Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Тюмень Дело № А03-8493/2014
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2015 года . | |
Постановление изготовлено в полном объёме июня 2015 года . |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мелихова Н.В.
судей Гудыма В.Н.
ФИО1
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи при ведении протокола помощником судьи
Долгих М.Г. кассационную жалобу открытого акционерного общества «Барнаульская теплосетевая компания» на решение от 14.11.2014 Арбитражного суда Алтайского края (судья Зверева В.А.) и постановление
от 12.02.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда
(судьи Жданова Л.И., Афанасьева Е.В., Шатохина Е.Г.) по делу
№ А03-8493/2014, принятые по иску администрации города Барнаула Алтайского края (656056, Алтайский край, город Барнаул, проспект Ленина, 18, ИНН2225066269, ОГРН1042202280251) к открытому акционерному обществу «Барнаульская теплосетевая компания» (656037, Алтайский край, город Барнаул, улица Бриллиантовая, 2, ИНН2224152780,
ОГРН1122224002339) об обязании принять имущество по договору эксплуатации бесхозяйного имущества.
Другое лицо, участвующие в деле: Комитет по управлению муниципальной собственностью города Барнаула.
Путём использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Васютина О.М.)
в заседании участвовал представитель открытого акционерного общества «Барнаульская теплосетевая компания» ФИО3 по доверенности
от 21.10.2014.
Суд установил:
администрация города Барнаула (далее - Администрация) обратилась
в Арбитражный суд Алтайского края с иском, уточнённым в порядке
статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к открытому акционерному обществу «Барнаульская теплосетевая компания» (далее - ОАО «БТСК») об обязании принять
на обслуживание объекты теплоснабжения , указанные в актах приёма-передачи.
Требование органа местного самоуправления со ссылкой на статью 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) мотивировано отказом теплосетевой организации от принятия на обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в рамках отношений, урегулированных договором об эксплуатации бесхозяйного имущества от 16.01.2014 № 1.
К участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований на предмет спора, привлечён Комитет по управлению муниципальной собственностью города Барнаула (далее - Комитет).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 14.11.2014
иск удовлетворён.
Суд первой инстанции исходил из обязанности ответчика по принятию на обслуживание бесхозяйных тепловых сетей, вытекающей из положений Закона о теплоснабжении .
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда
от 12.02.2015 определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Суд апелляционной инстанции отклонил ссылки ответчика
на несоблюдение истцом порядка оформления бесхозяйного недвижимого имущества и отсутствии ненормативного правового акта об определении обязанности по обслуживанию тепловых сетей.
В кассационной жалобе ОАО «БТСК» просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель кассационной жалобы считает необоснованными выводы
судов первой и апелляционной инстанций о том, что возложение
на теплосетевую организацию обязанностей по обслуживанию тепловых сетей в порядке пункта 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении может
быть реализовано органом местного самоуправления без издания соответствующего ненормативного правого акта.
По утверждению заявителя, суды первой и апелляционной инстанций
не дали надлежащей оценки доводам о том, что часть передаваемых тепловых сетей не имеет технологического присоединения к его сетям.
Также заявитель указывает, что в нарушение положений статьи 71
АПК РФ судами первой и апелляционной инстанций не исследовались обстоятельства, связанные с фактом бесхозяйности спорных объектов.
В судебном заседании представитель ОАО «БТСК» настаивает
на отмене судебных актов.
Согласно части 3 статьи 284 АПК РФ кассационная жалоба заявителя рассматривается в отсутствие участвующих в деле лиц, извещённых
о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению
по следующим основаниям.
Материалами дела подтверждено, что по условиям заключённого Администрацией договора об эксплуатации бесхозяйного имущества
от 16.01.2014 № 1 ОАО «БТСК» (исполнитель) обязалось принять
на эксплуатацию бесхозяйное недвижимое имущество - объекты теплового хозяйства для его использования в целях оказания услуг потребителям
по теплоснабжению и горячему водоснабжению, в том числе реализации своей продукции и услуг по тарифам, установленным в порядке, предусмотренном действующим законодательством, осуществления
надзора за эксплуатацией оборудования потребителями, присоединёнными
к объектам имущества (пункты 1.1, 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3 договора).
ОАО «БТСК» обязано (пункт 2.2.12 договора) принять вновь выявляемые бесхозяйные объекты, непосредственно присоединённые
к объектам, находящимся у него на праве собственности или ином праве (аренды, пользования), дополнительно к ранее переданному имуществу
путём подписания дополнительных соглашений к данному договору
в течение 30 дней с момента их выявления.
Комитет в письмах от 07.11.2013, от 07.04.2014 направил
ответчику перечень бесхозяйных объектов теплосетевого хозяйства
для их принятия на обслуживание.
ОАО «БТСК» в письмах от 30.12.2013, от 03.03.2014 сообщило
о проведении работы по обследованию бесхозяйных тепловых сетей
с целью определения их технического состояния, а также направило
на согласование 96 актов обследования (из 145 представленных
на рассмотрение участков) бесхозяйных тепловых сетей с указанием
на направление оставшихся актов по мере готовности.
При рассмотрении иска Администрации об обязании ОАО «БТСК» принять на обслуживание объекты теплоснабжения города Барнаула
суд первой инстанции правильно исходил из того, что обязанность ответчика по принятию на обслуживание спорных бесхозяйных тепловых сетей вытекает из положений части 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении.
Исходя из пункта 4 части 1 статьи 14, частей 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), орган местного самоуправления при осуществлении полномочий в сфере теплоснабжения населения обязан принимать меры
к надлежащему обслуживанию бесхозяйных теплосетей, учёту таких сетей
и их обращению в муниципальную собственность.
Органы местного самоуправления городских округов в силу пункта 4.2 части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Законом о теплоснабжении.
В соответствии с положениями части 1 статьи 6 Закона
о теплоснабжении к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения
на соответствующих территориях относится, в том числе, организация обеспечения надёжного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Пунктами 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное
не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей,
не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного
самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание
и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей (часть 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении).
Следовательно, при наличии бесхозяйных тепловых сетей, у органа местного самоуправления возникает обязанность по определению теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Порядок оформления бесхозяйного недвижимого имущества (объекта)
с момента его выявления и до регистрации права муниципальной собственности на территории города Барнаула, утверждён постановлением Администрации от 16.10.2013 № 3272, согласно которому после выявления бесхозяйного недвижимого имущества администрация района в течение месяца направляет запросы в уполномоченные органы для подтверждения, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался.
В течение месяца осуществляется подготовка пакета документов, состоящего из подтверждений о том, что объект не имеет собственника (ответы на запросы), характеристик и описания объекта. В случае выявления бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры (электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения) обязательно предоставление схемы прохождения сетей, с нанесением на неё выявленных участков.
Кроме того, в качестве этапа предусмотрено проведение обследования технического состояния выявленного объекта, подготовка и направление специализированным обслуживающим организациям проектов договоров «Об эксплуатации бесхозяйного имущества» или дополнительных соглашений к ранее заключённым договорам для включения объектов
в перечень имущества, переданного в эксплуатацию.
Из материалов дела следует, что спорные бесхозяйные объекты теплосетевого хозяйства до 31.10.2013 были переданы на обслуживание
открытому акционерному обществу «Алтайские коммунальные системы», необходимость передачи данных объектов ОАО «БТСК» обусловлена расторжением ранее действовавшего договора.
Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ
с учётом доводов и возражений участвующих в деле лиц, суд первой инстанции сделал правильный вывод об обязанности ОАО «БТСК»
принять на обслуживание спорные бесхозяйные объекты теплового хозяйства ввиду их непосредственного присоединения к сетям.
Выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним подтверждено отсутствие зарегистрированных прав собственности на спорные объекты.
При этом отсутствие сведений о собственниках тепловых сетей, непосредственно соединённым с бесхозяйным участком тепловых сетей,
не имеет правового значения, так как собственник этих сетей не является сетевой организацией.
Ответчик по существу не оспорил непосредственное присоединение спорных объектов к обслуживаемым им сетям теплоснабжения и горячего водоснабжения.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск Администрации об обязании принять на обслуживание
по актам приёма-передачи спорные объекты теплоснабжения города Барнаула.
Суд апелляционной инстанции обоснованно поддержал выводы
суда первой инстанции.
Утверждение заявителя о том, что возложение на теплосетевую организацию обязанностей по обслуживанию тепловых сетей органом местного самоуправления может быть реализовано лишь посредством издания соответствующего ненормативного правового акта опровергается утверждённым постановлением Администрации от 16.10.2013 № 3272 Порядком, а также фактически сложившимися между сторонами отношениями.
Приведённые заявителем в кассационной жалобе доводы подлежат отклонению, поскольку выражают несогласие с выводами судов
об оценке установленных обстоятельств, и не опровергают правильное применение судами первой и апелляционной инстанций надлежащих норм материального права при разрешении данного спора.
Таким образом, кассационная жалоба заявителя на судебные акты не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 14.11.2014 Арбитражного суда Алтайского края
и постановление от 12.02.2015 Седьмого арбитражного апелляционного
суда по делу № А03-8493/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества «Барнаульская теплосетевая компания» - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Н.В. ФИО4
Судьи В.Н. Гудым
О.С. Коробейникова