ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-12954/2021 от 14.06.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

17 июня 2022 года

Дело №

А05-12954/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2022 года.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Кадулина А.В., Сапоткиной Т.И.,

при участии от Управления имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа ФИО1 (доверенность от 21.01.2022),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2022 по делу № А05-12954/2021,

у с т а н о в и л:

Управление имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа, адрес: 166000, Ненецкий автономный округ, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Управление округа), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, адрес: 163000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Росреестр), о признании незаконными действий по осуществлению государственной регистрации права собственности Ненецкого автономного округа в отношении следующих объектов недвижимого имущества:

- линии э/передач (ЛЭП-04 кВ) с кадастровым номером 83:00:070008:823, адрес: Ненецкий автономный округ, Заполярный р-н, п. Красное (запись о государственной регистрации права от 22.10.2021                                                 № 83:00:070008:823-29/188/2021-2);

- сооружения «Подготовка участка строительства, устройство наружных сетей и благоустройство для объекта строительства «Амбулатория в п. Красное Ненецкого автономного округа» (в части пожарной безопасности, наружных сетей связи, внешнего электроснабжения, наружных сетей канализации) Сети внешнего электроснабжения (кабель 0,4 кв. марки АВБбШв 4 x 95 мм2)» с кадастровым номером 83:00:070008:1366, адрес: Ненецкий автономный округ, Заполярный р-н, п. Красное (далее – Сооружение) (запись о государственной регистрации права от 17.09.2021 № 83:00:070008:1366-29/188/2021-2);

- земельного участка площадью 175 кв. м с кадастровым номером 83:00:070008:643 (единое землепользование), адрес: Ненецкий автономный округ, п. Красное, под линию э/передач (ЛЭП-04 кВ) (запись о государственной регистрации права от 17.09.2021 № 83:00:070008:643-29/188/2021-3);

обязании Росреестра исключить из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) указанные записи о государственной регистрации права собственности Ненецкого автономного округа на упомянутые выше объекты недвижимого имущества.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация сельского поселения «Приморско-Куйский сельсовет» Заполярного района Ненецкого автономного округа, адрес: 166715, Ненецкий автономный округ, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Администрация поселения).

Решением от 20.01.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2022 данное решение отменено; требования удовлетворены.

Росреестр в кассационной жалобе просит отменить постановление апелляционного суда, ссылаясь на несоответствие выводов этого суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение апелляционным судом норм материального права, и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, указание в части 5.2 статьи 15 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) на подачу заявления публично-правовым образованием, в чью собственность переходит объект, не исключает применения части 2 статьи 19 этого Закона, устанавливающей обязанность органа, принявшего акт по распоряжению недвижимым имуществом, в пятидневный срок подать соответствующее заявление в регистрирующий орган; оспариваемые регистрационные действия совершены на основании актов, принятых уполномоченным органом местного самоуправления, не оспоренных в установленном порядке и не признанных недействительными, в отношении объектов, которые в силу закона не могут находиться в муниципальной собственности; заявителем избран ненадлежащий способ защиты права.  

Управление округа в отзыве на кассационную жалобу просит оставить  ее без удовлетворения, считая выводы апелляционного суда правильными.

В судебном заседании представитель Управления округа против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.

Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, в собственности муниципального образования «Приморско-Куйский сельсовет» Ненецкого автономного округа (далее – МО «Приморско-Куйский сельсовет») находились объекты с кадастровыми номерами 83:00:070008:823 (линия э/передач), 83:00:070008:1366 (Сооружение), а также земельный участок с кадастровым номером 83:00:070008:643 под линию э/передач.

Постановлением администрации муниципального образования «Приморско-Куйский сельсовет» Ненецкого автономного округа (в настоящее время Администрация поселения, далее также Администрация поселения) от 16.07.2021 № 88, принятым в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ (далее – Закон № 122-ФЗ) и решением Совета депутатов муниципального образования «Приморско-Куйский сельсовет» Ненецкого автономного округа от 22.12.2020 № 2 (118) «О согласовании перечня имущества, передаваемого безвозмездно из собственности МО «Приморско-Куйский сельсовет» НАО в государственную собственность Ненецкого автономного округа», утвержден перечень имущества, передаваемого в собственность Ненецкого автономного округа согласно приложению; указано на передачу в собственность Ненецкого автономного округа имущества, составляющего казну МО «Приморско-Куйский сельсовет», согласно приложению. В постановлении также указано, что в случае неподписания передаточного акта в установленный срок он утверждается Администрацией поселения; право собственности Ненецкого автономного округа возникает с момента утверждения передаточного акта (пункты 5, 6).

В перечне передаваемого имущества (приложение к постановлению) указаны линия э/передач, Сооружение, земельный участок с кадастровыми номерами 83:00:070008:823, 83:00:070008:1366, 83:00:070008:643 соответственно.

Главой МО «Приморско-Куйский сельсовет» подписан и утвержден передаточный акт от 16.07.2021 о передаче имущества, находящегося в собственности МО «Приморско-Куйский сельсовет», в собственность Ненецкого автономного округа, в том числе трех спорных объектов.

Постановлением Администрации поселения от 19.07.2021 № 88А в перечень имущества, подлежащего передаче, внесены изменения в части протяженности линии э/передач с кадастровым номером 83:00:070008:823 (11 000 м вместо ранее указанных 1100 м).

Главой МО «Приморско-Куйский сельсовет» подписан и утвержден передаточный акт от 19.07.2021 в отношении линии э/передач протяженностью 11 000 м.

Со стороны уполномоченного органа Ненецкого автономного округа передаточные акты подписаны не были.

На основании заявлений Администрации поселения от 07.09.2021 и приложенных к ним постановлений от 16.07.2021 № 88, от 19.07.2021 № 88А, передаточных актов от 16.07.2021, 19.07.2021 Управление Росреестра 17.09.2021 и 22.10.2021 осуществило государственную регистрацию права собственности Ненецкого автономного округа в отношении Сооружения с кадастровым номером  83:00:070008:1366 и земельного участка с кадастровым номером 83:00:070008:643 (17.09.2021), линии э/передач с кадастровым номером 83:00:070008:823 (22.10.2021).

Управление округа, считая, что государственная регистрация права собственности Ненецкого автономного округа на указанные выше объекты недвижимости произведена в нарушение закона без заявления уполномоченного органа Ненецкого автономного округа и на основании ненадлежащих документов,  обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Отношения, связанные с государственным кадастровым учетом объектов недвижимого имущества и государственной регистрацией прав на недвижимое имущество, регулируются Законом о регистрации.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке.

Частью 2 статьи 14 того же Закона установлены основания для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, к которым, в частности, относятся акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (пункт 1 части 2).

Согласно части 5 статьи 15 Закона о регистрации в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.

В силу части 5.2 статьи 15 Закона о регистрации (действующей в период совершения оспариваемых регистрационных действий) при осуществлении государственной регистрации прав в связи с переходом права собственности на государственное или муниципальное недвижимое имущество к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию не требуется представления заявления от имени публично-правового образования, право собственности которого прекращается в связи с его переходом.

Апелляционный суд, проанализировав приведенные положения Закона о регистрации, правомерно пришел к выводу, что государственная регистрация права собственности Ненецкого автономного округа на объекты недвижимого имущества не могла быть произведена без заявления уполномоченного органа, действующего от имени субъекта Российской Федерации.    

Как видно из документов, представленных Администрацией поселения на государственную регистрацию права собственности субъекта Российской Федерации - Ненецкого автономного округа, объекты передавались из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации со ссылкой на часть 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ. Установленный данной нормой порядок безвозмездной передачи имущества из одного уровня публичной собственности в другой, в том числе из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, предполагают наличие волеизъявления обеих сторон на передачу/принятие имущества, принятие решения уполномоченным органом как передающей стороны, так и принимающей стороны.      

Суд апелляционной инстанции, установив, что уполномоченный орган Ненецкого автономного округа не подавал заявление на государственную регистрацию права, передаточные акты со стороны Ненецкого автономного округа не подписаны и решение о принятии объектов в государственную собственность Ненецкого автономного округа отсутствует, правомерно признал оспариваемые действия Росреестра незаконными и удовлетворил заявленные требования.    

Довод подателя жалобы о применении апелляционным судом ненадлежащего способа защиты подлежит отклонению, поскольку исходя из установленных судом обстоятельств и с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010    № 10/22, оспаривание действий регистрирующего органа связано в данном случае не с разрешением спора о праве, а с нарушением Росреестром установленного порядка совершения регистрационных действий.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемое постановление законным, не находит установленных статьей 288 АПК РФ оснований для его отмены.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2022 по делу № А05-12954/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу – без удовлетворения.

Председательствующий

И.В. Сергеева

Судьи

А.В. Кадулин

 Т.И. Сапоткина