ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-11709/2021 от 06.10.2022 АС Северо-Западного округа

768/2022-67778(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Куприяновой Е.В., судей Дмитриева В.В. и  Константинова П.Ю., 

рассмотрев 05.10.2022 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу администрации городского округа «Город Архангельск» на решение  Арбитражного суда Архангельской области от 28.02.2022 и постановление  Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2022 по делу №  А05-11709/2021, 

у с т а н о в и л:

Администрация городского округа «Город Архангельск», адрес: 163000,  Архангельская область, город Архангельск, площадь В.И. Ленина, дом 5,  ИНН <***>, ОГРН <***> (далее – истец, Администрация)  обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением  к обществу с ограниченной ответственностью «УК Воскресенский район»,  адрес: 163069, <...> 

, ОГРН

дом 49, помещения 12 и 17, ИНН (далее –  ответчик, Общество) о возложении на Общество обязанности в течение двух 

месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать место  (площадку) накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) для  дома № 9 корпус 2 по проспекту Ломоносова в городе Архангельске. 

После уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец  просил обязать ответчика в течение двух месяцев со дня вступления решения  суда в законную силу организовать место (площадку) накопления ТКО для  дома № 9 корпус 2 по проспекту Ломоносова в городе Архангельске в  соответствии с пунктом 2.12 Порядка определения (согласования) мест  накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального  образования «Город Архангельск», утвержденного постановлением  администрации муниципального образования «Город Архангельск» от  13.02.2020 № 285 (далее – Порядок № 285), а также в соответствии с  Порядком согласования проектов благоустройства объектов, для размещения  которых на территории муниципального образования «Город Архангельск» не  требуется разрешения на строительство, утвержденным постановлением  администрации муниципального образования «Город Архангельск» от  22.03.2019 № 390 (далее – Порядок № 390). 

Решением суда первой инстанции от 28.02.2022, оставленным без  изменения постановлением апелляционного суда от 23.05.2022, в иске  отказано. 

В кассационной жалобе истец, указывая на неправильное применение  судами норм материального права, просит названные судебные акты  отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных 


[A1] требований. 

В обоснование своей позиции Администрация ссылается на то, что  действующим законодательством Российской Федерации на управляющую  организацию возложены обязанности по обеспечению благоприятных и  безопасных условий проживания граждан; оказанию надлежащих услуг и (или)  выполнению работ; заключению соответствующих договоров с организацией  по обращению с ТКО; устройству и содержанию контейнерных площадок, на  которых осуществляется сбор (накопление) отходов многоквартирного дома,  находящегося в управлении управляющей организации. 

По мнению подателя жалобы, Обществом в нарушение Порядка № 390 не  разработан и не согласован с Администрацией проект благоустройства  контейнерной площадки, следовательно, обязанность по организации места  (площадки) накопления ТКО в полном объеме не исполнена. 

В суд от подателя жалобы поступило заявление о рассмотрении жалобы в  отсутствие его представителя. 

Участвующие в деле лица о времени и месте судебного разбирательства  извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное  заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не  является препятствием для рассмотрения жалобы. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном  порядке. 

Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на  основании договора управления многоквартирным домом от 01.07.2006 (далее  – Договор) Общество является управляющей компанией в отношении дома,  расположенного по адресу: улица Ломоносова, дом 9, корпус 2. 

Согласно пункту 2.1 Договора управляющая организация по заданию  заказчика и пользователей в течение срока действия Договора за плату  обязуется оказывать услуги и выполнять работы по управлению домом,  содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлять  коммунальные услуги собственникам помещений в доме и пользующимся  помещениями в этом доме лицам, производить начисления и сбор платежей за  оказанные услуги, осуществлять иную направленную на достижение целей  управления домом деятельность. 

Письмом от 26.01.2021 № 31-37/534 Администрация предложила Обществу  организовать место (площадку) накопления ТКО и крупногабаритных отходов  для многоквартирного дома № 9 корпус 2 по улице Ломоносова в городе  Архангельске в соответствии с действующим санитарным законодательством,  Правилами благоустройства муниципального образования «Город  Архангельск», а также в соответствии с Порядком определения (согласования)  мест накопления твердых коммунальных отходов на территории  муниципального образования «Город Архангельск». 

Обществом в адрес Администрации 05.02.2021 была направлена заявка о  согласовании места (площадки) накопления ТКО. 

Администрация 17.02.2021 согласовала место накопления ТКО, определив  его по ранее существующему месту (площадке) по адресу: проспект  Ломоносова, дом 9, корпус 2 согласно схеме; ответным письмом от 18.02.2021  известила Общество о согласовании. 

Администрацией Обществу было предписано на согласованном месте  накопления ТКО в срок до 20.02.2021 оборудовать контейнерную площадку в  соответствии с требованиями действующего экологического, санитарного и  жилищного законодательства, а также Правилами благоустройства  муниципального образования «Город Архангельск». 

Ссылаясь на то, что возлагаемая на Общество обязанность не исполнена 


[A2] им в полном объеме (отсутствует место для накопления ТКО, организованное  в установленном порядке), Администрация обратилась в арбитражный суд с  настоящим иском. 

Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал,  признав их необоснованными. 

Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.

Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, проверив  правильность применения судами норм материального права, оценив доводы  кассационной жалобы, считает, что она не подлежит удовлетворению по  следующим основаниям. 

В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об  отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного  самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относится, в  том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за  исключением установленных законодательством Российской Федерации  случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. 

Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения  их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской  Федерации от 31.08.2018 № 1039 (далее – Правила № 1039), предусмотрено,  что места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного  самоуправления, за исключением установленных законодательством  Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других  лицах. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской  Федерации управление многоквартирным домом (далее – МКД) должно  обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан,  надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов  пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных  услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных  статьей 157.2 названного Кодекса, постоянную готовность инженерных  коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества  собственников помещений в МКД, к предоставлению коммунальных услуг.  Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила  деятельности по управлению МКД. 

Согласно пункту 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых  для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД,  утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от  03.04.2013 № 290, в число работ и услуг по содержанию иного общего  имущества в МКД входят работы по организации и содержанию мест (площадок)  накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов,  мусороприемных камер, контейнерных площадок. 

На основании подпункта д (2) пункта 11 Правил содержания общего  имущества в МКД и правил изменения размера платы за содержание жилого  помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению,  содержанию и ремонту общего имущества в МКД ненадлежащего качества и  (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность,  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от  13.08.2006 № 491, содержание общего имущества в зависимости от состава,  конструктивных особенностей, степени физического износа и технического  состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и  природно-климатических условий расположения МКД включает в себя среди  прочего содержание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с  установленными требованиями. 


[A3] Пунктом 4 Правил № 1039 установлено, что в случае, если в соответствии с  законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места  (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах (не на органах местного  самоуправления), такие лица согласовывают создание места (площадки)  накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной  заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом. 

Постановлением Администрации муниципального образования «Город  Архангельск» от 13.02.2020 № 285 утвержден Порядок определения  (согласования) мест накопления ТКО на территории муниципального  образования «Город Архангельск», который устанавливает процедуру  определения (согласования) мест (площадок) накопления ТКО, в том числе  крупногабаритных отходов, в условиях сложившейся застройки муниципального  образования «Город Архангельск», в случаях возложения действующим  законодательством обязанности по организации мест накопления ТКО на  юридических, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе  в соответствии с требованиями Правил благоустройства муниципального  образования «Город Архангельск», требованиями законодательства Российской  Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения  и иного законодательства Российской Федерации. 

Согласно пункту 2.8 Порядка № 285 обязанности по проведению работ,  связанных с благоустройством контейнерных площадок и подъездов к ним, по  содержанию в исправном состоянии контейнеров (мусоросборников) и их  внешнего вида несут их владельцы, в случае использования контейнеров для  размещения отходов, образовавшихся от жителей МКД – организации,  осуществляющие управление жилыми домами. 

Пунктом 2.9 Порядка № 285 предусмотрено, что по результатам  обследования территории уполномоченной комиссией составляется акт об  определении места накопления ТКО (приложение № 5 к Порядку № 285). 

В рассматриваемом случае судами установлено, что Общество 05.02.2021  обратилось в Администрацию с заявкой о согласовании места накопления ТКО,  которая была рассмотрена по существу. В письме от 18.02.202 Администрация  сообщила ответчику о согласовании места накопления ТКО согласно  приложенной схеме. Администрацией был составлен акт от 07.02.2021 № 7 об  определении места накопления ТКО для дома по проспекту Ломоносова, дом 9,  корпус 2. 

Согласно акту обследования от 08.12.2021, подписанному ведущим  специалистом отдела ЖКХ и благоустройства администрации Ломоносовского  территориального округа ФИО1, по согласованному Администрацией  адресу имеется контейнерная площадка с установленными пятью контейнерами  с трехсторонним ограждением, навесом над мусоросборником, с отсеком для  размещения крупногабаритных отходов, установленная на водонепроницаемом  покрытии (бетонная плита), имеющем скаты (пандусы) для транспортировки  контейнеров. Контейнерная площадка соответствует Правилам благоустройства  муниципального образования «город Архангельск», утвержденным решением  Архангельской городской Думы от 25.10.2017 № 581; проект находится в стадии  подготовки. 

Доводы Администрации о том, что Обществом не разработан и не  согласован с Администрацией проект благоустройства контейнерной площадки,  чем нарушен Порядок № 390, правомерно отклонены судами, поскольку не  свидетельствуют о неисполнении ответчиком обязанности по организации места  накопления ТКО. 

Материалами дела, а именно письмом Департамента городского хозяйства  от 29.09.2021 № 16-20/8344 подтверждено, что место накопления ТКО по 


[A4] адресу: проспект Ломоносова, дом 9, корпус 2 было оборудовано ранее (до  принятия Порядка № 390), и в настоящее время включено в реестр мест  накопления ТКО на территории городского округа «Город Архангельск» в  соответствии с пунктом 22 Правил № 1039. 

Документы, подтверждающие какие-либо жалобы жильцов или предписания  контролирующих органов, в материалы дела не представлены. 

При таких обстоятельствах обоснованы и правомерны выводы судов о том,  что Общество исполнило возложенные на него обязанности по организации  мест накопления ТКО надлежащим образом. 

Кроме того, как правильно отмечено апелляционным судом, Администрацией  заявлены требования о возложении на Общество обязанности по организации  площадки накопления ТКО, которая, как следует из материалов дела, уже  организована, а не о возложении на ответчика обязанности по разработке  проекта благоустройства контейнерной площадки. 

Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных требований у  судов не имелось, в иске отказано правомерно. 

Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют  фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды  правильно применили нормы материального права. В связи с этим  кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых  судебных актов и удовлетворения жалобы. 

Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.02.2022 и  постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от  23.05.2022 по делу № А05-11709/2021 оставить без изменения, а кассационную  жалобу администрации городского округа «Город Архангельск» - без  удовлетворения. 

Председательствующий Е.В. Куприянова  Судьи В.В. Дмитриев 

П.Ю. Константинов