АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
31 августа 2023 года | Дело № | А05-13389/2022 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Толкунова В.М., при участии от акционерного общества «Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат» ФИО1 (доверенность от 08.04.2021), рассмотрев 30.08.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.03.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2023 по делу № А05-13389/2022, установил: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, адрес: 163069, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Министерство), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к акционерному обществу «Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат», адрес: 168840, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), о понуждении в срок до 01.08.2023 ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную в выделе 34 квартала 37 Унежемского участкового лесничества (географические координаты № 63.76689°, E 036.64046°). К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное учреждение «Администрация муниципального образования «Золотухское», адрес: 164892, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Администрация). Решением Арбитражного суда Архангельской области от 10.03.2023, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2023, заявленные требования удовлетворены. В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, у него отсутствуют какие-либо законные основания для проведения работ по ликвидации несанкционированной свалки отходов, поскольку региональный оператор – общество с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор» (далее – ООО«ЭкоИнтегратор»), являющийся единственной специализированной организацией в области обращения с твердыми бытовыми отходами, отказал в заключении договора на вывоз и утилизацию мусора. Согласно письму Министерства от 30.09.2022 № 204-14/10098 иных способов (в том числе ручным способом), позволяющих Обществу, как арендатору лесного участка, на законных основаниях проводить работы по ликвидации несанкционированной свалки на арендованном участке при условии сохранения лесных насаждений, растительного покрова и почв, не имеется. В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, Обществу на основании договора от 26.09.2008 № 434 аренды лесных участков (далее – Договор) с целью заготовки древесиныпредоставлен лесной участок, площадью 415 436 га в составе лесного фонда Онежского лесничества, в состав которого входит Унежемское участковое лесничество. Государственным казенным учреждением Архангельской области «Онежское лесничество» в ходе патрулирования 15.07.2022 установлено, что в выделе 34 квартала 37 Унежемского участкового лесничества (географические координаты № 63.76689° Е 036.64046°) расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, площадью 0,5230 га. Данное обстоятельство зафиксировано в акте патрулирования лесов от 15.07.2022 № 3. Министерство направило в адрес Общества письмо от 22.07.2022 № 204-14/7684 с требованием в срок не позднее 31.08.2022 ликвидировать вышеназванную несанкционированную свалку, расположенную на арендуемом Обществом лесном участке в квартале 37 Унежемского участкового лесничества (получено Обществом 28.07.2022). Отказ Общества от исполнения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки послужил основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с рассматриваемым иском. Суды двух инстанций пришли к выводу об обоснованности исковых требований. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению в силу следующего. Частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) и другими федеральными законами. Согласно статье 1 Закона № 7-ФЗ к объектам накопленного вреда окружающей среде относятся в том числе территории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, а также объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде. Законом № 7-ФЗ на юридические и физические лица, которые осуществляют эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, возложена обязанность обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (пункт 2 статьи 39). В силу пунктов 1 и 2 статьи 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается. В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 28.12.2001 № 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), являются несанкционированными свалками отходов. При этом согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся. Согласно подпункту «а» пункта 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2047, в лесах не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды. Подпунктами 3.4.1, 3.4.10 и 3.4.12 пункта 3.4 Договора предусмотрено, что в обязанности арендатора входит использование лесных участков по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами и договором, соблюдение на предоставленных ему в аренду лесных участках правила пожар безопасности, а также соблюдение правил санитарной безопасности в лесах, осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий в объемах и в сроки, которые указаны в проекте освоения лесов. Таким образом, в силу приведенных нормативных положений Общество, являясь арендатором лесного участка, несет ответственность за надлежащее содержание этого участка и обязано осуществлять мероприятия по устранению выявленных нарушений (ликвидации несанкционированной свалки отходов). Факт расположения несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, площадью 0,5230 га на лесном уч астке, арендуемым Обществом, а именно: выделе 34 квартала 37 Унежемского участкового лесничества (географические координаты № 63.76689° Е 036.64046°), зафиксирован в акте патрулирования лесов от 15.07.2022 № 3 и по существу Обществом не оспаривается. Судами обоснованно отклонен довод Общества о невозможности ликвидирования спорной свалки по причине отказа регионального оператора – ООО «ЭкоИнтегратор» в заключении договора на вывоз и утилизацию мусора. Отказ регионального оператора от заключения указанного договора не освобождает лесопользователя от исполнения законодательно возложенной обязанности по надлежащему содержанию лесного участка и не свидетельствует о невозможности ликвидации загрязнения арендованного участка. Как справедливо отметили суды, в письме от 30.09.2022 № 204-14/10098 Министерство по заявлению Общества разъяснило порядок ликвидации спорной свалки. Так, в частности Министерство указало, что ликвидация несанкционированной свалки возможна путем заключения договора на вывоз и утилизацию размещенных на ней отходов со специализированной организацией, обладающей лицензией на данный вид деятельности; уборка отходов должна быть произведена способом (ручным или механизированным), обеспечивающим максимальное сохранение лесных насаждений, растительного покрова и почв (л.д. 42). Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в разделе «Реестр лицензий», на территории Архангельской области ведут деятельность 188 организаций, имеющих действующую лицензию на транспортирование отходов. Более того, сам ответчик имеет действующую лицензию на размещение, транспортирование и утилизацию отходов (лицензия от 24.12.2015 № ЛО20-0011153339). Принимая во внимание изложенное, суды двух инстанций, установив, что требование Министерства, изложенное в письме от 22.07.2022 № 204-14/7684, о ликвидации свалки в установленный срок не исполнено Обществом, обоснованно удовлетворили заявленные требования. При рассмотрении дела судами установлены и надлежаще оценены все существенные для дела обстоятельства. Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.03.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2023 по делу № А05-13389/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества «Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат» – без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | И.Г. Савицкая | |||
Судьи | О.А. Алешкевич В.М. Толкунов | |||