ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А03-4910/2022 от 08.08.2023 АС Алтайского края


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Томск Дело № А03-4910/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2023 года.

Судья Седьмого арбитражного апелляционного суда Бородулина И.И. при ведении
протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хохряковой Н.В. с
использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной
системы «Картотека арбитражных дел» рассмотрел в судебном заседании апелляционную
жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по
управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай (№
07АП-9281/22(2)), на определение от 06.06.2023 Арбитражного суда Алтайского края по
делу № А03-4910/2022 (судьи Захарова Я.В.) по заявлению Администрации Каменского
района Алтайского края, г. Камень-на-Оби Алтайского края (ОГРН <***>, ИНН
<***>) об отсрочке исполнения решения суда от 18.08.2022 по делу № А03-
4910/2022 по заявлению Межрегионального территориального управления Федерального
агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике
Алтай (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Барнаул, к Администрации
Каменского района Алтайского края (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Камень-
на-Оби Алтайского края, о признании незаконным бездействия, при участии в
рассмотрении
заявления
заинтересованных
лиц:
общества
с
ограниченной
ответственностью «Компания Земпроект» (ИНН <***>) и Администрации
Губернатора и Правительства Алтайского края по вопросам внутренней политики, г.
Барнаул Алтайского края.
В онлайн-режиме посредством использования информационной системы «Картотека
арбитражных дел» в судебном заседании приняли участие представители:
от Администрации Каменского района Алтайского края, г. Камень-на-Оби Алтайского
края: ФИО1 по доверенности от 30.12.2022 (по 31.12.2023),



от Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю: ФИО2 по
доверенности от 30.12.2022 (по 31.12.2023),

УСТАНОВИЛ:

Администрация Каменского района Алтайского края обратилась в Арбитражный
суд Алтайского края с заявлением об отсрочке исполнения решения суда от 18.08.2022 по
делу № А03-4910/2022 на срок до 01.06.2024.
К участию в рассмотрении заявления в качестве заинтересованных лиц
привлечены: общество с ограниченной ответственностью «Компания Земпроект» и
Администрация Губернатора и Правительства Алтайского края по вопросам внутренней
политики.
Определением от 06.06.2023 Арбитражного суда Алтайского края Администрации
Каменского района Алтайского края предоставлена отсрочка исполнения решения суда от
18.08.2022 по делу № А03-4910/2022 до 01.06.2024.
Не согласившись с вынесенным определением, Межрегиональное территориальное
управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в
Алтайском крае и Республике Алтай обратилось с апелляционной жалобой, в которой
просит определение Арбитражного суда Алтайского края отменить, принять новый
судебный акт об отказе в удовлетворении заявления об отсрочке.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что ответчиком не
представлено доказательств того, что факт пересечения границ города Камень-на-Оби и
соседних муниципальных образований не мог быть установлен в период рассмотрения
дела, при заключении контракта на выполнение работ по разработке вышеуказанных
проектов внесения изменений.
Неоднократное внесение изменений в постановление, и, как следствие, продление
срока выполнения работ и исполнения решения суда, с учетом того, что первые
обращения Территориального органа к ответчику датированы ноябрем 2018 года,
нарушает права Территориального органа, влечет необоснованное затягивание процедуры
внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального
образования город Камень-на-Оби Алтайского края.
Предоставленный судом срок (год) является чрезмерным, неразумным.
От Администрации Каменского района Алтайского края в порядке статьи 262
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)



поступил отзыв, в котором с доводами апелляционной жалобы не соглашается, просит
определение оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Межрегионального территориального
управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в
Алтайском крае и Республике Алтай поддержал доводы своей апелляционной жалобы,
представитель Администрации Каменского района Алтайского края возражал против
удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не
направили, суд на основании статьи 156 АПК РФ считает возможным рассмотреть
апелляционную жалобу в отсутствие их представителей.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на
нее, заслушав представителей, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ
законность и обоснованность судебного акта суда первой инстанции, апелляционная
инстанция не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, Межрегиональное территориальное управление
Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае
и Республике Алтай обратилось в Арбитражный суд Алтайского края обратилось с
заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Администрации Каменского
района Алтайского края которым просит признать незаконным бездействие
Администрации Каменского района Алтайского края, выразившееся в не подготовке и не
направлении проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки
муниципального образования город г. Камень -на-Оби Алтайского края; обязать
Администрацию Каменского района Алтайского края подготовить проект о внесении
изменений в генеральный план МО г. Камень-на-Оби Алтайского края, утвержденный
решением Каменской городской Думы Алтайского края от 29.03.2011 № 24, в Правила
землепользования и застройки МО г. Камень-на-оби Алтайского края, утвержденные
решением Каменской городской Думы Алтайского края от 25.12.2012 № 38, в отношении
территориальной зоны, в границах которой находится земельный участок федеральной
собственности с кадастровым номером 22:68:010917:1, расположенный по адресу:
<...>, для приведения вида
разрешенного использования земельного участка в соответствие с его фактическим
использованием, и направить его в Каменское районное Собрание депутатов Алтайского
края на рассмотрение и утверждение.



К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных
требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной
налоговой службы России по Алтайскому краю.
Решением от 18.08.2022 Арбитражного суда Алтайского края исковые требования
удовлетворены, признано незаконным бездействие Администрации Каменского района
Алтайского края, выразившееся в не подготовке и не направлении проекта о внесении
изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город
г. Камень-на-Оби Алтайского края. Суд обязал Администрацию Каменского района
Алтайского края подготовить проект о внесении изменений в генеральный план МО г.
Камень-на-Оби Алтайского края, утвержденный решением Каменской городской Думы
Алтайского края от 29.03.2011 № 24 в Правила землепользования и застройки
муниципального образования город г. Камень-на-Оби Алтайского края, утвержденные
решением Каменской городской Думы Алтайского края от 25.12.2012 № 38 в отношении
территориальной зоны, в границах которой находится земельный участок федеральной
собственности с кадастровым номером: 22:68:010917:1, расположенный по адресу:
<...>, для приведения вида
разрешенного использования земельного участка в соответствие с его фактическим
использованием, направить его в Каменское районное Собрание депутатов Алтайского
края на рассмотрение и утверждение.
Постановлением от 02.11.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда
решение от 18.08.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-4910/2022 -
оставлено без изменения.
26.01.2023 Администрация Каменского района Алтайского края обратилась в
арбитражный суд с заявлением об исправлении допущенных опечаток в решении суда, а
именно в части указания наименования представительного органа: необходимо было
указать «Каменский городской Совет депутатов Каменского района Алтайского края»,
вместо «Каменское районное Собрание депутатов Алтайского края».
Определением о замене судьи по арбитражному делу от 27.01.2023 произведена
замена судьи Зверевой В.А., путем автоматизированного распределения программным
комплексом «Судебно-арбитражное делопроизводство» дело передано в производство
судьи Захаровой Я.В.
Определением суда от 09.02.2023 исправлена описка, допущенная в решении суда
от 18.08.2022 по делу №А03-4910/2022, в части указания наименования
представительного органа. В резолютивной части решения суда читать и считать верным
следующее: «Иск удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации



Каменского района Алтайского края, выразившееся в не подготовке и не направлении
проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального
образования город г. Камень-на-Оби Алтайского края. Обязать Администрацию
Каменского района Алтайского края подготовить проект о внесении изменений в
генеральный план МО г. Каменьна-Оби Алтайского края, утвержденный решением
Каменской городской Думы Алтайского края от 29.03.2011 № 24 в Правила
землепользования и застройки муниципального образования город г. Камень-на-Оби
Алтайского края, утвержденные решением Каменской городской Думы Алтайского края
от 25.12.2012 № 38 в отношении территориальной зоны, в границах которой находится
земельный участок федеральной собственности с кадастровым номером: 22:68:010917:1,
расположенный по адресу: <...>,
для приведения вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с
его фактическим использованием, направить его в Каменский городской Совет депутатов
Каменского района Алтайского края на рассмотрение и утверждение». В остальной части
решение оставлено без изменения.
02.03.2023 Администрация Каменского района Алтайского края, г. Камень-на-Оби
Алтайского края обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением об
отсрочке исполнения решения суда от 18.08.2022 по делу № А03-4910/2022 на срок до
01.06.2024.
В обоснование заявления Администрация Каменского района Алтайского края
ссылается на проведенную работу по инициированию изменения границ муниципальных
образований. Приведение вида разрешенного использования земельного участка
федеральной собственности с кадастровым номером: 22:68:010917:1, расположенного по
адресу: <...>, возможно только
после изменения границ муниципальных и административно-территориальных
образований Каменского района Алтайского края, которые утверждены Законом
Алтайского края от 08.05.2007 № 41-ЗС «О статусе и границах муниципальных и
административно-территориальных образований Каменского района Алтайского края»,
проверки проекта на соответствие требованиям технических регламентов, проведения
общественных обсуждений по нему.
Принимая обжалуемое определение о предоставлении отсрочки исполнения
решения суда, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 16 АПК РФ предусмотрено, что вступившие в законную силу
судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной



власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц
и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных
судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими
федеральными законами.
Согласно частями 1 и 2 статьи 318 АПК РФ судебные акты арбитражных судов
приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев
немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными
федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.
Принудительное исполнение судебного акта производится на основании
выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено
настоящим Кодексом.
На основании части 1 статьи 324 АПК РФ при наличии обстоятельств,
затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный
лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе
отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его
исполнения.
Под отсрочкой исполнения понимается перенос срока исполнения обязательства на
более поздний период.
Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской
Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при
рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»,
при предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав
и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок
исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не
затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном
производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный
срок.
Предоставление отсрочки исполнения судебного акта является исключительной
мерой, применяемой при наличии неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих
исполнение судебного акта. Отсрочка исполнения судебных актов предоставляется
должнику в исключительных случаях с учетом необходимости соблюдения баланса
интересов должника и взыскателя и фактических обстоятельств, связанных с исполнением
судебных актов, которые должны подтверждаться соответствующими доказательствами.
При этом, должны быть представлены доказательства реальности исполнения судебного



акта в будущем. В противном случае задержка исполнения повлечет необоснованное
ограничение прав и законных интересов взыскателя.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не содержат перечня
оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения
судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства,
затрудняющие исполнение судебного акта, тем самым, предоставляя суду возможность в
каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств
дела.
Лицу, обращающемуся с заявлением об отсрочке, надлежит представить
доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение
судебного акта.
Суд обязан во всяком случае оценить все представленные должником доводы о
необходимости отсрочки исполнения решения суда, возможные возражения взыскателя
относительно такой отсрочки, по своему внутреннему убеждению, основанному на
всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, и
исчерпывающим образом мотивировать свои выводы по данному вопросу в
соответствующем судебном акте.
Таким образом, отсрочка исполнения судебного акта может быть предоставлена
при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, подтвержденных
надлежащим доказательствами. При оценке таких причин и обстоятельств суд должен
исходить из необходимости соблюдения баланса интересов, как взыскателя, так и
должника.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в
ходе выполнения работ по разработке проекта внесения изменений в Генеральный план и
проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального
образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края выявлено
пересечение границ города Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края и
муниципальных образований Аллакского, Столбовского, Пригородного сельских
поселений, что привело к невозможности постановки на учет территориальных зон и
границ.
Пересечение земельных участков с границей муниципального образования не
позволит внести сведения о границах населенного пункта и территориальных зон в
Единый государственный реестр недвижимости и повлечет отказ от постановки на учет
границы населенного пункта г. Камень-на-Оби, и, соответственно, будет препятствовать
своевременному приведению вида разрешенного использования земельного участка в



соответствие с его фактическим использованием в отношении территориальной зоны, в
границах которой находится земельный участок федеральной собственности с
кадастровым номером: 22:68:010917:1, расположенный по адресу: <...>
.
Границы муниципальных образований Каменского района утверждены Законом
Алтайского края от 08.05.2007 № 41-ЗС «О статусе и границах муниципальных и
административно-территориальных образований Каменского района Алтайского края»,
следовательно, изменение возможно не иначе, как внесением изменений в
соответствующий закон.
Таким образом, Администрация Каменского района Алтайского края провела
работу по инициированию изменения границ муниципальных образований (копии
постановлений и решений представительных органов прилагаются). Впоследствии данный
пакет документов был направлен в Департамент Администрации Губернатора и
Правительства Алтайского края по вопросам внутренней политики для организации
работы по изменению границ административно - территориальных образований
Пригородный сельсовет Каменского района Алтайского края, Столбовский сельсовет
Каменского района Алтайского края, Аллакский сельсовет Каменского района Алтайского
края и город Каменьна-Оби Каменского района Алтайского края.
На основании постановления Администрации района от 18.11.2022 № 1237 было
заключено дополнительное соглашение от 21.11.2022 №1 к муниципальному контракту о
продлении срока выполнения работ до 20.12.2023.
Приведение вида разрешенного использования земельного участка федеральной
собственности с кадастровым номером: 22:68:010917:1, расположенного по адресу:
<...>, возможно только после
изменения границ муниципальных и административно-территориальных образований
Каменского района Алтайского края, которые утверждены Законом Алтайского края от
08.05.2007 года № 41-ЗС «О статусе и границах муниципальных и административно-
территориальных образований Каменского района Алтайского края», проверки проекта на
соответствие требованиям технических регламентов, проведения общественных
обсуждений по нему.
Для изменения границ, Управлением делами Губернатора и Правительства
Алтайского края заключается государственный контракт на проведение кадастровых
работ, с учетом конкурсных процедур, установленных Федеральным законом №44-ФЗ,
разрабатывается проект закона, вносится в АКЗС. При изменении сроков муниципального
контракта было учтено время на принятие закона Алтайского края, частности, на



разработку проекта закона, его согласование в порядке, установленном Законом
Алтайского края от 09.11.2006№ 122-ЗС «О правотворческой деятельности», Регламентом
Алтайского краевого Законодательного Собрания».
Таким образом, продление срока работ по муниципальному контракту с 90 дней до
1 года 1 месяца связано с длительностью прохождения процедуры изменения границ
муниципальных и административно-территориальных образований Каменского района
Алтайского края, которые утверждены Законом Алтайского края от 08.05.2007 № 41-ЗС
«О статусе и границах муниципальных и административно-территориальных образований
Каменского района Алтайского края».
Следовательно, все изменения в постановление Администрации района от
25.04.2022 № 389 обусловлены наличием объективных обстоятельств, связанных с
необходимостью проведения работ по изменению границ, постановке их на кадастровый
учет, проведению общественных обсуждений по проекту изменений и принятию
представительным органом местного самоуправления.
Апеллянтом не обоснована неразумность, чрезмерность срока предоставления
отсрочки.
Все доводы апеллянта основаны исключительно на его позиции по спорному
вопросу и не опровергают обстоятельств того, что Администрацией предпринимаются
меры по исполнению судебного акта, имеются обстоятельства затрудняющие его
исполнение, а, следовательно, наличие оснований для отсрочки.
Учитывая установлением всех вышеуказанных обстоятельств, у суда
апелляционной инстанции не имеется оснований для переоценки выводов суда первой
инстанции. Все доводы апеллянта были предметом оценки суда первой инстанции и
обоснованно отклонены.
Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае доводы, изложенные в
апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены
судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для
вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного
акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом
апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены
вынесенного определения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, обжалуемое определение является законным и
обоснованным, не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - не подлежит
удовлетворению.



В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса
Российской Федерации уплата государственной пошлины за подачу настоящей
апелляционной жалобы не предусмотрена.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа,
подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем,
направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном
сайте суда в сети «Интернет».
Руководствуясь пунктом 1 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

определение от 06.06.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-
4910/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального
территориального управления Федерального агентства по управлению государственным
имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий одного месяца со
дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через
Арбитражный суд Алтайского края.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа,
подписанного усиленной квалифицированной подписью судьи, в связи с чем направляется
лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в
сети «Интернет».

Судья






И.И. Бородулина
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП: Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 06.03.2023 4:32:00

Кому выдана Бородулина Ильмира Ирековна