Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-458/2022
03 марта 2022 года
г. Хабаровск
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от Комитета по управлению муниципальным имуществом города Зеи: представитель не явился;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области: представитель не явился;
от Отдела муниципального заказа администрации города Зеи: представитель не явился;
от индивидуального предпринимателя ФИО1: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Зеи
на решение от 13.12.2021
по делу № А04-7943/2021
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом города Зеи (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным решения,
третьи лица: отдел муниципального заказа администрации города Зеи; индивидуальный предприниматель ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальным имуществом города Зеи (далее - заявитель, Комитет, КУМИ города Зеи) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее – УФАС России по Амурской области, Управление, антимонопольный орган, антимонопольная служба) от 03.09.2021 по делу № 028/06/105-538/2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: отдел муниципального заказа администрации города Зеи (далее Отдел МЗ Администрации города Зеи: Отдел); индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1).
Решением суда от 13.12.2021 в удовлетворении заявления Комитета отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Комитет обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы утверждает следующее: вывод суда об отнесении являвшихся предметом закупки услуг по обследованию технического состояния строительных конструкций МКД к инженерным изысканиям (с соответствующими требованиями к лицам, их выполняющим), основан на неверном толковании правовых норм; действующим законодательством, а именно Положением, утвержденным Постановлением Российской Федерации от 28.01.2006 №47, в качестве лица, уполномоченного на проведение обследования МКД в целях рассмотрения вопроса о признании его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, определена специализированная организация – юридическое лицо, являющееся членом соответствующего СРО.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, антимонопольный орган отклоняет доводы такой жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Представители лиц, участвующих в деле извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, при том, что судом было удовлетворено ходатайство УФАС России по Амурской области об участии его представителя в заседании в режиме веб-конференции, соединение со стороны последнего не состоялось по неустановленной причине.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, согласно положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, 24 августа 2021 года в единой информационной системе в сфере закупок (EИС) и на электронной площадке ООО РТС-тендер отделом муниципального заказа администрации города Зеи по заявке Комитета по управлению муниципальным имуществом города Зеи (муниципального заказчика) было размещено извещение № 01233000000221000110 и документация о проведении аукциона в электронной форме (далее - электронный аукцион) на оказание услуг по обследованию технического состояния строительных конструкций многоквартирных домов.
Решением № 1 от 25 августа 2021 года внесено изменение в извещение о проведении электронного аукциона и в документацию об электронном аукционе, в части дополнения требований к участникам закупки, а именно:
"- участником закупки должно быть юридическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций - п. 44, 45 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом"."
25.08.2021 поступил запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе, в части указанного требования к участникам закупки, на который 26.08.2021 даны разъяснения с правовым обоснованием.
27.08.2021 в УФАС России по Амурской области поступила жалоба ИП ФИО1 на действия муниципального заказчика и уполномоченного органа (отдела муниципального заказа администрации города Зеи) при осуществлении вышеуказанной закупки, выразившееся, в утверждении аукционной документации с нарушением положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
Решением Комиссии антимонопольного органа от 03.09.2021 (в полном объеме изготовлено 08.09.2021) по делу № 028/06/105-538/2021 жалоба ИП ФИО1 признана обоснованной, отдел муниципального заказа администрации города Зеи признан нарушившим пункт 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ№, отделу решено выдано предписание об устранении допущенных нарушений.
При принятии данного решения Управление исходило из того, что работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими липами, являющимися членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, в связи с чем, пришло к выводу, что заказчик неверно определил, что работы по обследованию технического состояния строительных конструкций многоквартирных домов могут выполняться только юридическими лицами, являющимися членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, что нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе".
Не согласившись с решением, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Зеи (далее -комитет, муниципальный заказчик) обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По мнению комитета, антимонопольный орган при вынесении решения не учел, что согласно разделу V Документации об электронном аукционе объект закупки определен муниципальным заказчиком как обследование технического состояния строительных конструкций многоквартирных домов с целью оценки технического состояния несущих и ограждающих конструкций жилых домов, с составлением заключений по результатам обследований, для их последующего использования в целях рассмотрения вопроса о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" (далее – Положение № 47), устанавливающее специализированную организацию по обследованию технического состояния МКД, как юридическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организацией, данное Положение является специальной нормой по отношению к положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Согласно части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является аукцион, при котором победителем признается участник закупки, котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
По пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Решением № 1 от 25.08.2021 в пункт 13 информационной карты электронного аукциона и извещение о проведении электронного аукциона внесены изменения, из которых следует, что участником закупки должно быть юридическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (пункты 44, 45 Положения № 47).
Вместе с тем, как верно установил суд, заявителем не учтено следующее.
Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей; выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов); работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В силу части 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно Перечню видов инженерных изысканий, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 года № 20 "Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства", работы по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций являются специальным видом инженерных изысканий.
В силу части 2 статьи 47 ГрК РФ работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено частью 2.1 статьи 47 ГрК РФ.
Письмом № 38887-ЛС/02 от 20.09.2018 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации разъясняется, что работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений могут выполняться только членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий.
То есть, работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий.
Предметом закупки, объявленной извещением № 0123300000221000110, является оказание услуг по обследованию технического состояния строительных конструкций многоквартирных домов.
В соответствии с пунктом 6 части 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" под зданием понимается результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.
Частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно пункту 6 Положения № 47 многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме; многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Поскольку многоквартирный дом является зданием, в котором расположены жилые помещения (квартиры), следовательно, работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий.
Таким образом, антимонопольный орган пришел к правильному выводу, поддержанному судом первой инстанции, о том, что заказчик неверно определил, что работы по обследованию технического состояния строительных конструкций многоквартирных домов могут выполняться только юридическими лицами, являющимися членами саморегулирующих организаций в области инженерных изысканий, что, в свою очередь, нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу положений части 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации, заявитель ошибочно полагает, что Положение № 47 является специальной нормой по отношению к ГрК РФ.
Судом также учтено, что пунктом 8 Технического задания, являющегося приложением № 1 к муниципальному контракту (неотъемлемая часть документации об аукционе) заказчиком - КУМИ г. Зеи определены требования к качеству оказанных услуг: в частности установлено, что услуги должны быть оказаны в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" (введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2012 года № 1984-ст.).
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями: специализированная организация - физическое или юридическое лицо, уполномоченное действующим законодательством на проведение работ по обследованиям и мониторингу зданий и сооружений. Указанный ГОСТ действует на сегодняшний день и действовал на момент объявления закупочной процедуры. Содержание понятия "специализированная организация" подтверждает равнозначное правовое положение индивидуального предпринимателя и юридического лица в рамках законодательства на проведение работ по обследованиям и мониторингу зданий и сооружений.
Подтверждением того, что индивидуальные предприниматели в силу действующего градостроительного законодательства вправе осуществлять услуги по обследованию технического состояния строительных конструкций многоквартирных домов, является общедоступная информация в Единой информационной системе в сфере закупок в разделе "Реестр контактов".
Так, заявителем жалобы, поданной в антимонопольный орган - ИП ФИО1 (ИНН: <***>), по результатам которой принято оспариваемое решение Управления, заключено 95 контрактов (приложение), предметом которых являются те или иные обследования жилых помещений, проведение строительно-технической экспертизы, в том числе многоквартирных жилых домов.
Наряду с этим судом учтено, что оспариваемое решение Управления вынесено в отношении отдела муниципального заказа администрации города Зеи, признан нарушившим пункт 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ№, и именно Отделу, а не Комитету решено выдать предписание об устранении допущенных нарушений, что в силу положений главы 24 АПК РФ не может являться основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта незаконным (не соблюдено условие нарушения прав заявителя таким актом на момент его принятия).
При установленных обстоятельствах суд пришел к верному выводу о том, что оспариваемое заявителем решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 03.09.2021 по делу № 028/06/105-538/2021 соответствует закону и права комитета не нарушает, что в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
С учетом вышеизложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы права действующего законодательства, и вынесено по существу законное и обоснованное решение.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве обоснованных, так как они не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 13 декабря 2021 года по делу № А04-7943/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу– без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.В. Вертопрахова
Судьи
Е.Г. Харьковская
Е.А. Швец