АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
03 июля 2020 года | Дело № | А05-13467/2019 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Васильевой Е.С., Родина Ю.А., рассмотрев 30.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Северное морское пароходство» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.12.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2020 по делу № А05-13467/2019, у с т а н о в и л: Открытое акционерное общество «Северное морское пароходство», адрес: 163000, <...>, Решением суда первой инстанции от 25.12.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.03.2020, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано. В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 25.12.2019 и постановление от 25.03.2020, принять по делу новый судебный акт – об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя кассационной жалобы, придание Федеральным законом от 19.07.2018 № 199-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 199-ФЗ) обратной силы норме, изменившей ставку акциза по средним дистиллятам, ухудшило положение Общества, поскольку привело к уменьшению суммы акциза за июнь 2018 года, подлежавшей вычету; суды неправомерно не применили положения пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), не приняли во внимание письмо Министерства финансов Российской Федерации от 19.11.2018 № 03-13-08/83246; запрет на придание обратной силы актам законодательства о налогах и сборах, ухудшающих положение налогоплательщика, не зависит от подвергшегося изменению элемента налогообложения; норма пункта 2 статьи 5 НК РФ может применяться вне зависимости от придания Законом № 199-ФЗ обратной силы отдельным его положениям. В отзыве на кассационную жалобу Инспекция, считая решение от 25.12.2019 и постановление от 25.03.2020 законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу Общества – без удовлетворения. До начала судебного заседания от Инспекции поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя. Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направило, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки представленной Обществом 30.01.2019 уточненной (корректировка Указанным решением Обществу предложено уменьшить на 1 092 738 руб. акциз, начисленный к уменьшению из бюджета, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 05.09.2019 № 07-10/1/13234 апелляционная жалоба Общества на решение Инспекции оставлена без удовлетворения. Общество оспорило решение Инспекции в судебном порядке. Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы. Общество является налогоплательщиком акцизов и имеет свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами, от 17.06.2016 серии 29 № 02214007. Налогоплательщик 20.09.2018 представил в Инспекцию первичную декларацию по акцизам за июнь 2018 года, в которой указал сумму акциза (6 796 066 руб.), начисленную к уменьшению из бюджета по ставке 6665 руб. за тонну. Инспекция 26.09.2018 вынесла решение № 06-16/8631687 о возмещении акциза, заявленного Обществом к возмещению. Общество 30.01.2019 представило Инспекции уточненную налоговую декларацию по акцизам за июнь 2018 года, согласно которой сумма акциза, начисленная к уменьшению из бюджета по ставке 8662 руб. за тонну, составила 7 888 804 руб. В пояснениях, представленных в ходе налоговой проверки уточненной декларации, налогоплательщик указал, что применение в соответствии с Законом № 199-ФЗ с 01.06.2018 ставки акциза по средним дистиллятам в размере 6665 руб. за тонну ухудшило его положение как налогоплательщика, поскольку в результате ее применения уменьшилась сумма акциза, подлежащая возмещению Обществу из бюджета. Также Общество сослалось на разъяснения, изложенные в письме Минфина России от 19.11.2018 В оспариваемом решении, вынесенном по результатам камеральной налоговой проверки, Инспекция указала на неправомерное завышение Обществом на 1 939 067 руб. суммы акциза на средние дистилляты за июнь 2018 года, на 3 031 805 руб. суммы акциза, подлежащей вычету, что привело к завышению на 1 092 738 руб. суммы акциза, подлежащей уменьшению из бюджета. В соответствии с пунктом 11 статьи 181 НК РФ с 01.01.2016 средние дистилляты признаются подакцизными товарами. В силу подпункта 29 пункта 1 статьи 182 НК РФ объектом налогообложения акцизом признаются операции по получению средних дистиллятов российской организацией, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами, предусмотренное статьей 179.5 НК РФ. Согласно пункту 1 статьи 194 НК РФ сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной в соответствии со статьями 187 – 191 НК РФ. На основании пункта 11 статьи 187 НК РФ налоговая база по объекту налогообложения, указанному в подпункте 29 пункта 1 статьи 182 НК РФ, определяется как объем в натуральном выражении полученных средних дистиллятов. В соответствии со статьей 200 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам, определенную в соответствии со статьей 194 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты. Согласно пункту 22 статьи 200 НК РФ в редакции, действовавшей в рассматриваемый период, вычетам подлежат умноженные на коэффициент, установленный данным пунктом, суммы акциза, исчисленные при совершении операции, указанной в подпункте 29 пункта 1 статьи 182 НК РФ, при представлении документов, предусмотренных пунктом 22 статьи 201 НК РФ. При использовании полученных средних дистиллятов налогоплательщиком для бункеровки (заправки) водных судов и (или) установок и сооружений, указанных в статье 179.5 НК РФ, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или ином законном основании, применяется коэффициент, равный 2. В силу пункта 1 статьи 202 НК РФ сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком, осуществляющим операции, признаваемые объектом налогообложения в соответствии с главой 22 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты, предусмотренные статьей 200 НК РФ, сумма акциза, определяемая в соответствии со статьей 194 НК РФ. Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает сумму акциза, исчисленную по реализованным подакцизным товарам, налогоплательщик в этом налоговом периоде акциз не уплачивает (пункт 5 статьи 202 НК РФ). В соответствии с пунктом 1 статьи 203 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму акциза, исчисленную по операциям с подакцизными товарами, являющимся объектом налогообложения в соответствии главой 22 Налогового кодекса Российской Федерации, по итогам налогового периода полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями указанной статьи. Таким образом, независимо от налоговой ставки Общество имеет право на возмещение из бюджета суммы акциза в размере, превышающем фактически уплаченную (за счет применения коэффициента 2). Суды первой и апелляционной инстанций правомерно отклонили довод Общества о необходимости применения в рассматриваемом случае положений пункта 2 статьи 5 НК РФ. Статьей 2 Закона № 199-ФЗ внесены изменения в пункт 1 статьи 193 НК РФ в части ставки акциза по средним дистиллятам, указанная ставка снижена с В соответствии с пунктом 1 статьи 2 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. Как указано в пункте 4 статьи 5 НК РФ, акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона № 199-ФЗ он вступает в силу со дня его официального опубликования (19.07.2018), за исключением положений, для которых данной статьей установлены иные сроки вступления их в силу. Пунктом 4 статьи 3 Закона № 199-ФЗ установлено, что положения пункта 1 статьи 193 НК РФ (в редакции данного Федерального закона) в части ставок акцизов на автомобильный бензин класса 5, дизельное топливо и средние дистилляты, установленных на период с 01.06.2018 по 31.12.2018 включительно, применяются к операциям с указанными подакцизными товарами, совершенным с 01.06.2018. В рассматриваемом случае Закон № 199-ФЗ прямо предусматривает применение обратной силы к его положению, уменьшающему ставку акциза по средним дистиллятам. С учетом данных обстоятельств Инспекция пришла к правомерному выводу о необходимости применения Обществом при исчислении акциза по средним дистиллятам за июнь 2018 года ставки 6665 руб. за тонну, которая предусмотрена пунктом 1 статьи 193 НК РФ в редакции Закона № 199-ФЗ. В силу пункта 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Суды посчитали, что установленная Законом № 199-ФЗ с 01.06.2018 ставка акциза подлежала применению как при расчете суммы акциза, так и при расчете размера вычета. Суды первой и апелляционной инстанций указали, что изменение налоговой ставки в сторону ее уменьшения не может ухудшать положение налогоплательщика, а отказ в возмещении из бюджета денежных средств не может признаваться потерями Общества, поскольку применительно к специфике исчисления размера акциза и вычета, на который претендует налогоплательщик, установленная с 01.06.2018 ставка подлежит применению как при расчете суммы такого акциза, так и при расчете размера вычета, который с учетом коэффициента 2 в любом случае будет исчислен в двойном размере от суммы самого акциза. У налогоплательщика не изымается разница между суммой налоговых вычетов и суммой акциза, исчисленной по операциям со средними дистиллятами, эта разница в любом случае подлежит возмещению (зачету, возврату) Обществу за счет бюджета. Суды двух инстанций также отметили, что Закон № 199-ФЗ не содержит положений о применении ставки акциза по средним дистиллятам в зависимости от категории налогоплательщика и результатов его хозяйственной деятельности. Суды обоснованно отклонили ссылку Общества на разъяснения, содержащиеся в письме Минфина России от 19.11.2018 № 03-13-08/83246. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств по делу, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к полномочиям суда кассационной инстанции. Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа постановил: решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.12.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2020 по делу № А05-13467/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества «Северное морское пароходство» – без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | С.В. Соколова | |||
Судьи | Е.С. Васильева Ю.А. Родин | |||