ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А03-11488/06 от 31.01.2007 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Ленина, 76, тел. 61-92-78, факс 61-92-93

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Барнаул                                                                                                                 Дело № А03-11488/06-14

31 января 2007 года

Апелляционная инстанция арбитражного суда Алтайского края в составе председательствующего судьи Борискина А.П., судей Симоновой Л.А., Семенихиной Н.И., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Новоалтайске и Первомайском районе на решение арбитражного суда Алтайского края от 23 октября 2006 года по делу № А03 - 11488/06-14 (судья Доценко Э.С.) по заявлению индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Торопчиной Нины Михайловны, с. Сорочий Лог Первомайского района о признании действий ГУ ПФ РФ незаконными, с участием представителей:

от заявителя – Овечкиной И.В., по доверенности,

от ГУ ПФ РФ – не явился,

от третьего лица (межрайонная ИФНС России № 4) – не явился,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Романюком М.В.

                                                     У С Т А Н О В И Л А:

Индивидуальный предприниматель Торопчина Н.М. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным  бездействия межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Алтайскому краю, выразившегося в отказе возвратить переплату по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в сумме 8486 руб. и просила обязать инспекцию возвратить ей  сумму переплаты.

В качестве третьего лица по делу заявителем указано ГУ УПФ РФ в г. Новоалтайске и Первомайском районе Алтайского края.

В судебном разбирательстве заявитель ходатайствовал о замене налогового органа на Учреждение пенсионного фонда, судом первой инстанции ходатайство было удовлетворено.

Государственное учреждение УПФ РФ в г. Новоалтайске и Первомайском районе требования предпринимателя не признало, указав, что органы пенсионного фонда не являются по отношению к страховым взносам администраторами их поступлений, не наделены правом распоряжаться ими, в том числе возвращать их или производить зачет, что этими правами наделены налоговые органы.

Налоговый орган возражал против заявленных требований, обосновывая позицию тем, что фиксированный платеж поступает в бюджет Пенсионного фонда, а не в государственный бюджет, в связи с чем, право налогового органа распоряжаться страховыми взносами, законом не установлено.

Решением арбитражного суда первой инстанции от 23 октября 2006 года, заявленные требования удовлетворены, действия Государственного учреждения УПФ РФ в г. Новоалтайске и Первомайском районе Алтайского края, выразившиеся в отказе возвратить 8486 руб. излишне уплаченных страховых взносов признаны незаконными. Государственному Учреждению УПФ РФ предписано вынести решение о возврате 8486 руб. страховых взносов предпринимателю Торопчиной Н.М. 

Учреждение пенсионного фонда, не согласившись с решением суда, обжаловало его в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение, признав незаконными действия налогового органа.

В судебное заседание апелляционной инстанции, представители учреждения пенсионного фонда и налогового органа не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, заявлений и ходатайств не представили.

На основании ст. 156 АПК РФ, с учётом мнения представителя заявителя, суд апелляционной инстанции находит возможным, рассмотреть жалобу в отсутствии представителей учреждения пенсионного фонда и налогового органа.  

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заявителя против доводов жалобы возражает, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, апелляционную жалобу и представленные документы, заслушав представителя заявителя, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статьи 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции  приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, факт уплаты предпринимателем Торопчиной Н.М. страховых взносов в сумме 8486 руб. подтверждается соответствующими документами, имеющимися в деле, не опровергнут и установлен судом.

Из материалов дела следует, что на обращение предпринимателя   о возврате или зачете суммы переплаты по страховым взносам в Пенсионный фонд, налоговый орган ответил отказом от 04.07.06г.

На обращение предпринимателя в ГУ УПФ РФ по г. Новоалтайску и Первомайскому району Алтайского края с заявлением зачесть или перечислить на её лицевой счет в банке сумму переплаты по страховым взносам в Пенсионный фонд, Учреждение, письмом от 19.09.06г. № 09/2943 отказало в возврате Торопчиной Н.М. страховых взносов, пояснив, что возврат таковых является функцией налогового контроля и должен производится налоговым органом.

Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции исходил из следующего.

В соответствии с п. 2 ст. 14 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны своевременно и полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет. Порядок и сроки уплаты страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлены в статьях 23 и 24 настоящего Закона.

Согласно ст. 3 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховые взносы – индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном  лицевом счете. Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии – за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

То есть страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде сумм страховых взносов, а суммы, зачисляемые в федеральный бюджет на цели государственного пенсионного страхования, в составе единого социального налога.

В ст. 24 указанного Закона определен порядок исчисление и уплаты страховых взносов, в том числе предусматривающий уплату авансовых платежей. При этом в пункте 2 статьи 24 указано, что разница между суммами авансовых платежей, уплаченных за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

Согласно статье 2 Закона правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.

При этом действующим законодательством прямо не определен орган, который должен производить зачет (возврат) возникшей разницы и порядок его проведения.

Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденном Приказом Минфина России от 10.12.04г. № 114н, предусмотрено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пени и штрафов по ним осуществляют администраторы поступлений в бюджет.

В статье 2 ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» дано понятие администратора поступлений в бюджеты Российской Федерации. Администраторами признаются федеральные органы государственной власти, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Из ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» следует, что функции администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование разделены между двумя ведомствами: Федеральной налоговой службой Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации.

В пункте 1 статьи 25 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» указано, что контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

В то же время пункт 2 статьи 25  Закона взыскание недоимки по страховым взносам и пеней возлагает на органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с пунктом 9 статьи 78 НК РФ  возврат сумм излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

Согласно статьям 3 и 16 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» средства обязательного пенсионного страхования – это денежные средства, которые находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию, а бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации – форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в российской Федерации. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда Российской Федерации, открываемых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а при отсутствии учреждений Центрального банка Российской Федерации на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством Российской Федерации.

В пункте 13 статьи 78 НК РФ указано, что правила, предусмотренные статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, применяются при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные  фонды. При этом установлено, что органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные главой 12 «Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм» Налогового кодекса для налоговых органов.

На основании изложенного, судом первой инстанции сделан вывод о возложении обязанности по возвращению излишне уплаченной суммы страховых взносов на Учреждение пенсионного фонда.

Вместе с тем, правовое положение Пенсионного фонда в Российской Федерации, его права и обязанности как страховщика установлены специальными нормами.

В силу пункта 1 статьи 13 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.

Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.04г. МПбн (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации, содержащемуся в приложение N 11.1 к ФЗ от 15.08.96г. N 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N174-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Таким образом, апелляционная инстанция находит ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что право проводить зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование действующим законодательством предоставлено территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации, кроме случаев, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.

С учётом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене.

Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции принимает новое решение.

Действия межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Алтайскому краю, г. Новоалтайск, выразившееся в отказе предпринимателю Торопчиной Нине Михайловне, проживающей по ул. Матяш, 2, кв. 2 в селе Сорочий Лог Первомайского района Алтайского края в зачёте  либо возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 8486 руб. признать незаконными.

Обязать Инспекцию произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование Торопчиной Нине Михайловне.

Возвратить Торопчиной Нине Михайловне из Федерального бюджета РФ 500 руб. госпошлины уплаченной по квитанции от 14.08.06г. Выдать справку на возврат госпошлины.

В удовлетворении требования к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в г. Новоалтайске и Первомайском районе Алтайского края отказать.

Руководствуясь п. 2 ст. 269, ч. 3 ст. 270, ст. 271 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция

                                                       П О С Т А Н О В И Л А:

Решение арбитражного суда первой инстанции от 23 октября 2006 года по делу № А03-11488/06-14 отменить и принять новое решение.

Действия межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Алтайскому краю, г. Новоалтайск, выразившееся в отказе предпринимателю Торопчиной Нине Михайловне, проживающей по ул. Матяш, 2, кв. 2 в селе Сорочий Лог Первомайского района Алтайского края в зачёте  либо возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 8486 руб. признать незаконными.

Обязать межрайонную ИФНС России № 4 по Алтайскому краю, г. Новоалтайск произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование Торопчиной Нине Михайловне.

Возвратить Торопчиной Нине Михайловне из Федерального бюджета РФ 500 руб. госпошлины уплаченной по квитанции от 14.08.06г.

Выдать справку на возврат госпошлины.

В удовлетворении требования к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в г. Новоалтайске и Первомайском районе Алтайского края отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.

Председательствующий  судья                                                                                                 А.П. Борискин

Судьи                                                                                                                                   Л.А. Симонова 

                                                                                                                                   Н.И. Семенихина