Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-3574/2022
16 августа 2022 года
г. Хабаровск
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жолондзь Ж.В.
судей Волковой М.О., Воронцова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Добробабиной Д.Д.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Прокуратура Амурской области
на решение от 5 мая 2022 года
по делу № А04-10255/2021
Арбитражного суда Амурской области
по иску общества с ограниченной ответственностью «Славянское»
к администрации города Сковородино
о внесении изменений в муниципальные контракты
третьи лица без самостоятельных требований - общество с ограниченной ответственностью агропромышленная строительная компания «Сиган», индивидуальный предприниматель ФИО1 Бинь, Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области, Министерство жилищно – коммунального хозяйства Амурской области, Министерство строительства и архитектуры Амурской области
лицо, вступившее в дело, Прокуратура Амурской области
установил: общество с ограниченной ответственностью «Славянское» обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к администрации города Сковородино, в котором просило внести изменения в следующие муниципальные контракты, заключенные между сторонами: № 0123300019720000028 от 24 апреля 2020 года, №0123300019720000029 от 24 апреля 2020 года, № 0123300019720000024 от 15 апреля 2020 года, № 0123300019720000025 от 15 апреля 2020 года, № 0123300019720000027 от 24 апреля 2020 года, № 0123300019720000030 от 27 апреля 2020 года, № 0123300019720000048 от 22 июня 2020 года, № 0123300019720000052 от 3 июля 2020 года, № 0123300019720000051 от 22 июня 2020 года, № 0123300019720000050 от 3 июля 2020 года, № 0123300019720000049 от 3 июля 2020 года, № 0123300019720000054 от 15 июля 2020 года, № 0123300019720000055 от 15 июля 2020 года, № 0123300019720000056 от 15 июля 2020 года, № 0123300019720000057 от 15 июля 2020 года, № 0123300019720000058 от 15 июля 2020 года на приобретение в собственность муниципального образования недвижимого имущества (благоустроенных квартир), созданных в будущем, для обеспечения жилыми помещениями граждан по программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Сковородино на период 2019- 2025 годы», изложив пункт 4.1 каждого контракта в следующей редакции: «Приемка благоустроенных квартир и оформление результатов приемки осуществляется заказчиком до 1 марта 2022 года с даты подписания настоящего контракта», на основании Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), статей 450, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истец уточнил предмет иска, просил суд внести изменения в муниципальные контракты, заключенные между сторонами: № 0123300019720000028 от 24 апреля 2020 года, № 0123300019720000029 от 24 апреля 2020 года, № 0123300019720000024 от 15 апреля 2020 года, № 0123300019720000025 от 15 апреля 2020 года, № 0123300019720000027 от 24 апреля 2020 года, № 0123300019720000030 от 27 апреля 2020 года, № 0123300019720000048 от 22 июня 2020 года, № 0123300019720000052 от 3 июля 2020 года, № 0123300019720000051 от 22 июня 2020 года, № 0123300019720000050 от 3 июля 2020 года, № 0123300019720000049 от 3 июля 2020 года, № 0123300019720000054 от 15 июля 2020 года, № 0123300019720000055 от 15 июля 2020 года, № 0123300019720000056 от 15 июля 2020 года, № 0123300019720000057 от 15 июля 2020 года, № 0123300019720000058 от 15 июля 2020 года на приобретение в собственность муниципального образования недвижимого имущества (благоустроенных квартир), созданных в будущем, для обеспечения жилыми помещениями граждан по программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Сковородино на период 2019-2025 годы», изложив пункт 4.1. каждого контракта в следующей редакции «Приемка благоустроенных квартир и оформление результатов приемки осуществляется заказчиком до 25 января 2022 года с даты подписания настоящего контракта».
Прокуратура Амурской области вступила в дело в целях защиты прав значительного числа граждан, а также охраняемых законов интересов общества и государства.
Решением суда от 5 мая 2022 года по делу № А04-10255/2021 исковые требования удовлетворены.
Прокуратура Амурской области обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, приняв новый судебный акт об отказе в иске, по мотиву неправильного применения судом норм материального права. Примененные судом положения пункта 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системераспространяются на контракты, предусмотренные частями 16, 16.1 статьи 34 данного закона. Предметом рассматриваемых контрактов является приобретение в собственность муниципального образования жилых помещений, созданных в будущем, то есть контракты не содержат указанных в частях 16, 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе условий. Примененные судом положения части 65 статьи 112 Закона о контрактной системе также не подлежат применению, поскольку данная норма действовала и применялась в 2020 году, в настоящее время применению не подлежит. В 2020 году истец с инициативой об изменении сроков контрактов не обращался, решение местной администрации на основании письменного мотивированного обращения не выносилось. Кроме того, исковое заявление подано в суд лишь в декабре 2021 года, при том, что срок исполнения контрактов истекал 31 декабря 2021 года, в то время как истец ссылается на обстоятельства, возникшие в марте 2020 года.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 года № 635-р введены запретительные ограничительные меры, а именно с 00 часов 00 минут по местному времени 18 марта 2020 года введено временное ограничение на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства. О введении данных ограничений сторонам контрактов стало известно 16 марта 2020 года - в день официального опубликования, а значит при заключении рассматриваемых в рамках данного иска контрактов, заключенных, в период с 24 апреля 2020 года по 15 июля 2020 года, стороны знали и должны были знать о введенных ограничениях. Все контракты заключались в период распространения новой коронавирусной инфекции. Вывод суда о невозможности производства работ в связи с обильными осадками и введенным в дальнейшем режимом ЧС, также не относится к данной ситуации, к строительству домов, поскольку режим ЧС был введен летом 2021 года в связи с подъемом реки Амур и реки Невер. В районе производства работ какие-либо паводковые явления не проявлялись, указанные реки отсутствуют. Кроме того, в результате подъема уровня рек Невер и Амур транспортная доступность города Сковородино не прерывалась ни на день.
Судом также необоснованно не учтено, что финансирование II этапа программы, для реализации которого заключены рассматриваемые контракты, осуществляется на основании соглашения от 1 ноября 2019 года № 7/1 о направлении в бюджет муниципального образования город Сковородино Сковородинского района субсидии на реализацию II этапа региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов». Срок реализации данного соглашения истек 31 декабря 2021 года, соответственно, изменение сроков исполнения контрактов затрагивает и публичные интересы в части исполнения настоящего соглашения.
Наличие обстоятельств непреодолимой силы истец подтверждает заключениями Торгово-Промышленной Палаты Амурской области (далее - ТПП).Заключения от имени ТПП подготовлены ФИО2, которая также представляет интересы истца, не являющегося членом ТПП, а также представляла интересы истца в прокуратуре Сковородинского района, подтвердив наличии между истцом и ею договора на оказание услуг. Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии прямой заинтересованности ФИО2, как представителя юридического лица в поддержании позиции своего доверителя, что ставит под сомнение объективность заключения ТПП, которое в силу настоящих обстоятельств не может являться доказательством по данному делу. Наличие любой заинтересованности ставит под сомнение объективность данного документа.
Лица, участвующие в деле, извещены, представителей в судебное заседание не направили. Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции признает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.
На основании протоколов рассмотрения заявок на участие в электронных аукционах между истцом (поставщик) и ответчиком (заказчик) заключены муниципальные контракты на приобретение в собственность муниципального образования недвижимого имущества (благоустроенных квартир), созданных в будущем, для обеспечения жилыми помещениями граждан по программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Сковородино на период 2019-2025 годы», а именно № 0123300019720000028 от 24 апреля 2020 года, № 0123300019720000029 от 24 апреля 2020 года, № 0123300019720000024 от 15 апреля 2020 года, № 0123300019720000025 от 15 апреля 2020 года, № 0123300019720000027 от 24 апреля 2020 года, № 0123300019720000030 от 27 апреля 2020 года, № 0123300019720000048 от 22 июня 2020 года, № 0123300019720000052 от 3 июля 2020 года, № 0123300019720000051 от 22 июня 2020 года, № 0123300019720000050 от 3 июля 2020 года, № 0123300019720000049 от 3 июля 2020 года, № 0123300019720000054 от 15 июля 2020 года, № 0123300019720000055 от 15 июля 2020 года, № 0123300019720000056 от 15 июля 2020 года, № 0123300019720000057 от 15 июля 2020 года, № 0123300019720000058 от 15 июля 2020 года.
Согласно пунктам 1.3 указанных муниципальных контрактов информация о количественном, качественном составе, санитарном и техническом состоянии, уровне благоустройства и иных характеристиках, и требованиях к жилому помещению указаны в Техническом задании (Приложение № 1), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта. Приобретаемые жилые помещения должны находиться в новом построенном жилом доме, имеющем все виды благоустройства, расположенном на территории города Сковородино. В соответствии с пунктом 4.1 контрактов приемка благоустроенных квартир и оформление результатов приемки осуществляется заказчиком до 31 декабря 2021 года с момента подписания контрактов.
Согласно пунктам 4.2 контрактов благоустроенные квартиры передаются заказчику по акту приема-передачи, оформленному по форме согласно Приложению № 2.
Пунктами 9.1-9.3 контрактов предусмотрено, что контракт вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует до полного исполнения обязательств сторонами. Окончание срока действия контракта влечет прекращение обязательств сторон по контракту, за исключением обязанности заказчика по оплате поставленного товара. Изменения и дополнения к контракту возможны по соглашению сторон в рамках действующего законодательства в сфере осуществления закупок. Все изменения и дополнения оформляются в письменном виде путем подписания сторонами дополнительных соглашений к контракту.
Как следует из объяснений истца, в ходе исполнения контрактных обязательств возникли следующие обстоятельства, препятствующие выполнению им работ в предусмотренные контрактами сроки.
Распоряжением губернатора Амурской области от 26 мая 2021 года № 94-р (в редакции распоряжений губернатора Амурской области от 6 июля 2021 года № 124-р, от 6 августа 2021 года № 153-р, от 13 августа 2021 года № 165-р, от 18 августа 2021 года № 169-р, от 27 августа 2021 года № 176-р) в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», от 21 мая 2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Законом Амурской области от 6 марта 1997 года № 151-ОЗ «О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в связи с проходящими весной - летом 2021 года по территории Амурской области комплексами длящихся опасных, неблагоприятных метеорологических и гидрологических явлений (осадки различной интенсивности, подъемы уровня воды на реках Амурской области), вызвавших поэтапные наводнения, затопление посевов сельскохозяйственных культур, подтопление и затопление территорий, повреждение жилых домов, объектов социальной, транспортной и иной инфраструктур, нанесение значительного ущерба гражданам и организациям (индивидуальным предпринимателям) с 26 мая 2021 года на территории Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера, зона которой затрагивает на первом этапе с 26 мая 2021 года - территории Архаринского, Зейского, Константиновского, Магдагачинского, Мазановского, Михайловского, Сковородинского, Серышевского, Тамбовского, Шимановского районов, Белогорского, Завитинского, Ивановского, Тындинского муниципальных округов Амурской области, с 24 июня 2021 года - территории Благовещенского, Свободненского районов, города Благовещенск Амурской области; - на втором этапе с 6 августа 2021 года - территории Архаринского, Благовещенского, Зейского, Мазановского, Михайловского, Октябрьского, Селемджинского, Серышевского районов, Белогорского, Бурейского, Завитинского, Ромненского муниципальных округов, города Белогорск Амурской области, с 13 августа 2021 года - территории Свободненского, Шимановского районов, городов Благовещенск, Свободный Амурской области, с 27 августа 2021 года - территорию города Шимановск Амурской области.
Протоколом заседания правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 23 июня 2021 года № 2, ЧС, обусловленная паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2021 года на территории Забайкальского края и Амурской области, отнесена к ЧС межрегионального характера, установлен федеральный уровень реагирования.
Истец неоднократно уведомлял ответчика о вынужденной приостановке выполнения работ на период действия ЧС.
Кроме того, в обоснование иска истец ссылается на наличие обстоятельства непреодолимой силы, препятствовавших своевременному выполнению работ по муниципальным контрактам, а именно на введение мер и ограничений, связанных с предотвращением распространения новой коронавирусной инфекции, и с не возможностью привлечения квалифицированной иностранной рабочей силы из КНР, а также в связи с отсутствием квалифицированных работников на территории муниципального образования.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что приведенные обстоятельства объективно препятствовали выполнению работ по строительству в установленные сроки, а также из того обстоятельства, что контракты были заключены в период распространения новой коронавирусной инфекции и на момент их заключения стороны не располагали информацией о возникновении такой ситуации, как длительный запрет на въезд в РФ работников из числа граждан КНР, в то время как привлечение иностранных рабочих являлось обычной практикой в области строительства. Истец предпринимал все меры при должной степени заботливости и осмотрительности для обеспечения возможности использования трудовых ресурсов иных регионов. В этой связи суд пришел к выводу о том, что вина истца в нарушении сроков исполнения контрактов отсутствует, и имеются основания для внесения изменений в условия контрактов о сроке приемке благоустроенных квартир и оформления результатов приемки.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции признал выводы суда ошибочными.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и статьей 95 того же Закона.
На недопустимость изменения сторонами сроков выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не установлено законом и заключенным в соответствии с ним контрактом, что обеспечивает равенство участников размещения заказов и свободу конкуренции указано в пункте 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года.
Пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент заключения контрактов) предусмотрено, что изменение существенных условий контракта допустимо по соглашению сторон, в том числе в случае, если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении.
Таким образом, при соблюдении совокупности условий, установленных указанными нормами Закона о контрактной системе, существенные условия контракта, в том числе, срок исполнения контракта, могут быть изменены исключительно по соглашению сторон, однократно и по причине невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам, в том числе по причине необходимости внесения изменений в проектную документацию (правовая позиция приведена в определении Верховного Суда РФ от 25 апреля 2022 года № 305-ЭС22-4781).
Сторонами контрактов в рассматриваемом деле не достигнуто такое соглашение.
Закон о контрактной системе не предусматривает право подрядчика требовать понуждения заказчика к изменению условий контракта в части сроков выполнения работ.
Согласно части 65 статьи 112 Закона о контрактной системе в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), и (или) размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации (за исключением случая изменения размера аванса в соответствии с настоящей частью) при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта, если предусмотренное настоящей частью изменение влечет возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и требование обеспечения исполнения контракта было установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Данная норма действовала и применялась в 2020 году.
Судом установлено, что в 2020 году истец не обращался с инициативой об изменении сроков контрактов по названным обстоятельствам, решение местной администрации на основании письменного мотивированного обращения не выносилось.
С настоящим иском истец обратился в суд в 2021 году.
В силу приведенных норм права правовых оснований к внесению судом изменений в контракты, в том числе в части сроков передачи объектов строительства заказчику, не имеется.
Кроме того, суд апелляционной инстанции признает также обоснованной ссылку прокуратуры на следующие существенные для дела обстоятельства.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 года № 635-р введены запретительные ограничительные меры, а именно с 00 часов 00 минут по местному времени 18 марта 2020 года введено временное ограничение на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства.
О введении данных ограничений сторонам контрактов стало известно 16 марта 2020 года - в день официального опубликования.
Все контракты заключались в период распространения новой коронавирусной инфекции, соответственно, при заключении контрактов в период с 24 апреля 2020 года по 15 июля 2020 года стороны должны были знать о введенных ограничениях.
Довод истца о невозможности производства работ в связи с обильными осадками и введенным в дальнейшем режимом ЧС также необоснованно принят судом во внимание, поскольку режим ЧС был введен летом 2021 года в связи с подъемом реки Амур и реки Невер.
Доказательств, позволяющих достоверно установить, что в районе производства работ имели место какие-либо паводковые явления, суду не представлено.
Судом также необоснованно не учтено, что финансирование II этапа программы, для реализации которого заключены рассматриваемые контракты, осуществляется на основании соглашения от 1 ноября 2019 года № 7/1 о направлении в бюджет муниципального образования город Сковородино Сковородинского района субсидии на реализацию II этапа региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов».
Срок реализации данного соглашения истек 31 декабря 2021 года, соответственно, изменение сроков исполнения контрактов затрагивает публичные интересы в части исполнения настоящего соглашения.
Заявленные истцом в качестве основания для внесения изменений в контракты обстоятельства могут являться предметом исследования и оценки суда в случае привлечения подрядчика к ответственности за нарушение сроков передачи объектов строительства заказчику.
На основании совокупности изложенного обжалуемое решение суда подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в иске.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 5 мая 2022 года по делу № А04-10255/2021 отменить.
В иске отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Ж.В. Жолондзь
Судьи
М.О. Волкова
А.И. Воронцов