ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-13204/2021 от 02.11.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

02 ноября 2022 года

Дело №

А05-13204/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Васильевой Е.С., Лущаева С.В.,

рассмотрев 01.11.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Онега-Водоканал» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09.02.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2022 по делу № А05-13204/2021,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Онега-Водоканал», адрес: 164840, Архангельская обл., г. Онега, пр. Ленина, д. 96, корп. А, кв. 4,
ОГРН 1132920000564, ИНН 2906008059 (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными вынесенных 22.10.2021 Северным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, адрес: 163000, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 14, ОГРН 1042900024562,
ИНН 2901127831 (далее – Управление), требований № 07-02-01/13817 о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год, № 07-02-07/13816 об уплате пеней за несвоевременное и неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год.

Решением суда первой инстанции от 09.02.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.04.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 09.02.2022 и постановление от 19.04.2022, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.

По мнению подателя кассационной жалобы, суд первой инстанции не учел, что в 2019 году у Общества имелся утвержденный план снижения сбросов, предусматривавший поэтапное достижение утвержденных нормативов допустимых сбросов по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы, а информация, изложенная в письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17.04.2020 № 12-47/9513, в 2019 году не могла быть известна Обществу; поскольку Управление дважды письменно проинформировало Общество об отсутствии установленного порядка выдачи разрешения на временные сбросы загрязняющих веществ, Общество не обращалось с заявлением о выдаче такого разрешения в 2019 году. Заявитель отмечает, что суды двух инстанций не оценили доводы представителей Управления о том, что в 2019 году не выдавались разрешения на временно разрешенные сбросы, не устанавливались лимиты на такие сбросы в отношении объектов IIкатегории, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; суды не исследовали письмо Минприроды России от 17.04.2020 № 12-47/9513 на соответствие действующему законодательству. Суды двух инстанций не оценили тот факт, что в 2019 году Общество не могло получить разрешение на временно разрешенные сбросы ввиду отсутствия в указанный период утвержденного порядка выдачи таких разрешений.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

От Общества через систему электронной подачи документов «Мой арбитр» 14.10.2022 поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.

Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в нем не направило, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, по результатам проверки представленной Обществом уточненной декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год (№ 3324310) Управление выявило, что в разделе 2 такой декларации «Расчет суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты» были указаны реквизиты разрешительного документа на сброс загрязняющих веществ, действовавшего до 21.03.2019, а также временно разрешенные сбросы загрязняющих веществ в отсутствие у Общества разрешения на такие сбросы.

Ранее после представления Обществом первичной декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год Управление направило Обществу требование от 26.11.2020, в котором указало, что декларация поступила в уполномоченный орган 04.04.2019, разрешение на временные сбросы Обществу не выдавалось, в разделе 2 декларации указаны реквизиты разрешительного документа на сброс загрязняющих веществ, действовавшего до 21.03.2019, в связи с чем Общество исчислило плату за негативное воздействие на окружающую среду с нарушением пунктов 12, 21 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 (далее – Правила № 255).

В ответ на данное требование Общество в письме от 21.12.2020 № 1713 сообщило, что в начале 2019 года у него имелось действовавшее до 21.03.2019 разрешение на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты. До истечения срока действия такого разрешения Общество, руководствуясь статьей 23.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), обратилось к Управлению за разъяснением порядка выдачи разрешений на временно разрешенные сбросы загрязняющих веществ. В ответ на данное обращение Обществу было сообщено, что разрешение на временно разрешенные сбросы получить невозможно ввиду отсутствия утвержденного порядка выдачи таких разрешений. Поскольку в 2019 году порядок выдачи упомянутых разрешений так и не был утвержден и Общество не могло его получить, отсутствуют основания для применения предусмотренного Правилами № 255 повышающего коэффициента для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В связи с отсутствием у Общества разрешения на временные сбросы Управление произвело расчет платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты с применением повышающего коэффициента 25, направило Обществу требования от 22.10.2021 № 07-02-01/13817 и 07-02-01/13816 об уплате
370 519 руб. 69 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год, 49 174 руб. 72 коп. пеней за нарушение сроков внесения указанной суммы платы.

Не согласившись с выставленными Управление требованиями, Общество оспорило их в судебном порядке.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

В соответствии со статьей 3 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Согласно части 1 статьи 16 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за выбросы загрязняющих веществв атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

В силу части 4 статьи 16.2 Закона № 7-ФЗ при определении платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

На основании части 13 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ были утверждены Правила № 255, регламентирующие порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 8 Правил № 255 (здесь и далее в редакции, действовавшей в спорный отчетный период) плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 № 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных постановлением № 913 и постановлением № 1148, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).

В соответствии с пунктом 12 Правил № 255 при отсутствии комплексных экологических разрешений у лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, а также при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов такие лица для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21(1) названных Правил, а в отношении расчета платы за размещение твердых коммунальных отходов – формулу, указанную в пункте 18(2) указанных Правил.

Согласно части 7 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктами 3 и 4 названной статьи.

Судами установлено и Обществом не опровергнуто, что в связи с отсутствием у Общества разрешения на сброс загрязняющих веществ в 2019 году (после истечения срока действия ранее выданного разрешения) плата за негативное воздействие на окружающую среду рассчитана Управлением с учетом вышеприведенных пунктов Правил № 255 с применением повышающего коэффициента 25.

Соответствующий расчет сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду и начисленных на нее пеней, указанный в оспариваемых требованиях Управления, судами проверен, признан правильным и не опровергнут Обществом.

Как обоснованно отметили суды, у Общества отсутствовали как разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты, так и разрешение на временно разрешенные сбросы.

Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отметили, что в спорном периоде деятельность Общества оказывала негативное воздействие на окружающую среду, у Общества отсутствовали соответствующие разрешения, что в силу перечисленных положений Закона № 7-ФЗ и Правил
№ 255 повлекло возникновение у него обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением повышающего коэффициента.

Ссылка Общества на отсутствие в 2019 году порядка выдачи разрешения на временно разрешенные сбросы, предусмотренные статьей 23.1 Закона
№ 7-ФЗ, не может быть принята во внимание с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, в том числе отсутствия у Общества разрешений на сброс загрязняющих веществ в водные объекты.

Суды двух инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства, констатировали, что Общество фактически не обращалось к Управлению с заявлениями о выдаче разрешений на временно разрешенные сбросы.

Кроме того, суды двух инстанций правомерно отметили, что из представленных Обществом в материалы дела писем от 09.12.2019 № 1893, от 04.03.2019 № 375 следует, что фактически Общество обращалось в уполномоченный орган за разъяснениями, касающимися порядка согласования плана мероприятий по охране окружающей среды и установления временно разрешенных сбросов для объектов II категории негативного воздействия на окружающую среду, а также порядка выдачи разрешения на временные сбросы, а не с заявлениями о выдаче таких разрешений.

При установленных по делу фактических обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований.

Кассационная инстанция не усмотрела нарушения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов в оспариваемой Обществом части и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

            При подаче кассационной жалобы Общество по платежному поручению от 12.09.2022 № 989 уплатило 3000 руб. государственной пошлины. С учетом положений подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченные подателем кассационной жалобы 1500 руб. государственной пошлины подлежат возврату ему из федерального бюджета.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 09.02.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2022 по делу № А05-13204/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Онега-Водоканал» – без удовлетворения.

            Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Онега-Водоканал», адрес: 164840, Архангельская обл., г. Онега, пр. Ленина, д. 96,
корп. А, кв. 4, ОГРН 1132920000564, ИНН 2906008059, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченных по платежному поручению от 12.09.2022 № 989.

Председательствующий

С.В. Соколова

Судьи

Е.С. Васильева

С.В. Лущаев