ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-11139/18 от 20.06.2019 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

20 июня 2019 года

Дело №

А05-11139/2018

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А. и Толкунова В.М.,

рассмотрев 18.06.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления муниципального жилищного контроля администрации муниципального образования «Город Архангельск» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.11.2018 (судья Шишова Л.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2019 (судьи Алимова Е.А., Докшина А.Ю. и Мурахина Н.В.) по делу № А05-11139/2018,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Территория», место нахождения: 163013, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению муниципального жилищного надзора администрации муниципального образования «Город Архангельск», место нахождения: 163000, Архангельская область, город Архангельск, площадь В.И. Ленина, дом 5,               ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Управление), о признании незаконным и отмене предписания об устранении выявленных нарушений от 06.08.2018 № 28-16/08-18.228/4.

Решением суда первой инстанции от 23.11.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.03.2019 заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявления отказать.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –
АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.

Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как установлено судами двух инстанций и подтверждается материалами дела, Общество на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 20.04.2015 № 74 и договора управления от 15.05.2015 является управляющей организацией в отношении МКД по адресу: <...>.

Управлением на основании приказа от 02.08.2018 № 28-16/08-18.228/1  проведена внеплановая выездная проверка Общества с целью проверки соблюдения правил содержания контейнерной площадки в районе жилого дома по указанному адресу.  

В ходе проверки установлено, что в нарушение требований пунктов 3.7.4, 3.7.2 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России» от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170) у контейнерной площадки в районе жилого дома № 26 по ул. Вологодской в г. Архангельске (далее - МКД) отсутствует ограждение, а также отсек для сбора крупно габаритных отходов (далее - КГО).

Результаты проверки отражены в акте от 06.08.2018 № 28-16/08-18.228/3.

По итогам проведенной проверки 06.08.2018 Управлением в адрес Общества выдано предписание № 28-16/08-18.228/4 о необходимости в срок до 03.09.2018 установить ограждение контейнерной площадки, а также установить отсек для КГО на контейнерной площадке.

Общество оспорило предписание в арбитражный суд.

Суды удовлетворили заявление Общества.

Изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены или изменения.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление муниципального жилищного контроля.

В порядке части 2.1 статьи 20 ЖК РФ муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

В силу статьей 3, 4 Закона Архангельской области от 24.09.2012                  № 543-33-ОЗ «О муниципальном жилищном контроле и взаимодействии органа государственного жилищного надзора Архангельской области с органами муниципального жилищного контроля», «Положения об управлении муниципального жилищного контроля администрации муниципального образования «Город Архангельск», утвержденного постановлением Главы муниципального образования «Город «Архангельск» от 30.05.2017 № 568, Управление является функциональным органом администрации муниципального образования «Город Архангельск» и создано с целью осуществления муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования «Город Архангельск», контроля за соблюдением требований правил благоустройства города Архангельска.

На основании подпункта 2.2.3 указанного Положения Управление выдает предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям в отношении муниципального жилищного фонда.

Таким образом, как верно указали суды, по результатам муниципального жилищного контроля Управление наделено правом на выдачу предписания об устранении выявленных нарушений.

Согласно пункту 13 «Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации» от 12.11.2016 № 1156 (в редакции действовавшей в спорный период), региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.

При этом бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме.

Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.

В соответствии с пунктом 3.7.1 Правил № 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Согласно пункту 3.7.2 Правил № 170 сбор бытовых отходов следует производить в переносные металлические мусоросборники вместимостью до 100 л, установленных под навесом, для жилых домов с населением до 200 чел.; контейнеры вместимостью до 800 л - для домов с населением 200 чел. и более.

В качестве временной меры при отсутствии металлических мусоросборников допускается устройство бункера для крупногабаритных отходов, а также деревянных съемных ящиков без дна с загрузочными люками 0,5 х 0,5 мм.

В силу пункта 3.7.4 Правил № 170 мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.

Площадки для контейнеров на колесиках должны оборудоваться пандусом от проезжей части и ограждением (бордюром) высотой 7-10 см, исключающим возможность скатывания контейнеров в сторону.

Пунктом 3.7.15 Правил № 170 предусмотрено, что крупногабаритные отходы старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п. должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом.

В рассматриваемом случае обществу вменено нарушение требований пунктов 3.7.2, 3.7.4 Правил № 170, выразившееся в отсутствии ограждения контейнерной площадки и отсека для КГО.

Суды двух инстанций оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ установили, что спорная контейнерная площадка за Обществом не закреплена, сама площадка расположена на земельном участке, который не входит в состав придомовой территории именно МКД № 26 по                  ул. Вологодской, и не относится к общему имущества данного жилого дома; контейнерная площадка предназначена для сбора твердых коммунальных отходов для жилых домов, расположенных в квартале жилой застройки и находящихся в управлении нескольких управляющих организаций; нарушений при оказании услуг по вывозу мусора и его уборке на контейнерной площадке Обществу не вменяется, в связи с чем сделали вывод об отсутствии законных оснований для возложения на него обязанности по установке ограждения контейнерной площадки, а также по установке отсека для КГО на контейнерной площадке, признали оспариваемое предписание незаконным, удовлетворив заявленные требования в полном объеме.

Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).

Поскольку выводы судов первой и апелляционной  инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, в связи с чем основания для ее удовлетворения отсутствуют.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.11.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2019 по делу № А05-11139/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

А.Г. Кудин

Судьи

О.А. Алешкевич

В.М. Толкунов