Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-2039/2022
18 мая 2022 года
г. Хабаровск
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Единство»: представитель не явился;
от Государственной жилищной инспекции Амурской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Единство»
на решение от 01.03.2022
по делу № А04-10038/2021
Арбитражного суда Амурской области
по иску общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Единство»(ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Государственной жилищной инспекции Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Единство» (далее - заявитель, ООО «УК «Единство», общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции Амурской области (далее – инспекция, ГЖИ) от 14.10.2021 №789-л.
Решением суда от 01.03.2022 в удовлетворении заявления общества отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением суда, ООО «УК «Единство» обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы утверждает следующее:что судом не учтены все фактические обстоятельства, имеющиеся в данном конкретном деле; действующим законодательством вообще не установлено понятие сверхнормативное потребление коммунального ресурса, во всех действующих законах и НПА указывается на объем коммунального ресурса/услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги/ресурсов, потребляемые на содержание общедомового имущества (ОДН), при этом слова сверхнормативное потребление используются исключительно в целях укороченного описания и восприятия определенного законом многословного понятия; на указанные обстоятельства изначально указывалось обществом в заявлении, но как и надзорный орган, суд указывает, что решения о распределении сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов и способе такого распределения на общем собрании в спорном МКД не принималось, но ООО «УК «Единство» и не отражалось, что собранием собственников помещения в МКД по ул. Первомайская, 66 принималось решение именно с включением в него формулировки - сверхнормативное потребление; действующее жилищное законодательство не устанавливает право собственников помещений по принятию на ОСС решения о возложении расходов по оплате «сверхнормативного» объема КР на себя; ни один действующий закон, НПА, не содержится данной формулировки и обязанности принимать именно такое решение - по возложению на себя расходов по оплате «сверхнормативного» объема КР; закон устанавливает право собственников принять решение о распределении объема КР на содержание общего имущества МКД; закон (часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 258-ФЗ, действующей с 10.08.2017) не предусматривает формулировку, содержащую именно согласие собственников на "сверхнормативное потребление на общедомовые нужды/коммунальные ресурсы", а лишь определяет принцип распределения при наличии коллективного общедомового прибора учета: с учетом норматива на СОИ, но с перерасчетом по коллективным приборам учета в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, а также в случае выражения волеизъявления собственниками о расчетах по среднемесячному потреблению или фактическим показаниям прибора учета в каждом месяце без использования в расчетах норматива на СОИ.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле согласно положениям статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, ООО «УК «Единство» согласно договору от 01.06.2015, заключенным на основании решения собственников помещений в МКД (протокол от 13.05.2015) осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - МКД), расположенным по адресу: <...>.
МКД № 66 по ул. Первомайская, г. Благовещенск оснащен коллективным (ОДПУ) холодного водоснабжения.
На основании протокола общего собрания собственников от 15.05.2018 собственниками помещений указанного многоквартирного дома принято решение по вопросу № 9 о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенной исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями площади каждого жилого и нежилого помещения.
Так, собственникам помещений в МКД № 66 за период с 01.06.2018 по 31.08.2021 объем КР на СОИ по холодному водоснабжению (ХВС) распределялся по фактическому потреблению, но не выше норматива. Объем КР на СОИ по ХВС рассчитанный в пределах норматива в МКД № 66 по ул. Первомайская составляет 6,16 куб. м в месяц, в том числе по жилому помещению № 4 в объеме 0,14187 куб. м.
В расчетных периодах с 01.06.2018 по 31.12.2019, с 01.06.2020 по 31.07.2020, за сентябрь 2020 года, январь, июнь и август 2021 года, начисление платы составило «0», так как объем коммунального ресурса, определенного исходя из показаний ОДПУ, был меньше, чем суммарный расход холодной воды в жилых помещениях (п. 46 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354).
Согласно уведомлению управляющей организации ООО «УК «Единство», поступившим в ООО «Благ-РКЦ» от 30.08.2021 Е-2078-2021 о необходимости производить расчет размера платы за КР на СОИ по ХВС с учетом распределения сверхнормативного объема, в связи с принятием решения о распределении сверхнормативного объема потребленных ресурсов, используемых при содержании общего имущества между собственниками помещений. В программном обеспечении ООО «Благ-РКЦ» внесена отметка распределении сверхнормативного объема КР на СОИ по ХВС между всеми собственниками помещений.
За сентябрь 2021 года в платежных документах отражена корректировка (перерасчет) размера платы за КР на СОИ по ХВС в строну увеличения за период с января 2020 года по август 2021 года в том числе по жилому помещению № 4 сумма перерасчета в сторону увеличения в сумме 2570,77 руб.
На основании поступивших обращений ФИО1, проживающей по адресу: <...>, распоряжения № 789-л от 14.10.2021 инспекцией назначена внеплановая документарная проверка ООО «УК «Единство» по расчету размера платы за коммунальный ресурс холодное водоснабжение, потребляемый в целях содержания общего имущества МКД, по результатам которой составлен акт от 14.10.2021 № 789-л ООО «УК «Единство» выдано предписание от 14.10.2021 № 789-л об устранении выявленных нарушений.
Проверяющим органом согласно акту и предписанию от 14.10.2021 установлены нарушения обществом частью 2 статьи 161 ЖК РФ, частью 2.3 статьи 162 ЖК РФ, п. п. 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ, части 7 статьи 156, статьи 45-18 ЖК РФ.
ООО «УК «Единство» предписанием было предложено отменить корректировку (перерасчет) размера платы за коммунальный ресурс холодное водоснабжение, потребляемый в целях содержания общего имущества в сторону увеличения собственникам помещений в многоквартирном доме, расположенным по адресу: <...>, отраженный в платежных документах за сентябрь 2021 года; сверхнормативное потребление коммунального ресурса оплатить ресурсоснабжающей организации за счет собственных средств; принять меры по приведению порядка начисления платы за жилое помещение в соответствие действующему законодательству в части расчетов платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества.
ООО «УК «Единство» не согласившись с предписанием ГЖИ, оспорило его в арбитражном суде.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества дома.
Согласно части 1 статьи 156ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающим содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в МКД, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Собственник помещения в доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правила № 491).
В силу пункта 2 Правил № 491 под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса (к числу которых отнесены холодное и горячее водоснабжение, электрическая энергия) в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498, вступившим в силу с 01.01.2017, в связи со внесением изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений этого Постановления.
Согласно пункту 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498, вступившего в силу с 01.01.2017, установлено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (абзац 1 пункта 29).
Так, с 1 января 2017 года в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг) (абзац 2 пункта 29).
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г. (абзац 3 пункта 29).
Также при последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом; в случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (абзац 4 пункта 29).
Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов (абзац 5 пункта 29).
Размер расходов на оплату холодной воды и электроснабжения, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, может составлять меньшую величину (в том числе, при принятии собственниками помещений в доме решения о потреблении коммунальных услуг на общедомовые нужды исходя из фактического потребления), чем размер норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации.
Норматив потребления коммунальных услуг, потребленных в процессе использования общедомового имущества, в данном случае, является величиной, определяющей максимальный расход ресурсов, возможность превышать которую действующим законодательства не предусмотрена. Исключение составляет принятие решения собственниками помещений дома о распределении сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов между всеми собственниками.
Из положений абзаца 4 пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме следует, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о включении в плату за содержание жилого помещения расходов на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов, может быть принято, если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, и кроме того, из решения должно однозначно следовать, что волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме направлено на включение в плату за содержание жилого помещения таких расходов сверх установленных нормативов потребления.
Как верно установлено судом первой инстанцией согласно протоколу общего собрания собственников от 15.05.2018, на который ссылается общество, такое решение собственниками МКД не принималось, иного заявителем в порядке статьи 65 АПК РФ не доказано.
Между тем, из решения собрания, оформленного протоколом общего собрания собственников от 15.05.2018, не усматривается, что расходы по содержанию общего имущества превышают минимальный перечень, данный вопрос на собрании не обсуждался и доказательств этому не представлено.
Таким образом, размер расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при СОИ в многоквартирном доме может определяться исходя из объема фактического потребления соответствующей услуги на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета, однако не должен превышать размера норматива потребления данных услуг.
Следовательно, инспекция пришла к правомерному выводу о том, что решение о распределении сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов и способе такого распределения между всеми жителями дома на общем собрании собственников помещения дома не принималось, в связи с чем, обществом допущено нарушение порядка начисления платы за коммунальные ресурсы.
В рассматриваемом случае, являются правомерными требования инспекции о том, что заявителю необходимо произвести отменить корректировку (перерасчет) размера платы за коммунальный ресурс холодное водоснабжение, потребляемый в целях содержания общего имущества в сторону увеличения собственникам помещений в многоквартирном доме, расположенным по адресу: <...>, отраженный в платежных документах за сентябрь 2021 года. Сверхнормативное потребление коммунального ресурса оплатить ресурсоснабжающей организации за счет собственных средств, также принять меры по приведению порядка начисления платы за жилое помещение в соответствие действующему законодательству в части расчетов платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества.
Обществом в нарушение статьи 65 АПК не доказано, что на момент вынесения оспариваемого предписания им за счет собственных средств было оплачено сверхнормативное потребление коммунального ресурса ресурсоснабжающей организации.
При таких обстоятельствах, как верно отметил суд первой инстанции, оспариваемое предписание соответствует приведенным выше нормам и является исполнимым.
Таким образом, суд пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое предписание инспекции от 14.10.2021 №789-л является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы заявителя, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что в целом судом первой инстанции установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы заявителя жалобы не принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве обоснованных, так как они выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними.
Нарушений, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Излишне уплаченная 15.04.2022 заявителем жалобы государственная пошлина в размере 1500 руб., подлежит возврату последнему из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ, статей 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 01 марта 2022 года по делу № А04-10038/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Единство» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., как излишне уплаченную согласно чека-ордера Сбербанк – онлайн от 15.04.2022. Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.В. Вертопрахова
Судьи
Е.И. Сапрыкина
Е.А. Швец