ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А03-11938/12 от 22.01.2013 АС Алтайского края




СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 634050, <...> Ушайки, 24

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е


 г. Томск Дело № А03-11938/2012

 резолютивная часть постановления оглашена 22 января 2013 года
 полный текст постановления изготовлен 23 января 2013 года

 Седьмой арбитражный апелляционный суд
 в составе: председательствующего С.Н. Хайкиной
 судей: В.А. Журавлевой, Л.Е. Ходыревой




 при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ломиворотовым Л.М.
 при участии:
 от истца: без участия, извещен
 от ответчиков: без участия, извещен
 рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице
 Министерства обороны РФ на решение Арбитражного суда Алтайского края от 22.10.2012 по
 делу №А03-11938/2012 (судья Бояркова Т.В.)
 по исковому заявлению открытого акционерного общества междугородной и международной
 электрической связи «Ростелеком» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
 к Федеральному государственному казенному учреждению «354 окружной военный клини-
 ческий госпиталь» Министерства обороны РФ в лице филиала № 8 (г. Новосибирск) (ИНН
 <***>, ОГРН <***>), Российской Федерации в лице Министерства обороны
 РФ (ИНН <***>, ОГРН <***>)
 о взыскании задолженности,

 У С Т А Н О В И Л:

 Открытое акционерное общество междугородной и международной электрической
 связи «Ростелеком», в лице Алтайского филиала (далее – ОАО «Ростелеком», истец) обрати-
 лось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к федеральному государственному казен-
 ному учреждению «354 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Россий-
 ской Федерации, г. Екатеринбург в лице филиала № 8, г. Новосибирск и Российской Федера-
 ции в лице Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, о взыскании 36 218
 руб. задолженности по договору об оказании услуг электросвязи юридическому лицу, фи-
 нансируемому из соответствующего бюджета № 8872385 от 01.11.2011.
 Решением суда от 22.10.2012 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
 Не согласившись с данным решением, Российской Федерации в лице Министерства
 обороны РФ обратилась с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный
 суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых
 требований отказать в полном объеме.
 В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что судом нару-
 шены нормы материального и процессуального права.



 По мнению апеллянта, суд первой инстанции, рассмотрев настоящее дело, нарушил
 правила подсудности. Министерство обороны РФ не является надлежащим ответчиком по
 делу.
 Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

 Лица, участвующие в деле о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы
 извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились. На основа-
 нии ст. 156 АПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителей лиц, уча-
 ствующих в деле.

 Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее,
 проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со
 статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по
 следующим основаниям.

 Из материалов дела следует, что между ОАО «Ростелеком» (оператор), и федераль-
 ным бюджетным учреждением «354 окружной военный клинический госпиталь» Министер-
 ства обороны Российской Федерации (абонент) заключен договор об оказании услуг элек-
 тросвязи юридическому лицу, финансируемому из соответствующего бюджета, № 8872385
 от 01.11.2011 года, согласно которому оператор обязался оказывать абоненту комплекс услуг
 электросвязи, а последний их оплачивать в соответствии с разделом 3 договора.
 Во исполнение договора оператор (истец) оказывал абоненту услуги местной, внутри-
 зоновой и междугородной связи.
 Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате услуг связи послужило
 основанием для предъявления вышеуказанного иска.
 Решением от 22.10.2012 Арбитражный суд Алтайского края взыскал с федерального
 государственного казенного учреждения «354 Военный клинический госпиталь» Министер-
 ства обороны Российской Федерации, г. Екатеринбург, а при недостаточности денежных
 средств - с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, г.
 Москва, за счет казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества
 междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» в лице Алтайского фи-
 лиала, г. Барнаул 36 218 руб. долга, а также 2 000 руб. в возмещение расходов по оплате го-
 сударственной пошлины.
 Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал, что факт наличия
 задолженности подтверждается материалами дела.
 Не оспаривая данный вывод суда, Министерство обороны РФ в апелляционной жало-
 бе указало, что задолженность неправомерно взыскана с Министерства как субсидиарного
 ответчика.
 Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данной позицией по следую-
 щим основаниям.
 В силу пункта 1 статьи 399 ГК РФ, если основной должник отказался удовлетворить
 требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъяв-
 ленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную
 ответственность в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обяза-
 тельства.
 В апелляционной жалобе Министерство указывает, что в соответствии абзацем 6
 пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ собственник имущества бюджетного учреж-
 дения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
 Однако данная норма в данном случае применению не подлежит, так как из Устава
 ответчика следует, что тип Федерального бюджетного учреждения «354 окружной военный
 клинический госпиталь» Министерства обороны РФ изменен на Федеральное государствен-
 ное казенное учреждение «354 окружной военный клинический госпиталь» Министерства
 обороны РФ в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29.03.2012 №422-р.
 При этом в соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ
 казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении



 денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную
 ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
 В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда
 Российской Федерации от 22.06.2006 № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения
 арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений,
 связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» при
 определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обяза-
 тельствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120
 Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Россий-
 ская Федерация, субъект Российской федерации, муниципальное образование соответствен-
 но.
 В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – БК
 РФ) главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответст-
 вующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган управле-
 ния государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган мест-
 ной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и
 здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право
 распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведом-
 ственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не уста-
 новлено настоящим Кодексом.
 Пунктом 2 статьи 21 БК РФ предусмотрено, что перечень главных распорядителей
 средств федерального бюджета, устанавливается законом о федеральном бюджете в составе
 ведомственной структуры расходов.
 Согласно статье 7 БК РФ и приложению 6 к Федеральному закону от 02.12.2009 №
 308- ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»
 Министерство обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств
 федерального бюджета, выделяемых, в том числе, на финансирование ответчика.
 Пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» пре-
 дусмотрено, что имущество Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и
 органов является федеральной собственностью.
 Пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Феде-
 рации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм
 Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при разрешении споров по
 искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального) учреждения в по-
 рядке субсидиарной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу
 пункта 1 статьи 161 БК РФ с учетом положений статьи 120 ГК РФ учредителем и собствен-
 ником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной
 ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-
 правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы.
 Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения
 суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего
 публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа.
 При этом недопустимо ограничение источников взыскания путем указания на взыска-
 ние только за счет средств бюджета, поскольку такое ограничение противоречит статьям 126,
 214, 215 ГК РФ. В данном случае действует общее правило об ответственности публично
 правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, со-
 ставляющим казну.
 В пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Феде-
 рации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм
 Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в силу статей 161, 162, 225 и
 250 БК РФ учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств, имеют право приня-
 тия денежных обязательств путем заключения с поставщиками продукции (работ, услуг) до-
 говоров и составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расхо-



 дов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и утвер-
 жденной сметы доходов и расходов. При рассмотрении исков о взыскании задолженности за
 поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), предъявленных к учрежде-
 ниям поставщиками (исполнителями), судам следует исходить из того, что нормы статей
 226, 227 БК РФ, предусматривающие подтверждение и расходование бюджетных средств по
 заключенным учреждениями договорам только в пределах доведенных до них лимитов бюд-
 жетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов, не могут рассматриваться в
 качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии учреждени-
 ем обязательств сверх этих лимитов.
 При недостаточности у учреждения денежных средств для исполнения указанных
 обязательств собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по
 данным обязательствам.
 Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, в силу указанных вы-
 ше норм закона, при недостаточности денежных средств у Федерального государственного
 казенного учреждения «354 окружной военный клинический госпиталь» субсидиарную от-
 ветственность по его обязательствам несет Российская Федерация в лице Министерства обо-
 роны Российской Федерации.
 Довод подателя жалобы о нарушении судом правил территориальной подсудности
 при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции отклоняется.
 Исходя из общего правила о территориальной подсудности (статья 35 АПК РФ) иск
 предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения
 ответчика.
 Данное правило не применяется в случаях, предусмотренных статьями 36, 37, 38 АПК
 РФ о подсудности по выбору истца, договорной подсудности, исключительной подсудности.
 Часть 4 статьи 36 АПК РФ предоставляет истцу право предъявления иска, вытекаю-
 щего из договора, в котором указано место его исполнения, в арбитражный суд по месту ис-
 полнения договора.
 Исходя из условий договора от 01.11.2011 и приложений к нему местом исполнения
 договора является Алтайский край, г. Алейск
 При таких обстоятельствах, Арбитражный суд Алтайского края правомерно принял
 исковое заявление общества к рассмотрению.
 Учитывая изложенные обстоятельства и нормы права, принимая во внимание, что
 факт наличия задолженности документально подтвержден и не оспаривается ответчиками,
 суд первой инстанции правомерно взыскал с Федерального государственного казенного уч-
 реждения «354 окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ и
 Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ (субсидиарно) 36 218 руб. задол-
 женности по договору об оказании услуг электросвязи.
 При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы, направленные на пере-
 оценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и
 доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм ма-
 териального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены решения суда
 первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 Арбит-
 ражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у
 апелляционного суда не имеется.
 Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного
 процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

 П О С Т А Н О В И Л:


 Решение Арбитражного суда Алтайского края от 22.10.2012 по делу №А03-
 11938/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Российской Федерации в лице
 Министерства обороны РФ – без удовлетворения.





 Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.


 Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный ар-
 битражный суд Западно-Сибирского округа.






 Председательствующий



 С.Н. Хайкина


 Судьи


 В.А. Журавлева

 Л.Е. Ходырева