ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-15055/17 от 17.10.2018 АС Северо-Западного округа

829/2018-51947(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 октября 2018 года.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Преснецовой Т.Г., судей Рудницкого Г.М., 

ФИО1,

рассмотрев 17.10.2018 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации,  кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному  округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.02.2018  (судья Быстров И.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 05.07.2018 (судьи Мурахина Н.В., Докшина А.Ю.,  Потеева А.В.) по делу № А05-15055/2017, 

у с т а н о в и л:

Администрация Мирного, место нахождения: 164170, Архангельская обл., 

<...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее -  Администрация), обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с  заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной  службы государственной регистрации, кадастра и картографии по  Архангельской области и Ненецкому автономному округу, место нахождения:  163000, <...>, ОГРН <***>, ИНН  <***> (далее – Управление Росреестра), от 07.08.2017 

 № 29/012/014/2017-254 об отказе в государственной регистрации  дополнительного соглашения от 18.04.2017 к договору аренды земельного  участка от 16.02.2010 № 68/10/Г. 

Применительно к правилам статьи 51 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве  заинтересованных лиц привлечены: ФИО2 и  муниципальное учреждение «Управление муниципального имущества,  строительства и городского хозяйства администрации Мирного», место  нахождения: 164170, <...>, ОГРН  <***>, ИНН <***>. 

Решением суда первой инстанции от 20.02.2018 требования  удовлетворены. 

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 05.07.2018 данное решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Управление Росреестра, ссылаясь на нарушение  судами норм материального и процессуального права и несоответствие 


выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и  постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в  удовлетворении заявления. 

Податель жалобы ссылается на отсутствие правовых оснований для  государственной регистрации дополнительного соглашения к договору,  поскольку, по его мнению, действующим законодательством не предусмотрена  необходимость государственной регистрации дополнительного соглашения к  договору аренду, который заключен на неопределенный срок и государственная  регистрация которого не требуется. 

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Лица, участвующие в деле и надлежаще извещенные о времени и месте  судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что в  соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее – АПК РФ) не может служить препятствием для  рассмотрения жалобы. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном  порядке. 

Как следует из материалов дела и установлено судами, ФИО2  принадлежит на праве собственности гараж площадью 25 кв.м с кадастровым  номером 29:25:010101:2238, расположенный по адресу: Архангельская обл., 

г. Мирный, гаражная зона «Песцы», блок 1а, гараж № 14, что подтверждается  свидетельством о государственной регистрации права от 05.04.2010 серии 

На основании постановления Администрации от 16.02.2010 № 310  Администрация (арендодатель) и ФИО2 (арендатор) заключили договор  от 16.02.2010 № 68/10/Г аренды земельного участка площадью 25 кв.м с  кадастровым номером 29:25:010101:2043 по указанному адресу для  размещения индивидуального гаража № 14, предназначенного для хранения  автотранспортного средства. 

В соответствии с пунктом 2.1 срок договора установлен на 3 года - с  16.02.2010 до 16.02.2013; договор вступает в силу с момента его  государственной регистрации. Государственная регистрация договора  произведена в установленном законом порядке 18.03.2010. 

Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи
от 16.02.2010 № 111.

В соответствии с пунктом 2.2 договора и положениями статьи 610, 621  Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) данный договор  возобновился на неопределенный срок, поскольку ни одна из сторон не заявила  о расторжении договора за один месяц до истечения срока договора. 

Администрация и ФИО2 подписали дополнительное соглашение 

от 18.04.2017 к договору аренды, которым определили размер и порядок  внесения арендных платежей, дополнили и изменили объем обязанностей  сторон и размер гражданско-правовых санкций по договору, в том числе  установили новый срок аренды земельного участка - с 18.04.2017 до 18.04.2020. 

Администрация обратилась в Управление Росреестра с заявлением 

от 24.04.2017 о государственной регистрации названного дополнительного  соглашения. 

Уведомлением от 25.04.2017 № 29/012/014/2017-254 Управление  Росреестра сначала приостановило, а затем уведомлением от 07.08.2017 

 № 29/012/014/2017-254 сообщило заявителю об отказе в государственной  регистрации дополнительного соглашения к договору аренды на основании  статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной 


регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ), мотивировав это тем,  что на момент подписания дополнительного соглашения договор аренды  является возобновленным на неопределенный срок, а государственная  регистрация подобных договоров аренды действующим законодательством не  установлена, в связи с чем, по мнению Управления Росреестра, не требуется  государственная регистрация дополнительного соглашения к такому договору. 

Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением,  полагая, что отказ Управления Росреестра не соответствует действующему  законодательству и нарушает ее права и законные интересы, а также ссылаясь  на то, что в данном случае законодательству не противоречат как изменение  срока аренды путем подписания дополнительного соглашения к договору, так и  заключение нового договора аренды земельного участка с собственником  объекта недвижимости, расположенного на арендуемом участке. 

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в  материалы дела доказательства, пришли к выводу о том, что представленное  дополнительное соглашение не противоречит действующему законодательству,  в данном случае стороны вправе заключить дополнительное соглашение к  возобновленному на неопределенный срок договору, определив срок его  действия, а также признали, что у Управления Росреестра отсутствовали  правовые основания для отказа в государственной регистрации  дополнительного соглашения, в связи с чем удовлетворили предъявленные  требования в полном объеме. 

Кассационная инстанция, исследовав материалы дела и изучив доводы,  приведенные в кассационной жалобе, не находит оснований для отмены  принятых по делу судебных актов в связи со следующим. 

В силу положений статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным  судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий  (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух  юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным  нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов  заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 

По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания  ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными  является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия  (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и  законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности. 

В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации  (далее – ЗК РФ) органами местного самоуправления осуществляются  управление и распоряжение земельными участками, находящимися в  муниципальной собственности. 

Пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ установлено, что договор аренды земельного  участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности,  заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением  случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи. 

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды  земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной  собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления  земельного участка, на котором расположены здания, сооружения,  собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым  эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения  или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса, на праве 


оперативного управления. 

Статьей 609 ГК РФ и статьей 26 ЗК РФ предусмотрено, что  государственной регистрации подлежат договоры аренды земельных участков,  заключенные на срок год и более. 

Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той  же форме, что и договор (пункт 1 статьи 452 ГК РФ). 

В соответствии со статьей 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится  обязательным для сторон с момента его заключения. 

Пунктом 3 статьи 433 ГК РФ предусмотрено, что договор, подлежащий  государственной регистрации, считается заключенным с момента его  регистрации. 

В силу части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ основаниями для  осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной  регистрации прав в числе прочих являются договоры и другие сделки в  отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с  законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого  имущества на момент совершения сделки. 

Как предусмотрено статьей 27 Закона № 218-ФЗ, в осуществлении  государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав  отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в  течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие  осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной  регистрации прав, указанные в статье 26 этого Закона. 

Проанализировав приведенные выше правовые нормы и установленные по  делу фактические обстоятельства, суды обоснованно признали, что в данном  случае на спорном земельном участке находится объект недвижимости,  принадлежащий арендатору на праве собственности, в силу чего последний  имеет исключительное право на предоставление данного участка в  пользование; продление арендных отношений оформлено посредством  заключения дополнительного соглашения, определившего срок аренды до 2020  года; заключение данного соглашения с собственником объекта недвижимости  не противоречит положениям земельного и гражданского законодательства,  поскольку в данном случае заключение нового договора аренды может  осуществляться без проведения торгов. 

Действующим законодательством не предусмотрено оснований для  проведения торгов при заключении как самого договора аренды земельного  участка, так и дополнительного соглашения к нему об установлении срока  аренды. 

Регистрация изменений, касающихся сроков действия договора аренды, не  истекших на момент обращения в Управление Росреестра, не противоречит  части 3 статьи 1 Закона № 218-ФЗ, согласно которой государственная  регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и  подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права  определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и  обременения недвижимого имущества. 

В силу части 1 статьи 9 Закона № 218-ФЗ в реестр прав на недвижимость  вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов  недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки  подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным  законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на  недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и  обременение объектов недвижимости. 


Представленное Администрацией на государственную регистрацию  дополнительное соглашение от 18.04.2017 по содержанию соответствует статье  9 Закона № 218-ФЗ, поскольку изменяет существующий на момент обращения в  Управление Росреестра срок действия аренды земельного участка. 

Таким образом, всесторонне и полно исследовав и оценив представленные  в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установив  совокупность обстоятельств, предусмотренных нормами 198, 200, 201 АПК РФ,  суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о наличии  оснований для признания решения регистрирующего органа об отказе в  государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды  не соответствующим законодательству и нарушающим права и законные  интересы Администрации, в связи с чем правомерно удовлетворили  предъявленные требования, обязав регистрирующий орган устранить  допущенные нарушения прав. 

В оспариваемых судебных актах приведены подробные мотивы, по  которым суды пришли к такому выводу, и указаны конкретные обстоятельства и  доказательства, исследованные и оцененные по правилам статьи 71 АПК РФ

Приведенные Управлением Росреестра доводы отклоняются  кассационным судом как основанные на неверном толковании норм  действующего законодательства, в том числе по мотивам, приведенным в  настоящем постановлении. 

Довод регистрирующего органа о нарушении положений земельного  законодательства при заключении дополнительного соглашения и  необходимости обязательного заключения нового договора аренды с  соблюдением соответствующей процедуры был подробно исследован судами и  получил надлежащую оценку, не согласиться с которой у суда кассационной  инстанции оснований не имеется. 

Суды обоснованно исходили из того, что данное обстоятельство не указано  в качестве основания для принятия оспариваемого решения от 07.08.2017 

 № 29/012/014/2017-254 об отказе в государственной регистрации  дополнительного соглашения. 

Ссылка заявителя на судебную практику по другим делам не может быть  принята во внимание кассационным судом, так как преюдициального значения  для настоящего дела, установленные в рамках других дел обстоятельства не  имеют, судебные акты приняты судами по конкретным делам, а в каждом  конкретном случае суды устанавливают фактические обстоятельства с учетом  представленных в материалы дела доказательств. 

С учетом изложенного доводы кассационной жалобы не влияют на  правильность выводов судов об удовлетворении заявления, поэтому не могут  служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном  порядке. 

При рассмотрении дела и вынесении судебных актов суды установили все  существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую  оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании  доказательств по делу, нормы материального права применены правильно.  Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием  для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не  установлено. 

С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для  отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы. 

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа 


п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.02.2018 и  постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда 

от 05.07.2018 по делу № А05-15055/2017 оставить без изменения, а  кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной  регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому  автономному округу – без удовлетворения. 

Председательствующий Т.Г. Преснецова

Судьи Г.М. Рудницкий 

ФИО1