ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-10754/20 от 07.04.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

07 апреля 2022 года

Дело №

А05-10754/2020

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А. и Мунтян Л.Б.,

рассмотрев 05.04.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.09.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2021 по делу № А05-10754/2020,

у с т а н о в и л:

Закрытое акционерное общество «Лесозавод 25», адрес: 163025, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, адрес: 163069, <...>,
ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Министерство), об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора аренды лесного участка для заготовки древесины, заключаемого в целях реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, № 2467
от 06.07.2020, путем понуждения ответчика заключить данный договор на предложенных Обществом условиях.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства, адрес: 113184, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>
(далее – Агентство).

Решением суда первой инстанции от 17.09.2021 разногласия урегулированы на следующих условиях:

пункт 2.1 договора изложен в редакции ответчика: «Арендная плата по настоящему Договору составляет 2 765 069,76 руб. в год.

Арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации на основе минимального размера арендной платы.

Расчет арендной платы приводится в приложении № 4 к настоящему Договору».

Пункт 2.3 договора изложен в следующей редакции: «Начисление арендной платы осуществляется с даты регистрации настоящего Договора, в соответствии с пунктами 1 (1) и 1 (2) постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности»;

подпункт «а» пункта 5.5 договора изложен в редакции ответчика: «нарушение Арендатором графика реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год»;

абзац 7 приложения 4 договора изложен в следующей редакции:

«В течение 5 (пяти) лет с даты распоряжения министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
от 01.04.2019 № 345р «О завершении приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов закрытого акционерного общества «Лесозавод 25» «Строительство лесопильно-деревообрабатывающего комплекса в Маймаксанском округе <...>» (с 01.04.2019 по 31.03.2024) при определении минимального размера арендной платы, к сложившейся ставке платы за единицу объема лесных ресурсов (объема лесопользования), применяется понижающий коэффициент – 0,5, в соответствии с требованиями пункта 1 (1) постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности»;

абзац 8 приложения 4 договора исключен;

абзац 9 приложения 4 изложен в следующей редакции: «После окончания периода, в течение которого применялся понижающий коэффициент 0,5 по инвестиционному проекту, включенному в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, размер арендной платы за пользование лесным участком определяется в соответствии со ставками платы без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного по соответствующему виду использования лесов на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день окончания срока окупаемости проекта путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов».;

таблица приложения 4 договора и таблица приложения 5 договора изложены в редакции ответчика.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 26.11.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить в части урегулирования разногласий по пункту 2.3 договора, абзацу седьмому приложения № 4 к договору, принять новый судебный акт - об урегулировании разногласий по пункту 2.3 и абзацу седьмому Приложения № 4 в редакции Министерства.

В обоснование доводов жалобы Министерство указывает, что понижающий коэффициент подлежит применению с даты приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее – Минпромторг)
от 19.06.2019 о завершении реализации инвестиционного проекта.

Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.03.2022 судебное разбирательство в порядке, предусмотренном статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
(далее – АПК РФ), отложено на 05.04.2022. Сведения об отложении размещены на официальном сайте суда в сети Интернет.

Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.04.2022 в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ ввиду нахождения в отпуске судьи Толкунова В.М. произведена его замена на судью Аникину Е.А.

В силу пункта 5 статьи 18 АПК РФ судебное разбирательство по кассационной жалобе осуществлено с самого начала.

В соответствии с положениями статей 156, 284 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Общества и Министерства, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы в обжалуемой части.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, распоряжением Министерства от 18.05.2017 № 745р утверждена заявка Общества на реализацию инвестиционного проекта «Строительство лесопильно-деревообрабатывающего комплекса в Маймаксанском округе
<...>», претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов, со следующими параметрами инвестиционного проекта: общий объем инвестиций 4199,1 млн. руб.; срок реализации инвестиционного проекта – с 2015 по 2018 годы, срок окупаемости инвестиционного проекта – 10 лет. Указанным распоряжением также утвержден перечень лесных участков, предоставляемых для реализации инвестиционного проекта, и график заключения договоров аренды лесных участков.

Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее – Минпромторг) от 05.07.2017 № 2150 инвестиционный проект Общества включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Распоряжением Министерства от 17.03.2020 № 273р изложенный в распоряжении от 18.05.2017 № 745р перечень лесных участков, предоставляемых для реализации инвестиционного проекта, и график заключения договоров аренды лесных участков изложены в новой редакции. Графиком предусматривается ежеквартальное заключение в период с 2-го квартала 2018 года по 1-й квартал 2025 года договоров аренды лесных участков общей площадью 2 434 652,9 га с общим ежегодным объемом использования лесов 2077,9 тыс. куб. м.

Министерством 06.07.2020 издано распоряжение № 793р, в соответствии с которым Обществу предоставлен в аренду сроком на 49 лет лесной участок в целях заготовки древесины для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, площадью 27748,6641 га (по данным государственного лесного реестра – 26260,0 га); местоположением: муниципальное образование «Шенкурский муниципальный район Архангельской области», Шенкурское лесничество.

Во исполнение указанного распоряжения в адрес Общества направлен договор аренды лесного участка для заготовки древесины, заключаемый в целях реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов от 06.07.2020 № 2467, предусматривающий предоставление Обществу во временное пользование сроком на 49 лет в целях заготовки древесины лесного участка площадью 27748,6641 га, местоположением: Архангельская обл., Шенкурский р-н, Шенкурское лесничество, Боровское участковое лесничество (уч-к СПК им. Ленина), кварталы 5, 9, 14-17, 22, 31, 33, 34, 37-43, 45, 47, 48, 53-57, 62, 64, 69; Шелашское участковое лесничество (уч-к СПК Паденьгский)<...>, 24, 25; Ровдинское участковое лесничество (уч-к СПК Суландский), кварталы 47, 49, 51, 70-74, 77-79, 83-90, 93, 107, 110, 115, 120, 121; Ледское участковое лесничество (уч-к АО Шеговары), кварталы 9, 14, 17-19, 24-27, 3,39, 41, 42, 61, 64-66; Боровское участковое лесничество (уч-к ТОО Шипуновское), кварталы 4, 5, 15, 28, 29, 34, 35, 37; Боровское участковое лесничество (уч-к ТОО Романовское), кварталы 40, 45, 46, 50-53, 56-60, 66.

Договор Общество подписало с протоколом разногласий от 28.07.2020, в котором предложило свою редакцию пункта 2.1, пункта 2, 3, подпункта «а» пункта 5.5, абзацев 7, 8, 9 приложения 4, таблицы приложения 4, таблицы приложения 5.

Министерство с предложенными Обществом условиями не согласилось, в протоколе урегулирования разногласий от 25.08.2020 изложило спорные положения договора в первоначально предложенной редакции.

В целях урегулирования разногласий по договору Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции урегулировал разногласия, возникшие между сторонами при заключении договора.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

В соответствии с частью 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации  (далее – ГК РФ) и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В силу пункта 2 части 3 статьи 73.1 ЛК РФ в случае реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются без проведения торгов.

Согласно пункту 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

В силу пункта 1 статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Как установлено пунктом 1 статьи 424 ГК РФ, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.

При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке (часть 2 статьи 73 ЛК РФ).

Частью 4 статьи 73 ЛК РФ предусмотрено, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 (далее – Постановление № 310).

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее – регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.

В пункте 19 указанного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснено, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.

Пунктом 1(1) Постановления № 310 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 № 190 (далее – Постановление № 190), действующей с 08.03.2018, предусмотрено, что при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, к объему лесных ресурсов, переработка которых будет осуществляться на созданных или модернизированных лесоперерабатывающих мощностях, применяется понижающий коэффициент 0,5 к утвержденным тем же постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в течение: 3 лет при реализации инвестиционного проекта стоимостью не более 750 млн. рублей; 5 лет при реализации инвестиционного проекта стоимостью не менее 750 млн. рублей, но не более 5 млрд. рублей; 7 лет при реализации инвестиционного проекта стоимостью не менее 5 млрд. рублей, но не более    20 млрд. рублей; 10 лет при реализации инвестиционного проекта стоимостью более 20 млрд. рублей.

Размер арендной платы для иных лесных ресурсов устанавливается в соответствии с абзацем вторым пункта 1(2) настоящего постановления.

Срок предоставления понижающего коэффициента 0,5 осуществляется с момента введения лесоперерабатывающих мощностей в эксплуатацию, подтвержденных актом ввода.

Начисление арендной платы в полном объеме (с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы над минимальной ставкой платы) осуществляется до ввода в эксплуатацию лесоперерабатывающих мощностей, а также по окончании периода, в течение которого применялся понижающий коэффициент 0,5.

Согласно абзацу второму пункта 1(2) Постановления № 310 с даты заключения договора аренды лесного участка и до начала периода, в течение которого применялся понижающий коэффициент 0,5, а также после окончания такого периода по инвестиционному проекту, включенному в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, размер арендной платы за пользование лесным участком определяется в соответствии со ставками платы без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного по соответствующему виду использования лесов на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день окончания срока окупаемости проекта путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.

В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что разногласия между Министерством и Обществом возникли, в том числе, относительно периода применения коэффициента 0,5 к размеру арендной платы, для объема лесных ресурсов, подлежащих переработке.

Обращаясь с кассационной жалобой, Министерство настаивает на том, что началом применения коэффициента 0,5 к арендной плате для объема лесных ресурсов, подлежащих переработке на модернизированных мощностях, следует считать дату издания приказа Минпромторга от 19.06.2019 № 2116 «О завершении реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов», которым инвестиционный проект Общества признан завершенным.

Между тем, исчисление срока применения коэффициента 0,5 с указанной даты противоречит положениям пункта 1(1) Постановления № 310, в связи с чем кассационная жалоба в указанной части не подлежит удовлетворению.

Доводы Министерства о несогласии с принятой судами редакцией пункта 2.3 договора также подлежат отклонению.

Выводы судов в отношении принятой редакции пункта 2.3 договора соответствуют положениям статей 433, 609 ГК РФ, статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 92 ЛК РФ, пункту 2.3 Типового договора аренды лесного участка для заготовки древесины, утвержденного приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 542 (равно как и ранее действовавшему).

Указание на то, что арендная плата подлежит начислению с даты государственной регистрации договора аренды Постановлению № 310 не противоречит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.

При таких обстоятельствах, исходя из доводов поданной Министерством кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых судами первой и апелляционной инстанций судебных актов в обжалуемой части.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.09.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2021 по делу № А05-10754/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – без удовлетворения.

Председательствующий

А.Г. Кудин

Судьи

Е.А. Аникина

 Л.Б. Мунтян