ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А03-764/2023 от 18.09.2023 АС Алтайского края


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Томск






Дело № А03-764/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2023 года
Постановление в полном объеме изготовлено 25 сентября 2023 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чикашовой О.Н.,
судей Назарова А.В.,
Ходыревой Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Комиссаровой К.В. (до перерыва),
секретарем Филимоновой П.В. (после перерыва), рассмотрев в судебном заседании
апелляционную жалобу (№ 07АП-6678/2023) жилищно- строительного кооператива № 143
на решение от 06.07.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-764/2023
(судья Синцова В.В.) по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющая
компания «Перспектива» (656038, Алтайский край, г Барнаул, ул. Димитрова, д. 62, кв. 46,
ИНН 2225144686, ОГРН 1132225019442) к жилищно-строительному кооперативу № 143
(656067, Алтайский край, город Барнаул, ул. Попова, д. 194, кв 266, ИНН 2222013607,
ОГРН 1022201141764) об обязании восстановить и передать техническую документацию

без участия сторон (извещены)

У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Перспектива»
(далее - истец, общество, ООО УК «Перспектива») обратилось в арбитражный суд с
заявлением к жилищно-строительному кооперативу № 143 (далее - ответчик, кооператив,
ЖСК № 143) об обязании восстановить и передать техническую документацию на
многоквартирный дом № 194, расположенный по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул.
Попова, и иные, связанные с управлением данного дома документы, а именно: комплект



рабочих чертежей на строительство предъявляемого к приемке объекта, разработанными
проектными организациями, с надписями о соответствии выполненных в натуре работ
этим чертежам или внесенным в них изменениям, сделанными лицами, ответственными за
производство строительно-монтажных работ. Указанный комплект рабочих чертежей
является исполнительной документацией; проектная документация (копия проектной
документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено
строительство (реконструкция) многоквартирного дома; проектно-сметная документация
и исполнительные чертежи на квартиры; схемы внутридомовых сетей водоснабжения,
канализации, центрального отопления, электроснабжения; заверенная уполномоченным
органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка
по установленной форме; сводные материалы рабочей комиссии о готовности объекта в
целом к приемке в эксплуатацию Государственной приемочной комиссией: акт
Государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта
в эксплуатацию; решение об утверждении акта Государственной приемочной комиссии о
приемке дома № 190/1/3 от 30.05.1990 года; решение об утверждении акта
Государственной приемочной комиссии о приемке дома № 223/2 от 29.06.1990 года;
технический паспорт на многоквартирный дом по состоянию на момент прекращения
обязательств по содержанию дома; справка о технической инвентаризации; кадастровый
паспорт; копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом,
осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
материалы общих собраний (оригиналы решений и протоколов общих собраний
собственников помещений в многоквартирном доме; (№ 2 от 15.08.2016 года, № 2 от
20.08.2014 года; № 1 от 05.07.2020 года; № 1 от 05.04.2021 года)); план участка в
масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;
документы, связанные с открытием и ведением специального счета, в том числе договоры
с российской кредитной организацией, в которой открыт специальный счет, документы
предоставляемые в органы государственного жилищного надзора, и иные документы,
связанные с осуществлением деятельности владельца специального счета, а также
договоры займа и (или) кредитные договоры, по которым погашение соответствующих
займов и кредитов осуществляется за счет средств, поступающих на специальный счет
(при их наличии), а также взыскать расходы на оплату государственной пошлины в
размере 6 000 рублей (с учетом уточнений исковых требований).
Решением от 06.07.2023 Арбитражного суда Алтайского края исковые требования
удовлетворены.
Суд обязал жилищно-строительный кооператив № 143 восстановить и передать
ООО Управляющая компания «Перспектива» техническую документацию на



многоквартирный дом № 194, расположенный по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул.
Попова, и иные, связанные с управлением данного дома документы, а именно:
- комплект рабочих чертежей на строительство предъявляемого к приемке объекта,
разработанными проектными организациями, с надписями о соответствии выполненных в
натуре работ этим чертежам или внесенным в них изменениям, сделанными лицами,
ответственными за производство строительно-монтажных работ. Указанный комплект
рабочих чертежей является исполнительной документацией;
- проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный
дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция)
многоквартирного дома;
- проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на квартиры;
- схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального
отопления, электроснабжения;
- заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия
градостроительного плана земельного участка по установленной форме;
- сводные материалы рабочей комиссии о готовности объекта в целом к приемке в
эксплуатацию Государственной приемочной комиссией: акт Государственной приемочной
комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию; решение об
утверждении акта Государственной приемочной комиссии о приемке дома № 190/1/3 от
30.05.1990 года; решение об утверждении акта Государственной приемочной комиссии о
приемке дома № 223/2 от 29.06.1990 года;
- технический паспорт на многоквартирный дом по состоянию на момент
прекращения обязательств по содержанию дома;
- кадастровый паспорт;
- копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом,
осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
- материалы общих собраний (оригиналы решений и протоколов общих собраний
собственников помещений в многоквартирном доме; (№ 2 от 15.08.2016 года, № 2 от
20.08.2014 года; № 1 от 05.07.2020 года; № 1 от 05.04.2021 года));
- план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями,
расположенными на нем;
- документы, связанные с открытием и ведением специального счета, в том числе
договоры с российской кредитной организацией, в которой открыт специальный счет,
документы предоставляемые в органы государственного жилищного надзора, и иные
документы, связанные с осуществлением деятельности владельца специального счета, а
также договоры займа и (или) кредитные договоры, по которым погашение



соответствующих займов и кредитов осуществляется за счет средств, поступающих на
специальный счет (при их наличии).
Не согласившись с судебным актом, кооператив обратился с апелляционной
жалобой, из которой следует: истец не доказал и материалы дела не содержат, сведений, о
том, что ответчик являлся застройщиком (заказчиком) многоквартирного дома № 194;
проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в
соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного
дома подлежит передаче при ее наличии, что актуально для домов постройки и введения в
эксплуатацию после 01.07.2007; спорный МКД был построен в 1990 году, т.е. до даты
утверждения Правительством РФ формы градостроительного плана земельного участка;
судом не учтено, что ответчиком оригиналы протоколов общих собраний собственников
помещений в многоквартирном доме переданы по акту приема-передачи истцу; судом не
учтено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны на общем
собрании принять решение о выборе владельца специального счета; судом не
представлено правовых оснований для удовлетворения требований истца в части
восстановления и передачи истцу документов, связанных с открытием и ведением
специального счёта, в том числе договоров с российской кредитной организацией, в
которой открыт специальный счет, документов предоставляемые в органы жилищного
надзора, и иных документов, связанных с осуществлением деятельности владельца
специального счета; возложение на кооператив обязанности изготовить техническую и
иную документацию, связанную с управлением многоквартирным домом, включая
технический паспорт на многоквартирный дом и проектно-сметную документацию на
такой дом, приведёт ЖСК-143 к банкротству.
В связи доводами апелляционной жалобы, возникших у суда апелляционной
инстанции вопросов, а равно установления факта обоснованности заявленных требований,
в целях выяснения дополнительных обстоятельств и исследования доказательств в
порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее
- АПК РФ) в судебном заседании объявлялся перерыв до 18.09.2023 11 час. 50 мин, о чем
в картотеке арбитражных дел опубликовано извещение.
Из поступивших после перерыва от кооператива пояснений следует, что оригиналы
документов поименованных как акт государственной приёмочной комиссии о приеме
законченного строительством объекта в эксплуатацию, решение об утверждении акта
государственной приемочной комиссии о приемке дома №190/1/3 от 30.05.1990, решение
об утверждении акта государственной приёмочной комиссии о приемке дома №223/2 от
29.06.1990 у кооператива отсутствуют. Содержательная часть протокола № 1 общего
собрания членов кооператива от 05.04.2021 содержит сведения об избрании на очередной



двухлетний срок нового состава правления и его исполнительных органов. Данный
документ относится к разряду внутренних, локальных документов организации, оригинал
протокола находится в делопроизводстве кооператива.
Истец на требования апелляционного суда не отреагировал, пояснения и
документы в материалы дела не представил.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного
разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени
слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание
апелляционной инстанции не обеспечили. В порядке частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд
считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей
сторон
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, письменных
пояснений, проверив в порядке статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения
суда первой инстанции, апелляционный суд исходит из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на
основании протокола внеочередного общего собрания собственников помещений
многоквартирного дома (далее - МКД) № 1 от 28.02.2022, собственники многоквартирного
дома № 194, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Попова, приняли
решение об изменении способа управления многоквартирным домом - управление
посредством управляющей компании. В качестве управляющей компании выбрано ООО
УК «Перспектива».
Ранее управление указанным многоквартирным домом осуществлял кооператив.
Приказом Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (далее -
Госинспекция АК) № 12-03/JI/292 от 14.04.2022 многоквартирный дом № 194,
расположенный по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Попова, с 01.05.2022 включен
в лицензию ООО УК «Перспектива».
Письмом от 15.04.2022 истец предложил ответчику передать техническую и иную
документацию, связанную с управлением спорного МКД. Указанное письмо оставлено без
удовлетворения.
24.05.2022 года посредством Государственной информационной системы
жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) истец повторно направлено
уведомление № 55 от 19.05.2022 с предложением передать техническую документацию, а
при утрате восстановить в течении 3-х месяцев с момента получения уведомления.
Поскольку кооператив не исполнил обязанность по восстановлению и передаче
технической документации на многоквартирный дом № 194, расположенный по адресу:



Алтайский край, г. Барнаул, ул. Попова, и иные, связанные с управлением данного дома
документы, общество обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что у
ответчика отсутствуют правовые основания для удержания спорной технической
документации и иных, связанных с управлением МКД документов.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, находит основания для
изменения судебного акта, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской
Федерации (далее – ЖК РФ) управляющая организация в течение трех рабочих дней со
дня прекращения договора управления МКД обязана передать техническую
документацию на МКД и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи
от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД,
электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества
собственников помещений в МКД, и иные технические средства и оборудование,
необходимые для эксплуатации МКД и управления им, вновь выбранной управляющей
организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-
строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому
кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками
помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего
собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если
данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Порядок передачи технической документации на МКД и иных связанных с
управлением таким домом документов, технических средств и оборудования определен
разделом V Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными
домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от
15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению
многоквартирными домами» (далее - Правила № 416).
В соответствии с пунктом 20 Правил № 416 техническая документация на МКД и
иные документы, связанные с его управлением, подлежат передаче в составе,
предусмотренном Правилами № 491.
В пункте 24 Правил № 491 содержится перечень технической документации на
МКД, а в пункте 26 поименованы иные, связанные с управлением МКД документы.
Подпунктом «е» пункта 26 Правил № 491 установлено, что в состав иных
документов, связанных с управлением МКД, включаются в том числе иные связанные с
его управлением документы, перечень которых установлен решением общего собрания
собственников помещений.



Состав технической документации длительного хранения и состав документации,
заменяемой в связи с истечением срока ее действия, приведен в пунктах 1.5.1 – 1.5.3
Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных
Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении
Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее - Правила № 170).
Организация, ранее управлявшая МКД и получившая предусмотренное пунктом 18
Правил № 416 уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 Правил №
416, техническую документацию на МКД, иные документы, связанные с управлением
МКД, а также сведения, указанные в подпункте «б» пункта 4 Правил № 416, организации,
выбранной собственниками помещений в МКД для управления этим домом, органу
управления товарищества, указанному в решении собрания о выборе способа управления
МКД по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162
ЖК РФ.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении
Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 №
17074/09, отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием
для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит
восстановлению за счет обязанного лица.
Из правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской
Федерации от 22.04.2016 № 303-ЭС16-3028 следует, что поскольку в пункте 21 Правил №
416, установлено, что в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом
организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической
документации на многоквартирный дом, иных документов, связанных с управлением
многоквартирным домом, указанных в Правилах № 491, которые были переданы ей в
установленном порядке, такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения
уведомления, предусмотренного пунктом 18 Правил № 416, принять меры к
восстановлению таких документов и в порядке, предусмотренном пунктом 22 Правил №
416, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной
собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом. При
этом наличие у ранее управлявшей многоквартирным домом организации обязанности по
восстановлению и передаче новой управляющей организации технической документации
на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением, возникает только
в случае, если такая документация передавалась предыдущей компании и она ее утратила.
Если предыдущая управляющая организация не имела изначально в полном объеме
весь перечень документации на многоквартирный дом, то она не должна восстанавливать



ее и передавать в новую управляющую организацию (определение Верховного Суда
Российской Федерации от 10.07.2019 № 303-ЭС19-9889).
По общему правилу при рассмотрении исков об истребовании технической
документации на многоквартирный дом рекомендуется исходить из презумпции наличия
у лица, осуществлявшего функции по управлению многоквартирным домом, всей
предусмотренной действующим законодательством документации, связанной с
управлением таким домом (пункт 24, 26 Правил № 491, пункт 1.5.1 - 1.5.3 Правил № 170).
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 308.3, статье 369 ГК РФ в случае
неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения
обязательства в натуре, если иное не предусмотрено ГК РФ, иными законами или
договором либо не вытекает из существа обязательства.
Учитывая пункты 22, 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской
Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений
Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение
обязательств» (далее – Постановление № 7) и исходя из конкретных обстоятельств дела,
суд может сделать вывод об объективной невозможности исполнения обязательства по
передаче определенного документа, относящегося к технической документации на
многоквартирный дом или иным связанным с управлением таким домом документам, и
отказать в удовлетворении искового требования в данной части. Бремя доказывания
объективной невозможности исполнения обязанности по восстановлению и передаче
технической документации лежит на ответчике.
В силу части 1 статьи 64 и статьей 71, 168 АПК РФ арбитражный суд
устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и
возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение
для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при
оценке которых он руководствуется правилами статьями 67 и 68 АПК РФ об относимости,
допустимости, достоверности и достаточности доказательств.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле,
должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих
требований и возражений.
Пункт 1.5 Правил № 170 устанавливает, что в состав технической документации
длительного хранения входит в том числе, план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с
жилыми зданиями и сооружениями, схемы внутридомовых сетей водоснабжения,
канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема
внутридомовых сетей прилагается для сведения).



Правила № 170 является нормативным правовым актом, имеющим
общеобязательную силу и подлежащим применению на всей территории Российской
Федерации. В силу пункта 1.5.2 Правил № 170 техническая документация длительного
хранения должна корректироваться по мере изменения технического состояния,
переоценки основных фондов, проведения капитального ремонта или реконструкции и так
далее.
Необходимость наличия у организации, осуществляющей управление МКД, таких
документов, как: план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и
сооружениями, схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального
отопления,
электроснабжения
обусловлена
требованиями
безопасности,
предполагающими наличие указанных документов в случае возникновения аварийной
ситуации.
Надлежащее управление домом, обеспечение потребителей коммунальными
ресурсами, соблюдение требований по качеству оказываемых услуг невозможны без схем
внутридомовых
сетей
водоснабжения,
канализации,
центрального
отопления,
электроснабжения. Также управляющая организация при обслуживании и управлении
должна понимать и знать обо всех зданиях и сооружениях, находящихся на вверенном ей
земельной участке МКД, в том числе для благоустройства, организации охраны,
устранения аварийных ситуаций т.п.
Невыполнение ответчиком стандарта управления, установленного подпунктом «а»
пункта 4 Правил № 416, выразившееся в несвоевременном истребовании документов,
необходимых для управления, и не проведении мероприятий, направленных на
восстановление отсутствующей технической документации, не может являться
основанием для возложения на истца обязанности по ее восстановлению (созданию) и
квалификации действия ответчика как разумных и добросовестных (статья 10
Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ), обосновывающих
объективную невозможность восстановления испрашиваемой документации.
Ответчик в течение длительного периода времени осуществлял управление
спорным МКД и при надлежащем исполнении своих законодательно установленных
обязанностей мог и должен был восстановить спорную техническую документацию,
относящуюся к документации длительного хранения при установлении факта ее
отсутствия (пункт 24 Правил № 416).
Дав оценку действиям ответчика с учетом значительного временного периода его
управления спорным домом, а так же с точки зрения разумного и добросовестного
поведения при инициировании необходимых запросов и писем только после подачи
настоящего иска (статья 10 ГК РФ), апелляционный суд поддерживает выводы суда



первой инстанции в части обязания кооператива передать обществу схемы
внутридомовых
сетей
водоснабжения,
канализации,
центрального
отопления,
электроснабжения, план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и
сооружениями, расположенными на нем, которые необходимы для надлежащего,
безаварийного управления и эксплуатации МКД.
Относительно документов, связанных с открытием и ведение специального счета.
Частью 2 статьи 171 ЖК РФ предусмотрено, что в случае формирования фонда
капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в части 3
статьи 175 настоящего Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой
специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и
коммунальные услуги. Взносы на капитальный ремонт уплачиваются собственниками
жилых помещений на основании платежного документа, предоставляемого в порядке и на
условиях, которые установлены частью 2 статьи 155 настоящего Кодекса, если иные
порядок и условия не определены решением общего собрания собственников помещений
в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 173 ЖК РФ способ формирования фонда капитального
ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания
собственников помещений в многоквартирном доме.
Специальный счет открывается в банке в соответствии с ГК РФ и особенностями,
установленными настоящим Кодексом. Денежные средства, внесенные на специальный
счет, используются на цели, указанные в статье 174 настоящего Кодекса (часть 1 статьи
175 ЖК РФ).
Владельцем специального счета может быть управляющая организация,
осуществляющая управление МКД на основании договора управления (пункт 3 части 2
статьи 175 ЖК РФ).
В соответствии с частью 12 статьи 175 названного Кодекса прежний владелец
специального счета в течение трех дней с даты принятия решения о выборе владельца
специального счета обязан передать, а владелец специального счета, определенный в
соответствии с частями 8 и 9 данной статьи и частью 10 статьи 173 Кодекса, принять
документы, связанные с открытием и ведением специального счета, в том числе договоры
с российской кредитной организацией, в которой открыт специальный счет, документы,
представляемые в органы государственного жилищного надзора, и иные документы,
связанные с осуществлением деятельности владельца специального счета, а также
договоры займа и (или) кредитные договоры, по которым погашение соответствующих
займов и (или) кредитов осуществляется за счет средств, поступающих на специальный
счет (при их наличии).



Формирование фонда капитального ремонта собственниками МКД осуществляется
на специальном счете, владельцем которого является кооператив.
Пунктами 34 протокола внеочередного общего собрания собственников
помещений многоквартирного дома № 1 от 28.02.2022 (т.1, л.д. 23-32), собственники
спорного МКД, приняли решение обязывающее кооператив передать документы,
связанные с открытием и ведением специального счета, в том числе договоры с
российской кредитной организацией, в которой открыт специальный счет, документы
предоставляемые в органы государственного жилищного надзора, и иные документы,
связанные с осуществлением деятельности владельца специального счета, а также
договоры займа и (или) кредитные договоры, по которым погашение соответствующих
займов и кредитов осуществляется за счет средств, поступающих на специальный счет
(при их наличии).
Доказательств признания в установленном законом порядке недействительным
указанного протокола в материалы дела не представлено.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке,
установленном статьей 71 АПК РФ, суд, установив отсутствие доказательств передачи
кооперативом обществу всей информации, в том числе информации по сальдо и
задолженности собственников по услуге «капитальный ремонт» за период управления
кооперативом, учитывая ответ Банка ВТБ об открытии специального счета (л.д. 22 т.2),
правомерно возложил на ЖСК № 143 обязанность по передаче соответствующих
документов.
Довод кооператива о неправомерности возложения на него обязанности передать
обществу данную информацию несостоятелен, поскольку в перечень передаваемых при
смене управляющей компании документов не ограничен перечнем документов,
предусмотренным Правилами № 491. Кроме того, исковые требования к ответчику
обоснованы положениями части 12 статьи 175 ЖК РФ.
Доводы апеллянта относительно запрета смены владельца апелляционным судом
отклоняются, поскольку передача указанных документов может носить отчетный
характер, предопределяющий учет обществом их содержания при добросовестном
исполнении обязанностей по надлежащему управлению спорным МКД.
Относительно
истребования
проектной
документации,
связанной
со
строительством дома.
В соответствии с подпунктом «д» Правил № 491 проектная документация (копия
проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой
осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома подлежит передаче



при её наличии, что актуально для домов постройки и введения в эксплуатацию после
01.07.2007, когда введена презумпция наличия проектной документации на дома.
Обязывая ответчика передать комплект рабочих чертежей на строительство
предъявляемого к приемке объекта, разработанными проектными организациями, с
надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или внесенным в
них изменениям, сделанными лицами, ответственными за производство строительно-
монтажных работ; проектную документацию (копия проектной документации) на
многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство
(реконструкция)
многоквартирного
дома;
проектно-сметную
документацию
и
исполнительные чертежи на квартиры, сводные материалы рабочей комиссии о
готовности объекта в целом к приемке в эксплуатацию Государственной приемочной
комиссией: акт Государственной приемочной комиссии о приемке законченного
строительством объекта в эксплуатацию; решение об утверждении акта Государственной
приемочной комиссии о приемке дома № 190/1/3 от 30.05.1990 года; решение об
утверждении акта Государственной приемочной комиссии о приемке дома № 223/2 от
29.06.1990 года суд первой инстанции не учел, что указанные документы относящаяся в
силу пункта 26 Правил № 416 к иной документации, может быть передана только при ее
наличии.
С учетом года строительства дома (1990 год, что подтверждается копиями
решением об утверждении актами государственной приемочной комиссии о приемке
№190/1/3 от 30.05.1990, № 223 от 29.06.1990 (т.1, л.д. 72)) и не оспаривается сторонами
возможно наличие только типового проекта на жилой дом, в связи с чем ответчиком в
настоящем случае доказана объективная невозможность получения/восстановления
указанной документации.
При наличии типового проекта на жилой дом, а также документов, разрешающих
его ввод в эксплуатацию, у истца как у управляющей компании не создается каких-либо
объективных препятствий в управлении жилым домом, в связи с чем в данной части его
права не являются нарушенными.
Иного из материалов дела не следует.
Кроме того, в материалах дела имеются доказательства отсутствия запрашиваемых
документов (проектной документации, чертежей и т.д.) (письмо Управления единого
заказчика в сфере капительного строительства (л.д. 109, т.1), письма ООО
«Алтайгражданпроект» (л.д. 116-117, т.1)).
В рамках перерыва в судебном заседании истцу было предложено представить
пояснения, для каких целей затребованы проектная документация, рабочие чертежи на
строительство МКД и квартиры, копия градостроительного плана на земельный участок;



какими доказательствами истец подтверждают наличие у ответчика указанной
документации, относящейся к разряду иной (пункт 26 Правил № 416), а также при
наличии в материалах дела писем от 10.04.2023 о не сохранении проектной документации;
для каких целей истец истребует акт Государственной приемочной комиссии о приеме
законченного строительством объекта в эксплуатацию; решение об утверждении акта
Государственной приемочной комиссии о приемке дома № 190/1/3 от 30.05.1990; решение
об утверждении акта Государственной приемочной комиссии о приемке дома № 23/2 от
29.06.1994.
Истцом пояснения относительно цели истребования указанных выше документов
не представлено.
Учитывая изложенное, оснований для возложения на ответчика обязанности по
передаче документации в данной части не имеется и апелляционной судом не
усматривается.
Относительно передачи заверенной уполномоченным органом местного
самоуправления копии градостроительного плана земельного участка по установленной
форме.
Форма градостроительного плана земельного участка после введения в действие
Градостроительного кодекса Российской Федерации впервые была утверждена
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.01.2005 № 840,
соответственно, ответчик не обязан предоставлять истцу данный документ, так как он на
момент строительства дома (1990 год) не существовал и не применялся.
Относительно передачи технического паспорта на МКД по состоянию на момент
прекращения обязательств по содержанию дома.
Согласно акту приема-передачи технической и иной документации от 11.04.2023
(далее – акт приема-передачи от 11.04.2023, л.д. 120-121 т.1) кооперативом истцу были
передан технический паспорт на МКД по ул. Попова/Взлетная, 194/24 от 05.03.1991 (далее
– технический паспорт от 05.03.1991).
В акте приема-передачи от 11.04.2023 напротив графы с указанием на передачу
технического паспорта от 05.03.1991 (пункт 1.1) имеется отметка «Объем не соответствует
требованиям жилищного законодательства на 2023 год».
В рамках перерыва в судебном заседании истцу предлагалось представить
пояснения относительно объема и содержания не соответствия технического паспорта
МКД текущему состоянию.
Истец пояснений, в чем выражено не соответствие, чем вызвана необходимость
актуализации технического паспорта (наличие реконструкции, пристройки, изменения



площади, объема МКД), как это может повлиять на обслуживании и эксплуатацию МКД,
не представил.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия исходит из факта передачи
ответчиком истцу технического паспорта на МКД, подтвержденного актом от 11.04.2023,
и не доказанности истцом фактических обстоятельств, влекущих изменение объема,
площади МКД и требующих в связи с этим актуализации технического паспорта.
Относительно передачи документов на земельный участок.
Согласно акту приема-передачи от 11.04.2023 истцу переданы выписка из ЕГРН о
сведениях, об основных характеристиках объекта недвижимости (земельный участок) с
кадастровым номером 22:63:030311:3 от 22.02.2023, выписка из ЕГРН о сведениях, о
зарегистрированных правах на объект недвижимости (земельный участок) с кадастровым
номером 22:63:030311:3 от 22.02.2023, кадастровый паспорт земельного участка
22:63:030311:3 от 24.11.2014.
В рамках перерыва в судебном заседании истцу было предложено уточнить, какой
кадастровый паспорт просит истребовать истец – на МКД или земельный участок, с
учетом того, что по акту приема-передачи истцу передан кадастровый паспорт земельного
участка и выписки, какие изменения произошли на земельном участке, что требует
актуализации кадастрового паспорта.
Истцом пояснения не представлены.
В соответствии с частью 2 статьи 41 АПК РФ лица, участвующие в деле, должны
добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами; для лиц,
допустивших злоупотребление процессуальными правами, наступают предусмотренные
АПК РФ неблагоприятные последствия (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Негативные последствия, наступление которых законодатель связывает с
неосуществлением лицом, участвующим в деле своих процессуальных прав и
обязанностей (статья 41, статья 65 АПК РФ), следуют в виде рассмотрения судом первой
инстанции спора по существу на основании имеющихся в материалах дела доказательств.
Кадастровый план – графическое изображение объектов недвижимости и
детализированная техническая информация об этих объектах отражается в кадастровом
плане участка земли. Кадастровый план входит в состав кадастрового паспорта. Без
кадастрового плана кадастровый паспорт считается неполным.
С 1 января 2017 года вступили в силу изменения в некоторые положения
Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации
недвижимости», внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 № 361-ФЗ, согласно
которым, в том числе создан Единый государственный реестр недвижимости; выписки из
Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и кадастровые



паспорта заменены на один документ - выписку из Единого государственного реестра
недвижимости.
Принимая во внимание дату переданной кооперативом выписки из ЕГРН -
22.02.2023, не представления доказательства фактических изменений земельного участка,
требующих актуализации кадастрового паспорта, апелляционный суд приходит к выводу
о надлежащей передаче документов.
Исковые требования в указанной части удовлетворению не подлежат.
Относительно передачи протоколов общего собрания собственников помещений
МКД.
В состав иных документов, связанных с управлением МКД, как это предусмотрено
подпунктом д 93) пункта 26 Правил № 491, включаются, в том числе, оригиналы решений
и протоколов общих собраний собственников помещений в МКД.
Истцом заявлены требования о передаче материалов общих собраний, а именно:
оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в
многоквартирном доме № 2 от 15.08.2016 года, № 2 от 20.08.2014 года, № 1 от 05.07.2020
года, № 1 от 05.04.2021 года.
Ответчик указал на отсутствие документов.
В силу пункта 1 статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников
помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с
требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие
за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в
многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме,
изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от
обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее
собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений
в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе
которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление
товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного
кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при
непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного



жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания
собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 1.1. статьи 46 ЖК РФ управляющая организация, правление
товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного
кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти
дней с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи подлинников решений и
протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и
реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и
протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного
надзора для хранения в течение трех лет.
Исходя из системного толкования указанных норм, при отсутствии в законе указаний
на иное, следует, что управляющая компания не имеет обязанности по хранению, а
соответственно передаче вновь избранной управляющей организации подлинников или
копий протоколов общих собраний собственников, решений общих собраний
собственников.
Порядок и способы размещения информации, ведения реестров в ГИС ЖКХ, доступа
к системе и к информации, размещенной в ней, утверждены Приказом Минкомсвязи
России и Минстроя России от 28.12.2015 № 589/944/пр (зарегистрировано в Минюсте
России 19 февраля 2016 г. № 41149).
При этом судебная коллегия отмечает, что в соответствии с пунктом 5
вышеуказанного Порядка предоставления информации, содержащейся в системе,
осуществляется в автоматическом/автоматизированном режиме в соответствии с правами
доступа к системе. Информация предоставляется в электронной форме и является
официальной.
В соответствии с пунктом 3 данного Порядка доступ к закрытой части ГИС ЖКХ и к
информации, размещенной в ней, предоставляется после прохождения процедуры
идентификации и аутентификации с использованием федеральной государственной
информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в
инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие
информационных систем, используемых для предоставления государственных и
муниципальных услуг в электронной форме», созданной на основании Постановления
Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. № 977 «О федеральной
государственной информационной системе «Единая система идентификации и



аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое
взаимодействие
информационных
систем,
используемых
для
предоставления
государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее - ЕСИА).
При этом доступ предоставляется только при наличии подтвержденной учетной
записи пользователей ГИС ЖКХ в ЕСИА (для физических лиц, в том числе
индивидуальных предпринимателей) или уполномоченных представителей пользователей
ГИС ЖКХ (для органов государственной власти, органов местного самоуправления,
государственных внебюджетных фондов, иных юридических лиц).
Согласно пункту 4 вышеуказанного Порядка доступ к закрытой части ГИС ЖКХ и к
информации, размещенной в ней, обеспечивается путем предоставления функциональных
возможностей в личных кабинетах, предназначенных для работы в ГИС ЖКХ, и (или) с
использованием иных информационных систем (далее также - ИС) с учетом
особенностей, предусмотренных главами VI - IX данного Порядка.
При этом доступ к информации, размещенной в закрытой части ГИС ЖКХ,
осуществляется в соответствии с правами доступа к ГИС ЖКХ, предоставленными в ГИС
ЖКХ пользователю.
Кроме того, в материалы дела представлен ответ Госинспекции Алтайского края от
20.04.2023, из содержания которого следует, что в адрес инспекции поступил протокол
общего собрания собственников от 05.07.2020 (л.д. 151 т.1).
Согласно разъяснениям Минстроя России в Письме от 26.01.2018 № 2486-ЕС/04 «О
предоставлении информации в органы государственного жилищного надзора» по вопросу
запроса оригиналов протоколов и решений собственников на основании статьи 2
Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений
граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 59-ФЗ) граждане, юридические лица
вправе обращаться в орган государственного жилищного надзора с заявлением о
предоставлении заверенных копий решений и протоколов общих собраний собственников
помещений в многоквартирном доме.
В рамках перерыва в судебном заседании истцу предлагалось представить правовое
обоснование требования о предоставлении протокола общего собрания собственников
помещений в МКД № 1 от 05.07.2020 с учетом письма Госинспекции Алтайского края от
20.04.2023 (л.д. 151 т.1).
Истец пояснения не представил.
В условиях состоявшейся передачи ответчиком протокола общего собрания
собственников от 05.07.2020 в ГЖИ, принимая во внимание, что ответчика в настоящее
время не управляет МКД, доступ в системе ГИС ЖКХ к сведениям о МКД у ответчика



отсутствует, при наличии у истца такой возможности, в удовлетворении рассматриваемой
части исковых требований надлежит отказать.
В материалы дела представлено письмо от 18.05.2023 направленное истцу (т.2, л. д.
6) из содержания, которого следует, что обществу передаются два экземпляра акта
приема-передачи, оригиналы протоколов общих собраний собственников помещений,
спорного МКД № 2 от 10.08.2014, № 2 от 15.08.2016. К указанному письму приложены
соответствующие протоколы и акт приема передачи.
На письме имеется отметка «принято 18.05.2023, подписано бухгалтером ООО УК
«Перспектива».
Каких-либо доказательств получения иной корреспонденции с иным приложением,
истцом в материалы дела не представлено.
В рамках перерыва в судебном заседании истцу предлагалось уточнить, получал ли
истец оригиналы протоколов общего собрания собственников помещений в МКД № 2 от
20.08.2014, № 2 от 15.08.2016, согласно письму № 72 от 18.05.2023 (л.д. 6 т.1), на котором
имеется подпись «принято 18.05.2023, главный бухгалтер», считает ли передачу
протоколов надлежащей (извещение о перерыве от 11.09.2023).
Истец пояснения не представил, передачу оригиналов протоколов общего собрания
собственников помещений № 2 от 20.08.2014, № 2 от 15.08.2016, не опроверг.
В связи с чем, судебная коллегия полагает доказанным факт передачи оригиналов
протоколов истцу, требование в указанной части удовлетворению не подлежит.
Относительно протокола № 1 от 05.04.2021. В рамках перерыва ответчик копию
протокола представил в материалы дела, факт наличия протокола не отрицал, но указал на
содержание протокола, которое не относится к необходимому документу для управления
дома в текущий момент. Так, согласно протокола, было утверждено правление ЖСК №
143, кандидатура ревизора, как пояснил ответчик, на очередной двухлетний срок
полномочий.
В рамках перерыва в судебном заседании истцу было предложено представить
пояснения относительно целей истребования протокола № 1 от 05.04.2021, для каких
именно нужд управления МКД протокол необходим.
Истец пояснений представил.
В связи с чем, судебная коллегия полагает, что истребование протокола, не
являющегося необходимым для управления МКД (избрание членов правления,
полномочия истекли, принимая во внимание дату протокола) (доказательство иного не
представлены) по формальным основаниям не соответствует цели законодательного
регулирования.



Требование в указанной части удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции усматривает основание для изменения решения суда
первой инстанции, предусмотренное подпунктом 4 пункта 1 статьи 270 АПК РФ.
Поскольку удовлетворено неимущественное требование, на ответчика с учетом
положений абзаца 2 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской
Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о
возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» относится государственная
пошлина за рассмотрение иска и апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пп. 4 части 1 статьи 270, статьей 271
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной
инстанции
П О С Т А Н О В И Л:


Решение от 06 июля 2023 года Арбитражного суда Алтайского края по делу №
А03-764/2023 изменить.

Принять по делу новый судебный акт.

Обязать жилищно-строительный кооператив № 143 (ИНН 2222013607, ОГРН
1022201141764) передать обществу с ограниченной ответственностью Управляющая
компания «Перспектива» (ИНН 2225144686, ОГРН 1132225019442) в течение десяти дней
с момента вступления решения суда в законную силу путем подписания акта приема-
передачи техническую документацию на многоквартирный дом № 194, расположенный по
адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Попова, и иные, связанные с управлением данного
дома, документы, а именно:

- схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального
отопления, электроснабжения;

- план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями,
расположенными на нем;

- документы, связанные с открытием и ведением специального счета, в том числе
договоры с российской кредитной организацией, в которой открыт специальный счет,
документы, предоставляемые в органы государственного жилищного надзора, и иные
документы, связанные с осуществлением деятельности владельца специального счета, а
также договоры займа и (или) кредитные договоры, по которым погашение
соответствующих займов и кредитов осуществляется за счет средств, поступающих на
специальный счет (при их наличии).

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.




Взыскать с жилищно-строительного кооператива № 143 (ИНН 2222013607, ОГРН
1022201141764) в пользу общества с ограниченной ответственностью Управляющая
компания «Перспектива» (ИНН 2225144686, ОГРН 1132225019442) 6 000 руб.
государственной пошлины по иску.

Взыскать с жилищно-строительного кооператива № 143 (ИНН 2222013607, ОГРН
1022201141764) в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по
апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со
дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через
Арбитражный суд Алтайского края.


Председательствующий О.Н. Чикашова

Судьи А.В.Назаров

Л.Е.Ходырева




Электронная подпись действительна.
Данные ЭП: Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 29.08.2023 4:27:00
Кому выдана Чикашова Ольга Николаевна
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП: Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 06.03.2023 4:31:00
Кому выдана Ходырева Людмила Ерастовна
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП: Удостоверяющий центр Казначейство России

Дата 06.03.2023 6:29:00
Кому выдана Назаров Андрей Валерьевич