ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А04-9479/17 от 11.09.2018 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-4205/2018

18 сентября 2018 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2018 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Козловой Т.Д.

судей Брагиной Т.Г., Пичининой И.Е.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степаненко Т.В.

при участии в заседании:

представители лиц, участвующих в деле, не явились

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего ООО «Амурская Строительная Компания» Кишека Дмитрия Александровича

на определениеот 02.07.2018

по делу №А04-9479/2017

Арбитражного суда Амурской области

вынесенное судьей Башариной С.В.

по заявлению муниципального казенного учреждения Администрации рабочего поселка Бурея Бурейского района Амурской области

о включении требований в реестр требований кредиторов

в рамках дела о банкротстве общества с ограниченной ответственностью «Амурская Строительная Компания»

УСТАНОВИЛ:

определением Арбитражного суда Амурской области от 26.10.2017 принято к производству заявление Федеральной налоговой службы о признании общества с ограниченной ответственностью «Амурская Строительная Компания» (ИНН <***> ОГРН <***>, далее - ООО «АСК», Общество, должник) несостоятельным (банкротом).

Определением суда от 21.11.2017 в отношении должника введена процедура наблюдения.

Решением суда от 16.04.2018 должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден ФИО1.

Сообщение об открытии в отношении ООО «АСК» конкурсного производства опубликовано в газете «Коммерсантъ» №120 от 21.04.2018.

Муниципальное казенное учреждение администрация рабочего поселка Бурея Бурейского района Амурской области (далее - Администрация) 17.05.2018 обратилось в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника требований в размере 49 907 095 руб. 67 коп., из которых: 7 836 148 руб. 32 коп. – расходы на устранение недостатков в многоквартирных домах рабочего <...>); 35 076 496 руб. 97 коп. - основной долг по муниципальным контракта, 6 046 470 руб. 65 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами, 947 979 руб. 73 коп. - неустойка за период с 02.12.2016 по 27.02.2017.

До принятия судом решения, Администрация в порядке статьи 49 АПК РФ 18.06.2018 уточнила свои требования, уменьшив их в части основного долга до 24 576 497 руб., в части процентов за пользование чужими денежными средствами – до 4 275 370 руб. 13 коп. за период с 29.12.2015 по 28.11.2017, в части взыскания неустойки – до 720 910 руб. 58 коп. Кроме того, указала, что прочие требования, указанные в исковом заявлении остаются без изменения.

Определением суда от 02.07.2018 уточненные требования Администрации признаны обоснованными частично. В третью очередь реестра требований кредиторов включено 32 412 645 руб. 32 коп. (основной долг по муниципальным контрактам - 24 576 497 руб., расходы на устранение недостатков - 7 836 148 руб. 32 коп.), проценты в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 30.12.2014 №214-ФЗ за период с 29.12.2015 по 20.11.2017 в размере 4 230 930 руб. 44 коп., неустойка за период с 02.12.2016 по 27.02.2017 в размере 720 910 руб. 58 коп.

В апелляционной жалобе конкурсный управляющий ООО «АСК» просит отменить определение суда от 02.07.2018 и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, судом первой инстанции не принято во внимание возмещение расходов ООО «Управляющая компания «Жилкомсервис» за счет средств Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, а не за счет средств МКУ Администрации р.п. Бурея, что исключает, по его мнению, предъявление требований Администрацией. Приводит доводы о том, что уточняя требования (письмо от 18.06.2018 №9.2/1150), Администрация исключила требования о взыскании расходов на устранение недостатков - 7 836 148 руб. 32 коп. Кроме того, данные требований заявлены Администрацией в рамках искового производства (дело №а04-3806/2018).

В отзыве на апелляционную жалобу Администрация выразила несогласие с доводами жалобы, просила оставить обжалуемый судебный акт без изменения как законный и обоснованный.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили.

От Администрации и конкурсного управляющего ООО «АСК» поступили ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие их представителей.

В судебном заседании 04.09.2018 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 11.09.2018 до 12 час. 40 мин.

Изучив материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.

В соответствии с абзацем 7 пункта 1 статьи 126 Федерального закона №127-ФЗ от 26.10.2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 2 статьи 134 настоящего Федерального закона могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

В соответствии статьей 100 Закона о банкротстве, кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов.

Установлено, что 07.10.2014, 30.10.2014, между Администрацией и ООО «АСК» по итогам открытого аукциона в электронной форме на долевое строительство заключено 5 муниципальных контрактов на строительство квартир в многоквартирных малоэтажных жилых домах по адресам: <...>).

В ходе эксплуатации квартир в вышеуказанных домах были выявлены строительные недостатки как в самих жилых помещениях, так и в общем имуществе собственников жилых помещений.

Согласно подпунктами 5.4, 5.5 пункта 5 муниципальных контрактов, «Гарантии качества по сданным работам» «Гарантийный срок для объектов, за исключением технологического и инженерного оборудования, входящего в состав объектов, составляет 5 (пять) лет. Гарантийный срок исчисляется со дня передачи объектов дольщику (со дня подписания акта приема-передачи объектов), за исключением технологического и инженерного оборудования, входящего в состав объектов»; «Гарантийный срок на технологическое и инженерное оборудование, входящее в состав передаваемых дольщику объектов, составляет 3 (три) года. Гарантийный срок исчисляется со дня подписания акта приема-передачи объектов».

В этой связи, Администрация проводила претензионную работу с застройщиком - ООО «АСК». Застройщик недостатки добровольно не устранил.

Неустранение недостатков в добровольном порядке послужило основанием для обращения Администрации в Арбитражный суд Амурской области с исковыми заявлениями об обязании устранить недостатки выполненных работ в многоквартирных жилых домах на основании муниципальных контрактов.

Решениями Арбитражного суда Амурской области от 10.04.2017, от 16.09.2017 исковые требования Администрации удовлетворены в полном объеме, суд обязал ООО «АСК» устранить недостатки, допущенные при строительстве многоквартирных жилых домов, выданы исполнительные листы, на основании которых возбуждены исполнительные производства.

В связи с тем, что ООО «АСК» не приступила к устранению недостатков, а также ввиду отсутствия у Администрации денежных средств на их устранение, из резервного фонда Правительства Амурской области на основании распоряжения Правительства Амурской области Министерству жилищно-коммунального хозяйства выделена субсидия, в том числе для распределения бюджету муниципального образования р.п.Бурея в размере 7 836 148 руб. 32 коп.

29.11.2017 между Администрацией (заказчик) и ООО «Управляющая компания «Жилкомсервис» (подрядчик) заключен муниципальный контракт №2017-02, предметом которого является выполнение ремонтно-восстановительных работ, направленных на устранение недостатков в многоквартирных домах, расположенных по адресу: Амурская область, Бурейский район, рабочий <...>.

Цена муниципального контракта составила 7 836 148 руб. 32 коп.

Указанные денежные средства перечислены платежными поручениями:

- от 01.12.2017 №858 - на сумму 2350844,50 руб.;

- от 27.12.2017 №982 - на сумму 2037841,50 руб.;

- от 20.02.2018 №85 - на сумму 3447462,32 руб.

Строительный контроль за выполнением ремонтно-восстановительных работ, направленных на устранение недостатков в многоквартирных домах, осуществляло ГКУ Амурской области «Строитель» на основании заключенного с Администрацией договора от 05.12.2017.

Согласно пунктам 5.2. муниципальных контрактов, заключенных с должником на строительство квартир, в случае если объекты построены застройщиком с отступлениями от условий контракта и (или) указанных в 5.1. настоящего контракта, обязательных требований, приведших к ухудшению качества объектов, или с иными недостатками, которые делают их непригодными для предусмотренного контрактом использования, дольщик по своему выбору вправе потребовать от застройщика:

- безвозмездного устранения недостатков в разумный срок (не более 14 календарных дней);

- возмещения своих расходов на устранение недостатков.

Учитывая, что ранее вынесенные решения суда об устранении недостатков ООО «АСК» не исполнило, Администрация, воспользовавшись правом, предусмотренными пунктами 5.2. муниципальных контрактов произвела устранение недостатков.

Пунктом 1 статьи 723 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; соразмерного уменьшения установленной за работу цены; возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда.

Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (пункт 3 статьи 723 ГК РФ).

Поскольку недостатки должником устранены в разумный срок не были, и пунктами 5.2. муниципальных контрактов предусмотрено право заказчика на возмещение своих расходов на устранение недостатков, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что требования заявителя в отношении 7 836 148 руб. 32 коп. являются обоснованными, и на основании статей 16, 100 Закона о банкротстве подлежат включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника.

Довод жалобы о том, что возмещение расходов ООО «Управляющая компания «Жилкомсервис» было произведено за счет средств Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, а не за счет средств МКУ Администрации р.п. Бурея является несостоятельным.

Так, согласно распоряжения правительства Амурской области от 16.11.2017 №137-Р в целях финансирования работ, направленных на устранение допущенных при строительстве многоквартирных домов недостатков по региональной адресной программе «Переселение граждан их аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Амурской области в 2013-2018 годах», утвержденной постановлением правительства области от 12.04.2013 №157, были предоставлены субсидии бюджету муниципального образования рабочий поселок (п.г.т.) Бурея в размере 7 836 148 руб. 32 коп.

Согласно уведомлению №1 по расчетам между бюджетами от 20.11.2017 был осуществлен межбюджетный трансферт из Министерства ЖКХ Амурской области (наименование бюджета - областной), в бюджет муниципального казенного учреждения Администрация рабочего поселка Бурея (наименование бюджета - местный).

Денежные средства в адрес ООО «Управляющая компания «Жилкомсервис» в рамках исполнения муниципального контракта 29.11.2017 №2017-02 направляла МКУ Администрация р.п. Бурея, поэтому именно Администрация вправе требовать возмещения своих расходов.

При этом, факт того, откуда поступили денежные средства в местный бюджет правового значения не имеет.

Довод жалобы о том, что Администрация, уточняя требования (письмо от 18.06.2018 №9.2/1150) исключила из них требования о взыскании расходов на устранение недостатков в размере 7 836 148 руб. 32 коп., судом апелляционной инстанции отклоняется как противоречащий материалам дела (том 1 л.д.125-126).

При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что заявленное в рамках искового производства (дело №04-3806/2018) аналогичное требование Администрации определением суда от 30.08.2018 оставлено без рассмотрения.

Также в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Амурской области в 2013-2017 годах» между Администрацией и ООО «АСК» по итогам открытых аукционов в электронной форме на долевое участие строительстве 28.12.2015 заключены муниципальные контракты на общую сумму 59 847 204 руб.

По указанным муниципальным контрактам застройщику было выплачено 47 877 763 руб. 20 коп., что подтверждается платежными поручениями, представленными в материалы дела.

Застройщиком обязательство по передаче объектов долевого строительства квартир участнику долевого строительства в срок 01.12.2016 исполнено не было.

27.02.2017 было принято решение о расторжении муниципальных контрактов по соглашению сторон. Полученные денежные средства не возвращены.

Решением Арбитражного суда Амурской области от 29.12.2017 по делу №А04-8563/2017 с ООО «АСК» в пользу заявителя взыскано 41 122 967 руб. 62 коп., из них основной долг - 35 076 496 руб. 97 коп., проценты за пользование денежными средствами за период с 29.12.2015 по 28.11.2017 - 6 046 470 руб. 65 коп.

Решением Арбитражного суда Амурской области от 06.09.2017 по делу №А04-6216/2017 с ООО «АСК» в пользу заявителя взыскана неустойка за период с 02.12.2016 по 27.02.2017 в размере 947 979 руб. 73 коп.

15.03.2017 между ООО АмурСтройКом, ООО «Управляющая компания «Жилкомсервис», МКУ Администрация рабочего поселка Бурея заключено трехстороннее соглашение, согласно пункту 6 которого ООО «Управляющая компания «Жилкомсервис» в срок до 01.09.2017 перечисляет на расчетный счет, указанный в пункте 7 Соглашения, МКУ Администрация Бурейского района за ООО «АмурСтройКом» сумму согласно пункту 3 соглашения и равную 10 500 000 руб.

На момент рассмотрения дела №А04-8563/2017 ООО «Управляющая компания «Жилкомсервис» не произвела оплату на лицевой счет МКУ Администрации рабочего поселка Бурея 10 500 000 руб., в связи, с чем долг, подлежащий взысканию, на указанную сумму уменьшен не был.

ООО «Управляющая компания «Жилкомсервис» перечислило 10 500 000 руб. на счет Администрации в период с 16.04.2018 по 28.02.2018

Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, остаток основного долга из уплаченных в счет цены контрактов на долевое участие в строительстве составляет 24 576 497 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в период с 29.12.2015 по 28.11.2017 - 4 275 370 руб. 13 коп. и неустойка - 720 910 руб. 58 коп..

Требования в указанной части в силу статьи 16 АПК РФ не подлежат дальнейшему доказыванию.

Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, в реестр требований кредиторов не подлежат включению проценты в размере 44 439 руб. 69 коп., начисленные после даты введении наблюдения, т.е. за период с 21.11.2017 по 28.11.2017, поскольку в силу статьи 63 Закона о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.

Доводов в отношении данного вывода суда сторонами не заявлено.

Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах, основания для отмены или изменения определения суда от 19.06.2018 и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Амурской области от 02.07.2018 по делу №А04-9479/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение одного месяца со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Т.Д. Козлова

Судьи

Т.Г. Брагина

И.Е. Пичинина