ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru
11 марта 2020 года
г. Вологда
Дело № А05-13456/2019
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Потеевой А.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Энергосфера» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 декабря 2019 года, принятое в порядке упрощённого производства, по делу № А05-13456/2019,
у с т а н о в и л:
министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН <***>; адрес: <...>; далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Энергосфера» (ОГРН <***>; адрес: <...>; далее – Общество) о взыскании 80 099 руб. 51 коп. необоснованно полученных средств субсидии за 2018 год, 138 руб. 83 коп. пеней, начисленных за период с 24.10.2019 по 31.10.2019.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление Министерстварассмотрено судом в порядке упрощённого производства.
Решением от 23 декабря 2019 года суд удовлетворил исковые требования в полном объёме.
Общество обжаловало решение в апелляционном порядке, ссылаясь на неполное исследование судом обстоятельств дела. Податель жалобы отмечает, что отопительный период устанавливается администрацией муниципального образования и приравнивается к 251 суткам.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10
«О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощённом производстве» апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощённого производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьёй единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощённого производства и рассмотрении её без вызова сторон.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для её удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Министерством и Обществом заключён договор от 12.01.2018 № 12-Т на предоставление из областного бюджета субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения (далее – договор 2018).
Согласно договору Обществу из областного бюджета в 2018 году предоставляются субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения в соответствии Порядком предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения, утверждённым постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 № 487-пп «Об утверждении государственной программы Архангельской области «Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (2014 - 2020 годы).
В пункте 3.2.2 договора согласован плановый объём тепловой энергии, подлежащей отпуску в 2018 году населению и потребителям, приравненным к населению, на территории муниципального образования «Урдомское».
Пунктом 3.2.1 договора предусмотрено, что в качестве базовых величин для расчёта размера субсидии принимается, в том числе объём тепловой энергии (теплоносителя), поставленный населению и потребителям, приравненным к населению, в точках учёта тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определённый по показаниям приборов учёта тепловой энергии и (или) в случаях, допускаемых Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ), определённый в установленном порядке расчётным путём по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, установленным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (далее – Правила № 306).
Сторонами на 2019 год заключён аналогичный договор от 25.01.2019 № 62-Т на предоставление из областного бюджета субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения (далее –договор 2019).
Министерство на основании распоряжения руководителя от 11.07.2019 № 277-р в период с 4 по 27 сентября 2019 года провело внеплановую камеральную проверку соблюдения Обществом условий, целей и порядка предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения за 2018 год и период январь - июнь 2019 года.
В ходе проверки Министерство установило завышение в расчётах Общества объёма тепловой энергии на 111,693 Гкал, что повлекло за собой переплату средств субсидии из областного бюджета в размере 80 099 руб. 51 коп. Нарушение зафиксировано в акте от 27.09.2019 № 203/06-07/94.
Общество с результатами проверки не согласилось и направило в адрес Министерства возражения, которые были приобщены к акту проверки, однако на выводы, изложенные в нём, не повлияли.
Министерство направило Обществу требование от 03.10.2019 № 203/06-07/7184, в котором предложило в течение 15 дней со дня предъявления требования произвести возврат 80 099 руб. 51 коп. необоснованно полученных средств субсидии. Поскольку требование не было исполнено, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с положениями статей 69, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) предоставление субсидий юридическим лицам относится к бюджетным ассигнованиям, которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведённых из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 статьи 78 БК РФ закреплено, что субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом пунктом 3 статьи 78 БК РФ определено, что цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, должен быть определён нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий.
Порядок предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения утверждён постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013
№ 487-пп «Об утверждении государственной программы Архангельской области «Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (2014 - 2020 годы)» (далее – Порядок № 487-пп).
Пунктами 2 и 3 Порядка № 487-пп установлено, что главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление субсидии, является Министерство. Субсидии выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета и доведёнными лимитами бюджетных обязательств.
Согласно пунктам 4 и 4,1 Порядка № 487-пп субсидии предоставляются теплоснабжающим организациям после установления агентством для данных организаций экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию и льготных тарифов на тепловую энергию на текущий календарный год.
Целью предоставления субсидий является возмещение теплоснабжающим организациям недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения.
Из пунктов 5, 11 Порядка № 487-пп следует, что Министерство заключает с теплоснабжающими организациями договоры на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения, которые, в том числе, должны предусматривать порядок определения объёма тепловой энергии, поставленной теплоснабжающей организацией населению и потребителям, приравненным к населению.
В рассматриваемом случае в соответствии с положениями части 3 статьи 19 Закона № 190-ФЗ в связи с отсутствием в ряде многоквартирных жилых домов МО «Урдомское» общедомовых приборов учёта, учёт тепловой энергии в 2017, 2018 и 2019 годах осуществлялся расчётным путём с применением установленных нормативов.
Пунктом 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, предусмотрено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению утверждены в течение отопительного периода.
Продолжительность отопительного периода, принятая при расчёте нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах, жилых домов, расположенных на территории муниципального образования «Урдомское» муниципального образования «Ленский муниципальный район», исчислена в соответствии с пунктом 18 приложения № 1 к Правилам № 306, Актуализированной редакцией СНиП 23-01-99* и равна 8 месяцам.
В соответствии с пунктом 5 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг определяются в расчёте на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса.
В постановлении от 10.11.2011 № 8413/11 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указано, что в случае, если величина норматива определена как часть общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного жилого дома в течение отопительного периода, приходящаяся на отопительный период, она подлежит применению для определения платы за отопление только в течение этого периода. Если же величина норматива определена как часть общегодового количества тепловой энергии, приходящегося на каждый из 12 месяцев года независимо от того, относится этот месяц к отопительному периоду или нет, то оплата указанного общегодового количества тепловой энергии будет обеспечиваться только при условии применения величины норматива для исчисления ежемесячной платы.
Таким образом, в проверенном периоде Обществом суммарно за отопительный период потребителям могла быть выставлена плата за коммунальную услугу по отоплению, исчисленная по нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги, за 8 полных месяцев отопительного периода.
Апелляционная инстанция отклоняет доводы ответчика о необходимости определения объёма тепловой энергии за тот период, когда тепловая энергия поставлялась фактически, поскольку это возможно только в том случае, если исполнены требования законодательства об установке общедомового прибора учёта.
С учётом изложенного, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что Обществом завышен объём тепловой энергии, поставленной населению.
Нормативный расход тепловой энергии на отопление жилых домов, расположенных в МО «Урдомское» за полный месяц отопительного периода должен составлять 278,065 Гкал, исходя из 7129,86 кв.м общей площади в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учёта.
Фактический объём коммунального ресурса, предъявленный населению, проживающему в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учёта, за сентябрь 2017 года (в соответствии с актом проверки от 01.10.2018 № 203/06-07/87) и май-июнь 2018 года составил 389,758 Гкал.
Объём тепловой энергии, выставленный в платёжных документах населению и подтверждённый данными бухгалтерского учёта, за сентябрь 2017 года, май-июнь 2018 года на 111,693 Гкал превысил объём тепловой энергии, определённый расчётным путём по нормативам потребления коммунальной услуги за полный месяц отопительного периода.
Следовательно, суд правомерно взыскал с ответчика в пользу Министерства 80 099 руб. 51 коп. необоснованно полученных средств субсидии и удовлетворил требования о взыскании пеней в связи с неисполнением Обществом обязательства по возврату средств, с учётом положений пунктов 25 и 27 Порядка № 487-пп, а также пунктов 4.3.6 договоров 2018 и 2019.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании фактических обстоятельств дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясьстатьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 декабря 2019 года по делу № А05-13456/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Энергосфера» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
А.В. Потеева