АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
21 сентября 2023 года
Дело №
А05-12884/2021
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Соколовой С.В.,
при участии индивидуального предпринимателя ФИО1 (паспорт),
рассмотрев 20.09.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.02.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2023 по делу № А05-12884/2021,
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1, адрес: 164144, Архангельская обл., Каргопольский р-н, п/о Песок, дер. Ковежское, ОГРНИП <***>, ИНН <***> (далее – Предприниматель), обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным приложения к распоряжению Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, адрес: 163069, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Министерство), от 20.08.2015 № 910р «Перечень лесных участков, предоставляемых для реализации инвестиционного проекта, и график заключения договоров аренды лесных участков» (в редакции, утвержденной распоряжением Министерства от 19.07.2016 № 1085р; далее – Перечень) в части включения в него следующих лесных кварталов: № 90 - 94 Ухотского участкового лесничества Каргопольского лесничества (участок совхоз «Штурм»); № 1, 3, 10 - 14, 16, 31 - 36, 50 - 56, 58 - 65, 69 - 78, 80, 82 - 89, 91 - 97 Ухотского участкового лесничества Каргопольского лесничества (участок бывшего совхоз «Ухотский»); № 10 - 12, 18, 19, 24 - 26, 31 - 33, 36 - 39, 51, 60, 61, 66, 67, 168, 170 Печниковского участкового лесничества Каргопольского лесничества; № 128, 129, 136 – 141 Тихманьгского участкового лесничества Каргопольского лесничества; № 14, 15, 18, 34 Кречетовского участкового лесничества Каргопольского лесничества (кроме выделов 10, 13, 16, 18-20).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Группа компаний «УЛК», адрес: 165210, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 10.02.2022, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2023, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Предприниматель, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, вынося оспариваемое распоряжение и предоставляя земельные участки, которые на праве аренды используются Предпринимателем, для реализации инвестиционного проекта третьему лицу, Министерство не учло положение статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), устанавливающее право на заключение договора аренды по его прекращению на новый срок. Включение данных земельных участков в 2016 году в Перечень, как считает Предприниматель, предопределило их судьбу, а именно их изъятие у заявителя по окончанию срока действия договора аренды. Предприниматель настаивает, что включение спорных участков в указанный перечень напрямую повлияло на его права и законные интересы.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.08.2023 рассмотрение кассационной жалобы отложено на 20.09.2023. Определением суда от 19.09.2023 произведена замена состава суда в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), судья Толкунов В.М. заменен на судью Соколову С.В.
В судебном заседании Предприниматель поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с протоколами от 05.05.2006 № 617 и 618 о результатах лесных конкурсов на право аренды сроком на 15 лет лесных участков по лесным массивам Печниковского лесничества ФГУ «Каргопольский лесхоз», кварталы № 10-12, 18, 19, 24-36, 31-33, 36-39, 51, 60, 61, 66, 67, 168, 170, и Кречетовского лесничества ФГУ «Каргопольский лесхоз», кварталы № 14, 15, 18, 34 (кроме выделов 10, 13, 16, 18-20) Предприниматель признан их победителем.
В соответствии с протоколом от 28.07.2006 № 654 Предприниматель признан победителем конкурса на право заключения сроком на 25 лет договора аренды лесных участков по лесным массивам Тихманьгского лесничества ФГУ «Каргопольский лесхоз», кварталы № 128, 129, 136-141.
В соответствии с протоколами от 05.05.2006 № 617, 618, и от 24.07.2006 № 654 между Департаментом лесного комплекса Архангельской области и Предпринимателем были заключены договоры аренды участков лесного фонда соответственно от 01.06.2006 № 40 и от 21.08.2006 № 41, на базе которых в последствии был заключен договор аренды от 28.09.2007 № 38 сроком действия до 20.08.2021.
Согласно протоколам от 21.12.2006 № 11 и 15 Предприниматель признан победителем конкурсов на право заключения сроком на 20 лет договора аренды лесных участков по лесным массивам в Каргопольском сельском лесхозе-филиале, леса бывшего совхоза «Ухотский», кварталы № 1, 3, 10-14, 16, 31-34, 50-56, 58, 60-65, 76-78, 80, 91-93, леса бывшего совхоза «Штурм», кварталы № 90-94, леса бывшего совхоза «Ухотский», кварталы № 35, 36, 59, 69-75, 82-89, 94-97 и с ним был заключен договор аренды лесного участка от 28.09.2007 № 39.
На основании заявления Предпринимателя от 12.10.2009 об объединении договоров от 28.09.2007 № 38 и № 39 между арендодателем и арендатором был заключен договор от 20.11.2009 № 106 (далее – договор № 106) в отношении лесных участков, указанных в договорах № 38 и 39, сроком действия до 20.08.2021.
В 2021 году Предприниматель обратился в Министерство с заявлениями о заключении с ним нового договора аренды лесного участка без проведения торгов сроком на 49 лет.
Распоряжениями Министерства от 26.05.2021 № 631р и от 24.06.2021 № 764-р Предпринимателю отказано в заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов в связи с несоблюдением пунктов 1, 3, 4, 7 части 2 статьи 74 ЛК РФ. Распоряжение от 24.06.2021 № 764-р было оспорено Предпринимателем в суде. Решением Арбитражного суда Архангельской области от 14.12.2021 по делу № А05-8417/2021, вступившим в законную силу 10.02.2022, Предпринимателю отказано в признании недействительным оспариваемого распоряжения.
Предприниматель, ссылаясь на то, что в ходе рассмотрения дела № А05-8417/2021 ему стало известно о включении распоряжением Министерства от 19.07.2016 № 1085р лесных участков, являвшихся предметом договора № 106, в перечень участков, предоставленных обществу с ограниченной ответственностью «Устьянская лесоперерабатывающая компания» (далее – ООО «УЛК») для реализации инвестиционного проекта, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суды двух инстанций не усмотрели оснований для удовлетворения заявления.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Предпринимателя не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 22 ЛК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
Подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 22 ЛК РФ).
В рассматриваемом периоде действовало Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 419 (далее – Положение № 419).
В Положении № 419 определено, что основанием для включения инвестиционного проекта в перечень является решение об утверждении заявки на реализацию инвестиционного проекта, представленного коммерческой организацией, желающей реализовать инвестиционный проект, в отношении проектов, реализуемых на лесных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, принятое органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5).
Согласно подпункту «в» пункта 8 Положения № 419 заявка должна включать в себя концепцию инвестиционного проекта, содержащую (помимо прочего) сведения, касающиеся срока окупаемости инвестиционного проекта.
В силу подпункта «и» пункта 11 Положения № 419 решение об утверждении заявки должно содержать график с указанием сроков заключения договоров аренды лесных участков, включенных в перечень лесных участков, по годам с поквартальной разбивкой.
Постановлением Правительства Архангельской области от 12.07.2011 № 243-пп утвержден действовавший в рассматриваемом периоде Порядок отбора и утверждения заявок коммерческих организаций на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 12.07.2011 № 243-пп, согласно подпункту 3 пункта 7 которого в проект перечня лесных участков, требуемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов в границах лесничеств Архангельской области, включаются в том числе лесные участки, освобождаемые из пользования по договорам аренды в период окупаемости приоритетного инвестиционного проекта.
Приказом Министерства промышленности и торговли от 20.12.2011 № 1779 в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в 2011 году включен инвестиционный проект ООО «УЛК» «Организация производства по переработке низкосортной древесины и отходов лесопиления на базе ООО «УЛК».
Распоряжением Министерства от 20.08.2015 № 910р (далее – распоряжение № 910) утверждена заявка ООО «УЛК» на внесение изменений в приоритетный инвестиционный проект в области освоения лесов, приложение к которому содержит перечень лесных участков, предоставляемых для реализации инвестиционного проекта, и график заключения договоров аренды лесных участков.
Распоряжением Министерства от 25.10.2019 № 1295р внесены изменения в приложение к распоряжению № 910р, согласно которому в перечень лесных участков, представляемых для реализации инвестиционного проекта, включены следующие лесные участки: Архангельская обл., МО «Каргопольский район», Каргопольское лесничество, Тихманьгское участковое лесничество, кварталы № 128, 129, 136-141, площадь участка 6079 га, кадастровый номер 29:05:093101:1; Архангельская обл., МО «Каргопольский район», Каргопольское лесничество, Ухотское участковое лесничество (участок бывшего совхоза «Штурм»), кварталы № 90-94, участок бывшего совхоза «Ухотский», кварталы № 1, 3, 10-14, 16, 31-36, 50-56, 58-65, 69-78, 80, 82-89, 91-97, площадь участка 17432 га, кадастровый номер 29:05:000000:84; Архангельская обл., МО «Каргопольский район», Каргопольское лесничество, Кречетовское участковое лесничество, кварталы № 14,15,18,34 (кроме выделов 10,13,16,18-20).
Срок заключения договора аренды указанных лесных участков данным приложением установлен не позднее 4-го квартала 2021 года.
Суды, оценивая приводимые заявителем обстоятельства, отметили, что само по себе включение в перечень лесных участков, предоставляемых для реализации инвестиционного проекта, и в график заключения договоров аренды лесных участков, находившихся в аренде у заявителя, не может служить достаточным основанием для признания его прав нарушенными.
Так, установленный по договору аренды от 20.11.2019 № 106 срок аренды лесных участков истекал 20.08.2021, то есть ранее срока заключения договоров аренды, отраженного в оспариваемом ненормативном акте.
На момент принятия оспариваемого распоряжения, которым в перечень лесных участков, предоставляемых для реализации инвестиционного проекта, включены лесные участки, находившиеся в аренде у Предпринимателя согласно договору № 106, Министерство уже располагало сведениями о наличии со стороны Предпринимателя нарушений пунктов 3 и 4 части 2 статьи 74 ЛК РФ, влекущих отказ в заключении договора аренды лесного участка на новый срок.
Судебными актами по делу № А05-8417/2021 подтверждено отсутствие у Предпринимателя права на преимущественное заключение договора аренды лесного участка, предоставленного по договору № 106, на новый срок.
Судами установлено, что на момент подачи заявления по настоящему спору Предприниматель утратил право пользования спорными лесными участками, а также преимущественное право на заключение нового договора аренды этих участков.
С учетом установленных обстоятельств суды пришли к выводу об отсутствии нарушенного права и законных интересов Предпринимателя в результате издания Министерством оспариваемого распоряжения.
Как отметили суды, оспаривая распоряжение Министерства от 19.07.2016 № 1085р, Предприниматель, по сути, выражал несогласие с отказом в заключении договора аренды на новый срок, пытаясь преодолеть обстоятельства, установленные судами в ходе рассмотрения дела № А05-8417/2021, что является недопустимым.
В кассационной жалобе в дополнение к ранее приводимым доводам, которым судами двух инстанций дана надлежащая оценка, Предприниматель приводит довод о том, что постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.06.20023 по делу № А05-9528/2021 отменены судебные акты нижестоящих судов и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, и считает данное обстоятельство значимым для рассмотрения настоящего дела.
Указанный довод подлежит отклонению. Как следует из судебных актов по названному делу, предметом спора являются условия договора № 106 в части сроков его действия, а именно о понуждении Министерства внести изменения в пункт 7.1 договора, установив срок его действия до 27.09.2027 и до 21.08.2031 в части аренды отдельных (поименованных) лесных участков. По результатам рассмотрения спора по делу № А05-9528/2021 у Министерства (в случае удовлетворения заявленных требований) может возникнуть обязанность по совершению определенных действий (например, внесения соответствующих изменений в спорный инвестиционный проект). Оснований полагать, что Министерство пор результатам рассмотрения дела № А05-9528/2021 не исполнит своей обязанности, у суда на настоящий момент не имеется.
При рассмотрении дела судами установлены и надлежаще оценены все существенные для дела обстоятельства. Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.02.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2023 по делу № А05-12884/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
И.Г. Савицкая
Судьи
О.А. Алешкевич
С.В. Соколова