ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А04-9750/2017 от 15.03.2018 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-676/2018

20 марта 2018 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2018 года.
Полный текст  постановления изготовлен марта 2018 года .

           Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Иноземцева И.В.

судей                                       Волковой М.О., Гричановской Е.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.

при участии  в заседании:

от Общества  с ограниченной ответственностью «ТрансЭкоСервис»: не явились;

от Общества  с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Концепт»: не явились;

от Общества с ограниченной ответственностью «АВТОСИТИ»:  не явились

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Концепт»

на решение от  25.12.2017

по делу № А04-9750/2017

Арбитражного суда Амурской области

принятое судьей Осадчего А.Г.

по иску Общества  с ограниченной ответственностью «ТрансЭкоСервис»

к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Концепт»

о  взыскании 618 546, 69 руб.

третьи лица Общество с ограниченной ответственностью «АВТОСИТИ»

УСТАНОВИЛ:

Общество  с ограниченной ответственностью «ТрансЭкоСервис» (ОГРН 1112804001100, ИНН 2804014952; далее – ООО «ТрансЭкоСервис», истец) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Концепт» (ОГРН 1122804001187, ИНН 2804015882; далее – ООО «УК Концепт», управляющая компания, ответчик) о взыскании 618 546, 69  руб. неосновательного обогащения (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Определением от  28.11.2017  к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью «АВТОСИТИ» (далее -  ООО «АВТОСИТИ», третье лицо).

 Решением Арбитражного  суда Амурской области лот  25.12.2017 исковые требования удовлетворены в заявленном  размере.

Не  согласившись  с  решением суда,  управляющая компания  обратилась  в Шестой арбитражный апелляционный суд  с  жалобой,  в которой  просит его  отменить  и принять  по делу  новый судебный акт об отказе  в  иске. В  обоснование  жалобы  ссылается  на  неправильное применение судом норм материального права, недоказанность размера убытков.

Приводит доводы о том, что истец является транспортной организацией  оказывающий услуги по вывозу отходов без приобретения права собственности на них, поэтому не может быть признан потребителем услуг по утилизации отходов, услуги утилизации фактически оказаны ООО «АВТОСИТИ», поэтому у ответчика нет  оснований оплачивать стоимость размещения (утилизации)  ООО «ТрансЭкоСервис».  Истцом не доказан размер убытков, поскольку расчет представлен в кубических метрах, в то время как  по договору №05/13 (ГУК)  от 01.07.2013 заказчик ООО «УК Концепт» оплачивает  работы по цене 2,14 руб. за метр квадратный.

Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от  08.02.2018 апелляционная  жалоба  принята к производству, рассмотрение дела назначено в судебное заседание на 15.03.2018 в 10 час. 20 мин, информация об этом размещена публично на официальном  сайте арбитражного суда в сети интернет.

ООО «ТрансЭкоСервис»  представлен  отзыв  на  апелляционную жалобу,  в котором истец не  согласился с  ней, привел доводы  о заключении сторонами договора №05/13 (ГУК)  от 01.07.2013 по которому  заказчик обязался оплачивать  услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) из контейнеров объемом 0, 75 куб. м., истец  не устанавливал тариф на сбор  и транспортировку ТБО, при заключении договоров с управляющими компаниями истец использовал тариф на основании Постановления главы администрации  г. Белогорск Амурской  области  от  24.12.2012 №2180. Тариф  на  утилизацию подлежит государственному регулированию и утвержден Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской  области  от  20.11.2013 №220-пр/у. Тарифы полигона с которым истец заключал договоры повышалась 2 раза за 2015 год, при этом стоимость услуг в договоре № 05/13 от 01.07.2013  не изменялась на протяжении трех лет, что также подтверждает отсутствие в стоимости    услуги  по утилизации ТБО на полигоне в тарифе, установленном в договоре № 05/13 от 01.07.2013.

Стороны и третье лицо, явку своих представителей в судебное заседание апелляционного суда явку представителей не обеспечили, что в  силу статьи 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению  дела.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Амурской  области проверена апелляционным судом в порядке, установленном главой 34  АПК РФ.

 Как следует из материалов настоящего дела и установлено судом, 01.07.2013 между ООО «ТрансЭкоСервис» (исполнитель) и ООО «Городская управляющая компания» (с июня 2016 года изменено наименование на ООО «Управляющая компания Концепт») (заказчик) заключен договор № 05/13 (ГУК) на оказание услуг по сбору и транспортировке твёрдых бытовых отходов.

В соответствии с  пунктом 1.1 указанного договора исполнитель принимает на себя обязательства, а заказчик поручает и оплачивает услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов из контейнеров объемом 0,75 куб. м., расположенных на контейнерных площадках жилых многоквартирных домов согласно адресному списку-графику вывоза отходов (приложение №1), а также по уборке зольников, помоек, площадок для размещения мусорных контейнеров  благоустроенного и неблагоустроенного жилищного фонда. Под твердыми бытовыми отходами понимаются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовлении пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода и др.).

Заказчик осуществляет расчёты с исполнителем в соответствии с условиями договора и качеством выполненных работ по сбору и вывозу твёрдых бытовых отходов от жилых домов - по цене 2, 14  руб. за 1 кв. м  НДС не предусмотрен.  Оказание  услуг  подтверждается   подписанием  акта  оказанных  услуг.

Приложением  №1 к договору являлся адресный список  на сбор и вывоз  твердых бытовых отходов от жилищного фонда.

Оказание услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов от жилищного фонда управляющей  организации  за  период  января-декабрь  2015 года подтверждено соответствующими двусторонними актами, подписанными  сторонами спора и не  оспаривается.

01.01.2014 между ООО «ТрансЭкоСервис» и ООО «АВТОСИТИ» (исполнитель)  заключен  договор, по условиям  которого исполнитель обязался произвести утилизацию (размещение) твердых бытовых (коммунальных) отходов на специализированном полигоне, расположенном по  адресу: Амурская область, Белогорский район, территория Белоцерковского сельсовета, а заказчик - самостоятельно доставить отходы на полигон и оплатить исполнителю  стоимость  услуг.

Тарифы  на услуги, оказываемые  исполнителем, установлены Приказом управления государственного регулирования цен  и тарифов Амурской  области №220-пр/у  от  20.11.2013 в  период  с 01.01.2015 по 30.06.2015 в размере 59, 45 руб.  за 1 куб. м.,  с  01.07.2015  по  31.12.2017 -  64,19  руб. за 1  куб.  м.  (без  НДС).

Согласно расчету, произведенного истцом на основании  данных  путевых  листов, оформляемых  ежедневно в  период    январь-декабрь  2015 года, всего   с жилищного фонда, обслуживаемого  управляющей компании вывезено и  утилизировано 9 997, 50   куб.  м. ТБО.

За  утилизацию  истец произвел  оплату в  соответствии с   приведенными  в договоре ООО «АВТОСИТИ»  тарифами.

Ссылаясь на возникновение на стороне  ООО «ТрансЭкоСервис» убытков в спорный  период  в связи с оплатой  утилизации ТБО управляющей  компании в размере 618 546,69 руб., в адрес управляющей   компании  13.09.2017  направлено требование об их возмещении, которое оставлено без  удовлетворения,  что  явилось  основанием  для  обращения  в Арбитражный суд  Амурской  области  с  настоящим иском.

Изучив материалы дела, проверив  обоснованность доводов  апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим  выводам.

В соответствии с частью  1 статьи  22   Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ, Закон о  санитарно-эпидемиологическом благополучии) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс, ГК РФ), статей 30 и 39 Жилищного кодекса  Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) собственник жилого помещения в многоквартирном доме несет бремя расходов на содержание общего имущества в этом доме.

Статьей 154 Жилищного кодекса  Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс, ЖК РФ) определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги,   согласно  части  2 которой плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Частью 4   статьи 154  Жилищного кодекса  предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно подпункту «д» пункта 11 Постановления Правительства Российской Федерации  от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»  (далее -  Правила  №491) содержание общего имущества включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

Таким  образом,  утилизация (захоронение) ТБО не входит в состав платы по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»  (далее – Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ) закреплены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 1   Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ, тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) ТБО подлежат государственному регулированию.

Данные тарифы устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 4 Закона № 210-ФЗ).

Таким  образом, услуги по утилизации (захоронению) ТБО относятся к регулируемым видам деятельности организаций коммунального комплекса и стоимость таких услуг должна оплачиваться в соответствии с утвержденным для таких организаций тарифами.

В соответствии с пунктом 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ  потребители услуг организаций коммунального комплекса по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов - лица, приобретающие по договору услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов для своих хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители). В отношениях, связанных с содержанием жилищного фонда, потребителями являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные услуги в целях содержания и ремонта жилых помещений, или непосредственно собственники помещений в многоквартирных домах в случаях, предусмотренных жилищным законодательством.

В силу  приведенных  норм, на управляющие  организации   кроме  услуг,  установленных Правилами №491 и Жилищным кодексом, возлагается обязанность по приобретению у организаций коммунального комплекса услуги утилизации (захоронения) ТБО,  которая в соответствии с частью 3 статьи 154 Жилищного кодекса  должна  быть оплачена собственниками (нанимателями) жилых помещений в составе платы за жилое помещение.

Постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 453  утверждена государственная программа «Охрана окружающей среды в Амурской области на 2014 - 2020 годы». Как  следует из  указанного постановления, в области действуют специализированные предприятия, осуществляющие сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение отходов и имеющие соответствующие лицензии,  в  том числе ООО «АВТОСИТИ» (г. Белогорск, полигон ТБО), осуществляющая сбор, транспортировку, размещение твердых бытовых отходов.

Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 20.11.2013 № 220-пр/у «О внесении изменений в приказ управления государственного регулирования цен и тарифов от 01.11.2013  № 202-пр/у, об установлении тарифов на услуги по утилизации на 2014 - 2016 годы» для ООО «АВТОСИТИ»  установлен тариф на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов (тарифов на услуги по утилизации) одноставочный  для  населения с 01.01.2015 по 30.06.2015  - 59,45  руб., с  01.07.2015  по 31.12. 2015 - 64,19 руб.

Как установлено, услуга по утилизации вывезенных ТБО с  обслуживаемого  управляющей организацией  жилищного фонда была  заказана   и  оплачена  истцом у ООО «АВТОСИТИ».

Ответчиком доказательств непосредственного заключения с указанной  организацией договора на утилизацию  отходов  в  дело  не представлено.

Доводы  ответчика  о том,  что при  установлении тарифа  на  сбор и вывоз ТБО истец должен был  учесть в нем стоимость  размещения ТБО,  подлежит  отклонению,  поскольку тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса, подлежат регулированию. Фактически в сложившихся отношениях истец являлся  транспортной  организацией, оказывающей услуги по вывозу отходов без приобретения права собственности на них, и не может быть признан потребителем услуги по утилизации ТБО.

Заключение с истцом договора на сбор и вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) и его исполнение не освобождает управляющую компанию от  обязанности  оплачивать  услугу  по  утилизации.

Правовая позиция относительно возникновения на стороне  управляющей компании обязанности по оплате услуг утилизации вывезенных с ее  площадок ТБО,  приведена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2017 № 310-ЭС16-12984 по делу № А09-3441/2015.

В данном спорном случае, оплату услуг утилизации отходов потребления фактически оказанных управляющей компании,  в спорный период произвел истец- ООО «ТраснЭкоСервис».

Между истцом и ответчиком сложились фактические правоотношения по возмездному оказанию услуг  по  сбору  и  вывозу ТБО в  связи с исполнением которых истец заключил договор по приему и  утилизации  ТБО.

Факты вывоза ТБО с контейнерных площадок ответчика и их утилизация на полигоне в спорном периоде судом установлены и ответчиком не опровергнуты.

Учитывая приведённые обстоятельства исковые требования о взыскании  неосновательного обогащения 618 546, 69  руб. удовлетворены правомерно на основании  пункта  1 статьи 1102 ГК РФ.

Аналогичный спор сторон по предшествующему периоду о взыскании неосновательного обогащения по таким же  основаниям рассмотрен Арбитражным судом Амурской области по делу № А04-3491/2017 (решение от  29.06.2017, постановление Шестого  арбитражного апелляционного  суда от 07.09.2017   № 06АП-4252/2017.

Ссылка ответчика на недоказанность размера опровергается имеющимися материалами дела (путевыми листами грузового автомобиля, маршрутными листами к путевым листам, актами оказания услуг, сведениями о размещении оплате  утилизации ТБО, реестром вывезенных ТБО). Кроме того, договором между сторонами определялся объем контейнеров 0,75 кб.м. в связи с чем,  расчет путем арифметического действия в виде умножения количества вывезенных контейнеров на их фактический объем, а также установленного в субъекте  тарифа на утилизацию ТБО  подтверждает  обоснованность требований.

  Расчет проверен судом с учетом установленного тарифа и признан обоснованным. Контррасчет ответчиком не представлен.

В ходе повторной оценки имеющихся доказательств, с учетом доводов заявителя жалобы и установления всех юридически значимых обстоятельств, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не установлено.

Судебные расходы   по  апелляционной  жалобе в соответствии со статьей 110  АПК РФ  относятся  на  ответчика.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от  25.12.2017  по делу № А04-9750/2017  Арбитражного суда Амурской области  оставить без изменения, апелляционную жалобу  - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

И.В. Иноземцев

Судьи

М.О. Волкова

Е.В. Гричановская