АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
01 сентября 2022 года | Дело № | А05-13085/2021 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Журавлевой О.Р., Родина Ю.А., рассмотрев 29.08.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива «Единство» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.01.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2022 по делу № А05-13085/2021, у с т а н о в и л: Министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, адрес: 163069, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском о взыскании с сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива «Единство», адрес: 165150, <...> - 19, ОГРН <***>, ИНН <***>, (далее - Кооператив), 5 286 076 руб. средств гранта (из них 5 021 765, руб. федерального бюджета и 264 310,30 руб. областного бюджета), предоставленного на основании соглашения от 21.12.2016 № 01-35/449 о предоставлении и использовании гранта для развития материально-технической базы. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Контрольно-счетная палата Архангельской области, адрес: 163069, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - КСП). Решением суда от 25.01.2022, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2022, заявленное требование удовлетворено. В кассационной жалобе Кооператив, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленного требования. Податель кассационной жалобы считает, что полученные им средства гранта использованы в соответствии с целевым назначением в соответствии с бизнес-планом проекта - на приобретение автомобиля с цистерной для транспортировки сырого молока членам Кооператива, а также сторонним фермерским хозяйствам; требование о возврате средств гранта предъявлено до истечения срока его использования. Лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, в целях реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области на 2013 - 2021 годы (далее - Государственная программа) постановлением правительства Архангельской области от 09.10.2012 № 436-пп утверждено Положение о порядке предоставления грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы (далее - Положение № 436). Протоколом от 20.12.2016 № 10 заседания конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора для предоставления грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы, а также распоряжением Министерства от 20.12.2016 № 636-р одним из победителей конкурсного отбора признан Кооператив. Министерство и Кооператив 21.12.2016 заключили соглашение № 01-35/449 о предоставлении и использовании гранта для развития материально-технической базы (далее - Соглашение), по условиям которого Министерство предоставляет Кооперативу на безвозмездной основе 5 286 076 руб. гранта для развития материально-технической базы (из них 5 021765,70 руб. федерального бюджета, 264 310,30 руб. областного бюджета), с требованием последующего подтверждения использования полученных средств на цели, установленные планом расходов гранта, приведенном в приложении 1. Платежными поручениями от 21.12.2016 № 447323, 444498 Министерство перечислило Кооперативу 5 286 076 руб. По результатам проведенного контрольного мероприятия по вопросу соблюдения порядка и условий предоставления, получения и расходования субсидий, выделенных сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы в рамках реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области КСП составила акт от 25.06.2021 и вынесла Министерству представление от 27.09.2021 № 01-02/952 о принятии мер к возврату 5 286 076 руб. средств гранта для развития материально-технической базы. Основанием для вынесения указанного представления послужили выводы КСП о несоответствии Кооператива статусу получателя субсидии, нарушении условий и порядка предоставления субсидии, а также нарушении Кооперативом пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 3, подпункта 5, 6, абзаца 9 пункта 11 Положения, пунктов 2.3.2, 2.3.4, 2.3.7, 2.3.8 Соглашения. В ходе указанной проверки КСП установила, что в составе заявки на конкурс Кооператив представил недостоверные сведения о собственных и заемных средствах, планируемых к использованию при расходовании гранта; не создал неделимый фонд Кооператива; не выполнил условие о включении имущества, приобретенного с использованием средств гранта на 11 430 000 руб. в неделимый фонд Кооператива, который на момент проверки не создан; не выполнил условие о реализации проекта по развитию материально технической базы Кооператива, представленного на конкурс (не заключил договоры с молокоперерабатывающими предприятиями Архангельской области и с производителями сырого молока Вельского района с целью осуществления оптовых поставок сырья на завод; не обеспечил членов Кооператива и фермерские хозяйства специализированным транспортом для транспортировки сырья); не выполнил условие о приросте реализации молока, собранного у сельскохозяйственных товаропроизводителей, на 1% в год. Также КСП установлено, что с 2016 года Кооператив осуществлял реализацию только транспортных услуг, услуг перевозки и аренды техники, которые не относятся к сбытовой или перерабатывающей деятельности. С учетом установленных обстоятельств Министерство направило Кооперативу требование от 18.10.2021 № 205-01/5124 о возврате 5 286 076 руб. бюджетных средств. Оставление Кооперативом без удовлетворения данного требования послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском. Суд первой инстанции, изучив обстоятельства дела, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные в материалы дела доказательства, установив, что Кооператив не соответствовал требованиям, предъявляемым к претендентам на получение гранта, что следовало рассматривать как нарушение им условий предоставления государственной финансовой помощи, и не выполнил условия Соглашения, признал обоснованным и удовлетворил заявленное Министерством требование о возврате 5 286 076 руб. бюджетных средств. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего. В соответствии с абзацем пятым статьи 69 БК РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий, в том числе юридическим лицам. Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг. Пунктом 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам, предпринимателям предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации Приложением 12 к Закону Архангельской области от 18.12.2015 № 375-22-03 «Об областном бюджете на 2016 год» утвержден порядок предоставления в 2016 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, которым регламентирован, в том числе порядок оказания государственной поддержки сельскохозяйственного производства на территории Архангельской области (далее - Порядок). Подпунктом «э» пункта 9.1 названного Порядка предусмотрено оказание государственной поддержки в виде субсидий в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области на 2013 - 2020 годы (далее - госпрограмма) сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы. В силу пункта 9.3 Порядка субсидии и гранты предоставляются при условии заключения соглашений между министерством агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Архангельской области и получателями субсидий (далее - соглашения). Условия и порядок предоставления субсидий и грантов устанавливаются постановлением Правительства Архангельской области. Порядок и условия предоставления грантов сельскохозяйственным кооперативам для развития материально-технической базы в 2016 году регламентировались Положением № 426 и Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджетам субъектов Российской Федерации на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2015 № 623 (далее - Правила № 623). Подпунктом «а» пункта 3 Правил № 623 установлено, что сельскохозяйственный потребительский кооператив - сельскохозяйственный потребительский (перерабатывающий и сбытовой) кооператив, объединяющий не менее 10 сельскохозяйственных товаропроизводителей на правах членов кооперативов (кроме ассоциированного членства), или потребительское общество, если 70% его выручки формируется за счет осуществления видов деятельности, аналогичных таким видам деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, как заготовка, хранение, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции. Согласно подпункту «в» пункта 3 Правил № 623 грант на развитие материально-технической базы - средства, передаваемые из бюджета субъекта Российской Федерации на счет неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива, открытый в кредитной организации, для софинансирования затрат сельскохозяйственного потребительского кооператива на развитие материально-технической базы, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки, предусмотренных Государственной программой, в целях развития на территории сельских поселений и межселенных территориях субъекта Российской Федерации сельскохозяйственной потребительской кооперации. В соответствии с Законом Архангельской области от 27.06.2007 № 367-19-03 «О государственной поддержке сельского хозяйства в Архангельской области и разграничении полномочий органов государственной власти Архангельской области по регулированию отношений в сфере рыболовства и аквакультуры (рыбоводства)» и Правилами № 623 постановлением Правительства Архангельской области от 09.10.2012 года № 436-пп «Об утверждении государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области на 2013-2021 г.г.» утверждено Положение о порядке предоставления грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы (Положение № 436). Как следует из пункта 3 Положения № 436, получателями грантов являются кооперативы, документально подтвердившие соответствие следующим условиям: 3) наличие плана по развитию деятельности кооператива со сроком окупаемости не более 5 лет (далее - бизнес-план); 4) представление плана расходов с указанием наименований приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг (далее - приобретения), их количества, цены, источников финансирования (средств гранта, собственных средств); 5) кооператив обязуется направить собственные средства со счета неделимого фонда кооператива, открытого в кредитной организации, в размере не менее 40% затрат по всем платежам на развитие материально-технической базы, софинансируемых за счет средств гранта; 6) кооператив обязуется использовать средства гранта в течение 18 месяцев со дня поступления средств на счет неделимого фонда кооператива, открытого в кредитной организации, и использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие материально-технической базы кооператива; 7) кооператив обязуется включить в неделимый фонд кооператива имущество, приобретенное с использованием средств гранта; 10) кооператив обязуется обеспечить прирост реализации молока, собранного у сельскохозяйственных товаропроизводителей, не менее чем на 1% в год; 11) кооператив обязуется осуществлять деятельность в течение не менее пяти лет со дня заключения соглашения о предоставлении гранта; 12) наличие расчетного счета в кредитной организации, на котором находятся средства неделимого фонда. Для получения гранта заявитель в целях подтверждения соответствия условиям конкурса представляет в министерство, в том числе бизнес-план - документ по развитию кооператива (составляется не менее чем на пять лет, первый год - ежемесячно), определяющий состав, содержание, производственные процессы и данные об экономической, бюджетной и социальной эффективности (оценка затрат и результатов, эффективность использования, окупаемость вложений по проекту), технологии, способы, сроки и особенности реализации мероприятий по проекту, по направлению деятельности, определенному программой; план расходов запрашиваемых средств гранта (далее - план расходов) по форме, утверждаемой постановлением министерства, с указанием наименований приобретений, их количества, цены, источников финансирования (средств гранта, собственных средств в размере не менее 40% от стоимости каждого наименования приобретения); выписку из банковского счета кооператива, подтверждающую наличие денежных средств на счете неделимого фонда кооператива в размере не менее 10% от затрат по всем платежам на развитие материально-технической базы, указанных в представленном плане расходов, заверенную кредитной организацией (пункт 11 Положения № 436). Согласно пункту 23 Положения № 436 для заключения соглашения получатель гранта должен не менее чем за пять дней до истечения срока, указанного в абзаце первом пункта 24 этого Положения, представить в министерство выписку из банковского счета кооператива, подтверждающую наличие денежных средств на счете неделимого фонда кооператива в размере не менее 40% от затрат по всем платежам на развитие материально-технической базы, указанных в представленном плане расходов, заверенную кредитной организацией. В случае выявления министерством агропромышленного комплекса и торговли нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями, а также условий соглашений соответствующий объем субсидий подлежит возврату в областной бюджет в течение 15 дней со дня предъявления министерством агропромышленного комплекса и торговли соответствующего требования. При невозврате бюджетных средств в установленный срок они подлежат взысканию министерством агропромышленного комплекса и торговли в судебном порядке (пункт 9.8 Порядка). Суды установили, что в составе конкурсных документов Кооператив представил бизнес-проект «Приобретение автомобиля с цистерной для транспортировки молока», целью которого являлась организация услуг по перевозке сырого молока членам Кооператива, а также сторонним фермерским хозяйствам, в связи с чем Кооператив обязался заключить договоры с молокоперерабатывающими предприятиями Архангельской области и производителями сырого молока Вельского района для осуществления оптовых поставок сырья на завод и переработчику. По результатам конкурса Кооперативом и Министерством заключено Соглашение о предоставлении Кооперативу на безвозмездной основе 5 286 076 руб. субсидии (гранта) на приобретение молоковозаобщей стоимостью 8 810 126,70 руб. Условиями названного Соглашения также установлены обязательства Кооператива направить собственные средства со счета неделимого фонда в размере не менее 40% затрат по всем платежам на развитие материально-технической базы, софинансируемых за счет средств гранта (пункт 2.3.1); реализовать проект по развитию материально технической базы Кооператива и использовать грант в соответствии с целями, условиями и в сроки, установленными планом расходов (пункт 2.3.2); включить в неделимый фонд Кооператива имущество, приобретенное с использованием средств гранта (пункт 2.3.4); обеспечить прирост реализации молока, собранного у сельскохозяйственных товаропроизводителей, не менее чем на 1% в год (пункт 2.3.7); осуществлять деятельность в течение не менее пяти лет после получения гранта (пункт 2.3.8). Исследовав и оценив представленные доказательства, суды пришли к выводу о нецелевом использовании Кооперативом выделенных бюджетных средств. Суды установили, что в проверяемом (отчетном) периоде Кооператив не занимался сбытом и переработкой сельскохозяйственной продукции, не осуществлял предусмотренный бизнес-планом сбор молока у членов Кооператива и его реализацию на молокоперерабатывающие предприятия; в спорный период (с 2016 года по 2020 год) Кооператив оказывал только транспортные услуги, услуги по предоставлению техники, услуги перевозки, которые не относятся к сбытовой или перерабатывающей деятельности; так, услуги по транспортировке оказаны Кооперативом открытому акционерному обществу «Северное молоко» и акционерному обществу «Агрофирма «Вельская», которые не являлись членами Кооператива; всего объем оказанных услуг членам Кооператива составил 0,04% от всей выручки за 2018 год и 0,56% от всей выручки за 2020 год. Кроме того, Кооператив нарушил условия предоставления гранта в форме субсидии, представив недостоверные сведения на конкурс (в уставе кооператива создание неделимого фонда не предусмотрено, размер уставом не установлен, учет на субсчете «Неделимый фонд» не ведется). При таких обстоятельствах Кооперативом не представлены доказательства достижения результатов фактических показателей реализации бизнес-плана, исполнения условий Соглашения и целей Государственной программы. Следовательно, целевое использование денежных средств, выделенных Кооперативу в рамках Соглашения, бизнес-плана не подтверждено. С учетом изложенного суды, придя к выводу о том, что в проверяемом периоде Кооператив не соответствовал статусу получателя субсидии, нарушил условия предоставления субсидии (гранта) и не выполнил обязательств, установленных Соглашением, правомерно признали требование Министерства о возврате 5 286 076 руб. средств гранта законным и обоснованным. Довод кассационной жалобы о предъявлении Министерством требования о возврате средств гранта до истечения срока его использования отклоняется. Неисполнение условий Соглашения, на основании которого Кооперативу был предоставлен грант, является нарушением условий Соглашения в период срока его действия и признается в качестве основания для удовлетворения заявленного Министерством требования. Приведенные Кооперативом доводы не опровергают выводы судов и, по существу, направлены на иную оценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам дела и (или) нарушении требований процессуального законодательства. Поскольку фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.01.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2022 по делу № А05-13085/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива «Единство» - без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | С.В. Лущаев | |||
Судьи | О.Р. Журавлева Ю.А. Родин | |||