СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, https://7aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело № А03-9312/2023
17.11.2023
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Зайцевой О.О.,
рассмотрев апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Сбербанк
России» (№ 07АП-8314/2023) на решение 12.09.2023 (решение в виде резолютивной
части принято 15.08.2023) Арбитражного суда Алтайского края по делу №А 03-9312/2023,
рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Трибуналова О.В.), по
заявлению публичного акционерного общества «Сбербанк России», г. Москва (ОГРН
1027700132195, ИНН 7707083893), к Главному Управлению Федеральной службы
судебных приставов по Алтайскому краю, г. Барнаул (ОГРН 1042202282407, ИНН
2225066621) о признании незаконным и отмене постановления № 34/23/22000-АП от
08.06.2023 о назначении административного наказания по делу об административном
правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по
части 1 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего
самостоятельных требований относительно предмета спора, Золотарева Андрея
Викторовича,
установил:
публичное акционерное общество «Сбербанк России» (далее по тексту – Банк, Общество)
обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы
судебных приставов по Алтайскому краю (далее по тексту – Управление) о признании
незаконным и отмене постановления № 34/23/22000-АП от 08.06.2023 о назначении
административного наказания по делу об административном правонарушении, которым
заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.57
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 12.09.2023 (решение в виде резолютивной части принято 15.08.2023)
Арбитражного суда Алтайского края отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Седьмой
арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить
решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт о признании
незаконным, отмене постановления по делу об административном правонарушении от
08.06.2023 и прекращении производства по делу.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество указывает, что Банк не
является юридическим лицом, осуществляющим деятельность по возврату просроченной
задолженности в качестве основного вида деятельности, включенным в государственный
реестр, следовательно, административный орган не является органом, уполномоченным
рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей
14.57 КоАП РФ, в отношении Банка; в материалах дела отсутствуют доказательства
нарушения части 7 статьи 8 Федерального закона N 230-ФЗ, выразившееся в продолжении
с целью осуществления направленного на возврат просроченной задолженности
взаимодействия, после направления отказа от взаимодействия; невозможности проведения
в 2022 году контрольных (надзорных) мероприятий на основании Постановления N 336;
действия банка, квалифицированные административным органом как правонарушение,
являются малозначительными (ст. 2.9 КоАП РФ, ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ), а назначенный
штраф несоразмерен наступившим последствиям.
В порядке статьи 81 АПК РФ от заявителя поступили письменные пояснения,
согласно которым полагает, что срок давности привлечения в административной
ответственности истек.
В отзывах на апелляционную жалобу Управление указало, что считает решение
законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ, пункта 47 Постановления Пленума
Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах
применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об
упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по
делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде
апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без
извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания,
без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств
аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее,
проверив законность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК
РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим
основаниям.
Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной службы судебных
приставов по Алтайскому краю, поступило обращение Золотарева А.В., по факту
нарушения ПАО «Сбербанк России» Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О
защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по
возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О
микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее - Закон № 230-
ФЗ).
11.04.2023 Управлением вынесено определение о возбуждении дела об
административном правонарушении и проведении административного расследования №
30/2023.
Как следует из материалов обращения, с февраля 2023 года у Золотарева А.В.
образовалась просроченная задолженность перед ПАО Сбербанк по кредитному договору
в связи с затруднительным финансовым положением, в связи с этим с начала февраля
2023 года на абонентский номер телефона Золотарева А.В. (+79963037424) стали
поступать многочисленные звонки от сотрудников ПАО Сбербанк, в том числе с
абонентских номеров телефонов +79067692382, +79012218929, +79096559401,
+79629319446, +79096774855, с требованиями погасить имеющуюся просроченную
задолженность.
Управлением сделан вывод о том, что Банк при осуществлении взыскания
просроченной задолженности Золотарева А.В. допустил нарушение пункта 3 части 3
статьи 7 Закона № 230-ФЗ.
Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного
правонарушения по части 1 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях Управлением 25.05.2023 составлен протокол об
административном правонарушении № 34/22/22000-АП.
08.06.2023 административным органом вынесено постановления о назначении
административного наказания № 34/23/22000-АП по части 1 статьи 14.57 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначил Банку
административное наказание в виде административного штрафа в размере 65 000 руб.
Не согласившись с оспариваемыми постановлением и решением, Банк обратился в
суд с заявленными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил
из доказанности наличия в действиях Банка состава административного правонарушения,
предусмотренного частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ и отсутствия существенных
нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда первой
инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из
установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об
оспаривании решения административного органа о привлечении к административной
ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и
обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих
полномочий
административного
органа,
принявшего
оспариваемое
решение,
устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной
ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не
истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также
иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа
арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет
оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ установлена административная ответственность за
совершение кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах,
действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих
законодатель-ство Российской Федерации о защите прав и законных интересов
физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной
задолженности, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до
пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч
рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических
лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности
физических лиц (совершения действий, направленных на возврат просроченной
задолженности физических лиц), возникшей из денежных обязательств, урегулированы
нормами Федерального закона N 230-ФЗ.
При осуществлении действий, направленных на возврат просроченной
задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах,
обязаны действовать добросовестно и разумно (часть 1 статьи 6 Федерального закона N
230-ФЗ).
В силу положений пункта 1 статьи 4 Федерального закона N 230-ФЗ при совершении
действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо,
действующее от его имени и (или) в его интересах, вправе взаимодействовать с
должником, используя: личные встречи, телефонные переговоры (непосредственное
взаимодействие); телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения,
передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи;
почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника.
Иные, за исключением указанных в части 1 статьи 4 Федерального закона N 230-ФЗ,
способы взаимодействия с должником кредитора или лица, действующего от его имени и
(или) в его интересах, могут быть предусмотрены письменным соглашением между
должником и кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах.
В соответствии с пунктами 1, 1 части 1 статьи 8 Федерального закона N 230-ФЗ
должник вправе направить кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в
его интересах, заявление, касающееся взаимодействия с должником способами,
предусмотренными пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, с
указанием на: 1) осуществление взаимодействия только через указанного должником
представителя; 2) отказ от взаимодействия.
Частью 6 статьи 8 Федерального закона N 230-ФЗ определено, что заявление
должника об отказе от взаимодействия может быть направлено кредитору и (или) лицу,
действующему от его имени и (или) в его интересах, не ранее чем через четыре месяца с
даты возникновения просрочки исполнения должником обязательства. Заявление
должника об отказе от взаимодействия, направленное им до истечения указанного срока,
считается недействительным.
Согласно части 7 статьи 8 Федерального закона N 230-ФЗ в случае получения
заявления должника об отказе от взаимодействия по истечении срока, указанного в части
6 настоящей статьи, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его
интересах, не вправе по собственной инициативе осуществлять взаимодействие с
должником способами, предусмотренными пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4 настоящего
Федерального закона.
Довод апеллянта о том, что в основу спариваемого постановления положены
неподтвержденные доказательствами выводы административного органа, а также, что в
действиях ПАО Сбербанк отсутствуют событие и состав административного
правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ
является несостоятельным, в связи со следующим.
Как следует из материалов обращения, с февраля 2023 года у заявителя образовалась
просроченная задолженность перед ПАО Сбербанк по кредитному договору в связи с
затруднительным финансовым положением. В связи с этим, с начала февраля 2023 года на
абонентский номер телефона Золотарева А.В. (+79963037424) стали поступать
многочисленные, звонки ,от сотрудников ПАО Сбербанк, в том числе с абонентских
номеров телефонов +79067692382, +79012218929, +79096559401, +79629319446,
+79096774855, ,с , требованиями погасить имеющуюся просроченную задолженность.
В ходе проводимого административного расследования : (определение
о возбуждении дела от 11.04.2023 № 30/2023) Главным управлением в: адрес ПАО
Сбербанк
направлены
определения
об
истребовании
сведений
(исх. № 22922/23/27719, от 11.04.2023, исх. № 22922/23/31249 от 25.04.2023,
исх. № 22922/23/32564 от 02.05.2023), относительно оснований и; порядка
осуществления Банком взаимодействия с Золотаревым А.В. по вопросу возврата
просроченной задолженности.
В ответ на определение об истребовании сведений Банк сообщил, что 18.06.2021
между Банком и Золотаревым А.В. заключен кредитный договор № 0441-Р-18431818430,
предусматривающий выдачу кредитной карты. Впоследствии, в связи с наличием
просроченной задолженности по вышеназванному договору, Банк осуществлял
взаимодействие с Золотаревым А.В. по вопросу его просроченной задолженности путем
телефонных звонков и отправления текстовых (SMS) сообщений по номеру телефона
+79963037424, указанному Золотаревым А.В при получении кредитной карты.
По результатам анализа предоставленной Банком информации, а также поступившей
от Золотарева А.В. детализации оказанных услуг связи, по номеру телефона
+79963037424, установлено, что в период с 08.02.2023 по 27.04.2023 с номеров телефонов
Банка совершены следующие телефонные звонки, направленные на возврат просроченных
задолженностей заявителя (время совершения звонков — Московское): - 13.02.2023: в 05
час. 50 мин. (45 сек.); - 16.02.2023: в 06 час. 21 мин. (41 сек.), в 07 час. 06 мин. (48 сек.); -
19.02.2023: в 06 час. 49 мин. (48 сек.); - 20.02.2023: в 06 час. 28 мин. (1 мин. 27 сек.); -
22.02.2023: в 11 час. 30 мин. (52 сек.); - 28.02.2023: в 07 час. 10 мин. (02 сек.), в 07 час. 38
мин. (55 сек.); - 05.03.2023: в 08 час. 52 мин. (53 сек.); - 07.03.2023: в 12 час. 10 мин. (41
сек.); - 11.03.2023: в 06 час. 22 мин. (53 сек.); - 13.03.2023: в 07 час. 21 мин. (01 мин. 17
сек.); - 19.03.2023: в 06 час. 00 мин. (08 сек.), в 15 час. 32 мин. (08 сек.); - 20.03.2023: в 06
час. 50 мин. (26 сек.); - 23.03.2023: в 07 час. 09 мин. (29 сек.); - 24.03.2023: в 06 час. 11
мин. (34 сек.); - 28.03.2023: в 15 час. 58 мин. (28 сек.); - 30.03.2023: в 15 час. 21 мин. (10
сек.); - 01.04.2023: в 06 час. 18 мин. (05 сек.), в 07 час. 48 мин. (08 сек.), в 08 час. 46 мин.
(11 сек.), в 13 час. 27 мин. (01 мин. 07 сек.); - 03.04.2023: в 10 час. 15 мин. (03 сек.); -
04.04.2023: в 07 час. 45 мин. (41 сек.); - 06.04.2023: в 07 час. 26 мин. (04 сек.), в 14 час. 41
мин. (01 мин. 44 сек.); - 10.04.2023: в 14 час. 25 мин. (22 сек.); - 11.04.2023: в 13 час. 59
мин. (14 сек.); - 14.04.2023: в 07 час. 26 мин. (02 сек.), в 10 час. 17 мин. (04 сек.), в 14 час.
27 мин. (09 сек.); - 16.04.2023: в 07 час. 15 мин. (12 сек.), в 08 час. 20 мин. (09 сек.); -
18.04.2023: в 13 час. 40 мин. (08 сек.); - 19.04.2023: в 15 час. 48 мин. (08 сек.); - 20.04.2023:
в 07 час. 48 мин. (08 сек.), в 11 час. 48 мин. (03 сек.)
Таким образом, Банком с Золотаревым А.В. осуществлено взаимодействие
посредством телефонных переговоров более одного раза в сутки: 28.02.2023 - 2
взаимодействия; 19.03.2023 - 2 взаимодействия; 01.04.2023 - 4 взаимодействия; 06.04.2023
7 - 2 взаимодействия; 14.04.2023 - 3 взаимодействия; 16.04.2023 - 2 взаимодействия;
20.04.2023- 2 взаимодействия.
За период с 13.02.2023 по 19.02.2023 (неделя) осуществлено – 4 взаимодействия, за
период с 28.02.2023 по 05.03.2023 (неделя) – 3 взаимодействия, за период с 13.03.2023 по
19.03.2023 (неделя) – 3 взаимодействия, за период с 20.03.2023 по 24.03.2023 (неделя) – 3
взаимодействия, за период с 28.03.2023 по 01.04.2023 (неделя) – 6 взаимодействий, за
период с 03.04.2023 по 06.04.2023 (неделя) – 4 взаимодействия, за период с 10.02.2023 по
16.04.2023 (неделя) – 7 взаимодействий, за период с 18.04.2023 по 20.04.2023 (неделя) – 4
взаимодействия.
За март 2023 года осуществлено - 11 взаимодействий; за апрель 2023 года
осуществлено - 19 взаимодействий.
Из объяснений Золотарева А.В. от 24.05.2023 следует, что у него в пользовании
находится абонентский номер +79963037424, в феврале 2023 у него образовалась
просроченная задолженность перед ПАО «Сбербанк России» по кредитному договору в
связи с затруднительным финансовым положением, в связи с чем с начала февраля 2023 г.
на его абонентский номер телефона +79963037424 стали поступать многочисленные
звонки от сотрудников ПАО Сбербанк, в том числе с абонентских номеров телефонов
+79067692382, +79012218929, +79096559401, +79629319446, +79096774855, по вопросу
возврата его просроченной задолженности; все разговоры были именно с сотрудниками
указанного Банка, велись в форме диалога и были только на тему возврата его
просроченной задолженности, звонили по нескольку раз в день, в различное время, чем
доставляли беспокойство.
Принадлежность номеров телефонов, с которых Золотареву А.В. поступали звонки
от Банка, подтверждена по результатам проведенного в ходе административного
расследования путем телефонных соединений на данные номера, а также ответом Банка.
Доводы апеллянта об отсутствии в действиях Банка |вменяемого нарушения п. 3 ч. 3
ст. 7 Закона № 230-ФЗ, несостоятельны и основаны на неверном толковании закона.
Относительно доводов апеллянта о необоснованном учете в протоколе телефонных
звонков, имеющих «незначительную» продолжительность, как успешные телефонные
переговоры с Золотаревым А.В., следует отметить, что Закон № 230-ФЗ не содержит
понятия, что следует считать состоявшимися телефонными переговорами. Понятия
«успешного контакта» или «успешного взаимодействия» нормы названного закона также
не содержат.
В Законе № 230-ФЗ установлено, что телефонные переговоры являются одним из
способов непосредственного взаимодействия с должником (пункт 1 части 1 статьи 4), и в
п. 3 ч. 3 ст. 7 Закона № 230-ФЗ закреплены пределы частоты взаимодействия.
При расчете количества взаимодействий посредством телефонных переговоров
учитываются любые телефонные соединения с должником. Кроме того, нет оснований для
разграничения понятий «телефонные переговоры», «телефонные звонки», поскольку все
указанные действия направлены на возврат просроченной задолженности и должны
осуществляться в соответствии с установленным Законом о защите прав и законных
интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной
задолженности пределом частоты взаимодействия.
ПАО Сбербанк указано, что непродолжительные соединения во время звонков
должнику
свидетельствуют
об
отсутствии
факта
взаимодействия
с
Золотаревым А.В., так как недостаточно времени для того, чтобы идентифицировать
личность
абонента,
сообщить
наименования
кредитора,
то
есть
донести
информацию, установленную в Законе № 230-ФЗ.
При этом, апеллянт ссылается на то, что отраженные в детализации звонки сами по
себе не подтверждают факта взаимодействия, по причине того, что они могли быть
осуществлены по; иным вопросам, касающимся взаимодействия Банка с клиентом, а
следовательно взаимодействия в рамках Закона № 230-ФЗ не было.
Данные доводы судом апелляционной инстанции признаются необоснованными
ввиду следующего
В рамках административного расследования, в адрес ПАО Сбербанк направлены
определения об истребовании сведений относительно оснований и порядка
осуществления с Золотаревым А.В. взаимодействия, направленного на возврат
просроченной задолженности последнего. Данная; информация предоставлена ПАО
Сбербанк в ответах от 27.04.2023 (исх. № 06-01-02-208) и от 11.05.2023 (исх. № 06-01-02-
208), в том числе в «таблицах коммуникаций» с должником.
Доказательства того, что телефонные соединения по номеру телефона Золотаревым
А.В. осуществлялись ПАО Сбербанк не по вопросу возврата просроченной
задолженности заявителя, а по иным вопросам деятельности, в том числе с рекламной
целью, не предоставлены. |
Устанавливая пределы частоты взаимодействия, законодатель преследовал цель
ограничить лиц от излишнего (неразумного) воздействия со стороны кредитора и лиц,
действующих в его интересах.
Следовательно, установив ограничения по количеству взаимодействий в
определенный период, законодатель запретил, в том числе действия кредитора (лица,
действующего в его интересах) по инициированию такого взаимодействия сверх
установленных ограничений.
В рассматриваемом случае даже если телефонный разговор не состоялся по
обстоятельствам, не зависящим от ПАО Сбербанк, факт звонков, как следствие
соединения с абонентом, имел место, что подтверждается детализацией услуг телефонной
связи по номеру телефона +79963037424, предоставленной Золотаревым А.В., а также
таблицей коммуникаций, поступившей от Банка.
При этом, продолжительность соединения значения не имеет, а имеет место сам факт
осуществления взаимодействия без соблюдения установленных ст. 7 Закона № 230-ФЗ
количественных ограничений. Независимо от того, какого рода информация была
передана или не передана во время взаимодействия, в данном случае она имеет своей
целью возврат просроченной задолженности. Тот факт, что длительность звонков
составила несколько секунд, не свидетельствует о том, что взаимодействие с должником
не состоялось и звонок был не успешным.
Намеренное использование телефона для причинения абоненту беспокойства
беспрерывными
звонками
нарушает
неприкосновенность
частной
жизни,
отнесенной законодательством к нематериальным благам, подлежащим защите
всеми предусмотренными законом способами.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о доказанности
наличия
в
действиях
Банка
события
административного
правонарушения,
предусмотренного частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих
выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в
совершении административного правонарушения.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной
ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых
установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного
правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для
соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта
Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным
лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1
КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1
постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной
практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее -
Постановление N 10) разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы
вины (статья 2.2 Ко- АП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих
статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной
ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы
вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у
соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за
нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были
приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к
юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в
отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ
определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица
возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или
законами
субъекта
Российской
Федерации
предусмотрена
административная
ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него
меры по их соблюдению.
Вместе с тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что Банк
предпринял исчерпывающие меры для соблюдения требований Федерального закона N
230-ФЗ в материалы дела не представлено. Доказательств невозможности соблюдения
Банком приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые
он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и
осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Таким образом, ПАО "Сбербанк России" не доказало принятие всех зависящих от
него мер, направленных на соблюдение требований Федерального закона N 230-ФЗ.
Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в
соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд
апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии вины Банка в совершении
данного административного правонарушения, в связи с чем суд первой инстанции
правомерно признал, что действия Банка образуют состав административного
правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, имеющих существенный
характер и не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при
производстве по делу об административном правонарушении не установлено.
Обстоятельств,
исключающих
производство
по
делу
об
административном
правонарушении в отношении ПАО "Сбербанк России", судом также не установлено.
Неправомерными следует признать и доводы жалобы общества о нарушении
службой положений пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от
10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного
контроля (надзора), муниципального контроля" и части 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об
особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора),
муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) введены ограничения на
проведение в 2022-2023 годах плановых и внеплановых контрольных (надзорных)
мероприятий, проверок, осуществляемых в рамках видов государственного контроля
(надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых
регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле
(надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ)
и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Основания проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий,
внеплановых проверок установлены в пункте 3 Постановления N 336.
Из пункта 9 Постановления N 336 следует, что должностное лицо контрольного
(надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном
правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об
административном правонарушении, если состав административного правонарушения
включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых
является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за
исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов
государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае,
предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ (за исключением случаев
необходимости
применения
меры
обеспечения
производства
по
делу
об
административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).
В письме Минэкономразвития России от 24 марта 2022 года N Д24и-8436
разъяснено, что указанное положение Постановления N 336 распространяется на
выявление признаков любых нарушений обязательных требований, в отношении которых
при подтверждении достоверности и достаточности сведений контрольный (надзорный)
орган вправе выдать как предписание в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 90 Закона
N 248-ФЗ, так и принять меры по привлечению к административной ответственности.
Кроме того, названные положения распространяются, в том числе, на случаи
непосредственного обнаружения признаков административного правонарушения,
получение таких сведений от граждан и организаций, органов государственной власти,
органов местного самоуправления, средств массовой информации.
С учетом изложенного, оценка достаточности данных для решения вопроса о
привлечении к административной ответственности может быть осуществлена только по
результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в ходе которого
допускается взаимодействие с контролируемым лицом, в том числе в случае,
предусмотренном пунктом 10.1 Постановления N 336.
Таким образом, возбуждение должностными лицами контрольных (надзорных)
органов дел об административных правонарушениях без проведения соответствующих
контрольных мероприятий не допускается.
При этом положения Постановления N 336 и разъяснения Минэкономразвития
России N Д24и-8436 касаются контрольных (надзорных) мероприятий, проверок,
проводимых в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального
контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Законом N 248-
ФЗ и Законом N 294-ФЗ.
В соответствии с частью 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ (в редакции Федерального закона
от 14.07.2022 N 290-ФЗ) дело об административном правонарушении, выражающемся в
несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является
предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии
одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи поводов к
возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного
(надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки,
совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного
контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением
случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.4 настоящей статьи и статьей 28.6 настоящего
Кодекса.
Из примечания к статье 28.1 КоАП РФ также следует, что положения ее частей 3.1 и
3.2
распространяются
на
случаи
возбуждения
дел
об
административных
правонарушениях, выражающихся в несоблюдении обязательных требований, оценка
соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора),
муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется
Законом N 248-ФЗ или Законом N 294-ФЗ.
ФССП России и ее территориальные органы являются уполномоченными органами
на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью
юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной
задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный
реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной
задолженности в качестве основного вида деятельности.
Согласно части 3 статьи 18 Закона N 230-ФЗ организация и осуществление
федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц,
осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве
основного вида деятельности, включенных в государственный реестр, регулируются
Законом N 248-ФЗ.
В то же время банк не является юридическим лицом, осуществляющим деятельность
по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности,
включенным в государственный реестр.
Следовательно, положения части 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ и Постановления N 336 в
данном случае не применимы.
Служба, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, возбудила дело об
административном правонарушении на основании поступившего сообщения должника
(Золотарева А.В.).
Доводы заявителя о нарушении судом первой инстанции требований статьи 26.11
КоАП РФ материалами дела не подтверждаются.
Довод апеллянта об отсутствии у Управления полномочий по рассмотрению дел об
административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ,
подлежат отклонению в связи со следующим.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ,
составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об
административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах
компетенции соответствующего органа (часть 1 статьи 28.3 КоАП РФ).
Нормы статьи 23.92 КоАП РФ, введенной в КоАП РФ Федеральным законом от
11.06.2021 N 205-ФЗ, определяют орган и его должностных лиц, уполномоченных
рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей
14.57 КоАП РФ. Таковым является федеральный орган исполнительной власти,
осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью
юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной
задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный
реестр - Федеральная служба судебных приставов (постановление Правительства
Российской Федерации от 19.12.2016 N 1402).
Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об
административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, 3 и 6.2 статьи 28.3
КоАП РФ, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами
исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями,
возложенными на указанные органы федеральным законодательством (часть 4 статьи 28.3
КоАП РФ).
Приказом Федеральной службы судебных приставов от 20.08.2021 N 456 (вступил в
силу 02.10.2021) утвержден Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять
протоколы об административных правонарушениях при осуществлении контроля (надзо-
ра) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату
просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в
государственный реестр, а также в сфере нарушения требований законодательства о
защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по
возврату просроченной задолженности и проводить административное расследование
(далее - Перечень N 456), согласно которому протоколы об административных
правонарушениях, предусмотренных статьей 14.57 КоАП РФ вправе составлять
начальники структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы
судебных приставов - старшие судебные приставы и их заместители.
Как следует из материалов дела, протокол от 26.09.2022 об административном
правонарушении составлен начальником отдела ведения государственного реестра и
контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату
просроченной задолженности Управления; в соответствии с частью 1 статьи 28.8 КоАП
РФ материалы дела об административном правонарушении в отношении ПАО "Сбербанк
России" переданы на рассмотрение заместителю руководителя Управления - заместителю
главного судебного пристава Новосибирской области, в полномочия которого входит
осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью
юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной
задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный
реестр, то есть составление протокола об административном правонарушении и его
рассмотрение осуществлялось уполномоченными на то должностными лицами.
Таким образом, в рассматриваемом случае протокол об административном
правонарушении составлен и административное дело рассмотрено должностными лицами
Управления в пределах установленных статьями 28.3 и 23.92 КоАП РФ полномочий.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что нормы статьи 23.92 КоАП РФ
определяют орган и его должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об
административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.57 КоАП РФ.
Таковым является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий
федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц,
осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве
основного вида деятельности, включенных в государственный реестр.
Данная статья не содержит норм, исключающих возможность рассмотрения
должностными лицами ФССП России дел, предусмотренных статьей 14.57 КоАП РФ, в
отношении каких-либо субъектов ответственности.
Вместе с тем, возможность рассмотрения данных дел, предусмотренных частью 1
статьи 14.57 КоАП РФ, Управлением не связана с видами деятельности лиц,
привлекаемых к ответственности, в том числе с возможностью (невозможностью)
контроля за осуществлением ими основной деятельности. Часть 1 статьи 14.57 КоАП РФ
относится к административным правонарушениям со стороны кредиторов, в том числе
кредитных организаций (банков). Из буквального толкования вышеприведенных
правовых норм следует, что Управление, являющееся территориальным органом
Федеральной службы судебных приставов, уполномочено на рассмотрение дел об
административных правонарушениях, предусмотренных как частью 1 статьи 14.57 КоАП
РФ (субъектами по которым выступают юридические лица, не включенные в
вышеназванный государственный реестр), так и иными частями названной статьи.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного
административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные
решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо,
совершившее административное правонарушение, от административной ответственности
и ограничиться устным замечанием.
Указанная норма является общей и может применяться к любому составу
административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, если судья, орган,
рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является
малозначительным.
Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике
при рассмотрении дел об административных правонарушениях", разъяснено, что при
квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо
исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной
угрозы охраняемым общественным отношениям. Кроме того, согласно абзацу третьему
пункта 18.1 названного Постановления квалификация правонарушения, как
малозначительного, может иметь место только в исключительных случаях и производится
с учетом положений пункта 18 данного Постановления применительно к обстоятельствам
конкретного совершенного лицом деяния.
Возможность
или
невозможность
квалификации
деяния
в
качестве
малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной
в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение
которого предусмотрена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации
административного правонарушения в качестве малозначительного только на том
основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность
определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от
наступления каких-либо последствий.
Таким образом, малозначительность деяния является оценочным признаком,
который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Применение
статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дел об административном правонарушении
является правом суда.
Кроме того, исходя из разъяснений Конституционного суда Российской Федерации
(в постановлениях от 17.01.2013 N 1-П, от 25.02.2014 N 4-П, определениях от 09.04.2003 N
116-О, от 05.11.2003 N 349-О, от 16.07.2009 N 919-О-О, от 29.05.2014 N 1013-О),
малозначительность является одним из средств, позволяющим в конкретном деле
обеспечить определение меры воздействия, соответствующей принципам справедливости
и соразмерности наказания.
Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи
с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного
правонарушения.
Следовательно, существенная угроза охраняемым общественным отношениям
заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-
правовых обязанностей. Отсутствие последствий само по себе не является основанием для
квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Вопреки доводам жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что имеющиеся в
материалах дела документы, а также доводы заявителя не свидетельствуют о наличии
оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного
правонарушения
малозначительным,
поскольку
обстоятельства
совершения
административного правонарушения не имеют свойства исключительности. При этом
ПАО "Сбербанк России" неоднократно привлекался к административной ответственности
за аналогичные правонарушения, что свидетельствует о том, что обществом не
предпринимаются меры для соблюдения действующего законодательства.
Таким образом, наложение на общество штрафа соответствует всем обстоятельствам
дела, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и
наказания за совершенное административное правонарушение, соотносится со степенью
общественной опасности совершенного административного правонарушения, обладает
разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под
защитой административно-деликтного законодательства запретов.
В данном случае из материалов дела не усматривается очевидность избыточного
ограничения прав общества, обстоятельства, имеющие существенное значение для
индивидуализации административной ответственности, апелляционным судом не
установлены, назначенное обществу административное наказание отвечает требованиям
статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
Указанное обстоятельство исключает возможность замены административного
штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ (о чем также заявляет
апеллянт).
Наказание обществу назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 1
статьи 14.57 КоАП РФ, отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует
тяжести
совершенного
правонарушения,
обеспечивает
достижение
целей
административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Возможность замены наказания на предупреждение отсутствует с учетом положений ст.
3.4 КоАП РФ и повторности совершения нарушения (А45-35011/2021, А45-36535/2021,
А45-11257/2022 и другие).
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на пропуск двухмесячного срока
давности привлечения к административной ответственности.
Однако, как указал Верховный Суд Российской Федерации в определении от
16.07.2019 N 309-ЭС19-10977 по делу N А60-49186/2018 рассматриваемые
правоотношения
по
взысканию
задолженности
являются
составной
частью
правоотношений в области потребительского кредитования.
В соответствии с частью первой статьи 4.5 КоАП РФ годичный срок давности
привлечения к ответственности предусмотрен как за нарушение законодательства о
защите прав потребителей, так и за нарушение законодательства о потребительском
кредите (займе), а также за нарушение законодательства о микрофинансовой деятельности
и микрофинансовых организациях.
Следовательно, в рассматриваемом случае годичный срок давности привлечения
общества к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ,
не пропущен.
Оснований для применения положений статьи 4.1.2 КоАП РФ (о чем указано в
апелляционной жалобе) апелляционный суд также не усматривает, поскольку ПАО
"Сбербанк России" не включено в реестр социально ориентированных некоммерческих
организаций - получателей поддержки, а также в единый реестр субъектов малого и
среднего предпринимательства.
Учитывая характер совершенного Банком правонарушения, а также сведения о
неоднократности совершения административного правонарушения (Постановления
ГУФССП (УФССП) России по Алтайскому краю по делам № 45/22/22000-АП от
03.08.2022, № 56/22/22000-АП от 25.08.2022, № 70/22/22000-АП от 01.12.2022;
постановление УФССП России по Оренбургской области по делу № 72/22/56922-АП от
01.08.2022; постановление УФССП России по Республике Саха (Якутия) по делу №
11/22/14000-АПА от 12.08.2022), отсутствие смягчающих обстоятельств по статье 14.57
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Управление
обосновано пришло к выводу, что цели административного наказания в отношении
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть
достигнуты путем назначения наказания в виде штрафа в размере 65 000 руб.
Обратного в материалы дела не представлено.
Оценивая доводы апеллянта применительно к изложенным выше обстоятельствам
арбитражный суд с учетом перечисленных норм права, материалов административного
дела и других доказательств, представленных в материалы настоящего дела, при наличии
причинной связи между установленным административными органом фактами и их
последствиями, также приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, исключающих
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статей
24.5 КоАП РФ и оснований для признания доводов апеллянта обоснованными.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции
решение является законным, нарушений норм материального и процессуального права не
допущено, оснований для его отмены, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно
принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается, поскольку исходя
из части 4 статьи 208 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса
Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о
привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не
облагается, следовательно, по данной категории дел не облагаются государственной
пошлиной также апелляционные жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 48, 271 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.09.2023 (решение в виде резолютивной части принято 15.08.2023)
Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-9312/2023 оставить без изменения, а
апелляционную жалобу акционерного общества «Сбербанк России» – без
удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со
дня вступления его в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 3
статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем
подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа,
подписанного усиленной квалифицированной подписью судьи, в связи с чем направляется
лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в
сети «Интернет».
Судья О.О. Зайцева
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП: Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 09.03.2023 3:59:00
Кому выдана Зайцева Ольга Олеговна