ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-127/2022 от 27.09.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

27 сентября 2022 года

Дело №

А05-127/2022

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Мунтян Л.Б., Савицкой И.Г.,

рассмотрев 27.09.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости «Штурманская-1» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.03.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2022 по делу № А05-127/2022,

у с т а н о в и л:

Товарищество собственников недвижимости «Штурманская-1» (163038,        г. Архангельск, ул. Штурманская, д. 1, пом. 2-Н; ОГРН 1152901000548; ИНН 2901254773; далее – Товарищество) обратилось в Исакогорский районный суд города Архангельска с заявлением о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции Архангельской области (163072,              г. Архангельск, ул. Комсомольская, д. 38, корп. 1; ОГРН 1022900533050; ИНН 29260000555; далее – Инспекция) от 12.07.2021 № 09-09/316.

Определением Исакогорского районного суда города Архангельска от 07.12.2021 дело передано на рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.

Решением суда первой инстанции от 23.03.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.06.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Товарищество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание содержит неправомерные требования.

Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Инспекция на основании обращения гражданина и распоряжения от 07.06.2021 № 09-01/798 провела внеплановую документарную проверку соблюдения Товариществом требований жилищного законодательства при определении размера платы за жилищно-коммунальные услуги в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Архангельск, ул. Штурманская, д. 1.

В ходе проверки выявлено и отражено в акте от 06.07.2021 № 09-08/860, что в период с сентября 2020 года по май 2021 года Товарищество излишне начислило собственнику жилого помещения платеж по статье «охрана», а также нарушило порядок определения размера платы за электроэнергию, отопление, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, применив для расчета формулы, не предусмотренные действующим законодательством.

Об устранении выявленного нарушения в срок до 12.10.2021 Инспекция выдала Товариществу предписание от 12.07.2021 № 09-09/316.

Товарищество не согласилось с предписанием и оспорило его в судебном порядке.

Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности и обоснованности оспариваемого предписания, в удовлетворении заявленных требований отказал.

Суд апелляционной инстанции согласился с судом первой инстанции и оставил решение без изменения.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) товарищество собственников жилья обязано осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса.

Согласно пункту 4 части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.

В силу части 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, пунктом 33 которых предусмотрено, что размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

В соответствии с пунктом 36 Правил № 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.

Согласно пункту 42 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой приложения № 2 к настоящим Правилам.

Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных вод и оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной и (или) горячей воды, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении за расчетный период, определенных по показаниям приборов учета холодной и горячей воды, а при отсутствии одного из таких приборов учета - исходя из норматива потребления коммунальной услуги соответственно по холодному или горячему водоснабжению. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета сточных вод, а также индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 4 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению.

Как предусмотрено пунктом 42(1) Правил № 354, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года по формулам приложения № 2 к настоящим Правилам.

Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях в многоквартирных домах, жилых домах и на общедомовые нужды в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области, а также нормативы потребления коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению в жилых помещениях в многоквартирных домах, жилых домах, расположенных на территории муниципального образования «Город Архангельск», утверждены постановлениями Министерства энергетики и связи Архангельской области от 17.08.2012 № 9-пн и от 31.08.2012 № 58-пн соответственно.

В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что гражданин является собственником части жилого помещения, расположенного в указанном доме, размер которой составляет 60,36 кв.м. и размер платы по статье «охрана» для него в соответствии с утвержденной сметой Товарищества должен составлять ежемесячно 898 руб. 76 коп. в 2020 году и 896 руб. 35 коп. в 2021 году.

Судами также установлено, что данному собственнику в период с сентября 2020 года по май 2021 года предъявлена плата по статье «охрана» в размере, превышающем размер установленной платы, на общую сумму 1793 руб. 09 коп.

Помимо этого, как установлено судами, Товарищество на основании счетов ресурсоснабжающих организаций начисляло данному собственнику за тот же период плату за отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроэнергию по формулам, которые не предусмотрены приложением № 2 к Правилам № 354, что привело к завышению платы за отопление на общую сумму 175 руб. 19 коп., платы за холодное, горячее водоснабжение, водоотведение на общую сумму 7484 руб. 86 коп., платы за электроэнергию на общую сумму 5717 руб. 08 коп.

При этом судами установлено, что указанный дом является пятиэтажным, имеет коридорную систему, состоит из жилых комнат, выходящих в общие коридоры, на каждом этаже имеются места общего пользования: души, туалеты, бытовые комнаты, умывальни, кухни, подсобные помещения.

В связи с этим суды, исходя из положений части 6 статьи 15, пунктов 1 - 3 части 1 статьи 36 ЖК РФ, пришли к выводу о том, что здание по указанному адресу, ранее являвшееся общежитием, является многоквартирным домом, что также подтверждается соответствующей выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого предписания упомянутым нормам, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя. С этим согласился и апелляционный суд.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Товариществу следует возвратить 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.03.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2022 по делу № А05-127/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости «Штурманская-1» – без удовлетворения.

Возвратить товариществу собственников недвижимости «Штурманская-1» (163038, г. Архангельск, ул. Штурманская, д. 1, пом. 2-Н; ОГРН 1152901000548; ИНН 2901254773) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 29.07.2022 № 179.

Председательствующий

О.А. Алешкевич

Судьи

Л.Б. Мунтян

 И.Г. Савицкая