ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А04-3884/2021 от 20.10.2021 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-5492/2021

27 октября 2021 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2021 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Вертопраховой Е.В.

судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.

при участии в заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «УК АМУРБЛАГУПРАВЛЕНИЕ»: представитель не явился;

от Государственной жилищной инспекции Амурская области: представитель не явился;

от третьих лиц: представители не явились;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Амурская области

на решение от 27.07.2021

по делу № А04-3884/2021

Арбитражного суда Амурской области

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «УК АМУРБЛАГУПРАВЛЕНИЕ» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к государственной жилищной инспекции Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным решения,

третьи лица: ООО «Амурстрой ЖКХ», ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «УК АМУРБЛАГУПРАВЛЕНИЕ» (далее - заявитель, общество, ООО «УК АМУРБЛАГУПРАВЛЕНИЕ») с заявлением о признании недействительным решения государственной жилищной инспекции Амурской области № 63 от 26 февраля 2021 года «Об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Амурской области» об исключении сведений об управлении многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <...> в отношении ООО «УК Амурблагуправление».

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: ООО «Амурстрой ЖКХ», ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15.

27.07.2021 заявитель требования уточнил, просил признать недействительным решение государственной жилищной инспекции Амурской области № 63 от 26 февраля 2021 «О внесении изменений в реестр лицензий Амурской области» об исключении сведений об управлении многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <...> в отношении ООО УК Амурблагуправление».

Решением от 27.07.2021 суд: признал недействительным, как несоответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации решение ГЖИ Амурской области № 63 от 26 февраля 2021 года «О внесении изменений в реестр лицензий Амурской области»; взыскал с ГЖИ Амурской области в пользу общества с ООО «УК АМУРБЛАГУПРАВЛЕНИЕ» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.

Не согласившись с принятым судебным актом, ГЖИ Амурской области обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которых просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Заявитель жалобы утверждает следующее: на основании принятого решения, указанного в протоколе от 22.01.2021, о досрочном расторжении договора управления с ООО «УК Амурблагуправление» с 01.02.2021, сохранение договорных обязательств, указанных в протоколе от 09.02.2021, с управляющей организацией ООО «УК Амурблагуправление» по договору от 17.04.2014, (ранее 01.02.2021), расторгнутому собственниками помещений, является нарушением гражданского и жилищного законодательства, на основании изложенного, и принято решение о внесении изменений в реестр лицензий, Амурской области и исключении сведений об управлении многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <...>.

В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, общество доводы жалобы отклонило, просит решение суда оставить без изменения.

Представители лиц, участвующих в деле извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.

Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле согласно положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Как видно из материалов дела, 17 апреля 2014 года между ООО «УК Амурблагуправление» и собственниками жилых (нежилых) помещений в многоквартирном доме № 203/3 по ул. Ленина в г. Благовещенске заключен договор управления многоквартирным домом.

Согласно пунктам 8.1, 8.2 договора настоящий договор вступает в силу с 17 апреля 2014 года. Заключается сроком на один год. Если за месяц до окончания срока действия договора ни одна из сторон письменно не заявит о расторжении (отказе в пролонгации) данного договора, то договор считается пролонгированным на тот же срок и на тех же условиях.

В период с 09.12.2020 по 10.01.2021 собственниками помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <...> состоялось внеочередное общее собрание собственников помещений, в форме очно-заочного голосования.

В связи с чем, ООО «Амурстрой ЖКХ» направило подтверждающие документы в инспекцию.

Протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...> в форме очно-заочного голосования № 1 от 22.01.2021 решено в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления МКД и досрочно расторгнуть договор управления МКД с ООО «УК Амурблагуправление», а также решено выбрать в качестве управляющей организации ООО «Амурстрой ЖКХ».

01.02.2021 между ООО «Амурстрой ЖКХ» и собственниками помещений МКД заключен договор управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>. Указанный договор вступил в действие с 01.02.2021.

Решением общего собрания собственников помещений по второму вопросу протокола от 09.02.2021 от ООО «Амурблагуправление» поставленному на голосовании принято решение - «Сохранить договорные отношения между собственниками помещений и управляющей компанией ООО «УК Амурблагуправление». возникшие на основании договора управления от 17.04.2014».

В ходе рассмотрения предоставленного заявления и документов от ООО «Амурстрой ЖКХ» и документов от ООО «УК Амурблагуправление». Инспекцией проведена проверка на предмет достоверности сведений, содержащихся в представленных документах.

Решением инспекции № 25 от 09.02.2021 рассмотрение заявления ООО «Амурстрой ЖКХ» приостановлено на основании п. 7 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 938/пр (далее- Порядок № 938/пр)

Согласно акту проверки № 79-Л от 26 февраля 2021 года, по результатам рассмотрения документов предоставленных ООО «Амурстрой ЖКХ» и ООО «УК Амурблагуправление» на предмет соблюдения требований жилищного законодательства Российской Федерации выявлено, что в период с 09.12.2020 по 08.02.2021 прошли два общих собрания с аналогичными вопросами повестки дня. Списки собственников принявших участие в голосованиях (исходя из решений) были сверены. При сверке листов голосования, поступивших в адрес инспекции от ООО «Амурстрой ЖКХ» и листов голосования, поступивших в адрес инспекции от ООО «УК Амурблагуправление», установлено, что в листах голосования собственников следующих помещений № 19, 25, 29, 31, 35, 40, 41, 45, 53, 54, 55, 58 имеются не тождественные (разные) подписи.

В целях установления факта фальсификации протоколов общих собраний собственников помещений, датированных от 22.12.2020 и от 03.02.2021, проверки действий неустановленного круга лиц на предмет наличия состава преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ «Мошенничество», ст. 327 УК РФ (Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков), Инспекцией принято решение о направлении материалов для рассмотрения по существу в адрес МО МВД России «Благовещенский».

Решением государственной жилищной инспекции Амурской области от 26 февраля 2021 года № 63 «О внесении изменений в реестр лицензий Амурской области» (с учетом определения инспекции № 5 об исправлении опечатки от 30.06.2021) в реестр лицензий Амурской области» внесены изменения в реестр лицензий Амурской области путем исключения сведений об управлении многоквартирным жилым домом расположенном по адресу: <...> в отношение ООО «УК Амурблагуправление»- 01.03.2021.

В решении от 26 февраля 2021 года № 63 инспекция указала, что на основании принятого решения, указанного в протоколе от 22.01.2021 о досрочном расторжении договора управления с ООО «УК Амурблагуправление» с 01.02.2021, сохранение договорных обязательств, указанных в протоколе от 09.02.2021 с управляющей организацией ООО «УК Амурблагправление» по договору от 17.04.2014, (ранее 01.02.2021) расторгнутому собственниками помещений, является нарушением гражданского и жилищного законодательства.

Не согласившись с решением, заявитель оспорил его в арбитражном суде (с учетом уточнения его наименования).

В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

Как предусмотрено частью 2 статьи 198 ЖК РФ, в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.

После получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 Жилищного кодекса).

Перечень документов, представляемых с заявлением о внесении изменений в реестр, установлен пунктом 3 Порядка № 938/пр, а в пункте 5 Порядка № 938/пр предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет: соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка (подпункт «а»); достоверности сведений, содержащихся в заявлении (подпункт «б»); отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям (подпункт «в»); отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении (подпункт «г»); выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ (подпункт «д»).

По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает решение о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка № 938/пр).

Согласно подпункту «б» пункта 9 Порядка № 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления является: несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «б» (достоверность сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка) и «в» (отсутствие противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям) пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.

В соответствии со статьей 44 ЖК РФ органом управления МКД является общее собрание собственников помещений в МКД, к компетенции которого относится и выбор способа управления МКД.

Порядок проведения общего собрания и порядок принятия решений на собрании регламентированы статьями 44 - 48 ЖК РФ.

Согласно части 1 статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в МКД являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в МКД обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание.

Требования к оформлению протоколов общих собраний помещений в многоквартирных домах установлены Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.01.2019 № 44/пр (далее - Требования № 44/пр).

Содержательная часть протокола общего собрания должна состоять из двух частей - вводной и основной (пункт 11 Требований № 44/пр).

Вводная часть содержательной части протокола общего собрания должна включать список лиц, принявших участие в общем собрании (далее - присутствующие лица) и приглашенных для участия в нем: указываются сведения, предусмотренные пунктами 13 - 15 настоящих Требований (подпункт «в» пункта 12 Требований № 44/пр).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 13 Требований № 44/пр список присутствующих лиц должен начинаться со слов «Присутствующие лица» и включать информацию в отношении физических лиц - фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме и (или) его представителя (в случае участия последнего в общем собрании), указываемые в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина; номер принадлежащего ему на праве собственности помещения в многоквартирном доме (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего его право собственности на указанное помещение; количество голосов, которыми обладает данное лицо; наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя собственника помещения в многоквартирном доме (в случае его участия в общем собрании); подпись собственника помещения в многоквартирном доме либо его представителя.

Списки присутствующих и приглашенных лиц оформляются в виде приложения к протоколу общего собрания, при этом в протоколе общего собрания указывается общее количество присутствующих и приглашенных лиц и делается отметка: «список прилагается (приложение №___ к настоящему протоколу)» (пункт 15 Требований № 44/пр).

Согласно пункту 20 Требований № 44/пр обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются, в том числе: в) документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации; г) списки присутствующих и приглашенных лиц.

По пункту 21 Требований, все приложения к протоколу общего собрания должны быть пронумерованы. Номер приложения, а также указание на то, что документ является приложением к протоколу общего собрания, указываются на первом листе документа. Приложения являются неотъемлемой частью протокола общего собрания.

В силу статьи 185.5 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее– ГК РФ), если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; принято при отсутствии необходимого кворума.

Как видно, в том числе из акта проверки от 26.02.2021, при сверке листов голосования, поступивших в адрес инспекции от ООО «Амурстрой ЖКХ» и листов голосования, поступивших в адрес инспекции от ООО «УК Амурблагуправление», установлено, что в листах голосования собственников следующих помещений № 19, 25, 29, 31, 35, 40, 41, 45, 53, 54, 55, 58 имеются нетождественные (разные) подписи.

При этом, как верно установил суд, инспекцией не представлены документальные сведения о том, чьи именно документы содержали нетождественные (разные) подписи, а также не представлен ответ МО УМВД России «Благовещенский» на запрос инспекции от 31.03.2021.

Согласно письму инспекции от 12.04.2021 при проверке протокола общего собрания от 22.01.2021 № 1 кворум был установлен. Общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...> составляет 3 832,5 кв. метров. Сумма голосов принявших участие в очно-заочном голосовании, составила 2430,3 кв. метра, обладающих 63,412% от общего числа голосов.

Вместе с этим, исходя из содержания протокола общего собрания от 22.01.2021 № 1, представленного ООО «Амурстрой ЖКХ», общая площадь жилых и нежилых помещений вышеуказанного МКД составляет 2 550,4 кв. метров; кворум 50% + 1 голос - 1 275,2 кв. м.

При этом ГЖИ Амурской области не опровергнуты доводы заявителя о том, что на общем собрании, решение которого оформлено протоколом от 22.01.2021 № 1, принял участие не собственник нежилого помещения общей площадью 565,4 кв. метров, а арендатор по договору аренды от 01.01.2020 ФИО16.

По расчету инспекции, всего приняли участие во внеочередном общем собрании собственники помещений, обладающих 48,7% голосов от общего числа голосов, то есть кворум отсутствует (2430,3 кв. м - 565,4 кв. м = 1864,9 кв. м: 3832,5 кв. м х 100% = 48,7%).

Наряду с этим судом установлено, и подтверждается представленными в материалы дела документами несоблюдение требований, предъявляемых к протоколам общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, установленных подпунктам «а» пункта 13, подпунктами «в», «г» пункта 20 Требований № 44/пр.

Так в протоколе от 22.01.2021 № 1 общего собрания собственников помещений МКД отсутствует сведения о списке присутствующих и приглашенных лиц.

В приложении к протоколу от 22.01.2021 № 1 указанные списки не значатся.

Поименованные в приложении к протоколу от 22.01.2021 № 1 реестр собственников МКД, реестр собственников помещений в МКД, принявших участие 09.12.2020 в очном голосовании, решения собственников помещений в МКД в количестве 52 экземпляров к таким документам не относятся.

Более того, в суд ГЖИ Амурской области приложения к протоколу от 22.01.2021 № 1, а также листы голосования за период с 09.12.2020 по 10.01.2021, запрошенные судом определением от 01.07.2021 не представлены.

При этом судом установлено, что листы голосования, поступившие в адрес инспекции от ООО «Амурстрой ЖКХ», ссылка на которые имеется в акте проверки от 26.02.2021, в качестве приложений к протоколу от 22.01.2021 № 1 не значатся.

Кроме того, в ходе проведенной внеплановой документарной проверки инспекцией были самостоятельно установлены обстоятельства недостоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, наличие противоречивых сведений, а также наличие признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленного протоколом общего собрания от 22.01.2021.

Следовательно, на момент вынесения оспариваемого решения у инспекции отсутствовали правовые основания для исключения сведений об управлении многоквартирным жилым домом расположенном по адресу: города Благовещенск, ул. Ленина, 203/3 в отношении ООО «УК Амурблагуправление»- 01.03.2021.

То есть, как верно установил суд, спариваемое решение № 63 от 26 февраля 2021 «О внесении изменений в реестр лицензий Амурской области» не соответствует приведенным выше требованиям законодательства, пп. «б» пункта 9 Порядка № 938/пр, и нарушает права заявителя в экономической сфере.

Таким образом, суд первой инстанции, в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ обоснованно признал незаконным, не соответствующим ЖК РФ решение ГЖИ Амурской области № 63 от 26 февраля 2021 года «О внесении изменений в реестр лицензий Амурской области».

С учетом вышеизложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и вынесено по существу законное и обоснованное решение.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не выявлено.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Амурской области от 27 июля 2021 года по делу № А04-3884/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.В. Вертопрахова

Судьи

Е.И. Сапрыкина

А.П. Тищенко