе: выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.

Исходя из изложенного, судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что ГУПС «УК «Стрелецкая бухта», обслуживая указанный в оспариваемом предписании жилой дом и получая от жителей плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, его содержанию и ремонту, обязано было соблюдать требования законодательства, определяющие порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.

В рассматриваемом случае Госжилнадзором установлено, что на момент проведения проверочных мероприятий балконная плита в районе квартиры №16 многоквартирного дома №10А по ул. Гавена имела трещины, оголение арматуры и обрушение штукатурного слоя.

Факт неудовлетворительного состояния общего имущества дома установлен в ходе судебного разбирательства и подтверждается материалами дела.

При установленных обстоятельствах у Госжилнадзор имелись основания для выдачи оспариваемого предписания.

Предусмотренных частью 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ грубых нарушений, влекущих отмену результатов проведенной проверки, судом апелляционной инстанции не установлено.

Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального и процессуального права, Арбитражный суд города Севастополя пришел к верному итоговому заключению о том, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом, соответствует жилищному законодательству Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы ГУПС «УК «Стрелецкая бухта» в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требований.

Учитывая изложенное ,суд первой инстанции законно и обоснованно отказал ГУПС «УК «Стрелецкая бухта» в удовлетворении заявления.

В данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Севастополь от 20.03.2018 года по делу № А84-4783/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия города Севастополя «Управляющая компания «Стрелецкая бухта» - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий В.С. Голик

Судьи О.Г. Градова

И.А. Малышева