СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Томск Дело № А03-3390/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2024 года. Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Зайцевой О. О., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винник А. С. с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Артель Солнечная» ( № 07АП-10069/2023) на решение от 16 октября 2023 года Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-3390/2023 (судья Синцова В. В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Артель Солнечная» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Новосибирск Новосибирской области, к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Барнаул Алтайского края, о признании недействительным приказа от 22.02.2023 № 234 «Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов» с отрицательным заключением государственной экспертизы проекта освоения лесов № 9 от 22.02.2023, о признании недействительным приказа от 22.02.2023 № 235 «Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов» с отрицательным заключением государственной экспертизы проекта освоения лесов № 10 от 22.02.2023,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального агентства по недропользованию (Роснедр) в лице Департамента по недропользованию по Сибирскому Федеральному округу, с привлечением к участию в деле Прокуратуры Алтайского края,
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: руководитель ФИО1, выписка из ЕГРЮЛ; ФИО2 по дов. от 30.06.2023, диплом,
От заинтересованного лица: ФИО3 по дов. от 01.02.2023, диплом,
От третьего лица: без участия,
От Прокуратуры Алтайского края: ФИО4, сл. удостоверение,
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «Артель Солнечная» (далее – заявитель, общество, ООО «Артель Солнечная») обратилось в арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее – заинтересованное лицо, Минприроды АК, Министерство) о признании недействительным приказа от 22.02.2023 года № 234 «Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов» с отрицательным заключением государственной экспертизы проекта освоения лесов № 9 от 22.02.202, о признании недействительным приказа от 22.02.2023 года № 235 «Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов» с отрицательным заключением государственной экспертизы проекта освоения лесов № 10 от 22.02.2023, об обязании Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесных участков для геологического изучения, разведки недр и добычи полезных ископаемых от 25.04.2022 № 30/164, проведенной 22.02.2023 на основании заявления от 15.02.2023, об обязании Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесных участков для геологического изучения, разведки недр и добычи полезных ископаемых от 25.04.2022 № 30/165, проведенной 22.02.2023 года на основании заявления от 15.02.2023.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра), в лице Департамента по недропользованию по Сибирскому Федеральному округу (далее – третье лицо, Агентство по недропользованию, Департамент по недропользованию, Сибнедра).
Суд привлек к участию в деле в качестве лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности, в порядке статьи 52 3 АПК РФ Прокуратуру Алтайского края (далее – Прокуратура АК).
Решением от 09.10.2023 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО «Артель Солнечная» обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Министерство неправомерно утвердило оспариваемые отрицательные заключения экспертизы Проекта освоения лесов, поскольку это противоречит пунктам 3, 10, 10.1.,7.1. Порядка проведения государственной экспертизы проектов освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 № 513 и пунктам 2.1, 2.11, 3.23, 3.24, 3.2.6 Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.02.2018 № 57. Считает оспариваемые заключения не обоснованными и немотивированными, поскольку в них отсутствуют выводы о несоответствии представленных на экспертизу проектов освоения лесов конкретным положениям лесохозяйственного регламента Чарышского лесничества, лесного плана Алтайского края и законодательства, регулирующего лесные отношения. Полагает, что замечания по тематической карте раздела 4.1. проектов освоения лесов в части размещения проектируемых объектов в местах нахождения кандыка сибирского и рябчика шахматного, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Алтайского края, также являются необоснованными, так как государственный лесной реестр, лесохозяйственный регламент лесничества, Красные книги Российской Федерации и Алтайского края не содержат сведений о произрастании указанных объектов растительного мира в местах размещения проектируемого объекта - карьера. Лесохозяйственный регламент Чарышского лесничества и Лесной план Алтайского края не содержат сведений о конкретных местах нахождения краснокнижных растений и условий их охраны, которым противоречит тематическая лесная карта подраздела 4.1 проектов освоения лесов. Между сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре и лесохозяйственном регламенте Чарышского лесничества и сведениями, полученными в результате натурного обследования лесных участков имеются противоречия. Отсутствие положительного заключения государственной экспертизы проектов освоения лесов, препятствует арендатору пользоваться лесными участками в соответствии с условиями договора аренды лесного
участка, заключенного в установленном законом порядке, и осуществлять недропользование в соответствии с выданной лицензией.
В порядке статьи 262 АПК РФ от Министерства и Прокуратуры Алтайского края поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Заявитель, Министерство и Прокуратура Алтайского края в судебном заседании апелляционной инстанции поддержали свои позиции по делу.
Определением апелляционного суда от 16.01.2024 судебное заседание откладывалось.
Определением от 14.02.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда произведена замена в составе суда по рассмотрению апелляционной жалобы - судьи Павлюк Т.В. на судью Зайцеву О.О.; рассмотрение дела начато с самого начала.
От Прокуратуры Алтайского края поступили дополнительные пояснения, от общества письменные пояснения.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица.
Представители заявителя, Министерства и Прокуратуры в судебном заседании апелляционной инстанции поддержали свои доводы.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов, пояснений, заслушав представителей заявителя, Министерства и Прокуратура Алтайского края, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, на основании приказов Минприроды Алтайского края от 25.04.2022 № 417 и от 26.04.2022 № 435 с ООО «Артель Солнечная» заключены договоры аренды лесных участков № 30/164 и № 30/165 (далее – Договоры, Договор № 30/164, Договор № 30/165) для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых на срок до 24.01.2028 , площадью 46,8376 гектар и 21,0504 гектар. Место расположения участков: Солонешенский район Алтайского края, Солонешенское участковое лесничество Чарышского лесничества. Передача участков осуществлена по актам приема-передачи от 28.04.2022 (приложения № 5 к договорам аренды).
Согласно подпункту «а» пункта 3.3. договоров аренды лесных участков арендатор вправе приступить к использованию лесного участка в соответствии с условием настоящего договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка, получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов и подачи лесной декларации.
Пользование недрами ООО «Артель Солнечная» осуществляет на основании лицензии БАР 02667 БР, выданной отделом геологии и лицензирования по Алтайскому краю Департамента по недропользованию по Сибирскому Федеральному округу в порядке переоформления лицензии БАР 02794БР с ООО «Ануй» на основании абзаца 6 статьи 17.1 Закона Российской Федерации от 21.02 1992 года № 2395-1 «О недрах», сроком действия до 24.01.2028.
Для использования водного объекта, прилегающего к арендуемым лесным участкам, в целях добычи полезных ископаемых Министерство заключило с ООО «Артель Солнечная» договор водопользования от 31.05.2021 № 142, зарегистрированный отделом водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне - Обского бассейнового водного управления 08.06.2021 в государственном водном реестре за № 22-13.01.02.003-РРДИО-С2021-01835/00, в соответствии с которым предоставило в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых (россыпное золото) водный объект - участок реки Солонешная (ФИО5) протяженностью 12,2 километров, площадью 0,07 км2.
Приказами от 22.02.2023 № 234 и № 235 Министерство утвердило отрицательные заключения № 9 и № 10 государственной экспертизы проектов освоения лесов, представленных на согласование заявителем.
В качестве основания для утверждения отрицательных заключений указано следующее:
- на тематической лесной карте раздела 4.1. проекта освоения лесов проектируемый объект - карьер изображен в местах произрастания кандыка сибирского и рябчика шахматного (пункт 4 заключения);
- в составе проекта освоения лесов представлен проект рекультивации, не согласованный с Минприроды АК в соответствии с требованием постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800, в связи с чем отсутствуют правовые основания для проектирования раздела 7.5, то есть, данный раздел может быть составлен только на основании согласованного проекта рекультивации;
- решением Центрального районного суда города Барнаула от 18.07.2019 по гражданскому делу № 2-182/2019 признана незаконной и прекращена деятельность общества с ограниченной ответственностью «Ануй» (далее – ООО «Ануй») по добыче россыпного золота на участке недр «Россыпь реки Ануй с притоками р.Щепета и р.Солонешная» в Солонешенском районе Алтайского края на основании лицензии на
право пользования недрами БАР 02667 БР. В порядке переоформления 10.12.2020 года ООО «Артель Солнечная» выдана новая лицензия на право пользования недрами БАР 02794 БР. Данная лицензия предоставлена в тех же границах, с тем же целевым назначением и видами работ. Таким образом, добыча россыпного золота на данной территории запрещена судебным решением. Изменение наименования юридического лица и номера лицензии не влияют на положение дел по существу. Местообитание видов, занесенных в Красную книгу АК и Красную книгу РФ подлежат сохранению в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», лесохозяйственным регламентом Чарышского лесничества и в соответствии с мероприятиями по сохранению, перечисленными в Красной книге Алтайского края.
Считая указанные приказы Министерства незаконными, необоснованными и нарушающими права и законные интересы заявителя, ООО «Артель Солнечная» обратилось в арбитражный суд Алтайского края с настоящим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что установленный порядок государственной экспертизы проекта освоения лесов соблюден, у комиссии по государственной экспертизе проектов освоения лесов имелись основания для оформления отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, оспоренные приказы являются законными и обоснованными.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом
гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Закон Российской Федерации от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах, Закон № 2395-1) регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу части 1 статьи 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.
Согласно статье 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 названного Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 1 статьи 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Полномочия Министерства определены Положением, утвержденным указом Губернатора Алтайского края № 152 от 05.12.2016 . В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 83 ЛК РФ, подпунктами 2, 3, 4, 37 пункта 2.1.2 указанного Положения - Министерство обеспечивает государственное управление в области использования, охраны защиты, воспроизводства лесов, разрабатывает лесной план Алтайского края, разрабатывает и утверждает лесохозяйственные регламенты лесничеств, проводит государственную экспертизу проектов освоения лесов, предоставляет в границах земель лесного фонда лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, в том числе проводит соответствующие торги, осуществляет федеральный государственный лесной контроль (надзор).
В соответствии с приказами Минприроды Алтайского края от 25.04.2022 № 417, от 26.04.2022 № 435 с ООО «Артель Солнечная» заключены договоры аренды лесных
участков для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых от 25.04.2022 № 30/164, от 25.04.2022 № 30/165 (далее - Договоры, Договор № 30/164, Договор № 30/165).
Подпунктом «г» пункта 3.4. Договоров аренды лесов арендатор обязан в течение 6 месяцев со дня заключения Договора разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы.
В силу пункта 3.3. вышеуказанных договоров арендатор вправе приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями договора после получениия положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов и подачи лесной декларации.
ООО «Артель Солнечная» предоставлена лицензия БАР 02794 БР с целевым назначением и видами работ по геологическому изучению, включающему поиски и оценку месторождения полезных ископаемых, разведку и добычу полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ней перерабатывающих производств, на участке недр в виде горного отвода, в том числе границы которого расположены в границах лесных участках Чарышского лесхоза, предоставленных по вышеуказанным договорам аренды в пользование.
Лицензия предоставлена ООО «Артель Солнечная» в результате переоформления комиссией Департамента по недропользованию по Сибирскому Федеральному округу ФАН на основании заявки ООО «Артель Солнечная».
При рассмотрении заявки общества комиссией было установлено, что право пользования недрами с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку и добычу полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных е ней перерабатывающих производств на участке недр «Россыпь р. Ануй с притоками р. Щенета и р. Солонешная» по лицензии № БАР 02667 БР предоставлено ООО «Ануй» в соответствии с абзацем 6 статьи 17.1 закона Российской Федерации «О недрах» на основании решения Комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Сибирского федерального округа, отнесенным к полномочиям Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу от 12.05.2016 № Сф0-25_2016/БАР. Лицензия № БАР 02667 БР оформлена на основании приказа Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу от 17.05.2016 № 223 (дата государственной регистрации лицензии16.05.2016, срок окончания действия - 24.01.2028). На момент подачи заявления на
переоформление лицензии № БАР 02667 БР в отношении пользователя недр ООО «Ануй» процедура досрочного прекращения права пользования недрами не возбуждалась, уведомления о допущенных нарушениях пользователю недр не направлялись. Имеется решение Центрального районного суда г. Барнаула от 18.07.2019 года по делу № 2182/2019, в соответствии с которым ООО «Ануй» обязано прекратить деятельность по добыче россыпного золота на участке недр «Россыпь р. Ануй с притоками р. Щенета и р. Солонешная» в Солонешенском районе Алтайского края, осуществляемую на основании лицензии на право пользования недрами № БАР 02667 БР.
Решение об учреждении ООО «Артель Солнечная» принято внеочередным собранием участников ООО «Ануй» (протокол от 28.09.2020). Доля ООО «Ануй» в уставном капитале ООО «Артель Солнечная» составляет 50 %.
Приказом Минприроды России от 16.11.2021 № 864 утвержден новый состав проекта освоения лесов и порядок его разработки.
В соответствии с частью 3 приказа Минприроды Российской Федерации от 30.07.2020 № 513 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» (далее - Приказ МПР от 30.07.2020 № 513) целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Экспертная комиссия проводит анализ представленного проекта освоения лесов и определяет его соответствие нормам законодательства Российской Федерации, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации (Пункт 7.1 приказа МПР от 30.07.2020 № 513).
В ходе проверки и анализа поступивших проектов освоения лесов, экспертной комиссией Минприроды Алтайского края по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов было установлено следующее:
В период с 2020 года по 2025 год будет реализовано мероприятие по мониторингу состояния видов растений и животных в рамках ведения Красной книги Алтайского края, согласно государственной программе Алтайского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края», утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от 03.07.2020 года № 287.
Во исполнение постановления Правительства Алтайского края от 03.07.2020 № 287, в рамках заключенного государственного контракта, специалистами КГБУ «Алтайприрода» в 2021 году было проведено обследование лесных участков с кадастровыми номерами №№ 22:43:060001:1811, 22:43:060001:1804, 22:43:060001:1805, 22:43:060001:1806, 22:43:060001:1810, 22:43:060001:1809, 22:43:060001:1807, 22:43:060001:1808, 22:43:060001:2702, 22:43:060001:2699, 22:43:050001:2171, 22:43:050001:2178, 22:43:050001:2180, 22:43:050001:2179, 22:43:050001:2172, 22:43:050001:2170, 22:43:050001:2173, 22:43:060001:1801, 22:43:060001:1799, 22:43:060001:1802, 22:43:060001:2710, 22:43:060001:1798, по результатам которого было выявлено произрастание объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Алтайского края и Красную книгу Российской Федерации - кандыка сибирского (Erythronium sibiricum) и рябчика шахматного (Fritillaria meleagris)
В суде первой инстанции в качестве свидетеля был допрошен специалист краевого государственного бюджетного учреждения «Алтайприрода» – ФИО6, проводивший обследование лесных участков в 2021 году, арендованных ООО «Артель Солнечная», который пояснил, что он проводил обследование лесных участков, проводил фотографирование, определял координаты для привязки к местности в местах обнаружения краснокнижных растений, что отражено в отчете; кандык сибирский и рябчик шахматный являются многолетниками растениями, то есть у них очень короткий период, когда наступают благоприятные условия (апрель, май), далее растения переходят в период покоя, их цветение не происходит; если на территории популяции не было антропогенных воздействий, либо за данный период не произошло стихийного бедствия, то популяция должна остаться целой; им в результате обследования обнаружены следы деятельности ООО «Ануй» по добыче россыпного золота, в указанных местах полностью отсутствуют краснокнижные растения. Вместе с тем, обнаружены места обитания значительного количества краснокнижных растений, в частности кандыка сибирского,
подсчеты произведены расчетным способом, с учетом размера популяции и количества растений на условной площади внутри популяции. В техническом задании не было указано, что свидетель обязан указывать сроки проведения работ. Площадь произрастания определялась с помощью программы «Сас планета» в городе Барнауле, методика применения площади не отражена в заключение, потому что это не требовалось в техническом задании.
Кадастровые номера содержащихся в договорах аренды лесных участков, согласно вышеуказанному обследованию лесных участков специалистами «Алтайприроды» в 2021 году, совпадают с кадастровыми номерами лесных участков, на которых выявлено произрастание краснокнижных растений.
Проекты освоения лесов в разделах 4.1 «Характеристика существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке и их пространственное размещение» представленных проектов освоения лесов содержат тематическую лесную карту «Пространственное размещение существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке....», из которой следует, что проектируемые объекты «Карьер», «Дамба», «Площадка производственная», «Канал водоотводной», «Дорога автомобильная», «Отвал» располагаются по территории произрастания кандыка сибирского (Erythronium sibiricum) и рябчика шахматного (Fritillaria meleagris).
Исходя из данных Красной книги Алтайского края, изменение гидрологического режима р. Солонешная неизбежно произойдет в результате работ по добыче и приведет к ухудшению среды обитания рябчика шахматного (Fritillaria meleagris). В соответствии с Красной книгой Алтайского края лимитирующими факторами и угрозами для произрастания кандыка сибирского (Erythronium sibiricum) является повреждение почвенного покрова тяжелой техникой, добыча полезных ископаемых (в первую очередь россыпного золота в поймах рек), для рябчика шахматного (Fritillaria meleagris) - распашка, осушение и смена водного режима.
Как правильно указано судом, заявитель необоснованно, в противоречие с вышеуказанными требованиями Приказа МПР № 513, полагает необходимым оценивать Проект освоения лесов экспертной комиссией только на соответствие нормам лесного законодательства.
Экспертная комиссия Минприроды АК провела оценку соответствия представленного заявителем Проекта освоения лесов, в том числе нормам законодательства Российской Федерации, составляющим указанные нормы специальным
нормам лесного законодательства, договорам аренды лесных участков, лесохозяйственному регламенту лесничества.
Приказом Минприроды Российской Федерации от 29.05.2017 № 264 утверждены «Особенности охраны в лесах редких и находящихся под угрозой исчезновения деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или красные книги субъектов Российской Федерации» в которых указано, что запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности редких видов растений, ухудшающая среду их произрастания, а лица, использующие леса, при обнаружении редкого вида растения должны принять меры к тому, чтобы как сам экземпляр этого вида растения, так и место его обитания не пострадали при дальнейшей хозяйственной деятельности. Указанные меры могут содержать запрет рубок на определенных участках лесосеки, ограничения по сезонности заготовки древесины, ограничения на создание объектов лесной инфраструктуры, а также объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, (пункт 3.6 Приказа).
В соответствии с приказом Минприроды Алтайского края от 28.11.2018 № 1886 «Об утверждении лесохозяйственного регламента Чарышского лесничества Алтайского края» при использовании лесов подлежат сохранению объекты биоразнообразия (ключевые биотопы и ключевые объекты), имеющие большое значение, как среда обитания объектов растительного и животного мира, в том числе занесенных в Красную книгу Российской Федерации или Красную книгу Алтайского края.
Подпунктом «ж» пункта 3.4 Договоров аренды лесных участков, заключенных между сторонами спора, предусмотрена обязанность арендатора соблюдать установленные режимы охраняемых природных территорий, особо защитных участков лесов, расположенных в границах арендованного земельного участка, сохранять виды растений и животных, занесенных в Красную книгу РФ и Красную книгу Алтайского края, а также места их обитания, осуществлять мероприятия по сохранению биоразнообразия (сохранять отдельные ценные деревья в любом ярусе и их группы и тому подобное) в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.
Из представленных Заключений № 9 и № 10 от 22.02.2023 государственной экспертизы проекта освоения лесов следует, что комиссией Минприроды АК учтены требования вышеуказанных норм законодательства, условия договора аренды, положения лесохозяйственного регламента, что полностью соответствует требованиям Приказа МПР № 513.
Согласно пункту 3.23. приказа МПР от 15.02.2018 № 57 при проведении государственной экспертизы экспертная комиссия рассматривает соответствие предусмотренных проектом освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, требованиям, предъявляемым к составу проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, и порядку его разработки, а также законодательству Российской Федерации.
На заседании члены комиссии рассматривают и обсуждают возникшие в ходе проверки проекта освоения лесов вопросы, замечания и обменивается мнениями. В случае несоответствия проекта освоения лесов целям и видам использования лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации или договору аренды, комиссия проводит открытое голосование за утверждение общего экспертного заключения. После проведения голосования и окончания заседания, оно оформляется протоколом.
В соответствии с указанными нормами, проанализировав представленные на государственную экспертизу проекты освоения лесов, экспертная комиссия на заседаниях 21.02.2023 обменявшись мнениями, рассмотрев замечания и возникшие вопросы пришла к выводу о несоответствии разделов 4.1 и 7.5 проектов освоения лесов положениям лесохозяйственного регламента Чарышского лесничества Алтайского края, законодательству Российской Федерации, договорам аренды и приняла решение об утверждении отрицательных заключений проектов освоения лесов на участках, арендованных ООО «Артель Солнечная» по договорам от 25.04.2022 года № 30/164, от 26.04.2022 года № 30/165.
Как установлено комиссией, в нарушение пункта 28 приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 заявителем при разработке проектов освоения лесов не были учтены иные специальные обследования, проведенные специалистами КГБУ «Алтайприрода» в 2021 году на лесных участков с кадастровыми номерами №№ 22:43:060001:1811, 22:43:060001:1804, 22:43:060001:1805, 22:43:060001:1806, 22:43:060001:1810, 22:43:060001:1809, 22:43:060001:1807, 22:43:060001:1808, 22:43:060001:2702, 22:43:060001:2699, 22:43:050001:2171, 22:43:050001:2178, 22:43:050001:2180, 22:43:050001:2179, 22:43:050001:2172, 22:43:050001:2170, 22:43:050001:2173, 22:43:060001:1801, 22:43:060001:1799, 22:43:060001:1802, 22:43:060001:2710, 22:43:060001:1798, по результатам которых было выявлено произрастание объектов
растительного мира, занесенных в Красную книгу Алтайского края и Красную книгу Российской Федерации - кандыка сибирского (Erythronium sibiricum) и рябчика шахматного (Fritillaria meleagris).
Документы, составленные по результатам обследования указанных земельных участков, содержатся на официальном сайте Минприроды Алтайского края в подразделе «Результаты мониторинга видов, занесенных в Красную книгу Алтайского края и (или) Красную книгу Российской Федерации» раздела «Красная книга Алтайского края».
Заявитель указывает, что перед предоставлением на экспертизу Проекта освоения лесов ООО «Артель Солнечная» заключен договор 15.01.2021 с ООО «Кузбасский ботанический сад» на проведение научно-исследовательской работы по оценке наличия животных, растений, грибов, занесенных в Красные книги, и о разработке рекомендации по проведению компенсационных мероприятий на земельном участке в Солонешенском районе. Натурные обследования определили координаты точечного произрастания краснокнижных растений, которые учтены обществом, и места произрастания в проектах освоения лесов указаны как территории, не подлежащие использованию. Выявленные места обитания популяции сотрудниками Кузбасского ботанического сада, разительно отличаются по объему (в меньшую сторону), и месторасположению, чем те, которые указаны в отчете «Алтайприроды» от 2021 года.
Данные доводы опровергаются показаниями допрошенного в судебном заседании 17.08.2023 в качестве специалиста доктора биологических наук, профессора ФИО7, являющегося научным руководителем работы по теме: «Оценка наличия животных, растений и грибов, занесенных в Красную книгу РФ, Красную книгу Алтайского края, разработка рекомендаций по проведению компенсационных мероприятий на земельном участке в Солонешенском районе Алтайского края», согласно которым, его группой при натурном обследовании использовалась рекомендуемая в научных кругах методика подсчета путем установления ценопопуляций. У каждой такой популяции при помощи GPS определялась площадь максимального распространения, внутри закладывалось 10 учетных площадок (1 кв. м) на которых подсчитывалось количество всех экземпляров. По результатам обследования даны рекомендации по сохранению экземпляров видов краснокнижных растений, путем их изъятия из естественной среды и сохранения в условиях ботанического сада.
Из показаний допрошенного в суде первой инстанции в качестве свидетеля заведующего отделом систематики растений Южно - Сибирского ботанического сада Алтайского государственного университета, кандидата биологических наук – ФИО8, следует, что по договору с ООО «Артель Солнечная» занимался выемкой из
природной среды на спорных лесных участках и пересадкой в условия ботанического сада Алтайского государственного университета в научных целях кандыка сибирского и рябчика, в целях сохранения популяции и воспроизведения возможных потерь популяции этих растений в процессе работ по рекультивации обществом земель после работ по добыче золота.
Специалист Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный природный заповедник «Тигирекский» ФИО9 в суде первой инстанции пояснил, что кандык сибирский и рябчик шахматный являются луковичными растениями, от попадания семени происходит прорастание семени и определенный цикл развития, который занимает несколько лен, сначала появляется проросток, достигает зрелости, цветет, опыляется, воспроизводит семена. Зацветают данные растения в частности на пятый, шестой год. Кандык сибирский и рябчик шахматный являются многолетниками растениями. Семена кандыка сибирского в основном распространяют насекомые. Указал, что специалист знал о том, что кузбасским ботаническим садом проведено обследование территории, арендованных «Ануй» (позднее ООО «Артель Солнечная»). Пояснил, что кузбасский ботанический сад является коммерческим учреждением. В заключении кузбасского ботанического сада содержатся сведения, которые не имеют отношения в осматриваемой территории, а также приведены неверные координаты границ горного отвода и выявленных ценопопуляций. Кроме того, в заключении кузбасского ботанического сада имеется путаница с площадями осматриваемой территории. От данных противоречивых искажений напрямую зависит выводы, так как напрямую считается численность, плотность, определяется количество растений и так далее. В выводах кузбасского ботанического сада, коллеги указывают, на необходимость пересадки всех особей растений (кандык сибирский и рябчик шахматный), однако пересадка, как мера для проведения добычных работ законодательством не предусмотрена. Обращает внимание, что в рамках судебного процесса по данной территории по предыдущей лицензии с ООО «Ануй», назначалась судебная экологическая экспертиза, в которой независимая экспертная организация посчитала количество кандыка во много раз больше, чем выявлено специалистами заявителя . Данные растения особенно уязвимы к масштабным антропогенным воздействиям. После окончания работ или проведения рекультивации, никто не продолжает работы по сохранению данных растений. Сохранению подлежат как сами экземпляры, так и среда их обитания. Указал, что добыча золота приведет к нарушению экосистем, уязвимые виды не выживают в таких условиях.
Исходя из изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что заключение ООО «Кузбасский ботанический сад» не опровергает выводы, содержащиеся в Отчете
КГБУ «Алтайприрода», о наличии популяции краснокнижных растений в лесных участках, представленных заявителю по договорам аренды, специалистами при подсчете количества растений в популяции применялись сопоставимые методики, требований к обязательности применения которых законодательно не установлено.
При этом, Комиссия Минприроды АК правомерно руководствовалась отчетом КГБУ «Алтайприрода» 2021 года при голосовании по вопросу принятия отрицательного заключения по Проекту освоения лесов, с учетом индивидуального заключения эксперта ФИО10 от 20.02.2023, доведенного до экспертов комиссии на заседании 21.02.2023.
В отношении заключения ООО «Кузбасский ботанический сад» судом установлено, что оно содержит описание исследования и координаты, не соответствующие в части границам исследуемых территорий, что подтверждено специалистом Грибковым.
Комиссия также сослалась на несоответствие раздела 7.5 Проекта освоения лесов «Сведения о рекультивации земель, нарушенных при выполнении работ по геологическому изучению недр, разработке полезных ископаемых» в части отсутствия согласованного проекта рекультивации земель.
Согласно пункту 10 «Правил проведения рекультивации и консервации земель», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800, проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, или в виде отдельного документа в иных случаях.
Согласно пункту 15 «Правил проведения рекультивации и консервации земель», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800, проект рекультивации земель до его утверждения подлежит согласованию с исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной собственности.
Заявитель указывает, что проект рекультивации земель на рассмотрение в адрес Минприроды Алтайского края не поступал и согласован не был, поскольку не наступил срок его согласования, процесс освоения лесов еще не начат заявителем.
Вместе с тем, как правильно указал суд, законодательство не устанавливает конкретные сроки предоставления данного проекта на согласование в исполнительный
орган, как и не устанавливает запрет на предварительное согласование, чего заявителем, с учетом особенностей рекультивации и эксплуатации лесного участка при наличии на нем краснокнижных растений, не произведено.
Ссылка в мотивировочной части заключения экспертной комиссии на решение Центрального районного суда города Барнаула от 18.07.2019 года по делу № 2-182/2019, которым признана незаконной и прекращена деятельность ООО «Ануй» по добыче россыпного золота на участке недр «Россыпь реки Ануй с притоками р. Щепета и р. Солонешная» в Солонешенском районе Алтайского края на основании лицензии на право пользования недрами БАР 02667 БР сама по себе носит информативный характер и при наличии иных оснований несоответствия Проекта освоения лесов требованиям действующего законодательства не может являться основанием для признания недействительными судом оспариваемых приказов, утвердивших отрицательные заключения экспертной комиссии.
Пунктом 10.1 приказа МПР от 30.07.2020 № 513 установлено, что отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям (законодательству РФ) и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.
В соответствии со статьями 83, 89 и положениями приказа МПР от 15.02.2018 № 57, Минприроды Алтайского края 13 декабря 2019 года был издан приказ № 1913 «Об утверждении состава экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов».
В период проведения Министерством государственной экспертизы и принятия оспариваемых отрицательных заключений в составе комиссии состояли лица, определенные приказом Минприроды Алтайского края от 15.11.2022 № 1330 «О внесении изменений в приказ Минприроды Алтайского края 13.12.2019 № 1913».
Ответственным (секретарем комиссии) за предоставление государственной услуги (далее - Ответственный) являлся главный специалист отдела организации и обеспечения использования лесов управления лесами - ФИО11
В соответствии с п. 3.25 указанного приказа МПР, утверждение экспертного заключения комиссии проводится в присутствии только экспертов путем открытого голосования и считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей присутствующих экспертов.
Пунктом 3.26 указанного приказа МПР предусмотрено, что отрицательное заключение, подготовленное экспертной комиссией, содержит выводы о несоответствии предусмотренных проектом освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам использования лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.
Пунктом 3.26 приказа МПР от 15.02.2018 № 57 установлено, что заключение, подписанное квалифицированным большинством экспертов, утверждается правовым актом уполномоченного органа. Правовой акт об утверждении заключения государственной экспертизы после визирования должностными лицами передается на подпись руководителю уполномоченного органа (лицу, исполняющему его обязанности) с приложением следующих документов: особых мнений членов комиссии (при наличии); протоколов заседаний комиссии (при наличии); подлинника заключения государственной экспертизы.
Пунктом 3.26 приказа МПР от 15.02.2018 № 57 также предусмотрено, что после утверждения заключения государственной экспертизы руководителем уполномоченного органа (лицом, исполняющим его обязанности) должностное лицо уполномоченного органа в день получения правового акта осуществляет его регистрацию путем проставления даты и номера, фиксирует в системе электронного документооборота и передает копию правового акта Ответственному за предоставление государственной услуги. Заключение государственной экспертизы в течение пяти дней после его утверждения направляется заявителю
С момента получения ответственным лицом, заявления о проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов и приложенных документов, он осуществил их рассмотрение на предмет наличия либо отсутствия оснований для мотивированного отказа в предоставлении государственной услуги. В связи с отсутствием оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, Ответственный передал представленные документы (проект освоения лесов) членам экспертной комиссии и проинформировал их о порядке и сроках проведения экспертизы.
Каждый член комиссии, с учетом пункта 1 приложения № 10 к постановлению Правительства РФ от 12.03.2022 № 353, подготовил и представил Ответственному
индивидуальное экспертное заключение с изложением своего мнения по проекту и имеющихся предложений, замечаний по нему. Указанные индивидуальные проекты заключений экспертов представленные в материалы дела.
Опрошенные в судебном заседании 26.09.2023 в качестве свидетелей члены экспертной комиссии ФИО12 и ФИО13 указали, что эксперты заранее знакомятся с Проектом освоения лесов и каждый из них по своей специализации готовит индивидуальное заключение по одному из разделов, а не всего Проекта в целом, данные эксперты по своим разделам Проекта освоения лесов замечаний к проекту не выявили. Но на заседании экспертной комиссии заслушиваются пояснения в первую очередь экспертов, которые представили замечания по исследованным ими разделам Проекта. Эксперты ФИО10 и ФИО14, замещающая эксперта ФИО15, подготовили индивидуальные проекты отрицательных экспертных заключений и проинформировал членов комиссии. Члены комиссии согласились с указанными доводами экспертов, подтвержденными соответствующими исследованиями и решением районного суда, и проголосовали единогласно за отрицательное экспертное заключение Проектов освоения лесов.
После проведения заседаний комиссии, Ответственным были подготовлены отрицательные заключения государственной экспертизы проектов освоения лесов № 9 и № 10, которые в последующем были утверждены приказами Минприроды Алтайского края от 22.02.2023 № 234 и 235.
Исследовав данные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие нарушений процедуры принятия решения членами комиссии, заявителем обратного не доказано.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно отклонен довод общества о бездействии Министерства по своевременному внесению изменений в лесохозяйственный регламент Чарышского лесничества, с учетом того, что лесохозяйственный регламент является многоинформативным документом, изменения в него вносятся периодически по мере накопления информации и данных об основаниях для внесения соответствующих изменений.
Из положений Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.02.2017 № 72 (далее - Приказ № 72) не следует, что Министерство незамедлительно после получения данных об изменении структуры и состояния лесов, а
также при обнаружении редких видов растений, выявленных в процессе проведения лесоустройства или специальных обследований, обязано начать процедуру по внесению изменений в лесохозяйственный регламент.
При этом само по себе невнесение Министерством изменений в лесохозяйственный регламент Чарышского лесничества на дату вынесения оспариваемых приказов не может свидетельствовать о недействительности данных приказов.
Суд правомерно исходил из того, что основанием принятия оспариваемых приказов является несоответствие представленных проектов освоения лесов требованиям законодательства Российской Федерации, лесохозяйственному регламенту и договору аренды, которые запрещают деятельность, ведущую к сокращению или уничтожению занесенных в Красные книги растений, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду.
Судом апелляционной инстанции не принимаются ссылки заявителя на использование ПАО «Россети Сибирь» части арендованных ООО «Артель Солнечная» лесных участков для строительства и эксплуатации линии электропередач, поскольку указанные обстоятельства не имеют непосредственного отношения к рассматриваемому делу.
Кроме того, судом правомерно учтено, что при геологическом изучении и (или) непосредственной добыче недр, снятие плодородного слоя почвы (прокладка шурфов, выравнивание подъездных дорог, отведение русла, строительство дамб, прудов- отстойников, вскрышные работы, размещение отвалов вскрышных и промытых пород) неизбежно приведет к нарушению и ухудшению среды обитания объектов растительного мира, а также к сокращению численности или гибели этих растений.
На основании вышеизложенного, оценив и исследовав в совокупности и взаимной связи представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что установленный порядок государственной экспертизы проекта освоения лесов соблюден, у комиссии по государственной экспертизе проектов освоения лесов имелись основания для оформления отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, оспоренные приказы являются законными и обоснованными.
Отсутствие совокупности обстоятельств, предусмотренных статьей 201 АПК РФ, является основанием для отказа заявителю в удовлетворении требований.
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судом первой инстанции.
Оснований для иной оценки установленных судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, апелляционный суд не усматривает.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на апеллянта; излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение от 16 октября 2023 года Арбитражного суда Алтайского края по делу № А033390/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Артель Солнечная» – без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Артель Солнечная» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 4500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 10.11.2023 № 134.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Постановление, выполненное в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Председательствующий С. В. Кривошеина
Судьи О. О. Зайцева
С. Н. Хайкина