АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
декабря 2021 года № Ф03-6307/2021
Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2021 года .
Полный текст постановления изготовлен декабря 2021 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи М.Ю. Бурловой-Ульяновой,
судей В.А. Гребенщиковой, С.Н. Новиковой
при участии:
от ответчика: ФИО1, директор
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Дальневосточный регион Агро»
на решение от 25.05.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2021
по делу № А04-9809/2020
Арбитражного суда Амурской области
по иску комитета по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска, администрации города Благовещенска
к обществу с ограниченной ответственностью «Дальневосточный регион Агро»
о принудительном изъятии объектов недвижимости
Комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 675000, <...>: далее - Комитет), администрация города Благовещенска (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 675004, <...>; далее - Администрация) обратились в Арбитражный суд Амурской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Дальневосточный регион Агро» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 675000, <...>; далее – ООО «Дальневосточный регион Агро», общество) об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 28:01:010252:102, площадью 1724,46 кв.м, земельного участка с кадастровым номером 28:01:010252:103, площадью 176,38 кв.м, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 28:01:010252:28 площадью 10539 кв.м; а также склада литер Г5, площадью 252,3 кв.м, расположенного по ул. Пушкина, д. 169; склада литер Г6, площадью 136 кв.м, расположенного по ул. Пушкина, д. 169; строения с кадастровым номером 28:01:010335:79, площадью 396 кв.м - забор (ограждение), с представлением возмещения в сумме 5 663 500 руб.; об обязании ответчика принять от Комитета возмещение за изымаемое имущество, перенос бетонной опоры линии электропередачи, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 28:01:010252:102, в сумме 5 663 500 руб.; о признании отсутствующим права собственности ответчика на вышеуказанное имущество; о признании за муниципальным образованием города Благовещенска права собственности на вышеуказанное имущество.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 25.05.2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2021, исковые требования удовлетворены в части изъятия у ООО «Дальневосточный регион Агро» для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 28:01:010252:102, площадью 1724,46 кв.м, земельного участка с кадастровым номером 28:01:010252:103, площадью 176,38 кв.м, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 28:01:010252:28 площадью 10539 кв.м; а также склада литер Г5, площадью 252,3 кв.м, расположенного по ул. Пушкина, д. 169; склада литер Г6, площадью 136 кв.м, расположенного по ул. Пушкина, д. 169; строения с кадастровым номером 28:01:010335:79, площадью 396 кв.м - забор (ограждение), а также обязания Комитета с момента вступления решения суда в законную силу выплатить обществу возмещение за изымаемое имущество в общей сумме 5 663 500 руб. В остальной части иска отказано.
ООО «Дальневосточный регион Агро», не согласившись с принятыми судебными актами в части удовлетворения заявленных требований, обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, отказать в иске полностью.
В обоснование своих возражений заявитель кассационной жалобы приводит доводы о нарушении порядка принятия Администрацией постановления от 26.05.2020 №1628 «Об изъятии земельных участков для нужд муниципального образования города Благовещенска в целях размещения линейного объекта - автомобильной дороги по ул. Конная города Благовещенска» (далее – Постановление от 26.05.2020 №1628). Проект планировки территории и проект межевания территории, предназначенной для размещения линейного объекта - автомобильной дороги по ул. Конная города Благовещенска, утвержденный постановлением Администрации от 12.03.2020 №789, не соответствует положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации. Отчет об оценке стоимости изымаемого имущества составлен по состоянию на 10.07.2020, а не на дату, предшествующую дню принятия решения об изъятии земельных участков (26.05.2020), что не соответствует положениям пункта 5 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
Комитетом представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором выражено несогласие с доводами её заявителя, указано на законность и обоснованность принятых судебных актов.
В судебном заседании представитель ООО «Дальневосточный регион Агро» поддержал доводы кассационной жалобы, настаивал на её удовлетворении.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд округа не обеспечили, что не является в силу части 3 статьи 284 АПК РФ препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражений на неё, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующим выводам.
Судами по материалам дела установлено, что постановлением Администрации от 12.03.2020 №789 утвержден Проект планировки территории и проект межевания территории, предназначенной для размещения линейного объекта - автомобильной дороги по ул. Конная города Благовещенска.
Приложение №2 к данному постановлению содержит перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с Таблицей №1 Приложения №2 земельные участки площадью 1724,46 кв.м и площадью 176,38 кв.м образуются путем раздела земельного участка с кадастровым номером 28:01:010252:28, площадью 8 639,44 кв.м.
Администрацией принято Постановление от 26.05.2020 №1628 об изъятии земельных участков для нужд муниципального образования города Благовещенска в целях размещения линейного объекта - автомобильной дороги по ул. Конная города Благовещенска (в редакции постановления от 03.07.2020 №2040): ЗУ2 площадью 1 724,46 кв.м и ЗУ3 площадью 176,38 кв.м, образуемые путем раздела земельного участка с кадастровым номером 28:01:010252:28 площадью 10 539 кв.м, из категории земель населенных пунктов, находящиеся в квартале 252 г. Благовещенска, и расположенные на них объекты недвижимости: склад площадью 252,3 кв.м, расположенный по ул. Пушкина, д. 169 литер Г5; склад площадью 136 кв.м, расположенный по ул. Пушкина, д. 169, литер Г6; нежилое здание с кадастровым номером 28:01:010335:79 площадью 396 кв.м - забор (ограждение) (пункты 1.1 – 1.1.3 Постановления №1628).
Земельные участки ЗУ2 и ЗУ3 образованы путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 28:01:010252:28, им присвоены кадастровые номера 28:01:010252:102 и 28:01:010252:103.
Собственником изымаемых земельных участков и объектов недвижимости является ООО «Дальневосточный регион Агро».
Согласно отчету общества с ограниченной ответственностью «АмурОценка» от 15.07.2020 №270-20 рыночная стоимость изымаемого имущества составляет: земельного участка с кадастровым номером 28:01:010252:102 - 4 487 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 28:01:010252:103 - 458 000 руб.; склада, расположенного по ул. Пушкина, д. 169, литер Г5 – 131 000 руб.; склада, расположенного по ул. Пушкина, д. 169, литер Г6 - 92 000 руб.; нежилого здания с кадастровым номером 28:01:010335:79, площадью 396 кв. м - забор (ограждение) - 488 000 руб.; перенос бетонной опоры линии электропередачи, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 28:01:010252:102 - 7 500 руб. Общий размер возмещения за изымаемое имущество составляет 5 663 500 руб.
Комитет 18.08.2020 направил обществу документы, предусмотренные пунктом 4 статьи 56.10 ЗК РФ, для рассмотрения и подписания соглашения об изъятии земельных участков и объектов недвижимости, расположенных на них, для муниципальных нужд.
Неподписание ответчиком проекта соглашения по истечении 90 дней со дня его получения, явилось основанием для обращения Комитета и Администрации с настоящим иском в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В силу пункта 1 статьи 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством (пункт 2 статьи 281 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статье 282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда (пункт 2 статьи 282 ГК РФ).
В силу статьи 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с: 1) выполнением международных договоров Российской Федерации; 2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; 3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
Согласно пункту 4 статьи 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 1, подпункту 6 пункта 1 статьи 56.11 ЗК РФ заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности; государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что Администрацией в полной мере соблюден порядок изъятия спорного имущества (земельных участков и расположенных на них объектов) для муниципальных нужд.
Аргумент заявителя кассационной жалобы о нарушении уполномоченным органом исполнительной власти требований Градостроительного кодекса Российской Федерации при утверждении проекта межевания территории, предназначенной для размещения автомобильной дороги по ул. Конная города Благовещенска, отклонен судом округа как необоснованный, несоответствующий материалам дела.
Доводы ответчика о том, что в случае изъятия земельного участка, он не сможет служить тем целям, для которых изымается, поскольку не получено необходимое разрешение и согласование ОАО «РЖД», проверены судами и обоснованно ими отклонены, с учетом установления распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта от 29.09.2020 публичного сервитута на срок 49 лет в интересах МУ «Городское управление капитального строительства» в отношении земельного участка с кадастровым номером 28:01:000000:154 в целях реализации Постановления от 12.03.2020 №798 и Постановления от 17.04.2020 №1203 (для размещения автомобильной дороги по ул. Конная города Благовещенска).
Утверждения кассатора о несоответствии идентификационных признаков изъятого ограждения (забора) данным, содержащимся в отношении указанного объекта в ЕГРН, суд округа считает несостоятельными, поскольку указание судами его площади в квадратных метрах не изменяет его вид, назначение, место расположения и протяженность.
Исходя из пунктов 1, 2, 4 статьи 281 ГК РФ и пункта 2 статьи 56.8 ЗК РФ принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения, при определении размера которого в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, включая упущенную выгоду. В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению.
Пунктом 1 статьи 56.8 ЗК РФ предусмотрено, что размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.02.2019 № 9-П, в силу Конституции Российской Федерации, включая ее статьи 15, 17, 19 и 55, и исходя из общеправового принципа справедливости, защита права собственности, а равно иных имущественных прав должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота. Вводимые федеральным законом ограничения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, свободы предпринимательской деятельности и свободы договоров также должны отвечать требованиям справедливости, быть обоснованными, носить общий и абстрактный характер, не иметь обратной силы и не затрагивать само существо конституционных прав. Возможность принудительного изъятия имущества должна уравновешиваться неукоснительным соблюдением установленных Конституцией Российской Федерации гарантий неприкосновенности права собственности, что, с учетом изложенных позиций Конституционного Суда Российской Федерации, предполагает конституционную обязанность законодателя установить надлежащие юридические процедуры принятия и исполнения решений об изъятии имущества у собственника.
Из материалов дела следует, что отчет №270-20 об оценке рыночной стоимости изымаемого имущества подготовлен по заказу Комитета обществом с ограниченной ответственностью «АмурОценка» 15.07.2020 (дата определения стоимости – 10.07.2020). Указанным отчетом определена исключительно рыночная стоимость изымаемых земельных участков, зданий двух складов и забора (ограждения), а также стоимость переноса бетонной опоры линии электропередачи, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 28:01:010252:102.
В ходе рассмотрения спора ответчиком, помимо доводов о нарушении Администрацией процедуры принятия решения об изъятии спорного имущества для муниципальных нужд, указывалось на наличие несогласия с размером предлагаемого возмещения за изымаемое имущество.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2014), утвержденном 24.12.2014 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, в пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, определение выкупной стоимости изымаемого участка следует производить из рыночной стоимости, максимально приближенной к дате принятия решения по спору.
Ходатайство ООО «Дальневосточный регион Арго» о назначении судебной экспертизы по определению стоимости изымаемого имущества, заявленное обществом в суде первой инстанции на стадии реплик, было отклонено по мотиву фактического отсутствия надлежащим образом оформленного заявления, а также наличия в действиях ответчика признаков злоупотребления, направленного на затягивание процесса.
Вместе с тем, учитывая, что судебный акт по существу спора принят спустя год после подготовки отчета о стоимости изымаемого имущества, суд округа считает необходимым отметить, что в силу требований статьи 282 ГК РФ, статей 55, 62 ЗК РФ, применяемых с учетом разъяснений, изложенных в пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, судам в рассматриваемом случае следовало установить выкупную стоимость изымаемого имущества на момент рассмотрения спора.
При изложенных обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене в указанной части с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить размер возмещения, подлежащего уплате за изымаемое имущество, с учетом положений статьи 56.8 ЗК РФ. В целях установления данного обстоятельства решить вопрос о назначении оценочной экспертизы; исходя из установленных обстоятельств разрешить спор, а также распределить судебные расходы по настоящей кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.05.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2021 по делу №А04-9809/2020 Арбитражного суда Амурской области отменить в части требования об обязании Комитета по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска с момента вступления решения суда в законную силу выплатить обществу с ограниченной ответственностью «Дальневосточный регион Агро» возмещение за изымаемые земельный участок с кадастровым номером 28:01:010252:102, площадью 1 724, 46 кв.м, а также земельный участок с кадастровым номером 28:01:010252:103, площадью 176, 38 кв.м, образованные путем раздела земельного участка с кадастровым номером 28:01:010252:28 площадью 10539 кв.м.; склад, литер Г5, площадью 252,3 кв.м, расположенный в городе Благовещенске Амурской области по улице Пушкина, 169; склад, литер Г6, площадью 136 кв.м, расположенный в городе Благовещенске Амурской области по улице Пушкина, 169; строение - забор с кадастровым номером 28:01:010335:79, площадью 396 кв.м, в общем размере 5 663 500 (пять миллионов шестьсот шестьдесят три тысячи пятьсот) рублей.
Направить дело в отмененной части на новое рассмотрение в Арбитражный суд Амурской области.
В остальном решение от 25.05.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2021 по делу №А04-9809/2020 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья М.Ю. Бурлова-Ульянова
Судьи В.А. Гребенщикова
С. Н. Новикова