ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А01-4410/2021 от 20.09.2022 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А01-4410/2021

26 сентября 2022 года 15АП-15842/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2022 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,

судей Глазуновой И.Н., Соловьевой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Адыгея «Майкопский индустриальный техникум»

на решение Арбитражного суда Республики Адыгея
от 20.07.2022 по делу № А01-4410/2021

по заявлению государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Адыгея «Майкопский индустриальный техникум»

(ИНН 0105021022, ОГРН 120100712466)

к управлению государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея

(ИНН 0105038026, ОГРН 1020100701884)

при участии третьих лиц: министерства образования и науки Республики Адыгея

(ИНН 0105017210, ОГРН 1020100700509) , министерства труда и социального развития Республики Адыгея (ИНН 0105023407, ОГРН 1020100703402)

о признании недействительным предписания,

УСТАНОВИЛ:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Адыгея «Майкопский индустриальный техникум» (далее - учреждение, ГБПОУ РА «Майкопский индустриальный техникум») обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Адыгея к управлению государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея (далее - инспекция) о признании недействительным предписания от 09.12.2021 № 37-ГИС ЖКХ.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство образования и науки Республики Адыгея, министерство труда и социального развития Республики Адыгея.

Решением суда первой инстанции от 20.07.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в ГИС ЖКХ отсутствует информация о предоставленных коммунальных услугах и размерах их оплаты жильцами общежития, что препятствует своевременному и в полном объеме предоставлению отдельным категориям жителей, положенных им мер социальной поддержки и таким образом способствует нарушению требований федерального и регионального законодательства.

Не согласившись с принятым судебным актом, ГБПОУ РА «Майкопский индустриальный техникум» обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.

В обоснование апелляционной жалобы ГБПОУ РА «Майкопский индустриальный техникум» ссылается на то, что ссылка на Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14 11.2014 № 1190, Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011, Постановление Правительства РФ от 26 01 2006 № 42, Примерное положение о студенческом общежитии федерального государственного образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации, подведомственного Федеральному агентству по образованию, утвержденное заместителем министра образования и науки РФ 10.07.2007, являются несостоятельными, поскольку в нарушение ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», данные нормативные акты не были приняты в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2007
№ 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, регулирующими указанные в ч. 1 ст. 1 Закона № 209-ФЗ отношения. ГБПОУ РА «Майкопский индустриальный техникум» является наймодателем, специализированных жилых помещений, предоставляет жилые помещения на основании договоров найма специализированного жилого помещения, а не помещений, указанных в разделе 17 Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.02.2016 № 74/114 пр (далее – Приказ № 74/114 пр). Основания и порядок предоставления жилых помещений данной категории регулируется главой 10 ЖК РФ и положениями договора найма специализированного жилого помещения. Несостоятельным является возложение на ГБПОУ РА «Майкопский индустриальный техникум» обязанности загружать в ГИС ЖКХ ответов на запросы органов социальной защиты о наличии/отсутствии у заявителя непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Не проверена информация о том, что в здании общежития проживают граждане, получающие субсидии компенсации на оплату коммунальных услуг. В объект недвижимого имущества - нежилое помещение общежитие, не входят жилые помещения, принадлежащие гражданам на праве собственности и находящиеся в их владении и пользовании, в связи с чем, ГБПОУ РА «Майкопский индустриальный техникум» не осуществляет функции управляющей компании или ТСЖ (ЖК). ГБПОУ РА «Майкопский индустриальный техникум» является образовательным учреждением, предметом деятельности которого является предоставление образовательных услуг. Все услуги найма жилых помещений в общежитии осуществляются ГБПОУ РА «Майкопский индустриальный техникум» только в рамках предоставления образовательных услуг, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В отзыве на апелляционную жалобу управление государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

От управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как следует из материалов дела, в рамках государственного жилищного надзора инспекцией было вынесено распоряжение от 03.12.2021 № 7 ГИС ЖКХ о проведении внеплановой, документарной проверки учреждения с 04.12.2021 по 09.12.2021.

В ходе проверки инспекция установила, что учреждение не разместило в ГИС ЖКХ информацию о ГБПОУ РА «Майкопский индустриальный техникум» и типовой договор найма жилого помещения.

Результаты проверки оформлены актом проверки от 09.12.2021 № 37-ГИС ЖКХ.

Выявленные нарушения послужили основанием для выдачи учреждению предписания от 09.12.2021 № 37-ГИС ЖКХ со сроком исполнения до 14.12.2021, согласно которому учреждению в соответствии с требования части 18 статьи 7 Закона № 209–ФЗ, раздела 17 Приказа № 74/114 пр необходимо разместить в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ): информацию об ГБПОУ РА «Майкопский индустриальный техникум», типовой договор найма жилого помещения.

Полагая, что предписание является недействительным, ГБПОУ РА «Майкопский индустриальный техникум» обратилось в арбитражный суд с заявлением.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса и пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В силу частей 1, 2 статьи 94 Жилищного кодекса жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов

Согласно подп. 2 ст. 2 Закона № 209-ФЗ субъекты, размещающие информацию в системе (далее - поставщики информации), - органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе.

Лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона (п. 18 ст. 7 Закона № 209-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42 утвержден типовой договор найма жилого помещения в общежитиях (далее - типовой договор). Согласно разделу III типового договора, наймодатель обязан принимать участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится жилое помещение (подпункт 2 пункта 13), осуществлять капитальный ремонт жилого помещения (подпункт 3 пункта 13), принять в установленные типовым договором сроки жилое помещение у нанимателя с соблюдением условий, предусмотренных подпунктом 11 пункта 7 типового договора (подпункт 6 пункта 13), обеспечивать предоставление нанимателю коммунальных услуг(подпункт 5 пункта 13).

Ссылки учреждения на то, что у него отсутствует обязанность по размещению в ГИС ЖКХ информации о ГБПОУ РА «Майкопский индустриальный техникум», типового договора найма жилого помещения отклоняется судебной коллегией на основании следующего.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 18.03.2015 (повторное) в оперативном управлении ГБПОУ РА «Майкопский индустриальный техникум» находится общежитие, расположенное по адресу: г. Майкоп, ул. Загородная, 7.

В соответствии с пунктом 11 раздела 2 Приказа № 74/114/пр к информации, подлежащей размещению в системе органами государственной власти субъектов Российской Федерации относится информация о информация о многоквартирных домах, жилых домах, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации и в полном объеме использующиеся в качестве общежитий.

Поскольку в оперативном управлении учреждения находится рассматриваемое общежитие, учреждение является наймодателем, что также следует из ссылок апелляционной жалобы, учреждение является промежуточным звеном между ресурсоснабжающими организациями и конечными потребителями (нанимателями), выставляет жильцам общежития плату за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги, включающие и общедомовые нужды, то оно обязано в соответствии с вышеперечисленными нормами размещать в ГИС ЖКХ информацию, предусмотренную Федеральным законом № 209-ФЗ в установленные сроки и в достаточном объеме.

На основании установленного, ссылки учреждения на то, что оно осуществляет только образовательные услуги, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», опровергаются вышеизложенным.

В апелляционной жалобе ГБПОУ РА «Майкопский индустриальный техникум» указано, что судом не проверена информация о том, что в здании общежития проживают граждане, получающие субсидии компенсации на оплату коммунальных услуг. Однако, указанные сведения проверены и приняты судом первой инстанции в качестве необходимой информации для формирования выводов, на что также указано в оспариваемом решении.

Кроме того, судом первой инстанции правомерно отмечено, с 01.01.2022 у поставщиков информации возникает обязанность загружать в ГИС ЖКХ ответы на запрос органов социальной защиты о наличии/отсутствии у заявителя непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года.

Сведения о такой задолженности должны быть направлены в течение 5 рабочих дней с момента получения поставщиком информации запроса от органа власти. Получение такой информации иным способом жилищным законодательством не предусмотрено.

Апелляционная коллегия отклоняет доводы учреждения относительно того, что применяемые правила и постановления были приняты не в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом № 209-ФЗ и иными федеральными законами, поскольку арбитражный суд не наделен полномочиями по проверке конституционности законов, нормативных актов.

Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания недействительными ненормативных правовых актов, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Иные доводы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, но не подтверждают позицию заявителя жалобы, а потому отклоняются апелляционным судом.

Доводы апелляционной жалобы учреждения, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.

Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 20.07.2022 по делу
№ А01-4410/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий О.Ю. Ефимова

Судьи И.Н. Глазунова

М.В. Соловьева