ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А01-3316/2021 от 01.09.2022 АС Северо-Кавказского округа

020/2022-45580(1)




АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар Дело № А01-3316/2021 01 сентября 2022 года 

Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2022 года  Постановление в полном объеме изготовлено 01 сентября 2022 года 

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего  Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при ведении протокола  судебного заседания помощником председательствующего Плаксий А.В. и участии в  судебном заседании, проводимом посредством вэб-конференции, от заявителя –  акционерного общества «Газпром газораспределение» (ИНН 7838306818,  ОГРН 1047855099170) – Тихоновой С.В. (доверенность от 17.05.2022), в отсутствие  органа, осуществляющего публичные полномочия, – федерального государственного  бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы  государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Адыгея  (ИНН 77054013406, ОГРН 1020100707318) и третьего лица – акционерного общества  «Газпром газораспределение Майкоп», извещенных о времени и месте судебного  заседания, рассмотрев кассационную жалобу федерального государственного бюджетного  учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной  регистрации, кадастра и картографии» по Республике Адыгея на решение Арбитражного  суда Республики Адыгея от 21.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 28.04.2022 по делу № А01-3316/2021, установил следующее. 

Акционерное общество «Газпром газораспределение» (далее – акционерное  общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд к федеральному государственному  бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы  государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Адыгея (далее –  учреждение, кадастровая палата, орган кадастрового учета) с заявлением, в котором  просило: 


[A1] – признать незаконным отказ, изложенный в письме от 22.06.2021 № 1-2.10/1548,  во внесении в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведений о  зонах минимальных расстояний в отношении объекта: «газопровод – отвод высокого  давления к колхозу им. Мичурина», расположенного по адресу: Республика Адыгея,  Гиагинский район, х. Тамбовский, отвод от газопровода Майкоп-Невинномысск; 

– возложить на кадастровую палату в лице филиала учреждения по Республике  Адыгея устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения в  ЕГРН сведений о границах зоны минимальных расстояний до объекта: «газопровод –  отвод высокого давления к колхозу им. Мичурина», расположенного по адресу:  Республика Адыгея, Гиагинский район, х. Тамбовский, отвод от газопровода Майкоп-Невинномысск. 

Заявление основано на положениях Градостроительного кодекса Российской  Федерации (далее – Градостроительный кодекс), Земельного кодекса Российской  Федерации (далее – Земельный кодекс), нормах Федерального закона от 31.03.1999 № 69- ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Закон № 69-ФЗ), Федерального  закона движимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации  недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) и Правил охраны магистральных  трубопроводов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации  от 08.09.2017 № 1083 (далее – постановление № 1083). Требования мотивированы  незаконностью отказа органа кадастрового учета во внесении в ЕГРН сведений о зонах  минимальных расстояний до магистрального газопровода, нарушающего не только права  (интересы) акционерного общества в сфере предпринимательской деятельности, но и  публичные интересы (права неограниченного круга лиц). 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество «Газпром  газораспределение Майкоп» (далее – общество). 

Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 21.02.2022, оставленным  без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 28.04.2022, требования удовлетворены. Признаны незаконными действия учреждения  (в лице филиала по Республике Адыгея), выразившиеся в отказе, изложенном в письме  от 22.06.2021 за исх. № 1-2.10/1548, во внесении в ЕГРН сведений о зонах минимальных  расстояний в отношении принадлежащего акционерному обществу объекта: «газопровод –  отвод высокого давления к колхозу им. Мичурина», расположенного по адресу:  Республика Адыгея, Гиагинский район, х. Тамбовский, отвод от газопровода Майкоп-Невинномысск. На кадастровую палату (в лице филиала по Республике Адыгея) 


[A2] возложена обязанность по устранению нарушения прав (интересов) заявителя путем  внесения в ЕГРН сведений о границах зоны минимальных расстояний до объекта:  «газопровод – отвод высокого давления к колхозу им. Мичурина», расположенного по  адресу: Республика Адыгея, Гиагинский район, х. Тамбовский, отвод от газопровода  Майкоп-Невинномысск. 

Суды установили, что акционерное общество является собственником газопровода  высокого давления к колхозу им. Мичурина, расположенного по адресу: Республика  Адыгея, Гиагинский район, х. Тамбовский, отвод от газопровода Майкоп-Невинномысск.  Акционерное общество обратилось 07.06.2021 в учреждение с заявлением за исх.   № 2308/1 о внесении в ЕГРН сведений о границах зоны минимальных расстояний в  отношении указанного объекта газоснабжения. Орган кадастрового учета уведомлением  от 22.06.2021 № 1-2.10/1548 сообщил о невозможности внесения в ЕГРН сведений о зонах  минимальных расстояний газопровода. Отказ мотивирован тем, что внесение в ЕГРН  сведений о местоположении границ минимальных расстояний после 01.09.2019  законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Ссылаясь на незаконность  действий учреждения, отказавшего во внесении в ЕГРН сведений о зонах минимальных  расстояний, нарушающих права (интересы) акционерного общества, последнее оспорило  их в судебном порядке по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее – Кодекс). При разрешении спора судебные инстанции  руководствовались нормами земельного и градостроительного законодательства,  положениями Законов № 69-ФЗ и 218-ФЗ, а также Федерального закона от 21.07.1997   № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Учтены  Свод правил «СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы.  Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*», утвержденный приказом Госстроя  России от 25.12.2012 № 108/ГС и Правила охраны магистральных газопроводов,  утвержденные постановлением № 1083. Суды исходили из того, что законодательством  предусмотрено определение на земельных участках охранных зон объектов системы  газоснабжения и минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения вне  зависимости от внесения в ЕГРН сведений о данных ограничениях. Указанные зоны  являются фактически установленными в силу расположения трубопроводов на земельных  участках и действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон.  Сведения о минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения необходимы  для правильного определения режима использования земельных участков, обеспечения  благоприятных условий проживания, недопущения риска и угрозы наступления аварий и  катастроф. Поэтому наличие в ЕГРН таких сведений, с учетом их открытости и 


[A3] доступности, соответствует целям защиты прав и законных интересов граждан и  организаций, обеспечивает информированность о границах минимальных расстояний до  объектов системы газоснабжения, а также в связи с этим безопасную эксплуатацию  данных объектов их собственниками и законными владельцами. Акционерное общество  как собственник газопроводов, являющихся опасными производственными объектами,  несет ответственность за их безопасную эксплуатацию. При отсутствии сведений об  охранных зонах и о зонах минимальных расстояний в ЕГРН, и, следовательно, при  отсутствии у граждан и юридических лиц информации о местонахождении данных зон,  создается потенциальная опасность неоправданного ущерба жизни и здоровью граждан, а  также их имуществу и имуществу юридических лиц при возникновении аварийных  ситуаций на газопроводах. Поэтому акционерное общество обязано предоставлять  сведения об охранных зонах и зонах минимальных расстояний в учреждение,  осуществляющее внесение соответствующих сведений в ЕГРН. Довод кадастровой палаты  о том, что зоны минимальных расстояний устанавливаются только на основании  специальных актов органов местного самоуправления или государственных органов,  судом апелляционной инстанции отклонен. Действующим законодательством не  предусмотрена необходимость принятия специального (отдельного) акта органа  государственной власти или органа местного самоуправления для установления зон  минимальных расстояний. В качестве основания для внесения в ЕГРН сведений о зоне  (решения об установлении зоны) может выступать непосредственно нормативный  правовой акт, предусматривающий общие правила установления зон определенного вида,  и документы, описывающие местоположение границ соответствующей зоны. В данном  случае запись о наличии охранных зон в ЕГРН не является записью правообразующей  (зона не является установленной с момента внесения о ней сведений в ЕГРН), а является  записью правоподтверждающей. Указанная зона считается установленной в силу закона,  данные о ней вносятся в ЕГРН с целью информирования, внесение записи направлено на  защиту жизни и здоровья граждан, а также обеспечения их безопасности. Таким образом,  законом предусмотрена возможность регистрации в ЕГРН сведений о зонах с особыми  условиями использования территории на основании заявления, поданного в  уполномоченный орган заинтересованным лицом. В рассматриваемом случае заявление  акционерного общества содержало информацию, свидетельствующую о волеизъявления  заявителя на регистрацию зон с особыми условиями территории в ЕГРН, позволяющую  идентифицировать объекты недвижимости путем установления их индивидуально-определенных признаков; содержание приложенных к заявлению документов позволяло  кадастровой палате совершить регистрационные действия. При подготовке документов 


[A4] для внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний заявителем приняты во  внимание Правила охраны магистральных трубопроводов, утвержденные заместителем  Министра топлива и энергетики России 29.04.1992 и постановлением Госгортехнадзора  России от 22.04.1992 № 9, Правила охраны магистральных газопроводов, утвержденные  постановлением № 1083. Зоны минимальных расстояний до магистральных  трубопроводов определены Сводом правил «СП 36.13330.2012. Свод правил.  Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*»,  утвержденным приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25.12.2012 № 108/ГС. Доказательств несоответствия  представленных акционерным обществом в орган кадастрового учета сведений о зонах  минимальных расстояний указанным нормативным актам учреждение в материалы дела  не представило. Однако кадастровая палата уклонилась от исполнения обязанности по  внесению в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний, что привело к нарушению  прав и законных интересов не только акционерного общества, но и неопределенного круга  лиц. При этом само по себе внесение в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний в  качестве сведений о зонах особого условия использования территории не нарушает чьих-либо прав, в то же время указанные зоны являются фактически установленными, в силу  расположения трубопроводов и действия нормативных правовых актов, определяющих  границы этих зон. Сведения о минимальных расстояниях до объектов системы  газоснабжения необходимы для правильного определения режима использования  земельных участков, обеспечения благоприятных условий проживания, недопущения  риска и угрозы наступления аварий и катастроф. Апелляционный суд отклонил довод  органа кадастрового учета об установлении границ зон минимальных расстояний до  магистрального газопровода без учета постановления Правительства Российской  федерации от 30.04.2019 № 543 «О внесении изменений в постановление Правительства  Российской Федерации от 28.05.2008 № 400 и наделении Министерства энергетики  Российской Федерации полномочиями, предусмотренными частью 19 статьи 26  Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ "О внесении изменений в  Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты  Российской Федерации"». Границы зон минимальных расстояний до объекта,  построенного и введенного в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона  от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской  Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон   № 342-ФЗ), установлены на основании положений действующего в соответствующий  период законодательства. При таких обстоятельствах, у учреждения отсутствовали 


[A5] правовые основания для отказа во внесении сведений о зонах минимальных расстояний,  испрашиваемых акционерным обществом (письмо от 22.06.2021 № 1-2.10/1548), что  влечет признание незаконным его решения (действий). В целях восстановления  нарушенного права (законных интересов) заявителя суд возложил на орган кадастрового  учета обязанность по внесению в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до  объекта: «газопровод – отвод высокого давления к колхозу им. Мичурина»,  расположенного по адресу: Республика Адыгея, Гиагинский район, х. Тамбовский, отвод  от газопровода Майкоп-Невинномысск. 

Учреждение обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном  порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, принять новый судебный акт  об отказе в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение  (нарушение) судами норм права, а также несоответствие судебных выводов фактическим  обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба обоснована ссылками на  положения Земельного кодекса, нормы Закона № 218-ФЗ, Закона № 342-ФЗ и  мотивирована следующим. Суды проигнорировали действующий порядок (особенности)  внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ минимальных расстояний до  магистральных или промышленных трубопроводов. На момент принятия кадастровой  палатой решения об отказе заявителю в совершении регистрационных действий внесение  сведений о местоположении зон минимальных расстояний не допускалось. Акционерное  общество не вправе также самостоятельно, в нарушение установленного порядка  утверждения Минэнерго России (уполномоченным Правительством Российской  Федерации федеральным органом исполнительной власти) графического описания и  перечня координат характерных точек границ зон минимальных расстояний, обращаться в  учреждение с заявлением о внесении в ЕГРН соответствующих сведений. Тот факт, что  магистральный газопровод построен и введен в эксплуатацию до принятия Законов   № 218-ФЗ и № 342-ФЗ, не дает право его собственнику (заявителю) уклоняться от  соблюдения требований, предусмотренных названными законами. Акционерное общество  не представило в орган кадастрового учета документы об установлении и утверждении  границ зон минимальных расстояний газопроводов. Не учтены при разрешении спора  судами и разъяснения, приведенные в Обзоре судебной практики по спорам, связанным с  возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах  минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов,  утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.06.2021 (далее –  Обзор). Установление границ и правового режима зоны с особыми условиями  использования территории до утверждения Правительством Российской Федерации на 


[A6] основании статьи 106 Земельного кодекса соответствующего положения осуществляется с  учетом переходных норм Законом № 342-ФЗ в порядке, действовавшем до дня его  официального опубликования (пункт 1 Обзора). Поскольку заявителем не выполнены  нормативно установленные требования, влекущие возможность внесения в ЕГРН  сведений о местоположении границ минимальных расстояний до магистральных или  промышленных трубопроводов, его права и законные интересы оспариваемым решением  (действиями кадастровой палаты) не могут быть нарушены. Выводы судебных инстанций  не только не соответствуют требованиям закона, но и ущемляют права граждан и  юридических лиц, недвижимость которых попадает в зону минимальных расстояний  магистрального газопровода, и которые вынуждены будут защищать права на  принадлежащее им недвижимое имущество в судебном порядке. 

Акционерное общество и общество в отзывах указали на несостоятельность  доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.  Ссылаясь на положения Законов № 218-ФЗ и № 342-ФЗ, учреждение не учитывает, что  ЕГРН представляет собой свод достоверных и систематизированных сведений в текстовой  и графической формах, который включает в себя, в том числе, реестр сведений о границах  зон с особыми условиями использования территорий. Зоны минимальных расстояний до  магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и др.)  прямо отнесены законом к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт  25 статьи 105 Земельного кодекса). Толкование судебными инстанциями положений  Закона № 342-ФЗ соответствует толкованию, данному Верховным Судом Российской  Федерации в пункте 1 Обзора. Если магистральный газопровод построен и введен в  эксплуатацию до вступления в силу Закона № 342-ФЗ, а постановление Правительства  Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса не утверждено,  порядок определения границ и правовой режим охранной зоны магистрального  газопровода содержится в постановлении № 1083. Охранная зона магистрального  трубопровода в рассматриваемом случае считается установленной и обязанность по  внесению сведений о такой зоне в ЕГРН лежит на собственнике газопровода. Таким  образом, вопреки доводам кассационной жалобы, до принятия постановления  Правительства Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса  положения о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего  вида продолжают действовать и применяться ранее утвержденные нормативные правовые  акты, установившие минимальные расстояния до магистральных газопроводов. Правовой  режим и порядок установления минимальных расстояний до промышленных и  магистральных трубопроводов ранее определялись Правилами охраны магистральных 


[A7] трубопроводов, утвержденными заместителем Министра топлива и энергетики России  29.04.1992 и постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 № 9, Сводом правил  «СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная  редакция СНиП 2.05.06-85*», утвержденным приказом Федерального агентства по  строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25.12.2012 № 108/ГС, Правилами  охраны магистральных газопроводов, утвержденными постановлением № 1083. Довод  учреждения о произвольном установлении акционерным обществом границы зон  минимальных расстояний носит несостоятельный характер, так ка границы до объекта,  построенного и введенного в эксплуатацию до вступления в силу Закона № 342-ФЗ,  установлены на основании положений действующего законодательства. Кроме того,  оспариваемое уведомление кадастровой палаты не содержит в качестве основания для  отказа во внесении в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний несоблюдение  порядка определения границ данной зоны до магистрального газопровода. Утверждение  органа кадастрового учета о необходимости применения к рассматриваемым  правоотношениям исключительно положений статьи 71.1 Закона № 218-ФЗ в отрыве от  иных законов и подзаконных актов противоречит пункту 1 статьи 2 названного Закона. 

На основании статьи 153.2 Кодекса судебное заседание проведено с  использованием системы веб-конференции. 

Представитель акционерного общества, участвовавший в судебном заседании  путем использования системы веб-конференции, возражал против удовлетворения жалобы  по основаниям, изложенным в отзыве. 

Учреждение и общество, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку  представителей в окружной суд не обеспечили. 

Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзывов (возражений), выслушав  представителя акционерного общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не  усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов. 

Как видно из материалов дела и установлено судами, акционерное общество  является собственником газопровода высокого давления к колхозу им. Мичурина,  расположенного по адресу: Республика Адыгея, Гиагинский район, х. Тамбовский, отвод  от газопровода Майкоп-Невинномысск. 

Акционерное общество обратилось 07.06.2021 в учреждение с заявлением за исх.   № 2308/1 о внесении в ЕГРН сведений о границах зоны минимальных расстояний в  отношении указанного объекта газоснабжения. 

Орган кадастрового учета уведомлением от 22.06.2021 № 1-2.10/1548 сообщил о  невозможности внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний газопровода. 


[A8] Отказ мотивирован тем, что внесение в ЕГРН сведений о местоположении границ  минимальных расстояний после 01.09.2019 законодательством Российской Федерации не  предусмотрено. 

Ссылаясь на незаконность действий учреждения, отказавшего во внесении в ЕГРН  сведений о зонах минимальных расстояний газопровода высокого давления, нарушающих  права (интересы) акционерного общества, последнее оспорило их в судебном порядке. 

В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в  арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных  интересов в порядке, установленном данным Кодексом. 

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 21.04.2003   № 6-П указал, что Гражданский кодекс не ограничивает заинтересованных лиц в выборе  способа защиты нарушенного права и не ставит использование общих гражданско-правовых способов защиты в зависимость от наличия способов специальных. Граждане и  юридические лица в силу статьи 9 Гражданского кодекса вправе осуществить этот выбор  по своему усмотрению с учетом статьи 12 Гражданского кодекса, исходя из характера  спорных правоотношений и существа нарушенного права. 

При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права  и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа  защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права  (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса). 

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса к зонам с  особыми условиями использования территорий относятся охранные и иные зоны,  устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

Порядок установления, изменения и прекращения зон с особыми условиями  использования территорий регулируется главой XIX Земельного кодекса

Исчерпывающий перечень видов зон с особыми условиями использования  территорий, подлежащих установлению, определен статьей 105 Земельного кодекса,  пункт 25 которой относит к зонам с особыми условиями использования территорий зоны  минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов  (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов). 

Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий  включаются в ЕГРН (пункт 3 части 2 статьи 7 Закона № 218-ФЗ). 

Государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за  исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, 


[A9] поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом  порядке (часть 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ). 

Основаниями для осуществления государственной регистрации являются иные  документы, предусмотренные Федеральным законом, а также другие документы, которые  подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение  права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством,  действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав,  ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункт 8 части 2 статьи 14  Закона № 218-ФЗ). 

Заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы  представляются в орган регистрации в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования; к заявлению прилагаются документ, подтверждающий  соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его  представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления  государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные  документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в  соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (части 1, 4 статьи 18 Закона   № 218-ФЗ). 

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны  направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для  внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия  ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования  зоны с особыми условиями использования территорий (пункт 9 части 1 статьи 32 Закона   № 218-ФЗ). 

Документы (содержащиеся в них сведения), указанные в частях 1, 3 – 15 статьи 32  Закона № 218-ФЗ и полученные органом регистрации прав в связи с принятием органом  государственной власти, органом местного самоуправления, судом соответствующих  актов, заключением соглашения о создании особой экономической зоны или полученные  органом регистрации прав в соответствии с нормативными правовыми актами, на  основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий,  являются основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр  недвижимости (часть 3 статьи 34 Закона № 218-ФЗ). 

При государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации  ограничений прав и обременений объекта недвижимости, в том числе в связи с  образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на 


[A10] которую распространяются соответствующие ограничения прав и обременения, такие  государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются  по заявлению лица, в пользу которого устанавливаются ограничения прав и обременения  объекта недвижимости (пункт 5 части 1 статьи 15 Закона № 218-ФЗ). 

В случае, если указанные в частях 1, 5, 7, 9, 12, 13 статьи 32 данного Закона  сведения не внесены в ЕГРН в сроки, установленные статей 34 данного Закона,  заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на  государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав,  обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений  в ЕГРН, форма, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого  устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (часть 1 статьи 33 Закона   № 218-ФЗ). 

В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 № 252-ФЗ  «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные  законодательные акты Российской Федерации» сведения о местоположении границ зон с  особыми условиями использования территорий подлежат внесению в государственный  кадастр недвижимости до 01.01.2022. 

Правообладатель зданий, сооружений, в связи с размещением которых до 1 января  2025 года установлена зона с особыми условиями использования территории, а при  отсутствии такого правообладателя или в случае установления зоны с особыми условиями  использования территории по основаниям, не связанным с размещением объекта  капитального строительства, органы государственной власти или органы местного  самоуправления, принявшие до 1 января 2025 года решение об установлении зоны с  особыми условиями использования территории, либо органы государственной власти или  органы местного самоуправления, уполномоченные на установление границ зоны с  особыми условиями использования территории, возникающей в силу федерального  закона, направляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на  осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав,  ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, документы,  необходимые для внесения сведений о зоне с особыми условиями использования  территории либо внесения изменений в сведения о такой зоне в ЕГРН, в целях  обеспечения внесения данных сведений в ЕГРН в срок не позднее 1 января 2028 года  (часть 12 статьи 26 Закона № 342-ФЗ). 

Таким образом, законом предусмотрена возможность внесения в ЕГРН сведений о  зонах с особыми условиями использования территории не только на основании сведений, 


[A11] поступивших от органов государственной власти или органов местного самоуправления,  но и на основании заявления, поданного правообладателем сооружения, в связи с  размещением которого установлена зона минимальных расстояний до магистрального  газопровода. 

Ссылаясь на отсутствие установленных нормами Закона № 218-ФЗ (в редакции  Закона № 342-ФЗ) оснований для внесения в ЕГРН сведений о границах зоны минимальных  расстояний до газопровода высокого давления, принадлежащего на праве собственности  акционерному обществу, учреждение не учитывает положения Закона № 342-ФЗ (в  редакции, действовавшей на дату обращения заявителя в кадастровую палату). 

До 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий  считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если  такие зоны установлены до 1 января 2022 года нормативным правовым актом,  предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в  границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного  органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении  таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ  зоны с особыми условиями использования территории (пункт 3 части 8 статьи 26 Закона   № 342-ФЗ). 

В случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день  установления зоны с особыми условиями использования территории, такая зона считается  установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения  границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны  обозначены на местности (часть 9 статьи 26 Закона № 342-ФЗ). 

Зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до 1  января 2022 года нормативными правовыми актами, при соблюдении условий, указанных  в частях 8 и 9 названной статьи, считаются установленными вне зависимости от  соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со  статьей 106 Земельного кодекса (в редакции Закона № 342-ФЗ). Внесение изменений в  указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их  границ в соответствии с требованиями Земельного кодекса (в редакции Закона № 342-ФЗ)  не требуется (часть 10 статьи 26 Закона № 342-ФЗ). 

До 1 января 2022 года установление, изменение или прекращение существования  зон с особыми условиями использования территорий (за исключением случаев, если до 1  декабря 2019 года Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106  Земельного кодекса (в редакции Закона № 342-ФЗ) утверждено положение о зоне с 


[A12] особыми условиями использования территории соответствующего вида) осуществляется в  порядке, установленном до дня официального опубликования данного федерального  закона, с учетом особенностей, установленных частями 16.1 и 16.2 указанной статьи  (часть 16 статьи 26 Закона № 342-ФЗ). 

До дня официального опубликования Закона № 342-ФЗ постановлением № 1083  утверждены Правила охраны магистральных газопроводов, пунктами 22 и 23 которых  предусмотрено следующее. При проектировании, строительстве и реконструкции зданий,  строений и сооружений должны соблюдаться минимальные расстояния от указанных  объектов до магистрального газопровода, предусмотренные нормативными документами  в области технического регулирования. Сведения о границах минимальных расстояний до  оси подземных магистральных газопроводов должны отображаться на публичных  кадастровых картах в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

Минимальные расстояния от трубопроводов до населенных пунктов, отдельных  промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений и иных  объектов в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности  объектов и необходимости обеспечения их безопасности определены Сводом правил «СП  36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция  СНиП 2.05.06-85*», утвержденным приказом Госстроя России от 25.12.2012 № 108/ГС  (пункты 7.15, 7.16, 16.2, таблицы 4, 5, 20). 

По результатам исследования представленных в материалы дела доказательств, их  оценки по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о наличии  оснований для удовлетворения заявленных требований. Суды первой и апелляционной  инстанций при разрешении спора установили, что принадлежащий акционерному  обществу газопровод высокого давления построен и введен в эксплуатацию до вступления  в силу Закона № 342-ФЗ. При этом постановление Правительства Российской Федерации  в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса не утверждено, а ограничения в  использовании земельных участков в зонах минимальных расстояний установлены для  магистральных газопроводов нормативно до принятия Закона № 342-ФЗ. Заявитель как  собственник объекта газопроводного транспорта обязан предоставлять сведения об  охранных зонах и зонах минимальных расстояний в орган кадастрового учета,  осуществляющий внесение соответствующих сведений в ЕГРН. Акционерное общество  предоставило в учреждение документы, необходимые для внесения в ЕГРН сведений о  зонах минимальных расстояний магистрального газопровода. Наличие в ЕГРН сведений о  зонах минимальных расстояний способствует предотвращению, в том числе, незаконного  строительства в данных зонах, информирует граждан и организации об опасности 


[A13] осуществления различных видов деятельности, направлено на предотвращение и  минимизацию последствий аварийных ситуаций. С учетом изложенного, у органа  кадастрового учета отсутствовали законные основания для отказа во внесении сведений о  зонах минимальных расстояний по заявлению акционерного общества. Оспариваемым  решением нарушены права не только заявителя как собственника газопровода высокого  давления, но и интересы неопределенного круга лиц, являющихся собственниками  объектов недвижимого имущества в границах зон минимальных расстояний. 

Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами  первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм  материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого  судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть  1 статьи 286 Кодекса). 

Доводы кассационной жалобы учреждения судом округа не принимаются.  Ссылаясь на законность своих действий и неправильное применение судами первой и  апелляционной инстанций норм материального права, орган кадастрового учета не  учитывает, что зоны минимальных расстояний принадлежащего акционерному обществу  газопровода были установлены нормативно до 01.01.2022. В этой связи необходимость в  принятии уполномоченным органом решения об установлении зон минимальных  расстояний либо в согласовании их границ отсутствовала. Акционерное общество как  собственник ранее размещенного магистрального газопровода обеспечило подготовку  графического описания местоположения границ и перечней координат характерных точек  минимальных расстояний в допустимой системе координат и направило их в учреждение  для внесения в ЕГРН. Действия акционерного общества соответствуют положениям  Земельного кодекса и нормам Закона № 342-ФЗ, они направлены на обеспечение  безопасных условий эксплуатации принадлежащего ему газопровода высокого давления.  Внесением в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний магистральных  газопроводов достигаются цели информирования граждан, защиты их жизни и здоровья,  обеспечения их безопасности, согласования государственных, общественных и частных  интересов. Наличие сведений о зонах минимальных расстояний в ЕГРН способствует  предотвращению незаконного строительства, минимизирует последствия аварийных  ситуаций. Каких-либо доказательств, подтверждающих, что границы зон минимальных  расстояний газопровода высокого давления установлены акционерным обществом  произвольно, в нарушение нормативных требований, материалы дела не содержат. 

Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы  судебных инстанций по существу спора, правовые подходы которых соответствуют 


[A14] сложившейся арбитражной практике по делам со схожими фактическими  обстоятельствами (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа  от 26.05.2022 по делу № А01-2754/2021, постановление Арбитражного суда Поволжского  округа от 08.06.2022 по делу № А06-7179/2021). Исходя из изложенного, Арбитражный  суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых  судебных актов. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену решения и  апелляционного постановления в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не  установлено. 

Орган кадастрового учета освобожден от уплаты государственной пошлины за  подачу кассационной жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса  Российской Федерации). 

Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 21.02.2022 и постановление  Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2022 по делу № А01-3316/2021  оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. 

Председательствующий В.Е. Епифанов

Судьи В.А. Анциферов

 А.И. Мещерин