Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-3052/2022
18 июля 2022 года
г. Хабаровск
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жолондзь Ж.В.
судей Воронцова А.И., Иноземцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко Т.Н.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Городские энергетические сети»
на решение от 19 апреля 2022 года
по делу № А04-895/2022
Арбитражного суда Амурской области
по иску общества с ограниченной ответственностью «Городские энергетические сети» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к муниципальному казенному учреждению «Комитет имущественных отношений администрации города Белогорска» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о внесении изменений в концессионное соглашение от 24 ноября 2017 года третьи лица без самостоятельных требований - Прокуратура Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
установил: общество с ограниченной ответственностью «Городские энергетические сети» обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к муниципальному казенному учреждению «Комитет имущественных отношений администрации города Белогорска» с требованиями:
1. о понуждении к внесению изменений в концессионное соглашение от 24 ноября 2017 года в отношении комплекса технологически и функционально связанных объектов системы коммунального теплоснабжения муниципального образования г. Белогорск Амурской области путем подписания дополнительного соглашения о внесении следующих изменений в приложение № 3 к Соглашению «Вариант Основные мероприятия по реконструкции системы теплоснабжения муниципального образования г. Белогорск при передаче по концессионному соглашению» и приложение № 4 к соглашению «Вариант 2 Предельный размер расходов по реконструкции системы теплоснабжения МО г. Белогорск при передаче по концессионному соглашению»:
№
п/п
Наименование мероприятий
Срок реализации мероприятий по годам с указанием финансовых затрат, тыс. руб.
2018 2019 2020
примечание
1.3
Установка котлов с топкой для сжигания шлака и
низкокалорийных углей на котельной
«Южная»
20 726,9
22 799,6
6 563,34
исключить в периоде 2018-2020 гг. данные затраты на мероприятие
3.1.8
Замена тепловой сети, выработавшей нормативный срок; службы с применением тепловой изоляции ППУ котельная «Транспортная»
2 160,6
в 2018 г. объем финансовых затрат установить в размере 2160,6 тыс. руб., т.е. в части выполнения данного мероприятия
3.1.9
Замена тепловой сети, выработавшей нормативный срок; службы с применением тепловой изоляции ППУ котельная «Амурсельмаш»
2 791,1
исключить в периоде 2019 г. данные затраты на мероприятие
3.2.1
Замена старых котлов ДЕ-25-14ГМО котельная «Амурсельмаш»
12 053,0
12 053,0
исключить в периоде 2019-2020 г. данные затраты на мероприятие
3.2.2
Перевод котельной «Дом престарелых» с мазута на уголь
10 607,1
в 2018 г. объем финансовых затрат установить в размере 10607,1 тыс.руб., т.е. исходя из фактических затрат на выполнение данного мероприятия
3.2.3
Капитальный ремонт котла ДЕ 25-14 ГМО на котельной «Транспортная»
6 839,0
исключить в периоде 2019 г. данные затраты на мероприятие
3.2.4
Установка частотных преобразователей на тягодутьевое и насосное оборудование на котельной «Районная»
538,3
538,3
в2018 и 2019 г.г. исключить объем финансирования данного мероприятия в общей сумме 1076,6 тыс. руб.
3.2.5
Установка частотных преобразователей на тягодутьевое и насосное оборудование на котельной «Амурсельмаш»
494,9
287,5
185,51
исключить в периоде 2018-2019 г. г. данные затраты на мероприятие. В 2020 г. объем финансовых затрат установить в размере 185,51 руб., т.е. исходя из фактических затрат на выполнение мероприятия
3.2.6
Установка частотных преобразователей на тягодутьевое и насосное оборудование на котельной «Южная»
215,9
215,9
134,9
исключить в периоде 2018-2020 г. г. данные затраты на мероприятие
3.2.7
Установка частотных преобразователей на тягодутьевое и насосное оборудование на котельной «Мелькомибинат»
540,2
107,9
101,27
исключить в периоде 2018-2020 г. г. данные затраты на мероприятие
10
Модернизация участка тепловой сети котельной
«Транспортная» по ул. Железнодорожная ТК-67 -ТК-69
3 911,85
в 2020 г. объем финансовых затрат установить в размере 3911,85 руб., т.е. исходя из фактических затрат на выполнение мероприятия
2. о понуждении к внесению изменений в концессионное соглашение от 24 ноября 2017 года в отношении комплекса технологически и функционально связанных объектов системы коммунального теплоснабжения муниципального образования г. Белогорск Амурской области путем подписания дополнительного соглашения, которым пункт 15.14 концессионного соглашения изменить, изложив его в следующей редакции:
«15.14. Концессионер в течение 3 (трех) месяцев с момента заключения соглашения обязан предоставить концеденту обеспечение исполнения обязательств по реконструкции объектов соглашения в форме передачи концессионером концеденту в залог прав концессионера по договору банковского вклада (депозита) в размере: 1 (один) % от рассчитанного размера расходов на строительство и (или) реконструкцию объекта соглашения, сроком на 1 (один) год. Каждый последующий календарный год до конца срока действия концессионного соглашения, концессионер обязан предоставлять Концеденту в залог права концессионера по договору банковского вклада (депозита) не позднее 30 декабря текущего года».
В обоснование исковых требований истец указал на невозможность общества выполнить весь объем мероприятий по реконструкции объекта соглашения вследствие отсутствия бюджетного финансирования, предусмотренного инвестиционной программой истца, а также установления регулирующим органом тарифа на уровне, не обеспечивающем покрытие затрат общества на реконструкцию объекта соглашения и отказом ряда кредитных организаций в предоставлении банковской гарантии для обеспечения обязательств концессионера по реконструкции объекта соглашения.
Истец в судебном заседании заявил ходатайство об уточнении исковых требований, представил концессионное соглашения и дополнительные пояснения по делу, просил о понуждении муниципального казенного учреждения «Комитет имущественных отношений администрации города Белогорск» внести изменения в концессионное соглашение от 24 ноября 2017 года в отношении комплекса технологически и функционально связанных объектов системы коммунального теплоснабжения муниципального образования г. Белогорск Амурской области путем подписания дополнительного соглашения о внесении следующих изменений в приложение № 3 к соглашению «Вариант Основные мероприятия по реконструкции системы теплоснабжения муниципального образования г. Белогорск при передаче по концессионному соглашению» и Приложение № 4 к соглашению «Вариант 2 «Предельный размер расходов по реконструкции системы теплоснабжения муниципального образования г. Белогорск при передаче по концессионному соглашению» в редакции, изложенной в приложениях № 1 и № 2 к настоящим дополнительным пояснениям и уточнениям:
ВАРИАНТ
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ СИСТЕМЫ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ МО Г. БЕЛОГОРСК ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ПО КОНЦЕССИОННОМУ СОГЛАШЕНИЮ (приложение № 1)
№
п/п
Наименование мероприятий
Срок
реализации
Объем
финансирования,
тыс. руб.
1.1.
Проектирование замены котла КЕВ 10-14С на котел большей мощности на котельной "Берег"
2018
2 650,00
1.2.
Проектирование замены котла КЕВ 15-14С на котел большей мощности на котельной "Районная"
2018
2 850,00
1.3.
Установка котлов с топкой для сжигания шлака и низкокалорийных углей на котельной "Южная"
2018-2020
0,00
3.1.1.
Реконструкция (модернизация) сети ГВС и тепловой сети) с Ду 300 мм на ДУ 350 мм) котельной "Берег", участок ул. Ударная ТК-14-ТК15/1-ТК23
2021
17 070,92
3.1.2.
Замена тепловой сети, выработавшей нормативный срок службы с увеличением диаметра тепловой сети, с применением тепловой изоляции ППУ-пенополиуретановые-скорлупы котельная "Берег"
2018
30 648,20
3.1.4.
Замена тепловой сети, выработавшей нормативный срок службы с увеличением диаметра тепловой сети, с применением тепловой изоляции ППУ котельная "Южная"
2018
2 006,20
3.1.5.
"Реконструкция (модернизация) участка тепловой сети котельной «Транспортная» с применением ППУ изоляции, обустройством дренажного колодца. ТК-5-ТК-6 по ул. Гастелло, с полной заменой труб. Ду 500 мм"
2021
3 927,89
3.1.6.
Ремонт аварийного участка тепловой сети с полной заменой труб 2Ду 500 с применением тепловой изоляции ППУ котельная "Транспортная"
2022
3 686,30
3.1.7.
Замена труб 2Ду 200 на 2Ду 150 с применением тепловой изоляции ППУ котельная "Транспортная"
2023
1 057,20
3.1.8.
Замена тепловой сети, выработавшей нормативный срок службы с применением тепловой изоляции ППУ котельная "Транспортная"
2018
2 160,60
3.1.9.
Замена тепловой сети, выработавшей нормативный срок службы с применением тепловой изоляции ППУ котельная "Амурсельмаш"
2019
0,00
3.2.1.
Замена старых котлов ДЕ-25-14ГМО котельная "Амурсельмаш"
2019
0,00
3.2.2.
Перевод котельной "Дом престарелых" с мазута на уголь
2018
10 607,13
3.2.3.
Капитальный ремонт котла ДЕ 25-14 ГМО на котельной "Транспортная"
2018
0,00
3.2.4.
Установка частотных преобразователей на тягодутьевое и насосное оборудование на котельной "Районная"
2018-2021
465,83
3.2.5.
Установка частотных преобразователей на тягодутьевое и насосное оборудование на котельной "Амурсельмаш"
2018-2022
895,06
3.2.6.
Установка частотных преобразователей натягодутьевое и насосное оборудование на котельной "Южная"
2018-2021
99,10
3.2.7.
Установка частотных преобразователей на тягодутьевое и насосное оборудование на котельной "Мелькомбинат"
2018-2022
677,73
4.
Изготовление проектно-сметной документации по замене котлов на котельной "Южная"
2020
1 927,72
5.
Установка частотного преобразователя частоты к дымососу на котельной "125 квартал"
2020
226,30
6.
Установка частотного преобразователя частоты к перекачивающему сетевому насосу котельной "Транспортная"
2020
179,99
7.
Модернизация водогрейного котла ДЕ25-14 котельной "Амурсельмаш", Блок В, котел № 2
2020
14 442,65
8.
Модернизация водогрейного котла № 1 котельной "Транспортная"
2020
14 442,65
9.
Реконструкция (модернизация) котельной "125 квартал", замена котла КВм1,28 КБ № 2 на котел КВм 1,86-95ШП
2020
3 920,09
10.
Модернизация участка тепловой сети котельной "Транспортная" по ул. Железнодорожная ТК-67 - ТК-69
2020
3 911,85
11.
Модернизация участка теплотрассы котельной «Транспортная» ТК1-ТК2
2021
4 579,90
12.
Модернизация подогревателя пароводяного ПП1.53.7.2, водо-водяного ВВП16х325х4000 котельной «Амурсельмаш»
2021
2 418,22
13.
Модернизация участка тепловой сети котельной «Мелькомбинат» ул. Куйбышева, 17ТК-10-ТК-8ТК1 (отопление и ГВС)
2021
4 285,59
14.
Модернизация участка тепловой сети котельной «Южная» ТК-7Б до школы №2
2021
738,28
15.
Модернизация участка тепловой сети котельной «Берег» (Гостиница Заря) ТК55-ТК57
2021
1 217,02
16.
Модернизация участка тепловой сети котельной «Районная» пер. Интернациональный^ ТК104-ТКЗЗ
2021
1 527,60
17.
Реконструкция (модернизация) участка тепловой сети котельной «Транспортная» в районе ТК-67 до МКД по ул. Юго- западная 34
2021
2 167,96
18.
Модернизация участка тепловой сети котельной «Мелькомбинат» от школы №3 до ТК-20/1
2021
5 080,99
Итого
139 869,0
ВАРИАНТ 2
ПРЕДЕЛЬНЫХ РАЗМЕР РАСХОДОВ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ СИСТЕМЫ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ МО Г. БЕЛОГОРСК ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ПО КОНЦЕССИННОМУ СОГЛАШЕНИЮ (приложение № 2)
№
п/п
Наименование мероприятий
Объем
финансирования,
тыс. руб.
Срок реализации мероприятий по годам с указанием финансовых затрат,
тыс. руб.
2018
2019
2020
2021
2022
2023
1.1.
Проектирование замены котла КЕВ 10-14С на котел большей мощности на котельной "Берег"
2 650,00
2 650,0
1.2.
Проектирование замены котла КЕВ 15-14С на котел большей мощности на котельной "Районная"
2 850,00
2 850,0
1.3.
Установка котлов с топкой для сжигания шлака и низкокалорийных углей на котельной "Южная"
0,00
0,0
0,0
0,00
3.1.1.
Реконструкция (модернизация) сети ГВС и тепловой сети )с Ду 300 мм на ДУ 350 мм) котельной "Берег", участок ул. Ударная ТК-14- ТК15/1-ТК23
17 070,92
17 070,92
3.1.2.
Замена тепловой сети, выработавшей нормативный срок службы с увеличением диаметра тепловой сети, с применением тепловой изоляции ППУ-пенополиуретановые- скорлупы котельная "Берег"
30 648,20
30 648,2
3.1.4.
Замена тепловой сети, выработавшей нормативный срок службы с увеличением диаметра тепловой сети, с применением тепловой изоляции ППУ котельная "Южная"
2 006,20
2 006,2
3.1.5.
"Реконструкция (модернизация) участка тепловой сети котельной «Транспортная» с применением ППУ изоляции, обустройством дренажного колодца. ТК-5-ТК-6 по ул. Гастелло, с полной заменой труб. Ду 500 мм"
3 927,89
3 927,89
3.1.6.
Ремонт аварийного участка тепловой сети с полной заменой труб 2Ду 500 с применением тепловой изоляции ППУ котельная "Транспортная"
3 686,30
3 686,3
3 1.7
Замена труб 2Ду 200 на 2Ду 150 с применением тепловой изоляции ППУ котельная "Транспортная"
1 057,20
1 057,2
3.1.8.
Замена тепловой сети, выработавшей нормативный срок службы с применением тепловой изоляции ППУ котельная "Транспортная"
2 160,60
2 160,6
3.1.9.
Замена тепловой сети, выработавшей нормативный срок службы с применением тепловой изоляции ППУ котельная "Амурсельмаш"
0,00
0,0
3.2.1.
Замена старых котлов ДЕ-25-14 ГМО котельная "Амурсельмаш"
0,00
0,0
3.2.2.
Перевод котельной "Дом престарелых" с мазута на уголь
10 607,13
10 607,1
3.2.3.
Капитальный ремонт котла ДЕ 25-14 ГМО на котельной "Транспортная"
0,00
0,0
3.2.4
Установка частотных преобразователей на тягодутьевое и насосное оборудование на котельной "Районная"
465,83
0,0
0,0
157,65
308,18
3.2.5.
Установка частотных преобразователей на тягодутьевое и насосное оборудование на котельной "Амурсельмаш"
895,06
0,0
0,0
185,51
217,65
491,9
3.2.6.
Установка частотных преобразователей на тяго дутьевое и насосное оборудование на котельной "Южная"
99,10
0,0
0,0
0
99,10
3.2.7.
Установка частотных преобразователей на тягодутьевое и насосное оборудование на котельной "Мелькомбинат"
677,73
0,0
0,0
0
430,93
246,8
4.
Изготовление проектно-сметной документации по замене котлов на котельной "Южная"
1 927,72
1 927,72
5.
Установка частотного преобразователя частоты к дымососу на котельной "125 квартал"
226,30
226,30
6.
Установка частотного преобразователя частоты к перекачивающему сетевому насосу котельной "Транспортная"
179,99
179,99
7.
Модернизация водогрейного котла ДЕ25-14 котельной "Амурсельмаш", Блок В, котел № 2
14 442,65
14 442,65
8.
Модернизация водогрейного котла № 1 котельной "Транспортная"
14 442,65
14 442,65
9.
Реконструкция (модернизация) котельной " 125 квартал", замена котла КВм1,28 КБ № 2 на котел КВм 1,86-95ШП
3 920,09
3 920,09
10.
Модернизация участка тепловой сети котельной "Транспортная" по ул. Железнодорожная ТК-67 - ТК-69
3 911,85
3 911,85
11.
Модернизация участка теплотрассы котельной «Транспортная» ТК1-ТК2
4 579,90
4 579,90
12.
Модернизация подогревателя пароводяного ПП1.53.7.2, водоводяного ВВП 16x3 25x4000 котельной «Амурсельмаш»
2 418,22
2 418,22
внести изменения в концессионное соглашение от 24 ноября 2017 года в отношении комплекса технологически и функционально связанных объектов системы коммунального теплоснабжения муниципального образования города Белогорск Амурской области путем подписания дополнительного соглашения, которым пункт 15.14 концессионного соглашения изменить, изложив его в следующей редакции:
«15.14. Концессионер в течение 3 (трех) месяцев с момента заключения соглашения обязан предоставить концеденту обеспечение исполнения обязательств по реконструкции объектов соглашения в форме передачи концессионером концеденту в залог прав концессионера по договору банковского вклада (депозита) в размере: 1 (один) % от рассчитанного размера расходов на строительство и (или) реконструкцию объекта соглашения сроком на 1 (один) год.
Каждый последующий календарный год до конца срока действия концессионного соглашения концессионер обязан предоставлять концеденту в залог права концессионера по договору банковского вклада (депозита) не позднее 30 декабря текущего года».
Решением суда от 19 апреля 2022 года в иске отказано.
Истец обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, приняв новый судебный акт об удовлетворении иска. В обоснование указано неполное выяснение обстоятельств дела. Выводы суда сводятся лишь к констатации факта того, что истец не воспользовался правом на обжалование решения регулирующего органа об установлении тарифов на тепловую энергию, при этом судом не дана оценка доводам истца о несоответствии установленных долгосрочных параметров регулирования условиям концессионного соглашения; нарушены установленные законом принципы обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, обеспечения достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения. Тарифы на тепловую энергию должны обеспечивать получением в расчетный период регулирования регулируемыми организациями необходимой валовой выручки. Истец компенсирует расходы на проведение мероприятий по реконструкции муниципальных объектов теплоснабжения в соответствии с концессионным соглашением через тарифную составляющую. Орган регулирования в тарифах на тепловую энергию для истца на 2019-2020 годы утвердил размер нормативной прибыли в заниженном размере, не предусмотренном инвестиционной программой. Изменение условий концессионного соглашения в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон № 115-ФЗ) не ставиться в зависимость о наличия/отсутствия судебного решения по оспариванию решения об установлении тарифа. Заключая 24 ноября 2017 года концессионное соглашение, истец добросовестно полагал и рассчитывал на то, что в целях реализации мероприятий, предусмотренных данным соглашением и инвестиционной программой помимо средств тарифной составляющей будет выделено также бюджетное финансирование, поскольку субъект РФ в лице министерства ЖКХ, утвердив инвестиционную программу, а ОМС, согласовав ее, гарантировало получение истцом бюджетных средств на выполнение предусмотренных мероприятий. По факт финансирование истцу не выделено. Данному обстоятельству судом также не дана оценка. Судом неверно применены положения Закона № 115-ФЗ и статей 451, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истец извещен, представителя в судебное заседание не направил.
Ответчик извещен, представителя в судебное заседание не направил.
Третьи лица извещены, представителей в судебное заседание не направили.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований для ее удовлетворения.
По материалам дела установлено, что основным видом деятельности истца является производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха (ОКВЭД 35.30).
Согласно подпункту «а» пункта 18 статьи 2, статье 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию.
24 ноября 2017 года на основании предложения общества с ограниченной ответственностью «Мелькомбинат» (впоследствии переименованного в общество с ограниченной ответственностью «Городские энергетические сети») о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения и постановления главы муниципального образования г. Белогорск № 2712 между истцом (концессионер) и ответчиком (концедент) заключено концессионное соглашение о передаче комплекса технологически и функционально связанных объектов системы коммунального теплоснабжения муниципального образования города Белогорск (далее - концессионное соглашение, соглашение).
Согласно пункту 1.1 концессионного соглашения концессионер обязался за свой счет и (или) за счет привлеченных средств осуществить мероприятия по реконструкции и (или) строительству объекта соглашения, описание которого приведено в разделе II соглашения, право собственности, на который принадлежит или будет принадлежать концеденту, а также осуществлять деятельность по производству и поставке тепловой энергии потребителю в границах муниципального образования города Белогорск с использованием объекта соглашения.
Приложением № 3 и № 4 к концессионному соглашению установлены основные мероприятия по реконструкции системы теплоснабжения, а также предельный размер расходов по реконструкции системы теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 9.4 концессионного соглашения регулирование тарифов на оказываемые концессионером услуги осуществляется в соответствии с методом индексации. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера на оказываемые концессионером услуги, согласованные с Управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов), указаны в приложении № 5 к соглашению.
В приложении № 5 к концессионному соглашению установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера в отношении объектов теплоснабжения, расположенных в муниципальном образовании г. Белогорск, в которые включается нормативный уровень прибыли, т.е. составляющая, за счет которой концессионер осуществляет мероприятия по реконструкции (модернизации) объектов концессионного соглашения.
До подписания концессионного соглашения истцом разработана инвестиционная программа, в составе которой имеется финансовый план.
Пунктом 3 финансового плана было предусмотрено бюджетное финансирование в следующих размерах: 2018 год - 27631,04 тыс. руб. без НДС; 2019 год - 12481,52 тыс. руб. без НДС; 2020 год- 31046,30 тыс. руб. без НДС.
24 октября 2017 года данная инвестиционная программа согласована главой муниципального образования г. Белогорск и заместителем главы администрации г. Белогорска по ЖКХ.
Приказом Министерства ЖКХ Амурской области от 1 ноября 2017 года № 264-од указанная инвестиционная программа утверждена.
Согласно исковому заявлению истца в результате установления органом регулирования тарифов на 2018 - 2020 годы, которые не соответствовали долгосрочным параметрам регулирования, установленным концессионным соглашением, а также в связи с отсутствием бюджетного финансирования истец не имел возможности в полном объеме выполнить в 2018-2020 годах мероприятия по реконструкции объекта соглашения, предусмотренные приложением № 4 к соглашению.
1 июня 2021 года истцу предъявлена претензия № 2412 с требованием устранить допущенные нарушения концессионного соглашения.
В ответе на претензию от 30 июня 2021 года истец, обосновав причины неисполнения требований соглашения, направил требование от 29 июня 2021 № 1991 и проект дополнительного соглашения о внесении изменений в концессионное соглашение об исключении мероприятий, которые не были выполнены обществом в 2018-2020 годах.
Поскольку дополнительное соглашение на предлагаемых истцом условиях не подписано, истец обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая истцу в иске по заявленному им предмету и основанию, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующими мотивами.
В силу части 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Согласно части 1 статьи 3 Закона № 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В соответствии с частями 4.1-4.12 статьи 37 Закона № 115-ФЗ концессионное соглашение заключается на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения и проекте концессионного соглашения (проекте концессионного соглашения с внесенными изменениями).
Частью 3 статьи 13 Закона № 115-ФЗ предусмотрена возможность внесения изменений в концессионное соглашение по соглашению сторон.
Условия концессионного соглашения, определенные на основании решения о заключении концессионного соглашения и конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, могут быть изменены по соглашению сторон концессионного соглашения на основании решения Правительства Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является Российская Федерация), органа государственной власти субъекта Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации) либо органа местного самоуправления (для концессионного соглашения, концедентом в котором является муниципальное образование), а также в случаях, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи, частью 7 статьи 5, частями 1, 3 и 4 статьи 20 и статьей 38 данного Федерального закона.
Согласно частям 3.8, 3.9 статьи 13 Закона № 115-ФЗ изменение существенных условий концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации или муниципальное образование, осуществляется по согласованию с антимонопольным органом.
Правительство Российской Федерации определяет основания, по которым могут быть изменены существенные условия концессионного соглашения, а также порядок согласования антимонопольным органом таких изменений.
В силу части 4 статьи 13 Закона № 115-ФЗ концессионное соглашение по требованию стороны концессионного соглашения может быть изменено решением суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Установленный статьей 452 Гражданского кодекса Российской Федерации досудебный порядок урегулирования спора истцом соблюден.
В силу пункта 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для изменения договора является существенное изменение обстоятельств.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Согласно пункту 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 данной статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судом правильно установлено, что предусмотренная законом совокупность условий, необходимых для вмешательства суда и внесения изменений в договор на основании судебного решения, истцом не доказана.
Доводы апелляционной жалобы о том, что установленные долгосрочные параметры регулирования не соответствуют условиям концессионного соглашения, и о том, что при установлении тарифа нарушены установленные законом принципы обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, обеспечения достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции во внимание по следующим мотивам.
Согласно подпункту «а» пункта 18 статьи 2, статье 8 Закона о теплоснабжении) реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию.
Решение регулирующего органа об утверждении для истца тарифа на теплоснабжение в части отказа от включения в тариф затрат (или части затрат) на реконструкцию объектов теплоснабжения, предусмотренных инвестиционной программой общества, истцом в судебном порядке либо в ином установленном законом порядке не обжаловано и недействительным не признано.
При рассмотрении настоящего дела по предмету иска о внесении судом изменений в условия концессионного соглашения оценка правомерности и обоснованности решения регулирующего органа об утверждении тарифа на теплоснабжение выходит за пределы предмета иска и пределы предмета доказывания.
Наличие в инвестиционной программе общества сведений о бюджетном финансировании само по себе не свидетельствует о наличии у соответствующих органов власти обязательств по выделению бюджетных средств.
Бюджетные субсидии юридическим лицам предоставляются в соответствии с требованиями Бюджетного Кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных соответствующим законом (решением) о бюджете. При этом при формировании инвестиционной программы в части бюджетного финансирования организация должна исходить из соответствующих правовых актов, предусматривающих выделение бюджетных средств на реализацию такой программы.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, какими правовыми актами предусмотрено бюджетное финансирование мероприятий общества по реконструкции объектов теплоснабжения по концессионному соглашению и в какой части бюджетные обязательства не были выполнены.
И, кроме того, наличие таких неисполненных бюджетных обязательств также не могло являться основанием, достаточным для вмешательства суда в условия концессионного соглашения.
Истец вправе требовать исполнения обязательств в судебном порядке, используя иные способы защиты права, при условии наличия таких неисполненных бюджетных обязательств.
Изменение существенных условий концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации или муниципальное образование, осуществляется по согласованию с антимонопольным органом. Правительство Российской Федерации определяет основания, по которым могут быть изменены существенные условия концессионного соглашения, а также порядок согласования антимонопольным органом таких изменений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2014 года № 368 утверждены Правила предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения (далее – Правила № 368), определяющие основания, по которым могут быть изменены существенные условия концессионного соглашения, включая основания, по которым может быть продлен срок действия концессионного соглашения, и порядок согласования антимонопольным органом таких изменений, в том числе для изменения условий концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
Пунктом 2 указанных Правил № 368 установлены основания согласования изменений условий концессионного соглашения, в том числе: а) возникновение обстоятельств непреодолимой силы; б) вступление в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в связи с которыми: стороны концессионного соглашения оказываются неспособными выполнить принятые на себя обязательства; ухудшается положение концессионера по сравнению с тем положением, в котором он находился на момент заключения концессионного соглашения, в результате чего концессионер в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении концессионного соглашения, в том числе в связи с увеличением совокупной налоговой нагрузки, установлением режима запретов и ограничений в отношении концессионера. В случае если концедентом по концессионному соглашению является субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления, заявление подлежит рассмотрению в территориальном органе Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения концедента (пункт 4 Правил № 368).
В соответствии с пунктом 5 Правил для согласования изменений условий концессионного соглашения заявитель (концедент или концессионер) предоставляет в антимонопольный орган: а) заявление (один экземпляр); б) текст изменений, предлагаемых к внесению в концессионное соглашение, согласованный концедентом и концессионером; в) обоснование необходимости изменения условий концессионного соглашения с приложением подтверждающих материалов и документов; г) решение концедента о заключении концессионного соглашения; д) концессионное соглашение; е) конкурсную документацию; ж) конкурсное предложение концессионера; з) предварительное согласие органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов), полученное в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, - в случае, если согласие испрашивается на изменение значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочных параметров регулирования тарифов, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения или долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения).
По результатам рассмотрения заявления с приложенными к нему документами антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: а) о согласовании изменений условий концессионного соглашения; б) об отказе в согласовании изменений условий концессионного соглашения с указанием причин такого отказа (пункт 12 Правил № 368).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 14 Правил № 368 антимонопольный орган отказывает в согласовании изменений условий концессионного соглашения, если представленные документы не подтверждают возникновение оснований, указанных в пункте 2 настоящих Правил.
Доказательств, подтверждающих соблюдение приведенного порядка и наличия условий согласования заявленных истцом изменений концессионного соглашения, истец суду не представил.
Указанные истцом обстоятельства в виде невозможности выполнить весь объем мероприятий по реконструкции объекта соглашения вследствие установления регулирующим органом тарифа на уровне, не обеспечивающем покрытие затрат общества на реконструкцию объекта соглашения, а также в связи с отсутствием бюджетного финансирования, предусмотренного инвестиционной программой, и отказом ряда кредитных организаций в предоставлении банковской гарантии для обеспечения обязательств концессионера по реконструкции объекта соглашения, к обстоятельствам непреодолимой силы, влекущим возникновение у антимонопольного органа обязанности по согласованию изменений условий концессионного соглашения, не относятся.
Указанные истцом обстоятельства не обладают признаками чрезвычайности и непредотвратимости, поскольку общество, на что правильно указано судом первой инстанции, обладало объективной возможностью преодолеть причины возникновения таких обстоятельств.
На основании совокупности изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии фактов и обстоятельств, которые в суде апелляционной инстанции могли повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы на государственную пошлину по апелляционной жалобе истцу не возмещаются.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 19 апреля 2022 года по делу № А04-895/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Ж.В. Жолондзь
Судьи
А.И. Воронцов
И.В. Иноземцев