ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А02-861/12 от 26.09.2012 АС Республики Алтай



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 г. Томск Дело № А02-861/2012
 резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2012
 текст постановления изготовлен в полном объеме 03 октября 2012
 Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
 председательствующего Журавлевой В. А.
 судей: Колупаевой Л.А., Кривошеиной С.В.
 при ведении протокола судебного заседания секретарем Шкляр Т.Г.
 при участии: без участия
 рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Сельской администрации
 Шашикманского сельского поселения Онгудайского района Республики Алтай на решение
 Арбитражного суда Республики Алтай от 23.07.2012 по делу № А02-861/2012 (судья А. А.
 Борков)
 по заявлению Сельской администрации Шашикманского сельского поселения Онгудайского
 района Республики Алтай (ОГРН 1060404000700, ИНН 0404006583) к Главному управлению
 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
 ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республики Алтай (ОГРН
 1040400767197,
 ИНН
 0411119404)
 об
 отмене
 постановления
 о
 назначении
 административного наказания по делу об административном правонарушении № 20 от
 06.04.2012 года и прекращении производства по делу,

УСТАНОВИЛ:

 Сельская администрация Шашикманского сельского поселения Онгудайского района
 Республики Алтай (далее – Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к
 Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской
 обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по
 Республике Алтай (далее – Управление, административный орган) об отмене постановления
 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении
 № 20 от 06.04.2012 и прекращении производства по делу.
 Решением суда от 23.07.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
 Не согласившись с таким решением суда первой инстанции, Администрация
 обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и
 прекратить производство по делу.
 В обоснование апелляционной жалобы Администрация указывает, что решения
 мирового судьи имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела;
 административным органом нарушен порядок проведения плановой проверки соблюдения
 Администрацией требований пожарной безопасности.
 В судебное заседание апелляционной инстанции стороны не явились, будучи
 надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела.
 В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие не
 явившихся лиц.





 Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в
 соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой
 инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
 Из материалов дела следует, что 13.03.2012 ВрИО начальника управления надзорной
 деятельности Главного управления МСЧ России по Республике Алтай вынесено
 распоряжение о проведении в период с 19.03.2012 по 13.04.2012 плановой проверки в
 отношении Администрации с целью контроля (надзора) за соблюдением требований
 пожарной безопасности, предупреждения, выявления и пресечения их нарушений.
 На основании данного распоряжения инспектором отделения надзорной деятельности
 по Онгудайскому району проведены проверочные мероприятия по соблюдению
 Администрацией требований пожарной безопасности, по результатам которых составлен акт
 проверки № 17 от 26.03.2012.
 В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями Администрацией Правил
 пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, (далее –
 ППБ 01-03) должностным лицом административного органа составлен протокол № 20 от
 26.03.2012.
 На основании указанного протокола заместителем начальника ГУ МЧС России по
 Республике Алтай вынесено постановление № 20 от 06.04.2012, которым Администрация
 привлечена к административной ответственности по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ в
 виде штрафа в размере 180 000 рублей.
 Не согласившись с указанным постановлением, Администрация оспорила его в
 судебном порядке.
 Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу о наличии в
 действиях Администрации состава административного правонарушения и об отсутствии
 нарушений порядка проведения проверки и привлечения к административной
 ответственности.
 Арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда
 первой инстанции.
 В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная
 ответственность нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев,
 предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 – 8 настоящей
 статьи.
 Частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований
 пожарной
 безопасности
 к
 внутреннему
 противопожарному
 водоснабжению,
 электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или
 первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об
 обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
 Частью 4 статьи 20.4 предусмотрена ответственность за нарушение требований
 пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо
 системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам
 оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и
 строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
 Объективная сторона правонарушений заключается в нарушении или невыполнении
 должностным лицом, гражданином или юридическим лицом требований пожарной
 безопасности.
 Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в
 нарушение пункта 7 ППБ 01-03 работники Администрации допущены к работе без
 прохождения противопожарного инструктажа.
 В нарушение пунктов 8, 15 ППБ 01-03 лицо, назначенное ответственным за проведение
 противопожарных инструктажей и занятий по пожарно-техническому минимуму, не прошло
 обучение по программе пожарно-технического минимума.



 Распоряжением от 18.06.2010 № 14 ответственным за проведение противопожарных
 инструктажей и занятий по пожарно-техническому уровню назначен глава сельского
 поселения Каташев М. Э., вместе с тем не имеется доказательств прохождения данным
 лицом обучения по программе пожарно-технического минимума. Удостоверение № 602 от
 22.10.2009 таким доказательством не является, поскольку лишь подтверждает обучение
 Каташева М. Э. как руководителя гражданской обороны.
 В нарушение пунктов 13, 16 ППБ 01-03 в помещении здания Администрации на видных
 местах не установлены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны,
 отсутствует план (схема) эвакуации людей на случай пожара.
 Представление Администрацией инструкции по пожарной безопасности, плана
 эвакуации при пожаре, а также фотоснимков табличек с номерами телефонов пожарной
 охраны свидетельствуют об устранении указанных нарушений после их выявления
 административным органом, поскольку при составлении акта проверки и при вынесении
 оспариваемого постановления указанные доказательства не были представлены
 должностному лицу Управления.
 Фактически наличие указанных нарушений ППБ 01-03 на момент проверки и
 рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности Администрацией не
 оспаривается.
 С учетом изложенного арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии
 в действиях Администрации объективной стороны административного правонарушения,
 предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
 В нарушение пунктов 3, 38, 40, 51ППБ 01-03 и пункта 6.61 СНиП 21-01-97* в здании
 Администрации высота в свету дверных проемов основного эвакуационного выхода,
 ведущего непосредственно наружу, при норме не менее 1,90 м. составила 1,80 м.
 Данное нарушение Администрацией не оспаривается.
 В нарушение пунктов 3, 57 ППБ 01-03 в здании Администрации не произведены
 профилактические замеры сопротивления силового и осветительного оборудования.
 Представленные Администрацией протоколы измерения сопротивления и проверки
 полного сопротивления петли «фаза-ноль» или тока короткого замыкания составлены
 специалистами филиала «Горно-Алтайские электрические сети» в период проведения
 проверочных мероприятий.
 При этом из таких протоколов следует, что специалистами филиала «Горно-Алтайские
 электрические сети» выявлены нарушения: контур заземления не пригоден к эксплуатации,
 ток короткого замыкания петли «фаза-ноль» ниже нормы.
 Таким образом, в действиях Администрации имеется объективная сторона
 административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ.
 В нарушение пунктов 3, 4 ППБ 01-03 здание Администрации не оборудовано
 автоматической установкой пожарной сигнализации.
 Представленные в материалы дела копии договора подряда № 20 от 05.05.2012,
 заключенного с Хабаровым О. В., и акта выполненных работ от 08.05.2012 по установке
 пожарно-охранной сигнализации, свидетельствуют о том, что здание Администрации
 оборудовано пожарно-охранной сигнализацией после выявления Управлением нарушения и
 привлечения к административной ответственности.
 В связи с этим в действиях Администрации имеется объективная сторона
 административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
 Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в
 совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него
 имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная
 ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их
 соблюдению.



 Администрацией в материалы дела не представлены доказательства, указывающие на
 наличие объективных препятствий для соблюдения требований пожарной безопасности.
 О возможности соблюдения требований ППБ 01-03 также свидетельствует частичное
 устранение Администрацией выявленных Управлением нарушений после привлечения к
 административной ответственности.
 Протокол по делу об административном правонарушении и постановление о
 привлечении
 к
 административной
 ответственности
 вынесены
 уполномоченным
 должностным лицом административного органа в соответствии со статьей 23.29 КоАП РФ в
 пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, с соблюдением положений
 КоАП РФ, направленных на защиту прав лица, привлекаемого к ответственности.
 Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном
 правонарушении, не установлены.
 Оснований для признания совершенного Администрацией правонарушения
 малозначительным арбитражный апелляционный суд не усматривает.
 В обоснование апелляционной жалобы Администрация указывает на проведение
 Управлением проверки с нарушением положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-
 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
 осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее
 Закон № 294-ФЗ).
 Согласно части 12 статьи 9 Закона № 294-ФЗ о проведении плановой проверки
 юридическое
 лицо,
 индивидуальный
 предприниматель
 уведомляются
 органом
 государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в
 течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии
 распоряжения
 или
 приказа
 руководителя,
 заместителя
 руководителя
 органа
 государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения
 плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным
 доступным способом.
 В силу пункта 34 Административного регламента Министерства Российской
 Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
 последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за
 выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной
 власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,
 организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований
 пожарной безопасности, утвержденного приказом от 01.10.2007 № 517, действовавшего в
 спорный период, (далее – Административный регламент) о проведении плановой проверки
 (документарной и выездной) лица, указанные в пункте 6 Административного регламента,
 уведомляются органом ГПН не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее
 проведения посредством направления копии распоряжения органа ГПН о проведении
 плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным
 доступным способом.
 Из материалов дела следует, что с распоряжением от 13.03.2012 № 17 о проведении в
 период с 19.03.2012 по 13.04.2012 плановой проверки глава Администрации ознакомлен
 13.03.2012, о чем свидетельствует его подпись в данном распоряжении.
 Ссылка Администрации на подписание распоряжения от 13.03.2012 № 17 в день
 проведения проверки – 26.03.2012 апелляционной инстанцией не принимается, поскольку не
 основана на доказательствах.
 Указание Администрации на проведение проверки в течение одного дня противоречит
 представленным в материалы дела доказательствам.
 Так согласно распоряжению от 13.03.2012 № 17 срок проведения проверки составляет
 не более 20 дней в период с 19.03.2012 по 13.04.2012.



 Из акта проверки от 26.03.2012 № 17 следует, что продолжительность проверки
 составила шесть рабочих дней, следовательно, проверка проведена в период с 19.03.2012 по
 26.03.2012.
 Доводы апелляционной жалобы о том, что постановления мирового судьи имеют
 преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела, подлежат отклонению.
 В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение
 суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для
 арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах,
 установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам,
 участвующим в деле.
 Вместе с тем, постановления мирового судьи от 25.05.2012 по делам № 5-242м/2012 и
 № 5-243м/2012 не содержат выводов относительно обстоятельств, имеющих значения для
 рассмотрения настоящего дела.
 Указанные постановления мирового судьи также не содержат выводов относительно
 нарушения административным органом сроков уведомления Администрации о проведении
 проверки.
 При таких обстоятельствах принятое судом первой инстанции решение является
 законным и обоснованным; судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в
 материалах дела доказательства; нарушений норм материального и процессуального права
 не допущено; оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных
статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда
 апелляционной инстанции не имеется.
 Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного
 процессуального кодекса Российской Федерации, суд


П О С Т А Н О В И Л:

 Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 23.07.2012 по делу № А02-861/2012
 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
 Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
 Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-
 Сибирского округа.


 Председательствующий

 В. А. Журавлева

 Судьи
 Л.А. Колупаева


 С.В. Кривошеина