СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Томск Дело № А03-17209/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2022 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А. М. с использовани-
ем средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционную жалобу
Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края (№07АП-5515/2023) на
решение от 12 мая 2023 года Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-
17209/2022 (судья Л.Г.Куличкова) по заявлению общества с ограниченной ответственно-
стью «КОРАЛ» (ИНН <***>, ОГРН <***>), с.Ракиты, Рубцовский район,
Алтайский край, к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края (ИНН
<***>, ОГРН <***>), г.Барнаул, о признании незаконным решения Мини-
стерства природных ресурсов и экологии Алтайского края об отказе в приеме лесной де-
кларации ООО «КОРАЛ» от 11.10.2022 №1, оформленное письмом от 14.10.2022 №188,
обязании Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края в течение 5
дней с момента вступления в законную силу решения суда принять лесную декларацию от
11.10.2022 №1, поданную ООО «КОРАЛ»,
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: ФИО1 по дов. от 10.01.2023, диплом,
От заинтересованного лица: ФИО2 по дов. от 01.02.2023, диплом,
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «КОРАЛ» (ИНН <***>, ОГРН
<***>), с.Ракиты, Рубцовский район, Алтайский край, (далее - заявитель, Обще-
ство, Арендатор) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Мини-
стерству природных ресурсов и экологии Алтайского края (ИНН <***>, ОГРН
<***>), г.Барнаул, (далее - заинтересованное лицо, Министерство, Арендодатель)
о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов и 2 экологии Ал-
тайского края об отказе в приеме лесной декларации ООО «КОРАЛ» от 11.10.2022 № 1,
оформленное письмом от 14.10.2022 № 188, обязании Министерства природных ресурсов
и экологии Алтайского края в течение 5 дней с момента вступления в законную силу ре-
шения суда принять лесную декларацию от 11.10.2022 № 1, поданную ООО «КОРАЛ».
Решением суда от 12.05.2023 требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Министерство обратилось в Седьмой арбитраж-
ный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение
суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в пол-
ном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что полнота древостоя
после проведения группово-выборочных рубок не должна быть ниже 0,5, так как лесовод-
ственные требования к проведению группово-выборочных рубок аналогичны к проведе-
нию добровольно-выборочных рубок; ссылаясь на Правила заготовки древесины и осо-
бенностей заготовки в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса РФ, утвер-
жденные Приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 993 (далее - Правила заготовки
древесины), указывает, что полнота насаждения не должна оставаться ниже 0,5; ссылаясь
на подраздел «Процент (интенсивность) выборки древесины с учетом полноты древостоя,
и состава» Раздела 1 «Нормативы, параметры и сроки использования лесов для заготовки
древесины» Лесохозяйственного регламента Ракитовского лесничества Алтайского края,
утвержденного приказом Минприроды Алтайского края от 26.11.2018 № 1850 указывает,
что в высокополнотных (0,6 - 1,0) лесных насаждениях хвойного хозяйства запроектиро-
ваны добровольно-выборочные и группово-выборочные рубки в зависимости от структу-
ры насаждений со снижением полноты до 0,5; считает что Обществом, в нарушение пунк-
та 37 Правил заготовки древесины и требований Лесохозяйственного регламента Ракитов-
ского лесничества Алтайского края запроектированы группово-выборочные рубки высо-
кополнотных лесных насаждений в указанных кварталах и выделах со снижением полно-
ты ниже 0,5.
Заявитель в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного про-
цессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), просит оставить решение
суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересован-
ного лица поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель заявителя - доводы
отзыва.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслу-
шав представителей, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстан-
ции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не
подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Об-
ществом и Министерством заключен договор аренды лесного участка для заготовки дре-
весины от 18.12.2008 № П-23/1, по условиям которого арендатору предоставлен в пользо-
вание для заготовки древесины лесной участок, расположенный в Ракитовском лесниче-
стве Алтайского края (далее - Договор аренды). Договор зарегистрирован в Управлении
Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю 26.12.2008 № 22-22-
24/049/2008-729.
Как следует из части 1 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации, лесной де-
кларацией является заявление о использовании лесов в соответствии с проектом освоения.
Согласно приложению 4 к договору аренды (в редакции дополнительного соглаше-
ния от 27.12.2018 №15) установлены виды и объем рубок, а именно на 2019 г. и последу-
ющие годы предусмотрен ежегодный объем рубок спелых и перестойных насаждений в
размере 40,8 тыс. кбл (в ликвиде), в том числе: хвойных пород - 34,5 тыс.кбм, мягколист-
венных пород 6,3 тыс. кбм.
31.01.2019 дополнительное соглашение зарегистрировано в Росреестре, номер реги-
страции № 22-09:010807:4-22/001/2019-9.
Данное соглашение заключено на основании решения Арбитражного суда Алтайско-
го края от 26.11.2018 по делу А03-19115/2018.
В силу статей 88 и 89 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные
участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов, который подлежит
государственной экспертизе, что также отражено в пункте 3.3.1 договора аренды. Обще-
ством такой проект освоения лесов разработан и на него приказом Министерством выдано
положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное приказом Мини-
стерства от 29.12.2018 № 2181.
Разделом 6.1.3 проекта освоения лесов предусмотрена ведомость лесотаксационных
выделов, согласно которой:
- в выд.15 квартала 20, в выд.10 квартала 61, в выд.25 квартала 68, в выд.20 квартала
11, в выд.6 и 13 квартала 19, в выд.10 квартала 54, в выд.6 квартала 61, в выд.3 квартала
72, в выд.25 квартала 57, в выд.16 квартала 11, в выд.7 квартала 12, в выд.23 квартала 41
Чекуновского участкового лесничества запроектированы группово-выборочные рубки,
указан вырубаемый запас и процент выборки;
- в выд.8 и 26 квартала 53, в выд.28 квартала 72, в выд.4, 18 и 20 квартала 74, в выд.5
и 19 квартала 73, в выд.15 квартала 74 Шелковниковского участкового лесничества запро-
ектированы группово-выборочные рубки, указан вырубаемый запас и процент выборки.
Лесная декларация сформирована и подана Обществом на проведение в 2023 году
группово-выборочных рубок именно в вышеперечисленных кварталах и выделах, объем
данных рубок также соответствует их ежегодному объему в проекте освоения лесов.
Согласно пункту 3.4.9 договора аренды арендатор обязан в установленном порядке и
сроки представлять лесную декларацию.
11.10.2022 ООО «Корал» подана лесная декларация № 1 в Министерство природных
ресурсов и экологии Алтайского края.
Письмом от 14.10.2022 № 188 за подписью начальника Отдела обеспечения полно-
мочий в области лесных отношений по Ракитовскому лесничеству Министерства принято
решение об отказе в приеме лесной декларации.
Не согласившись с указанным решением Общество обратилось в арбитражный суд с
настоящим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции пришел к выводу об обосно-
ванности заявленных требований.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда
первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица
вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными не-
нормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов,
осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспари-
ваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют
закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные инте-
ресы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возла-
гают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления пред-
принимательской и иной экономической деятельности. Согласно части 4 статьи 200 АПК
РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и
действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных
лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта
или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и уста-
навливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавлива-
ет наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение
или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают
ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы за-
явителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу части
5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненорматив-
ного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа
или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятель-
ств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или
лицо, которые приняли акт.
В силу части 1 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законода-
тельство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизвод-
ства лесов, лесоразведения (лесные отношения).
Одним из видов использования лесов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25
Лесного кодекса Российской Федерации является заготовка древесины.
В части 1 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что заго-
товка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с
рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании до-
говоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 8
статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации).
В части 1 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесной
декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом осво-
ения лесов.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации
ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного
самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 -
84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры
предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумаж-
ном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью,
с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в
том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных
услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) поль-
зование или в аренду.
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к
формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным феде-
ральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 08.12.2016 №641 утвержден Административный
регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федера-
ции в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и
отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих исполь-
зование лесов (далее - Административный регламент, Регламент).
Административным регламентом предусмотрены следующие основания для отказа в
приеме лесных деклараций: 1) непредставление документов, указанных в Регламенте; 2)
недостоверность сведений, указанных в лесной декларации; 3) несоответствие лесной де-
кларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию; 4) несоответствие лес-
ной декларации проекту освоения лесов (пункт 2.11.1 Регламента).
Результатом предоставления государственной услуги является прием уполномочен-
ным органом лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридиче-
ских лиц, осуществляющих использование лесов, с направлением извещения о принятии
лесной декларации, отчетов, либо извещения, содержащего мотивированный отказ в их
приеме (пункт 2.3 Административного регламента).
В силу пункт 2.4 Административного регламента срок предоставления государ-
ственной услуги в части приема лесных деклараций составляет пять рабочих дней с мо-
мента их регистрации в уполномоченном органе, в части приема отчетов - пятнадцать ра-
бочих дней с момента их регистрации в уполномоченном органе.
Пунктом 6.1 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской
Федерации от 30.07.2020 № 539 «Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее
заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме»
предусмотрено направление извещения об отказе в принятии лесной декларации с указа-
нием мотивированного обоснования такого отказа.
Из материалов дела следует, что в качестве основания отказа Министерство указало
на недостоверность сведений, указанных в лесной декларации, в разъяснении причин от-
каза - Объемы заготовки (графа 13 приложения 1 к форме лесной декларации) рассчитаны
с нарушением пункта 37 Приказа Минприроды России от 01.12.2020 № 993 «Об утвер-
ждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки в лесничествах, указанных
в статье 23 Лесного кодекса РФ».
Вместе с тем, заинтересованным лицом в оспариваемом отказе не приведено соот-
ветствующего анализа и четко выраженного обоснования того, в чем именно заключается
недостоверность указанных в декларации сведений и нарушений Обществом пункта 37
указанных Правил заготовки древесины.
Каких-либо недостоверных сведений поданная Обществом лесная декларация не со-
держит.
В свою очередь оспариваемый отказ является актом ненормативного характера, вле-
кущим для заявителя определенные правовые последствия, в связи, с чем он должен быть
надлежащим образом мотивированным, обоснованным, ясным, содержать формулировки,
исключающие возможность двоякого толкования.
Между тем, отсутствие формулировок, в том числе ссылок на требования, соблюде-
ние которых обязательно для лица, обращающегося с соответствующим заявлением, ста-
вит оценку действий обязанного лица в зависимость от субъективного мнения органа, что
так же противоречит принципу правовой определенности и создает потенциальную воз-
можность для злоупотреблений со стороны государственных органов.
Отсутствие в отказе указания на то, что именно не соответствует пункту 37 Правил
заготовки древесины, в чем конкретно выразилось несоответствие декларации установ-
ленным требованиям, противоречит принципу правовой определенности, нарушает права
заявителя на получение сведений относительно препятствий для подачи декларации и
ограничивает возможность их устранения, делает невозможным проверку законности от-
каза в судебном порядке по существу.
Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания
соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному норматив-
ному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспари-
ваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на
принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездей-
ствия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого
акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган
или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Доводы Министерства со ссылками на абзац 2 пункта 37 Правил заготовки № 993,
приравнивающий, по его мнению, условие о полноте древостоя к случаям осуществления
добровольно-выборочной и группово-выборочной рубки, в связи с чем, по его мнению,
Обществом не соблюдены параметры полноты насаждений - ниже 0,5 га, рассмотрены и
правомерно отклонены судом первой инстанции, так как законодатель определяет их са-
мостоятельными видами рубок, для каждого из которых установлены разные параметры
проведения.
Согласно пункту 37 Правил группово-выборочные рубки ведутся в насаждениях с
группово-разновозрастной структурой, при которых вырубаются перестойные и спелые 11
деревья группами в соответствии с их размещением по площади лесосеки. Площадь выру-
баемых групп составляет от 0,01 до 0,5 гектара. Нормативы рубок по интенсивности и
повторяемости такие же, как и при добровольно-выборочных рубках.
Министерство же перечень данных критериев расширяет и условие достижения пре-
дельной полноты древостоя не ниже 0,5 га неправомерно распространяет на группово-
выборочные рубки.
Вместе с тем, как верно указано судом первой инстанции, понятия «нормативы ин-
тенсивности» и «нормативы повторяемости» не равнозначны понятию «полнота древостоя
после рубки».
С учетом изложенного, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат от-
клонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены
судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и закон-
ность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в
связи с чем оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного про-
цессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение от 12 мая 2023 года Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-
17209/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства природных
ресурсов и экологии Алтайского края – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбит-
ражный суд Алтайского края.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписан-
ного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направ-
ляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте
суда в сети «Интернет».
Председательствующий С. В. Кривошеина
Судьи И. И. Бородулина
С. Н. Хайкина
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП: Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 27.04.2023 7:25:00
Кому выдана Хайкина Светлана Николаевна
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП: Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 14.03.2023 4:34:00
Кому выдана Кривошеина Светлана Васильевна
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП: Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 06.03.2023 4:32:00
Кому выдана Бородулина Ильмира Ирековна