ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-10450/18 от 08.08.2019 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

08 августа 2019 года

Дело №

А05-10450/2018

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Александровой Е.Н.,                    Лущаева С.В.,

рассмотрев 07.08.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кувшиновой Анны Васильевны на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.12.2018 (судья         Шишова Л.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2019 (судьи Зорина Ю.В., Зайцева А.Я., Шадрина А.Н.) по делу                              № А05-10450/2018,

у с т а н о в и л:

администрация муниципального образования "Красноборский муниципальный район", место нахождения:  165430, Архангельская область, село Красноборск, улица Гагарина, дом 7а, ОГРН 1022901353859, ИНН 2914000230 (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Кувшиновой Анне Васильевне ОГРНИП 314290430900022, ИНН 291400878820 (далее также - Предприниматель) о взыскании 124 890 руб. средств субсидии, полученных по договору о предоставлении субсидии на создание собственного бизнеса от 07.12.2015 № 1/12-15 (далее – договор).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена прокуратура Красноборского района Архангельской области (далее - Прокуратура).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 10.12.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.04.2019,  исковые требования истца удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе Кувшинова А.В., ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 10.12.2018 и постановление от 11.04.2019.

По мнению подателя жалобы, Предпринимателем не нарушены условия предоставления субсидии на создание собственного бизнеса, предусмотренные нормативными правовыми актами. Как указывает Кувшинова А.В., не достижение планируемых результатов хозяйственной деятельности получателем субсидии, нарушение требований, непосредственно связанных с контролем за использованием предоставленных денежных средств, в том числе непредставление отчетности, не является нарушением условий предоставления субсидии. Предприниматель считает, что доводы истца сводятся, по сути, к неэффективности использования предоставленной субсидии, однако данное обстоятельство не может служить основанием для возврата субсидии в бюджет.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили.

Отсутствие в судебном заседании представителей указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы без их участия.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, постановлением Администрации от 30.10.2013 № 734 утверждена муниципальная программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Красноборский муниципальный район" (2014-2020 годы)" (далее - Программа).

В соответствии с Положением о порядке проведения конкурса на предоставление субсидий начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса в 2015 году, утвержденным постановлением администрации от 15.10.2015 № 427 (далее - Положение), с учетом внесенных постановлением от 16.11.2015 № 469 изменений, Администрацией принято решение о проведении конкурса на предоставление субсидий начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса.

По итогам рассмотрения 30.11.2015 на заседании комиссии по рассмотрению документов на предоставление субсидии начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса заявки Кувшиновой А.В., поступившей в Администрацию 28.10.2015 о предоставлении субсидии в размере 125 000 руб. на реализацию бизнес-плана "Автостоянка" по организации бизнеса, связанного с оказанием услуг хранения транспортных средств населению и организациям, протоколом № 1 было принято решение о предоставлении такой субсидии в размере 124 890 руб.

По результатам проведенного конкурса между Администрацией и Предпринимателем 07.12.2015 заключен договор о предоставлении субсидии на создание собственного бизнеса, согласно которому Администрация предоставила Предпринимателю в целях реализации бизнес-плана "Автостоянка" субсидию за счет средств бюджета муниципального образования "Красноборский муниципальный район" в размере 124 890 руб.

При этом пунктом 3.2 договора были определены обязанности получателя субсидии, в том числе связанные с использованием бюджетных средств по целевому назначению в соответствии с перечнем расходов (приложение 2 к договору), с предоставлением соответствующих платежных документов, с выполнением комплекса мероприятий, обусловленных бизнес-планом, включая создание рабочих мест, предоставлением ежеквартальной отчетности в предусмотренные договором сроки.

Согласно пункту 3.2.11 договора в случае выявления нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии получателем, а также условий данного договора субсидия подлежала возврату в бюджет муниципального образования в течение 30 рабочих дней со дня предъявления Администрацией соответствующего требования.

Право Администрации в течение трех лет со дня подписания договора требовать от Предпринимателя документы и иную информацию, необходимую для проведения анализа хозяйственно-финансовой деятельности, а также проверки  целевого использования предоставленных бюджетных средств; контролировать исполнение им обязательств по договору; проверять достоверность и соответствие документов, предоставленных получателем субсидии, выполнение Предпринимателем мероприятий, предусмотренных бизнес-планом, обусловлено разделом 4 договора.

Во исполнение обязательств по договору Администрация платежными поручениями от 11.12.2015 № 804602, от 25.12.2015 № 63747 перечислила предпринимателю субсидию в сумме 124 890 руб.

Учитывая отсутствие  постоянного спроса населения на услуги по хранению транспортных средств на организованной Предпринимателем автостоянке и размещение на ней в основном автомобилей после дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП), на что указывалось Кувшиновой А.В. в ежеквартальных отчетах,  приложением 2 к договору о предоставлении субсидии в редакции дополнительного соглашения от 04.08.2016 Предпринимателю было разрешено использовать бюджетные средства в размере 124 890 руб. на приобретение автоэвакуатора.

Последующие отчеты Предпринимателя, предоставленные Администрации в период с 07.10.2016 по 09.10.2017, свидетельствовали о том, что доставка автомобилей после ДТП производится по договору безвозмездного услуг, размер дохода от автостоянки не позволяет нанять по трудовому договору водителя автоэвакуатора, приобретенного по договору купли-продажи,  из-за низкого спроса прием на работу водителя эвакуатора является экономически нецелесообразным.

На основании решения от 12.12.2017 № 12 Прокуратурой в период с 14.12.2017 по 12.02.2018 проведена проверка исполнения требований бюджетного законодательства и законодательства, регламентирующего порядок предоставления субсидии начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса, в том числе в отношении Кувшиновой А.В.

При проведении проверки старшим помощником прокурора района с участием руководителя отдела экономики, АПК и закупок Администрации произведен осмотр с выездом на место в д. Фроловскую результатов реализации бизнес-плана "Автостоянка" Кувшиновой А.В., по результатам которого составлена справка от 31.01.2018.

По итогам проведенной проверки прокурором Красноборского района в адрес Администрации вынесено представление от 09.02.2018 № 7-01-2018 об устранении нарушений бюджетного законодательства, в котором на Администрацию возложена обязанность, рассмотреть, в том числе вопрос о предъявлении к получателям субсидии, допустившим нарушения принятых на себя обязательств при получении средств субсидии, требований об одностороннем расторжении договорных отношений и (или) возврате бюджетных средств.

В данном представлении указано, в частности, на выявление факта неисполнения Предпринимателем принятых на себя обязательств по договору о предоставлении субсидии, связанных с созданием рабочих мест, неисполнением заложенных в бизнес-план маркетинговых мероприятий по обеспечению публичности сведений о характере оказываемых услуг путем соответствующей рекламы, включая изготовление баннеров, публикаций в районной газете, размещения объявлений в сети Интернет.

Кроме того, проверкой установлен факт недобросовестности                           Кувшиновой А.В. при расходовании бюджетных средств, поскольку согласно договору купли-продажи автоэвакуатор приобретен Предпринимателем в 2016 году за счет указанных средств у своего  сына Кувшинова А.А. без совершения действий по регистрации автомобиля в ГИБДД на нового собственника,  учитывая, что на момент проверки в 2017 году собственником транспортного средства в соответствии с ПТС и свидетельством о государственной регистрации продолжал являться  Кувшинов А.А.

Приведенные обстоятельства, как указано в представлении прокурора, объективно свидетельствуют о неэффективности расходования средств субсидии.

В связи с нарушением условий договора о предоставлении субсидии Администрация по результатам проведенной Прокуратурой проверки целевого использования бюджетных средств в письме от 16.03.2018 № 01.1-29/37 потребовала от Предпринимателя возвратить сумму субсидии в бюджет в течение 30 дней со дня получения требования в досудебном порядке.

Также Администрацией 23.05.2018 повторно направлена в адрес Предпринимателя претензия о возврате средств субсидии в размере 124 890 руб., которая оставлена Кувшиновой А.В.  без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность  применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, считает, что суды правомерно удовлетворили исковые требования Администрации.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 данной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ).

В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны предусматривать, в том числе, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что в случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Из материалов дела следует  судами установлено, что приложением № 10 к решению Собрания депутатов муниципального образования "Красноборский муниципальный район" от 17.12.2014 № 33 "О бюджете муниципального образования "Красноборский муниципальный район" на 2015 год" предусмотрен Порядок предоставления субсидии начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса (далее – Порядок). Пунктами 8 и 9  Порядка предусмотрено, что субсидия подлежит использованию по целевому назначению и в случае нарушения целей и порядка предоставления субсидии, она подлежит возврату в бюджет муниципального района.

При этом пунктом 27 Положения, утвержденного Администрацией 15.10.2015 и регулирующего не только проведение конкурсных процедур, но и порядок осуществления  контроля за использованием субсидий,  определено, что в случае выявления Администрацией нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями, а также условий договоров субсидии подлежат возврату в бюджет муниципального района в течение 15 календарных дней со дня предъявления соответствующего требования.

Как правильно указали суды, Кувшинова А.В., заключив 07.12.2015 с Администрацией договор о предоставлении субсидии на создание собственного бизнеса, действуя своей волей и в своем интересе, согласилась со всеми определенными в договоре условиями использования средств субсидии, включая исполнение обусловленных пунктом 3.2 договора обязанностей получателя субсидии, в том числе связанных с выполнением комплекса мероприятий, предусмотренных бизнес-планом, включая создание рабочих мест.

Между тем в ходе проверки установлено, что приведенные условия договора Предпринимателем не только не соблюдены, но напротив, Кувшиновой А.В. создан формальный документооборот для обоснования  расходования бюджетных средств на приобретение автоэвакуатора для автостоянки.

В порядке части 1 статьи 65 АПК РФ данные доводы истца Предпринимателем в ходе рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций не опровергнуты.

В силу пункта 3.2.11 договора в случае выявления нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии получателем, а также условий данного договора полученная Предпринимателем субсидия подлежит возврату в бюджет муниципального образования в течение 30 рабочих дней со дня предъявления Администрацией соответствующего требования.

Так как  Кувшинова А.В. данное требование Администрации в добровольном порядке не исполнила, суды, исследовав материалы дела и доводы сторон по правилам статьи 71 АПК РФ, и руководствуясь условиями договора, а также нормами местного законодательства (Порядка и Положения),  пунктами 1 и 3 статьи 306.4 БК РФ, обоснованно  взыскали с Предпринимателя в пользу истца спорную сумму субсидии.

Доводы жалобы Кувшиновой А.В. выводов судов не опровергают и не свидетельствуют о неправильном применении ими норм материального права.

Поскольку дело рассмотрено судебными инстанциями полно и всесторонне с соблюдением норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных актов в кассационном порядке.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.12.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2019 по делу № А05-10450/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кувшиновой Анны Васильевны - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.И. Корабухина

Судьи

Е.Н. Александрова

 С.В. Лущаев