ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-12457/18 от 20.06.2019 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

20 июня 2019 года

Дело №

А05-12457/2018

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей  Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,

рассмотрев 17.06.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства  природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской  области от 18.12.2018 (судья Шапран Е.Б.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2019 (судьи Зайцева А.Я., Романова А.В., Чередина Н.В.) по делу № А05-12457/2018,

                                                у с т а н о в и л:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Кенозерский», место нахождения: 163000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском                                     к государственному казенному учреждению Архангельской области «Северодвинское лесничество», место нахождения: 164520, <...>, ОГРН <***>,                    ИНН <***> (далее - Лесничество), о взыскании 1 592 746 руб. ущерба, причиненного незаконной рубкой деревьев.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечены: государственное автономное учреждение Архангельской области «Единый лесопожарный центр», место нахождения: 163060, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Центр), рыболовецкий колхоз им. М.И. Калинина, место нахождения: 163552, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Колхоз), Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, место нахождения: 163000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>                          (далее - Министерство).

Решением суда первой инстанции от 18.12.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.03.2019, иск удовлетворен.

В кассационной жалобе Министерство просит отменить решение и постановление судов  и принять по делу новый судебный акт - об отказе в иске.

Податель жалобы считает взыскание незаконным ввиду недоказанности причинения вреда вследствие нарушения установленного режима особо охраняемой природной территории; полагает, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2013 № 153 «Об учреждении национального парка «Онежское Поморье» (далее - Постановление № 153)                         не определены границы  и функциональное зонирование территории парка,                  а также правовой режим территории.

Лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку представителей не обеспечили. Кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, во время патрулирования территории национального парка «Онежское Поморье» инспектором Учреждения 01.02.2017 выявлена незаконная рубка деревьев в квартале 418 выдел 48 лесничества «Национальный парк «Онежское Поморье».

В ходе проведения осмотра выявлен участок незаконной рубки на площади 0, 25 гектаров (далее - га), вырублено 108 деревьев общим объемом                       28, 43 кубических метров (далее - куб.м.). Рубка произведена в отведенной делянке общей площадью 0,8 га, границы которой обозначены деляночными столбами.

Данный факт отражен в акте осмотра территории от 03.02.2017                              (с фототаблицей).

Местоположение деляночных столбов и площадь вырубленного участка определены GPS-навигатором «Garmin 62», которым зафиксированы координаты поворотных точек квартального и деляночных столбов, поворотных точек вырубленного участка.

Национальный парк «Кенозерский» организован Постановлением Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 84 «О создании национального парка "Кенозерский" Министерства экологии и природных ресурсов РСФСР в Архангельской области».

Национальный парк «Онежское поморье» создан Постановлением № 153.

        В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.06.2016 федеральное государственное унитарное предприятие «Национальный парк «Онежское Поморье» реорганизовано в форме присоединения к Учреждению, о чем 07.12.2016 в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесены соответствующие сведения.

         В ходе административного расследования установлено, что рубку деревьев осуществил рыболовецкий колхоз «Заря» (покупатель) на основании договора купли-продажи лесных насаждений от 18.07.2016, заключенного                     с Лесничеством (продавец) по результатам аукциона.

         Согласно пункту 1 договора колхозу предоставлено право заготовки и приобретения древесины в квартале 4 выдел 10 делянка 5 и                                  квартале 17 выделы 14, 16 делянка 5 в Лайском участковом лесничестве Северодвинского лесничества  в сроки с 18.07.2016 по 17.07.2017 общим объемом 301 куб. м. Характеристики разрешенной к заготовке и приобретению древесины, а также схема расположения лесных насаждении приведены в приложениях 1 и 2 к указанному договору.

         В силу пункта 13 договора продавец обязан передать покупателю лесные насаждения по акту приема-передачи, а также обозначить на местности с помощью лесохозяйственных знаков и на картах (схемах) лесов местоположение продаваемых лесных насаждений.

         Рыболовецкий колхоз «Заря» исключен из ЕГРЮЛ в связи с прекращением деятельности 25.09.2017 путем реорганизации в форме присоединения к Колхозу.

         Стороны не спорят и судами по материалам дела установлено,                          что квартал 4 Лайского участкового лесничества и квартал 418 участка национального парка являются смежными.

         Проведение отвода лесных участков, в том числе делянки 5 в квартале 4 выдел 10 Лайского участкового лесничества Северодвинского лесничества,                в соответствии с государственным заданием на 2015 год было поручено Центру.

         Судами по материалам дела установлено, что в связи с большой удаленностью участка и невозможностью отвода собственными силами по договору возмездного оказания услуг от 05.10.2015 Центр привлек                 ФИО1 (далее - ФИО1) к натурному отводу делянки на местности.

         Отвод производился на основании повыделенных ведомостей, полученных Центром от Лесничества.

         Услуги по отводу, оказанные по договору от 05.10.2015, приняты Центром по акту от 14.12.2015 после приемки работ Лесничеством согласно предварительному акту сдачи-приемки выполненных работ от 26.10.2015                    № 22-4-О.

         При этом судами установлено, что Лесничество не проверяло результат работ выездом на местность.

         В соответствии с приказом о приеме на работу от 10.02.2015 № 1-к ФИО1 на момент заключения договора возмездного оказания услуг                от 05.10.2015 являлся мастером участка Лайского участкового лесничества.

         Судами установлено, что натурный отвод фактически произведен в выделе 48 в квартале 418 национального парка «Онежское Поморье», а не в квартале 4 Лайского участкового лесничества (акт осмотра территории                         от 03.02.2017 с приложенной к нему схемой вырубленного участка с обозначением координат поворотных точек; фототаблица; схема взаимного расположения квартала 418 лесничества «Национальный парк «Онежское Поморье» и квартала 4 Лайского участкового лесничества; справка федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг»                  от 10.12.2018 № 02/2186-7.1; фотоабрис участка, отведенного в рубку).

         Контур отведенного в натуре в рубку участка и место его расположения на всех вышеперечисленных документах совпадает.

         Учреждение 05.07.2018 обратилось в Лесничество с претензией, в которой указало, что фактически рубка древесины имела место на территории национального парка и просило возместить причиненный ущерб.

         Лесничество 03.08.2018 отказало Учреждению в возмещении ущерба, сославшись на то, что виновное лицо в незаконной рубке не установлено, работы по отводу осуществлял Центр.

         Учреждение 20.09.2018 сообщило Центру о факте незаконной рубки, проведении работ по отводу и отказе Лесничества в возмещении ущерба.

         Центр 26.09.2018 сообщил Учреждению о том, что работы по отводу выполнены надлежащим образом по заявке ответчика и приняты Лесничеством без замечаний.

         На основании перечетной ведомости и Постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства» Учреждение произвело расчет размера ущерба на 1 592 476 руб.

         Поскольку ответчик отказался добровольно возместить ущерб, истец обратился в арбитражный суд.

 Суды, удовлетворяя требования истца, установили факт незаконной рубки на спорном участке и виновность Лесничества в указанных действиях ввиду предоставления Колхозу и обозначения на местности  участка,  рубка леса на котором запрещена.

 Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции                  не находит оснований для ее удовлетворения.

 В части 1 статьи 75 Лесного  кодекса Российской Федерации                          (далее - ЛК РФ)  предусмотрено, что по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

 Частью 4.1 статьи 75 ЛК РФ определено, что по договору купли-продажи лесных насаждений, заключаемому в соответствии с частью 4 статьи 29.1 настоящего Кодекса, осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных в пределах одной лесосеки.

Согласно статье 100 ЛК РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают  его добровольно или в судебном порядке.

Обязанность возместить вред, причиненный лесам вследствие              нарушения лесного законодательства, является мерой гражданско-правовой ответственности, которая регулируется общими правилами об основаниях ответственности, установленными статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Для применения гражданско-правовой ответственности в виде возмещения вреда, причиненного лесам, необходимо доказать совокупность таких обстоятельств, как: наличие вреда, противоправность поведения и вину лица, причинившего вред, а также причинную связь между противоправным поведением ответчика и наступившим вредом.

В настоящем деле при расчете ущерба Учреждение руководствовалось Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства» (далее - Постановление № 273).

В соответствии с пунктом 18 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 01.08.2011 № 337 (далее - Правила № 337), действовавших в период отвода, в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку, а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащий заготовке. При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок.

Согласно пункту 19 Правил № 337 отвод и таксация лесосек обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии                 со статьями 82 - 84 ЛК РФ, для заготовки древесины гражданами и юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

В пунктах 20 и 21 Правил № 337 предусмотрено, что отвод лесосек при всех формах рубок осуществляется в пределах лесного квартала, как правило, в бесснежный период. Лесотаксационные выделы отводятся в рубку полностью, если площадь их не превышает предельные размеры лесосек, установленные настоящими Правилами.

        Работы по установлению и обозначению на местности границ лесосек включают: прорубку визиров шириной не более 1 метра, за исключением сторон,

отграниченных видимыми квартальными просеками, граничными линиями, таксационными визирами, не покрытыми лесной растительностью землями и лесными культурами или обозначение границы лесосеки иным способом без рубки деревьев; постановку столбов на углах лесосек; отграничение                              не эксплуатационных участков в пределах лесосек; промер линий, измерение углов между ними и углов наклона, а также инструментальную привязку к квартальным просекам, таксационным визирам или другим постоянным ориентирам.

Суды приняли во внимание произведенный работником Лесничества отвод  делянки 5 в квартале 4 выдел 10 Лайского участкового лесничества Северодвинского лесничества в рамках договора от 18.07.2016, по которому Лесничество предоставляет Колхозу лесные насаждения с обозначением их на местности с использованием лесохозяйственных знаков.

При этом суды пришли к правомерному выводу, что Лесничество фактически предоставило Колхозу для рубки участок в выделе 48 квартал 418 лесничества «Национальный парк «Онежское Поморье», поскольку на местности в рубку отведен именно этот участок, обозначенный соответствующими деляночными столбами.

Суды правомерно указали, что данные обстоятельства свидетельствуют  об отсутствии вины Колхоза в причинении вреда, поскольку Колхоз произвел рубку не по собственной инициативе, а в силу того, что именно этот участок отведен в рубку (обозначен на местности) и предоставлен ему Лесничеством.  

Судами верно констатировано, что причинно-следственная связь                                с незаконной рубкой усматривается именно в действиях Лесничества,                          не проявившего должную степень заботливости и осмотрительности, в результате чего была допущена рубка на  том участке, где она  запрещена.

Довод подателя кассационной жалобы о том, что в спорный период                не был определен режим особо охраняемой природной территории,  рассмотрен и правомерно отклонен судами ввиду следующего.

Суды признали необоснованной ссылку ответчика и Министерства                    на Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.09.2016 № 2013-р «О переводе земель лесного фонда в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов», поскольку данное Распоряжение не определяет режим особо охраняемой природной территории национального парка, который установлен Законом № 33-ФЗ.

Согласно статье 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 33-ФЗ) национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности,  и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования            в рекреационных целях.

Как указывалось ранее, Постановлением № 153 учрежден национальный парк «Онежское Поморье» общей площадью 201 668 га, включая земли лесного фонда площадью 180 668 га, в Онежском и Приморском районах Архангельской области. Указанным Постановлением учрежденный национальный парк отнесен к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которому предписано обеспечить режим особой охраны природных комплексов и объектов на указанных в Постановлении землях, а также осуществить необходимые мероприятия, связанные с созданием национального парка «Онежское Поморье».

В силу статьи 15 указанного Федерального закона в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением особо охраняемой зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий, посещение такой зоны в целях познавательного туризма (подпункт «б» части 1).

В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона № 33-ФЗ на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе, заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд), заготовка живицы, промысловая охота, промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство (пункт «е» части 2 указанной статьи).

        Постановлением Правительства Российской  Федерации от 10.08.1993        № 769 «Об утверждении Положения о национальных природных парках Российской Федерации»  установлено, что на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, в том числе заготовка древесины (за исключением заготовки древесины для собственных нужд).

Судами установлено, что в 2010, 2014 и 2015 годах отмежеваны и поставлены на кадастровый учет четыре земельных участка, из которых  состоит территория национального парка, а именно: земельные участки с кадастровым номерами: 29:13:000000:415, 29:16:000000:4992, 29:16:131101:56 и 29:16:131101:77. Незаконная рубка имела место в 418 квартале, который находится в границах земельного участка с кадастровым номером 29:16:000000:4992.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок площадью 166 238, 95 га с кадастровым номером 29:16:000000:4992 поставлен на кадастровый учет 23.03.2015, состоит                         из 9 контуров. Место расположения земельного участка - Приморский район, Северодвинское лесничество, в том числе квартал 418. Право собственности Российской Федерации на земельный участок зарегистрировано  23.11.2015 на основании пункта 1 статьи 8 ЛК РФ.

 В связи с указанным довод подателя жалобы о неопределенности в спорным периоде статуса и режима особо охраняемой природной территории участка противоречит материалам дела и нормам действующего законодательства.

Таким образом, факт возникновения ущерба и обязанность его возмещения  Лесничеством судами установлены, площадь незаконной вырубки, расчет и сумму предъявленного к взысканию ущерба ответчик не оспаривает.

Вопреки мнению Лесничества иск подан надлежащим лицом.

В силу статьи 34 Закона № 33-ФЗ Учреждение наделено правом требования возмещения причиненного вреда.

        Согласно пункту «е» части 1 статьи 34 Закона № 33-ФЗ должностные лица органов и государственных учреждений, осуществляющих государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу государственных природных заповедников и национальных парков средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам государственных природных заповедников и национальных парков вследствие нарушений установленного режима государственных природных заповедников и национальных парков.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах и получили надлежащую правовую оценку, дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, в связи с чем кассационная инстанция исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов. Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи  287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд                   Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.12.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда                             от 19.03.2019 по делу № А05-12457/2018 оставить без изменения,                                  а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.

Председательствующий

В.М. Толкунов

Судьи

А.Г. Кудин

 И.Г. Савицкая