Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-6412/2020
29 декабря 2020 года
г. Хабаровск
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью «Аист»: ФИО1 по доверенности от 26.11.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Амурской области
на решение от 21.10.2020
по делу № А04-5994/2020
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Аист» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к управлению по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным отказа в выдаче горноотводного акта угольного месторождения «Моховые отроги», изложенного в письме от 14.07.2020 № 02А-39/370-2166, обязании оформить документацию удостоверяющую уточненные границы горного отвода на участке Моховые отроги Райчихинского буроугольного месторождения на территории городского округа г. Райчихинск Амурской области к лицензии на пользование недрами БЛГ 03709 ТЭ,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: отдел геологии и лицензирования департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу по Амурской области,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Аист» (далее – ООО «Аист», Общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным отказа управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Амурской области (далее – Дальневосточное управление Ростехнадзора Амурской области, Управление, административный орган) в выдаче горноотводного акта угольного месторождения «Моховые отроги», изложенного в письме от 14.07.2020 № 02А-39/370-2166, обязании оформить документацию, удостоверяющую уточненные границы горного отвода на участке Моховые отроги Райчихинского буроугольного месторождения на территории городского округа г. Райчихинск Амурской области к лицензии на пользование недрами БЛГ 03709 ТЭ.
Заявление было принято к рассмотрению, возбуждено производство по делу № А04-5994/2020, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен отдел геологии и лицензирования департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу по Амурской области (далее – Отдел, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Амурской области от 21.10.2020 по делу № А04-5994/2020 заявленные требования ООО «Аист» удовлетворены в полном объеме, отказ Дальневосточного управления Ростехнадзора Амурской области в выдаче горноотводного акта угольного месторождения «Моховые отроги» от 14.07.2020 № 02А-39/370-2166 признан незаконным, суд обязал Дальневосточное управление Ростехнадзора Амурской области в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя повторно рассмотреть заявление ООО «Аист».
Не согласившись с принятым судебным актом, административный орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование – решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального и процессуального права, на то, что судом первой инстанции вопросы проведения вскрышных работ, создания элементов горной выработки (внешний отвал, уступы, выездные траншеи и др.) при разработке месторождения не рассматривались как признаки создания объекта капитального строительства. Апеллянт обращает внимание на то, что выводы суда первой инстанции основаны на пояснительной записке проекта горного отвода, а не на техническом проекте разработки месторождения. По мнению Управления, выводы суда первой инстанции не согласуются с нормами законодательства о недрах и градостроительной деятельности, поскольку горная выработка на поверхности земли является сооружением, то есть объектом капитального строительства, следовательно, к пояснительной записке проекта горного отвода должна прилагаться копия государственной экспертизы проектной документации строительства объекта в соответствии с градостроительным законодательством.
Апелляционная жалоба была принята к рассмотрению определением от 26.12.2020 Шестого арбитражного апелляционного суда.
ООО «Аист» и Отдел не представили отзывы на апелляционную жалобу.
До начала судебного заседания от Дальневосточного управления Ростехнадзора Амурской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
В судебном заседании (в режиме онлайн-трансляции) представитель Общества не согласился с доводами жалобы, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Управление и Отдел не направили своих представителей в судебное заседание, что не препятствовало рассмотрению апелляционной жалобы в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Выслушав пояснения лица, участвовавшего в судебном заседании, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам относительно законности и обоснованности обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, Департаментом по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу Обществу выдана лицензия № БЛГ 03709 ТЭ на право осуществления разведки и добычи бурого угля. Участок недр расположен на участке Моховые отроги в городском округе г. Райчихинск Амурской области. Участок имеет статус горного отвода.
10.02.2020 в Управление от ООО «Аист» поступило заявление об оформлении горноотводной документации к лицензии на пользование недрами БЛГ 03709 ТЭ для осуществления разведки и добычи бурого угля участка Моховые отроги Райчихинского буроугольного месторождения на территории городского округа г. Райчихинск Амурской области.
По итогам рассмотрения заявления, Управлением было принято решение об отказе в оформлении документации, удостоверяющей уточненные границы горного отвода на основании подпункта «а» пункта 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2015 № 770, несоответствие проекта горного отвода требованиям законодательства Российской Федерации, в части пунктов 7.2, 9.3, 9.4, 10, 11.1, 11.3, 12.2, 13.6, 14, 19 Требований к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений, плана горного отвода и ведению реестра документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, утв. приказом Ростехнадзора от 01.11.2017 № 461 (далее – Требования). Уведомление об отказе направлено в адрес заявителя письмом от 28.02.2020 № 02А-39/Р-370-38.
07.07.2020 Общество повторно обратилось в Управление с заявлением об оформлении горноотводной документации к лицензии на пользование недрами БЛГ 03709 ТЭ (вх. № 370/2942).
По результатам рассмотрения заявления, Управлением 14.07.2020 было принято решение об отказе в оформлении документации, удостоверяющей уточненные границы горного отвода. Основание отказа - подпункт «а» пункта 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2015 № 770 несоответствие проекта горного отвода требованиям законодательства Российской Федерации, в части несоблюдения пункта 9.4 Требований, не предоставление копий заключений экспертиз о градостроительной деятельности.
ООО «Аист», посчитав, что указанным отказом от 14.07.2020 № 02А-39/370-2166 нарушаются его права и законные интересы, поскольку на него возложена обязанность, не предусмотренная законодательством, обратилось в суд с указанным выше требованием.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что добыча полезных ископаемых в карьере запроектирована только открытым способом, без ведения взрывных работ, без строительства и эксплуатации подземных или надземных сооружений, являющихся объектами капитального строительства, поэтому проектная документация не может являться объектом экспертизы о градостроительной деятельности.
Апелляционный суд поддерживает указанные выводы суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статьей 11 Закона от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) установлено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Статьей 7 Закона о недрах установлено, что в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Из указанного следует, что предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, порядок подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода установлен Правилами подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2015 № 770) (далее – Правила).
Согласно подпункту «а» пункта 3 Правил в отношении участков недр, предоставленных в пользование в соответствии с лицензией на пользование недрами, в том числе участков недр местного значения, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, разработка которых, осуществляется с применением взрывных работ, документация оформляется органом государственного горного надзора.
В соответствии с Положением о государственном надзоре за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 № 39, государственный горный надзор осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами (пункт 3 Положения).
Дальневосточное управление Ростехнадзора Амурской области является территориальным органом Ростехнадзора и осуществляет деятельность в соответствии с Положением о Дальневосточном управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Таким образом, оспариваемое решение вынесено уполномоченным органом.
Согласно пункту 9.4 приказа Ростехнадзора от 01.11.2017 № 461 «Об утверждении Требований к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений, плана горного отвода и ведению реестра документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода» к пояснительной записке проекта горного отвода должны прилагаться копии, в том числе заключений экспертиз, предусмотренных законодательством Российской Федерации о недрах, о градостроительной деятельности, в области промышленной безопасности, охраны окружающей среды.
В силу части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации (в том числе путем внесения в нее изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства» при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.
Частью 1 статьи 49 ГрК РФ установлено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 настоящего Кодекса, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Согласно пункту 3.4 статьи 49 ГрК РФ проектная документация всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса подлежит государственной экспертизе.
В силу пункта 5.1 статьи 6 ГрК РФ организация и проведение государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, автомобильных дорог федерального значения, объектов капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и объектов капитального строительства инфраструктуры воздушного транспорта (в случае строительства данных объектов в рамках концессионного соглашения или иных соглашений, предусматривающих возникновение права собственности Российской Федерации на данные объекты), объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта), указанных в статье 48.1 настоящего Кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов размещения отходов, объектов обезвреживания отходов, иных объектов, определенных Правительством Российской Федерации, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации указанных в настоящем пункте объектов.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 11 части 1 статьи 48.1 ГрК РФ к особо опасным и технически сложным объектам относятся опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, в том числе опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ. Положения указанного Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ) промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (статья 3 Закона № 116-ФЗ).
В силу пункта 5 Приложения № 1 к Закону № 116-ФЗ к опасным производственным объектам относятся объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 118 утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее – Положение № 118).
Пунктом 2 Положения № 118 установлено, что подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах.
В пункте 3 Положения № 118 указано, что подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр для подготовки проектной документации на основании технического задания на проектирование, разработанного и утвержденного пользователем недр, и имеющейся геологической и иной информации о недрах. Проектная документация, подготовленная проектной организацией, подписывается уполномоченным лицом проектной организации, заверяется печатью этой организации и передается пользователю недр для согласования и утверждения в установленном порядке (пункт 4 Положения № 118).
Проектная документация до ее утверждения пользователем недр подлежит согласованию с Комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом (пункт 5 Положения № 118).
В силу подпункта «в» пункта 16 Положения № 118 к заявлению пользователя недр о согласовании проектной документации прилагаются, в частности, копия заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр (за исключением запасов углеводородного сырья) - в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Приказом Ростехнадзора от 11.12.2013 № 599 утверждены правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых (далее – Правила).
Настоящие Правила устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на объектах ведения горных работ и переработки негорючих, твердых полезных ископаемых.
В разделе «Термины и определения» Правил определено, что горные работы - комплекс работ, связанных с выемкой горных пород из недр земли, проходкой, проведением и креплением горных выработок.
Правилами установлено, что объектами открытых горных работ являются, в том числе карьеры.
Приказом Минприроды Российской Федерации от 25.06.2010 № 218 «Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья» установлены требования к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых. Согласно пункту 4.2 указанных требований проектная документация на разработку карьеров (разрезов) должна содержать сведения о вскрытии и порядке отработки поля карьера, системе разработки и другую информацию.
Из материалов дела суд установил, что в рассматриваемом случае на участке разработки месторождения по лицензии БЛГ 03709 ТЭ предусматривается проведение вскрышных работ без применения взрывных работ.
В частности порядок отработки блоков производится диагональными заходками к юго-восточной границе с размещением вскрышных пород в выработанное пространство, кроме первой заходки (разрезной траншеи) длиной 515 м., вскрышные породы которой вывозятся во внешний отвал расположенный с западной стороны месторождения. Разработка вскрышных уступов производится экскаватором в комплексе с бульдозером одним уступом. Разработка угольного пласта производится одним уступом экскаватором валовым способом, широким забоем с двух осей хода. Добычной экскаватор и автотранспорт устанавливается на кровле угольного пласта, движение автотранспорта производится по угольному пласту, далее по выездной траншее и по существующим автодорогам после их ремонта (подсыпки земполотна и уширения на отдельных участках). Отработка пласта производиться обратным ходом от флангов к выездной траншеи.
В соответствии с горно-геологическими и гидрогеологическими условиями участка месторождения, тектоникой участка, а также отсутствием каких-либо производственных строений, сооружений и водных объектов, общешахтных потерь и потерь из-за геологических нарушений при ведении добычных работ не будет.
Кроме того, проектом не предусмотрено разубоживание угля, поскольку просечка пород в кровле, почве пласта или при зачистке угольного бора приведет к снижению теплоты сгорания угля и он может стать не пригоден для энергетических целей.
В части 1 статьи 49 ГрК РФ предусмотрено обязательное проведение государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Следовательно, как следует из анализа данной правовой нормы, если в составе разрабатываемого месторождения планируется строительство объектов капитального строительства, то заключение государственной экспертизы рассматривается законодателем в качестве обязательного требования.
Между тем, судом первой инстанции из представленной в материалы дела проектной документации горного отвода установлено, что добыча полезных ископаемых запроектирована открытым способом, без строительства и эксплуатации подземных или надземных сооружений, являющихся объектами капитального строительства, и возведение таких объектов не планировалось.
Судом в данном случае учтено, что в силу статей 49, 48.1, 51, пункта 5.1 части 1 статьи 6 ГрК РФ не предусмотрено получение разрешения на строительство при добыче полезных ископаемых в карьере при отсутствии на нем объектов капитального строительства и взрывных работ.
В этой связи, у Дальневосточного управления Ростехнадзора Амурской области не имелось законных оснований требовать представления Обществом заключения экспертизы о градостроительной деятельности.
Кроме того, территориальной комиссией по разработке месторождений полезных ископаемых отдела геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу по Амурской области (ТКР по Амурской области) ООО «Аист» были согласованы материалы Технического проекта на отработку месторождения бурого угля в пределах участка Моховые отроги Райчихинского месторождения на 2019-2034 годы (протокол Комиссии № 126/4 от 26.11.2019). Указанная проектная документация соответствовала требованиям законодательства о недрах.
То есть, территориальное управление Федерального агентства по недропользованию, являющееся уполномоченным органом для согласования проектной документации, пришло к выводу об отсутствии оснований для проведения государственной экспертизы проектной документации по разработке месторождения бурого угля в пределах участка Моховые отроги на территории городского округа г. Райчихинск Амурской области и не потребовало представления данной государственной экспертизы проектной документации.
Следовательно, возложение Дальневосточным управлением Ростехнадзора Амурской области на Общество, которому Департаментом по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу по Амурской области была согласована проектная документация, обязанности по представлению заключения государственной экспертизы свидетельствует о незаконном обременении Общества дополнительными обязанностями и не отвечает целям деятельности Управления Ростехнадзора.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия.
Однако, как правильно установлено судом первой инстанции, Дальневосточное управление Ростехнадзора Амурской области не доказало необходимость получения ООО «Аист» заключения государственной экспертизы проектной документации, прошедшей согласование в уполномоченном органе.
С учетом изложенного суда апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно применил указанные выше правовые нормы и сделал отвечающий фактическим обстоятельствам дела вывод о том, что согласованная уполномоченным органом проектная документация, представленная Обществом в Управление, не может являться объектом государственной экспертизы и Управление в данном случае неправомерно требовало от Общества заключение государственной экспертизы.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда, а также иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 21.10.2020 по делу № А04-5994/2020 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
А.П. Тищенко
Судьи
Е.В. Вертопрахова
Е.И. Сапрыкина