СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, https://7aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело № А03-169/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2023 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего
Бородулиной И.И.,
судей
Зайцевой О.О.,
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Волковой Т.А. с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции)
информационной системы «Картотека арбитражных дел» рассмотрел в судебном
заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью
управляющая компания «Лавр» (№ 07АП-6191/23) на решение от 11.07.2023
Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-169/2023 (судья Трибуналова
О.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью управляющая
компания «Лавр», г. Рубцовск Алтайского края к Инспекции строительного и
жилищного надзора Алтайского края о признании незаконным и отмене
постановления от 22.12.2022 № 178-лк по делу об административном
правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях.
В онлайн-режиме посредством использования информационной системы
«Картотека арбитражных дел» в судебном заседании принял участие представитель
Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края: ФИО1
по доверенности от 09.01.2023 (по 31.12.2023).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью управляющая компания «Лавр»
(далее – общество, ООО УК «Лавр») обратилось в Арбитражный суд Алтайского
края с заявлением к Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского
края (далее - Инспекция, административный орган) о признании незаконным и
отмене постановления от 22.12.2022 №178-лк по делу об административном
правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением от 11.07.2023 Арбитражного суда Алтайского края оспариваемое
постановление по делу об административном правонарушении признано
незаконным и отменено в связи с установленной в ходе рассмотрения дела
малозначительностью правонарушения, суд ограничился устным замечанием.
В жалобе, поданной в Седьмой арбитражный апелляционный суд, общество
просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное, принять по делу
новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, оспаривает
наличие события административного правонарушения.
Инспекция возражает против удовлетворения апелляционной жалобы
согласно отзыву.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал
позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ
дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя
общества, не обеспечившего явку своего представителя в судебное заседание.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва
на нее, заслушав представителя административного органа, проверив законность и
обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266,
268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для
его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в адрес Инспекции
поступило обращение ФИО2, проживающего по адресу: ул.
Комсомольская, д. 130 в г. Рубцовске, по вопросу введения в эксплуатацию
общедомового прибора учета потребления тепловой энергии в многоквартирном
доме № 130 по ул. Комсомольская в г. Рубцовске, о нарушении ООО УК «Лавр»
правил содержания общего имущества.
Специалистом инспекции на основании решения от 25.10.2022 № 12-
04/Л/291 проведена проверка фактов, изложенных в обращении. В ходе проведения
проверки установлено следующее.
Многоквартирный дом № 130 по ул. Комсомольская в г. Рубцовске включен
в реестр лицензий Алтайского края, в перечень многоквартирных домов, в
отношении которых ООО УК «Лавр» осуществляет деятельность по управлению
многоквартирными домами на основании лицензии от 30.04.2021 № 271.
В ходе проведенной проверки административным органом выявлены
нарушения обществом Правил содержания общего имущества в многоквартирном
доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
13.08.2006 № 491 (далее - Правила содержания общего имущества), Постановления
Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ,
необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в
многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (далее –
Постановление № 290), выразившиеся в непринятии мер по введению в
эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии (далее - ОДПУ ТЭ)
многоквартирного дома № 130 по ул. Комсомольская в г. Рубцовске.
Данные нарушения отражены в акте проверки от 08.11.2022 №15-04/ЛК/291,
по факту выявленных нарушений 25.11.2023 Инспекцией составлен протокол
№178-ЛК об административном правонарушении, на основании которого вынесено
постановление от 22.12.2022 №178-ЛК, которым общество привлечено к
административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ с
назначением административного наказания в виде предупреждения.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в
суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции пришел к выводу о
наличии в действиях общества состава административного правонарушения,
ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ,
однако, принимая во внимание обстоятельства совершения правонарушения, в
рассматриваемом случае счел возможным применить положения статьи 2.9 КоАП
РФ.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда
первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при
этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих
норм права.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об
оспаривании
решения
административного
органа
о
привлечении
к
административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании
проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает
наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего
оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для
привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный
порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности
привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства,
имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к
административной
ответственности,
не
может
быть
подвергнуто
административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных
законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением
признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или
юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской
Федерации об административных правонарушениях установлена административная
ответственность.
Квалификация
административного
правонарушения
(проступка)
предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава
административного правонарушения входят следующие элементы: объект
правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения,
субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя
бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не
может быть привлечено к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ осуществление
предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с
нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных
статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного
штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей
или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот
пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом рассматриваемого правонарушения выступают общественные
отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности по
управлению многоквартирными домами.
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении
предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом с
нарушением лицензионных требований.
Субъектом
рассматриваемого
правонарушения
могут
выступать
должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица.
Субъективная сторона рассматриваемого деяния может быть выражена как
умыслом, так и неосторожностью.
В силу пункта 4 части 4 статьи 1, пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального
закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
(далее- Федеральный закон №99-ФЗ), статьи 192 Жилищного кодекса Российской
Федерации (далее - ЖК РФ) предпринимательская деятельность по управлению
многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110
утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по
управлению многоквартирными домами (далее – Постановление №1110), в
соответствии с которым к лицензиату предъявляются требования по соблюдению
положений предусмотренных нормами Жилищного кодекса Российской Федерации
(далее - ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 3 данного Положения лицензионными
требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1
части 1 статьи 193 ЖК РФ, являются следующие требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным
домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6
статьи 198 ЖК РФ.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и
безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего
имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным
имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам,
проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает
стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами
(часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она
несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме
за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают
надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых
должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных
Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в
многоквартирном доме.
Как следует из положений части 2 статьи 162 ЖК РФ, управляющая
организация, как сторона по договору управления многоквартирным домом,
обязана в течение согласованного срока за плату выполнять работы и (или)
оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и
выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в
таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в
таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную
направленную на достижение целей управления многоквартирным домом
деятельность.
Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о
повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261-ФЗ)
регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической
эффективности, при этом его целью является создание правовых, экономических и
организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения
энергетической эффективности.
В соответствии со статьей 9 Закона № 261-ФЗ государственное регулирование
в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности помимо
прочего осуществляется путем установления обязанности по учету используемых
энергетических ресурсов; требований энергетической эффективности зданий,
строений, сооружений; порядка исполнения обязанностей, предусмотренных
данным Федеральным законом; иных мер государственного регулирования в
области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в
соответствии с данным Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона № 261-ФЗ производимые, передаваемые,
потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с
применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Пункту 2 статьи 13 Закона № 261-ФЗ предусмотрено, что расчеты за
энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о
количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных,
потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых
энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями
законодательства Российской Федерации приборы
учета используемых
энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца,
следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при
осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа
месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Пунктом 5 статьи 13 Закона № 261-ФЗ установлено, что до 01.01.2012
собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей
статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в
эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны
обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды,
природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод
установленных приборов учета в эксплуатацию.
При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены
коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой
энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для
коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа,
электрической энергии.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг до
01.07.2016 регулировались Правилами предоставления коммунальных услуг
гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила № 307).
По смыслу пункта 3 Правил № 307 управляющая организация является
исполнителем коммунальных услуг.
Подпункт «с» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг
собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых
домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от
06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), возлагает на исполнителя,
предоставляющего потребителю коммунальные услуги, обязанность обеспечить
установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета,
соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об
обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений,
не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в
многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и
установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и
ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
Таким образом, законодателем мероприятия по энергосбережению включены
в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по
установке
общедомовых
приборов
учета
электрической
энергии
в
многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание
многоквартирного дома.
Управляющие
организации
выступают
в
этих
отношениях
как
специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление
многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской
деятельности.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая
организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и
установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять
все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об
энергосбережении.
В силу положений части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта «к» пункта 11
Правил содержания общего имущества обеспечение установки и ввода в
эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей
воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей
эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета)
входит в обязанности управляющей организации.
Действующее законодательство признает, что учетный способ определения
объема поставленных энергоресурсов, основанный на измерении приборами учета,
безусловно, является приоритетным, расчетный способ определения объема
потребленного ресурса допускается как исключение из общего правила при
отсутствии в точках поставки приборов учета, неисправности данных приборов
либо
нарушения
сроков
представления
их
показаний,
обязанность
ресурсоснабжающей организации по установке ОДПУ с последующим
возмещением своих расходов за счет потребителей, установленная в пункте 10
статьи 13 Закона об энергосбережении, не освобождает исполнителей
коммунальных услуг, в частности, от обязанности по установке приборов учета.
Обеспечение состояния внутридомовых инженерных сетей отопления на уровне,
необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества,
также является обязанностью исполнителей коммунальных услуг.
Достоверность сведений, полученных с помощью приборов учета,
обеспечивается путем соблюдения нормативно установленных требований к
техническим характеристикам приборов, порядку их установки и принятию в
эксплуатацию, периодичности поверки и сохранению средств маркировки,
сохранности в ходе эксплуатации.
Как указывает Инспекция, ОДПУ ТЭ по ул. Комсомольская, дом 130 г.
Рубцовска снят с коммерческого учета теплоносителя в связи с окончанием
поверки, 01.07.2022.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 34 Правил № 354 потребитель
обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать
коллективные
(общедомовые),
приборы
учета,
утвержденного
типа,
соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об
обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 34 Правил № 354 потребитель
обязан обеспечивать проведение поверок установленных коллективных
(общедомовых) приборов учета в сроки, установленные технической
документацией на прибор учета.
В силу пункта 5 Правил содержания общего имущества в состав общего
имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего
водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого
отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных
отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной
и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах
внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического,
санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями
законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем
соблюдение
требований
законодательства
Российской
Федерации
об
энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (подпункт «ж»
пункта 10 названных Правил).
В соответствии с подпунктом «к» пункта 11 Правил содержания общего
имущества содержание общего имущества МКД включает в себя обеспечение
установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета
холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а
также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка
приборов учета и т.д.), за исключением случаев, когда обязанность по установке и
вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на
гарантирующего поставщика в соответствии с Федеральным законом «Об
электроэнергетике».
В соответствии с пунктом 136 Правил № 442 определение объема оказанных
услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании данных,
полученных с использованием приборов учета электрической энергии, в том числе
включенных в состав измерительных комплексов.
С учетом того, что в силу пункта 137 Правил № 442 приборы учета, показания
которых используются, должны соответствовать требованиям законодательства
Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также быть
допущены в эксплуатацию в установленном порядке, отсутствие допуска прибора
учета в эксплуатацию лишает законной силы учет электрической энергии,
осуществляемый данным прибором.
Согласно пункту 144 Правил № 442 приборы учета подлежат установке на
границах
балансовой
принадлежности
объектов
электроэнергетики
(энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка -
потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных
рынках, сетевых
организаций, имеющих общую границу
балансовой
принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных
местах, определяемых с соблюдением установленных законодательством
Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При
отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе
балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих
устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит
установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой
принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При
этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор
учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления
(производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть
установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих
устройств) другого смежного субъекта.
Пунктом 145 Правил № 442 предусмотрена обязанность собственника
энергопринимающих устройств обеспечить допуск установленных приборов учета
в эксплуатацию.
В силу требований пункта 150 Правил № 442 в случае невыполнения
собственником энергопринимающих устройств, в том числе, собственниками
многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах,
объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов
электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки,
установленные статьей 13 Закона № 261-ФЗ, действия по их оснащению приборами
учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого
хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к
таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической
энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства.
В силу пункта 152 Правил № 442 установленный прибор учета должен быть
допущен в эксплуатацию.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию понимается процедура, в ходе
которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе
входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его
использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность)
и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении
многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность
перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг
и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего
имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям
технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации
правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление
коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома,
качество которых должно соответствовать требованиям установленных
Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и
ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям
помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Таким образом, проведение мероприятий по энергоснабжению и повышению
энергетической эффективности многоквартирного дома, которые обязательны в
силу Закона № 261-ФЗ для собственников помещений в многоквартирном доме,
становится обязательным и для управляющей компании при заключении с ней
договора управления многоквартирным домом.
Работы по установке приборов учета используемых энергоресурсов, как и
другие мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической
эффективности, включенные в утвержденный в установленном законодательством
Российской Федерации порядке перечень мероприятий, отнесены к обязательным
работам по содержанию жилого дома, в связи с чем должны осуществляться
независимо от наличия решения общего собрания собственников помещений в
доме о проведении этих работ. При наличии заключенного договора управления
многоквартирным домом управляющая компания обязана выполнять требования
подпунктов «и» и «к» пункта 11 Правил № 491 с отнесением расходов на
проведение
указанных
мероприятий
на
собственников
помещений
в
многоквартирном доме.
Таким образом, общество, заключив указанный договор управления
многоквартирным домом, в силу условий договора приняло на себя как на
управляющую организацию обязанность по оказанию услуг и выполнению работ
по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома, а,
соответственно, является лицом, ответственным за надлежащее содержание общего
имущества, соответственно несет бремя доказывания отсутствия технической
возможности установки общедомовых приборов учета электрической энергии.
Перечень мероприятий и работ по содержанию общего имущества в
зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического
износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от
геодезических
и
природно-климатических
условий
расположения
многоквартирного дома содержится в пункте 11 Правил № 491.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда
определены Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения
надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от
03.04.2013 № 290, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда,
утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 №
170, Постановлением № 1110, Законом № 261-ФЗ и являются обязательными для
исполнения
как
собственниками
помещений,
так
и
организациями,
осуществляющими управление жилищным фондом.
Вместе с тем, в силу предложения 5 части 1 статьи 13 Закона № 261-ФЗ
требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических
ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты,
подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также
объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее
чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической
энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых
составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации
учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления
природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в
отношении организации учета используемого природного газа).
В данной норме не содержится запрета на установку приборов учета в ветхих
и аварийных объектах, а лишь указывается на отсутствие обязанности
собственников по их установке и, соответственно, оплате стоимости приборов
учета и расходов по их установке, если она проведена иным лицом.
Однако доказательств включения в установленном законом порядке спорных
жилых домов в программу капитального ремонта либо подлежащих сносу до 1
января 2013 года материалы дела не содержат.
Показания законно установленных и введенных в эксплуатацию
коллективных приборов учета могут быть использованы ресурсоснабжающими
организациями для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов.
В соответствии с пунктом 44 постановления Правительства Российской
Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг
собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых
домов» распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги,
предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может
превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов
потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за
исключением случаев, когда иное установлено решением общего собрания
собственников или когда исполнителем коммунальной услуги является
ресурсоснабжающая организация.
По общему правилу объем коммунальной услуги в размере превышения над
объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги,
предоставленной на общедомовые нужды, управляющая организация оплачивает за
счет собственных средств.
Данное регулирование направлено на стимулирование управляющей
организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению
многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения,
внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого
управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания
граждан.
Вместе с тем, принимая во внимание, что в аварийных и ветхих объектах
возможности обеспечения благоприятных условий проживания граждан могут быть
существенно ограничены в связи с объективным физическим износом здания, его
отдельных частей и инженерных систем, а также направленность нормативно-
правового регулирования на защиту граждан, вынужденных проживать в
непригодных для этих целей условиях, от несения дополнительных издержек,
связанных с содержанием и ремонтом таких объектов, использование при расчетах
за поставленный коммунальный ресурс показаний приборов учета в
рассматриваемом случае не должно приводить к возложению на собственников
домов и помещений в них или управляющие организации расходов, связанных с
оплатой потребленных в соответствии с показаниями приборов учета
коммунальных услуг в объеме, превышающем нормативы потребления.
Как следует из толкования приведенных норм, действующим жилищным
законодательством
и
Законом
об
энергосбережении
мероприятия
по
энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного
жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета в
многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание
многоквартирного дома. Управляющие организации выступают в этих отношениях
как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление
многоквартирными домами.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая
организация, как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и
установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять
все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об
энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных
(общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и
электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации
(осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в
обязанности управляющей организации в силу части 2 статьи 162 ЖК РФ и
подпункта "к" пункта 11 Правил № 491.
Обществом какие-либо доказательства отсутствия технической возможности
установки (поверки) общедомовых приборов учета электрической энергии не
представлены.
Доводы жалобы о невозможности обеспечить соблюдение предъявляемых в
соответствии с законодательством требований об обеспечении единства измерений
и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации
приборов учета соответствующего вида, которые обходимы для его надлежащего
функционирования, в том числе из-за технического состояния МКД отклоняются
судом апелляционной инстанции как не подтвержденные материалами настоящего
дела.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ, каждая сторона должна доказать те
обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и
возражений.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей
65 и 71 АПК РФ, учитывая постановление по делу об административном
правонарушении от 22.12.2022 №178-лк, суд признал доказанной вину общества во
вмененном нарушении. Действия общества образуют состав административного
правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Названные выше обстоятельства правомерно расценены судом как
свидетельствующие о наличии в действиях общества события вмененного
административного правонарушения, установленные факты правонарушения
свидетельствуют о непринятии обществом всех зависящих от него мер по
обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.
Однако суд первой инстанции с учетом положений пункта 3 статьи 4.1, статей
4.2, 2.9 КоАП РФ, указав на отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о
существенной угрозе общественным интересам, счел возможным освободить
общество от административной ответственности ввиду малозначительности и
ограничиться устным замечанием. Возражений административным органом в
указанной части выводов суда первой инстанции не приведено. Суд апелляционной
инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции,
установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной
жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате
государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку в силу
части 4 статьи 208 АПК РФ по данной категории дел уплата государственной
пошлины не предусмотрена.
Руководствуясь статьей 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.07.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-
169/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной
ответственностью управляющая компания «Лавр» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не
превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи
кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа,
подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи
с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на
официальном сайте суда в сети «Интернет».
Председательствующий
И.И. Бородулина
судьи
О.О. Зайцева
С.Н. Хайкина
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП: Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 27.04.2023 7:25:00
Кому выдана Хайкина Светлана Николаевна
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП: Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 09.03.2023 3:59:00
Кому выдана Зайцева Ольга Олеговна
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП: Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 06.03.2023 4:32:00
Кому выдана Бородулина Ильмира Ирековна