Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А03-5596/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2022 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
ФИО1
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г.,
рассмотрел в судебном онлайн-заседании с использованием средств аудиозаписи
и системы веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» кассационную жалобутоварищества собственников недвижимости «Сибирская долина» на решение от 06.09.2021 Арбитражного суда Алтайского края (судья Трибуналова О.В.)
и постановление от 10.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Зайцева О.О., Кривошеина С.В.) по делу № А03-5596/2021 по заявлению товарищества собственников недвижимости «Сибирская долина» (656901, Алтайский край, город Барнаул, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) к Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (656043, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании действий и предписания.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью «Сибирская долина» (656901, Алтайский край, город Барнаул, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), индивидуальный предприниматель ФИО2, индивидуальный предприниматель ФИО3, ФИО4, ФИО5.
Путем использования системы веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседания) в заседании участвовала представитель Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края – ФИО6 доверенность от 29.12.2021.
Суд установил:
товарищество собственников недвижимости «Сибирская долина» (далее – товарищество, ТСН «Сибирская долина») обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (далее – инспекция, административный орган) о признании незаконными действий по составлению акта проверки от 20.02.2021 №12-05/320 и предписания от 20.02.2021 № 12-05/320,
о признании недействительным предписания от 20.02.2021 № 12-05/320.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью «Сибирская долина» (далее – ООО «Сибирская долина»), индивидуальный предприниматель ФИО2, индивидуальный предприниматель ФИО3, ФИО4, ФИО5.
Решением от 06.09.2021 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 10.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ТСН «Сибирская долина» просит указанные судебные акты отменить и удовлетворить заявленные им требования.
По мнению подателя жалобы, судами не учтеноПостановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.12.2021 № 55-П; не дана оценка всем доводам товарищества; инспекция не имела оснований для проведения проверки и полномочий для выдачи оспариваемого предписания.
В отзывах на кассационную жалобу инспекция и ООО «Сибирская долина» просят судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, дополнениях и выступлениях присутствующего в заседании представителя инспекции, суд округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего в инспекцию от депутата Седьмого созыва Барнаульской городской думы ФИО7 обращения ФИО4 и ФИО5, проживающих в <...>, по факту двойного начисления платы за услугу по содержанию инфраструктуры, уборке снега ТСН «Сибирская долина» и ООО «Сибирская долина», и приказа от 20.02.2021 № 12-04/320 (в редакции приказа от 17.05.2021
№ 12-04/320/02), инспекцией в отношении товарищества проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проверки инспекцией установлено, что обслуживающей организацией в гражданско-правовом сообществе микрорайона Сибирская долина является ООО «Сибирская долина».
Протоколом от 28.03.2016 № 2 общего собрания собственников земельных участков с подведенными к ним инженерными коммуникациями (вода, электроэнергия, газ, дороги с твердым покрытием, уличным освещением) в микрорайоне Сибирская долина поселка Бельмесево города Барнаула принято решение о выборе в качестве организации, осуществляющей содержание и обслуживание инженерных сетей и сооружений в микрорайоне, ООО «Сибирская долина» и утверждена смета оплаты за оказание услуги.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости собственником земельных участков (дорог) в границах микрорайона «Сибирская долина» является ФИО3 Водопроводные сети до границ собственников земельных участков по всему микрорайону обслуживаются и находятся в собственности ООО «Сибирская долина». Содержание дорог и обслуживание водопроводной сети производится в рамках сметы 2016 года, утвержденной общим собранием гражданско-правового общества собственников земельных участков.
В период с 01.09.2020 по 30.10.2020 в микрорайоне «Сибирская долина» в границах участков, расположенных по адресам: Алтайский край, город Барнаул, <...>: дома с 35 по 91 (нечетная сторона) и с 24 по 38 (четная сторона); Малая Каспийская: дома с 1 по 38; Каспийская: дома с 35 по 90; Победы: дома с 35 по 99 (нечетная сторона) и с 36 по 90 (четная сторона); Малая Куликовская: дома с 1 по 38; Куликовская: дома с 35 по 100; Сибирская долина: дома с 21 по 89а (нечетная сторона) и с 36 по 100 (четная сторона); Морская: дома с 14 по 78 (четная сторона) и с 21 по 89а (нечетная сторона); Малая Морская: дома с 1 по 18; Житомирская: дома с 10 по 40 (четная сторона) и с 13 по 59а (нечетная сторона); Студенческая: дома с 2 по 24а, по инициативе ФИО8 (собственника жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: город Барнаул, <...>) проведено внеочередное общее собрание собственников домовладений (земельных участков), домовладения/земельные участки которых находятся в рамках вышеуказанных границ, в форме заочного голосования. На собрании ТСН «Сибирская долина» было выбрано в качестве организации по выполнению работ (услуг) жителям микрорайона и границы вышеуказанных участков определены как границы деятельности товарищества. Решение указанного собрания определено обязательным для всех собственников домовладений (земельных участков) в границах деятельности товарищества, открыты лицевые счета, вменена обязанность по уплате ежемесячного платежа в размере 640 руб. Согласно договору участия в хозяйственной деятельности ТСН «Сибирская долина» в плату за содержание общего имущества входит, в том числе и плата за содержание дорог.
Поскольку собственником земельных участков (дорог) в границах микрорайона «Сибирская долина» является ФИО3, инспекция пришла к выводу, что предъявлять плату за услугу по их содержанию товарищество не имеет законных оснований.
По результатам проверки административным органом составлен акт от 20.02.2021 № 12-05/320 и выдано предписание 20.02.2021 № 12-05/320, обязывающее товарищество в срок до 20.04.2021 осуществить перерасчет (счисление) размера платы за услугу по содержанию дорог.
Не согласившись с действиями и предписанием инспекции, ТСН «Сибирская долина» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой
и апелляционной инстанций исходили из наличия у инспекции правовых оснований для проведения проверки, составления акта и вынесения оспариваемого предписания.
Между тем судами не учтено следующее.
В силу части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) в редакции, действовавшей в спорный период, под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 2, пункт 8.1 статьи 13, часть 2 статьи 20 ЖК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 20 ЖК РФ предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
На основании пункта 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Пунктом 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493, предусмотрено, что предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами:
а) обязательных требований к:
жилым помещениям, их использованию и содержанию;
содержанию общего имущества в многоквартирном доме;
порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение;
порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерацией положением;
учету жилищного фонда;
порядку переустройства и перепланировки жилых помещений;
определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
управлению многоквартирными домами;
выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения;
раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами;
созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов;
предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
созданию и деятельности советов многоквартирных домов;
определению размера и внесению платы за коммунальные услуги;
обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов;
деятельности региональных операторов по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
формированию фондов капитального ремонта;
наличию договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования со специализированной организацией, соответствующей требованиям, установленным Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования»;
составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг);
обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которыми не принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы;
порядку размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с законодательством Российской Федерации;
а(1)) требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
б) других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно Положению об инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края, утвержденному указом Губернатора Алтайского края от 11.12.2018 № 199, инспекция является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим: государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также контроль за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов; региональный государственный строительный надзор; региональный государственный жилищный надзор, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, а также лицензионный контроль в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии; региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Алтайского края.
Из анализа вышеперечисленных норм следует, что государственный жилищный контроль (надзор) по отношению к жилым домам, не относящимся к категории многоквартирных, существенно ограничен и касается лишь предоставления коммунальных услуг, соблюдения требований энергетической эффективности и оснащенности таких домов приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Вместе с тем в рассматриваемом случае указанные вопросы не являлись предметом проводимой инспекцией проверки. Фактически частью собственников жилых домов, расположенных на территории микрорайона «Сибирская долина», образовано товарищество собственников недвижимости в целях предоставления им услуг, связанных с содержанием и обслуживанием имущества, не являющего собственностью указанных лиц.
При этом отношения, возникшие между ТСН «Сибирская долина» и собственниками жилых домов микрорайона по поводу содержания и обслуживания имущества общего пользования, не регулируются жилищным законодательством исходя из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.12.2021 № 55-П.
В этой связи вывод судов о наличии у инспекции полномочий по проверке правомерности начисления платы за содержание дорог в микрорайоне «Сибирская долина» в рамках осуществления жилищного надзора и вынесения оспариваемого предписания является ошибочным.
Таким образом, у судов первой и апелляционной инстанций не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленных товариществом требований, поскольку действия и предписание инспекции не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного решение от 06.09.2021 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 10.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ суд округа считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления ТСН «Сибирская долина».
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 06.09.2021 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 10.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А03-5596/2021 отменить.
Признать незаконными действия Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края по составлению акта проверки от 20.02.2021 № 12-05/320 и предписания
от 20.02.2021 № 12-05/320.
Признать недействительным предписание Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края от 20.02.2021 № 12-05/320.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Г.А. Шабанова
Судьи Ю.Ф. Дружинина
ФИО1